Презентация на тему "Речевой этикет"

Презентация: Речевой этикет
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Речевой этикет" для 5-11 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 26 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Речевой этикет
    Слайд 1

    Речевой этикет

    Выполнила: Шепиль А.К. Студент группы ЗФ-408/070-4-1 Челябинск, 2016

  • Слайд 2

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Требования к речи педагога. Нарушения этики ведения диалога с учащимися. Правила речевого этикета

  • Слайд 3

    Этикетные нормыобщения. Речевой этикет.

    Речевой этикет: это система национально — специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности) это сумма ситуативно-тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником, социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. (М.Р.Григорьева)

  • Слайд 4

    Основные функции речевого этикета: · коммуникативная, · контактоустанавливающая, · призыва, · привлечения внимания, · функция вежливости и т.д.

  • Слайд 5

    Существуют общие правила речевого общения (вот некоторые из них): соблюдение условий успешного речевого общения (доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др.,) соблюдение специальных этикетных речевых формул (приветствие, обращение;фразы к «случаю»;эвфемизацияречи)

  • Слайд 6

    Требования к речи педагога

    Правильность  Точность  Логичность  Чистота  Выразительность Богатство  Уместность 

  • Слайд 7

    Правильность  соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми учитель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

  • Слайд 8

    Точность  соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Учитель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

  • Слайд 9

    Логичность  выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Учитель в общении с детьми учитывает, что в школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

  • Слайд 10

    Чистота  отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевогоразвития школьников (подражание), Учитель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Слайд 11

    Выразительность особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи учителя является мощным орудием воздействия на ребенка.  

  • Слайд 12

    Богатство  умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон учителя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в школьном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

  • Слайд 13

    Уместность  употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи учителя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики школьного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

  • Слайд 14

    Тональность общения: — (в узком понимании) — это его звуковая, интонационная характеристика, — (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как».

  • Слайд 15

    Тональность общения Имеет свои характерные особенности: заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. доброжелательность — не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.

  • Слайд 16

    Нарушения этики ведения диалога с учащимися

    Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие(И.П. Кузнецов): 1.Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться» 2. Ориентация лишь на запланированные цели «Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!»,

  • Слайд 17

    Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие(И.П. Кузнецов): 3. Акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми «Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала» 4. Мелочная нетерпимость, придирчивость «Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на стол», «Как можно не знать таких простых вещей?»

  • Слайд 18

    Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие(И.П. Кузнецов): 5.Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной неудовлетворительной оценке!»). 6. Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!») 7. Упреки («Сколько раз напоминала, а ты…», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать…!»)

  • Слайд 19

    Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие(И.П. Кузнецов): 8. Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого „профессора“! Лучше бы постригся»). 9. Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? СанчоПанса, правда? Такой же толстый и ленивый»). 10. Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что, в голове – две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

  • Слайд 20

    Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие(И.П. Кузнецов): 11. Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»). 12. Менторство(«Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно не знать элементарных вещей»).

  • Слайд 21

    Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие(И.П. Кузнецов): 13. Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей. 14. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

  • Слайд 22

    Нарушения этики ведения диалогас учащимися

    Вариации замечаний в адрес ученика: 1. Предписывающие замечания. Приказы. Команды. Указания. Предостережения. Угрозы. Нотации. Проповеди. Поучения. Советы. Предписания. 2. Подавляющие замечания.Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование. Поощрение. Положительное оценивание. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование. 3. Косвенные замечания.Насмешка. Сарказм. Поддразнивание. Развлекающие. Замечания.

  • Слайд 23

    ПРИМЕРЫ замечаний в адрес ученика: — Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы! — Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов! — Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бессмысленно, а? — Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление! — Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем, и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

  • Слайд 24

    правила речевого этикета

    не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы не повторяйте речевые ошибки учащихся, следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т.д.), не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну », «так значит», «в общем» и т.д.,

  • Слайд 25

    следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний, обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, на уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе, исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт.

  • Слайд 26

    «Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».  Д.С. Лихачев.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке