Презентация на тему "Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности"

Презентация: Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (4.33 Мб). Тема: "Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности". Предмет: философия. 42 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ: «ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОПРОСНО- ОТВЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

  • Слайд 2

    Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности

    Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. И. Кант. Критика чистого разума. Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

  • Слайд 3

    Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

  • Слайд 4

    Термин «вопрос» связан с термином «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема - это вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания, для ответа на которые нет достаточного на данный момент знания (информации). Проблемная ситуация - это такая ситуация (теоретическая или практическая), в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

  • Слайд 5

    Каждый вопрос состоит из трех элементов: базиса или предпосылки вопроса (исходное знание об объекте, о котором в вопросе запрашивается дополнительная информация); искомого знания, которое должно быть получено в ответе на вопрос; требования перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию). Например, начальник, задавая вопрос: «Кто звонил мне после 19 часов?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека. Но в то же время в данном вопросе содержится знание о том, что существует человек, звонивший начальнику после 19 часов. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим начальнику в указанное время.

  • Слайд 6

    Роль вопросно-ответных отношений в мыслительной деятельности

    Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний.

  • Слайд 7

    ВИДЫ ВОПРОСОВ

    Рассмотрим основные виды вопросов: 1. Семантика вопросов В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому о вопросе не говорят как об истинном или ложном. Вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания влияет на логический статус вопроса, определяя правильностьили неправильность его постановки.

  • Слайд 8

    Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание. Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом.(«Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?» Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.

  • Слайд 9

    2. Функции вопросов По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие и восполняющие. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?» Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что...»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...». Схема в символической записи — ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется. Явно выраженная в вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку). Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: рv 1 р. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.

  • Слайд 10

    Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?». Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Схема вопроса в символической записи: ? Q ( p ), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация. Область поиска ответов на вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. Поскольку ответ на вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

  • Слайд 11

    3. Структура вопросов Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — ? Q ( p ). Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (конъюнктивными); разделительными (дизъюнктивными); смешанными (соединительно-разделительными).

  • Слайд 12

    Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзом и. Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: (р л q ), т.е. «верно ли р и верно ли q ?». Пример такого вопроса:«Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?» Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?( Qiл Qz )( p ), т.е. «где и когда имело место р». Пример такого вопроса — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант — одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ? Q ( p л q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?». Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса — объединение первых двух: ( Qi л Q 2) (р л q), т.е. «где и когда имело место р и q?».

  • Слайд 13

    Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или. Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид: «верно р или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?» Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: «Q относится к р или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?».

  • Слайд 14

    Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?» Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема — ?(р). Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема — ? Q ( p ). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос.

  • Слайд 15

    Отношение к обсуждаемой теме В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы: вопросы по существу темы, не по существу темы. Вопрос по существу темы — это вопрос, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу темы — это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию. Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имевших отношения к делу.

  • Слайд 16

    ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

    Правила постановки простых и сложных вопросов 1. Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированными по содержанию и форме. 2. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. 3. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе. 4. Вопрос должен быть по возможности простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. 5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив.Например: "К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?". Здесь не указана третья альтернатива - суд надзорной инстанции.

  • Слайд 17

    Виды ответов

    Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного сужения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную либо доставить новую информацию. Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения.

  • Слайд 18

    Виды ответов

    Среди ответов различают: истинные и ложные; прямые и косвенные; краткие и развернутые; полные и неполные; точные (определенные) и неточные (неопределенные). Истинные и ложные ответы.По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

  • Слайд 19

    Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1905 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой». Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась в год начала Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

  • Слайд 20

    Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет». Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком». Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы, при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

  • Слайд 21

    Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы. Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

  • Слайд 22

    Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем». На вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина». Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления, второй ответ не указывает время написания стихотворения.

  • Слайд 23

    Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса.Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов. Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

  • Слайд 24

    Софизм

    – это рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.

  • Слайд 25

    Виды логических ошибок в софизмах:

    логические; терминологические; психологические.

  • Слайд 26

    Пример софизма:

  • Слайд 27

    Способ нахождения ошибки в софизме:

    начните поиск ошибки с самого условия предложенного софизма; установите темы, отраженные в софизме; выясните, соблюдены ли все условия применимости теорем, правил, формул, соблюдена ли логичность; обязательно проверьте результаты преобразования обратным действием.

  • Слайд 28

    Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется. Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта. Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

  • Слайд 29

    В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в ; виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть ; выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д. Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа: «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»; «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»; «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи». Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду: «Курение вредно и аморально»; «Курение вредно, но не аморально»; «Курение не вредно, но аморально». Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответом.

  • Слайд 30

    Виды ответов

    Тавтологичные вопросы На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет. Пример: Между кем и кем была русско-японская война? Как зовут Марью Ивановну?

  • Слайд 31

    На какой вопрос нельзя ответить утвердительно, не соврав?  На вопросы: «Ты спишь?» , «Ты умер?» На какой нельзя отрицательно, не соврав? — «Ты ещё жив?», «Есть здесь кто-нибудь?» На какой нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно? — «Я сказал ложь. Это ложь?»

  • Слайд 32

    ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТА

    1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. 4. При ответе на сложный дизъюнктивный вопрос достаточно дать информацию на один из входящих в него вопросов, а при ответе на конъюнктивный вопрос - на каждый входящий в него вопрос отдельно.

  • Слайд 33

    УЛОВКИ И ОШИБКИ

    Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусствеПодмена вопроса. Заданный вопрос заменяют другим или же ответ на один вопрос выдают за ответ на другой. Пример из интервью с Клаудией Шиффер. - Какой комплимент был для Вас самым приятным?- Самое большое удовольствие получаешь от комплиментов от близких людей. Комментарий: Здесь дан ответ не на вопрос, какой комплимент, а на вопрос, чей комплимент.

  • Слайд 34

    Ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковы. Например: "Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?" Вопрос некорректный, поскольку его предпосылка "Человек должен выступать или за неотвратимость наказаний, или за их ужесточение" является ложным утверждением. В данном случае целесообразно предложить разбить заданный вопрос на два:1. "Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?"2. "Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?"

  • Слайд 35

    Ответ вопросом на вопрос. Не желая отвечать на поставленный вопрос, или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос. Если вы начинаете отвечать на его вопрос, попались на удочку: ваш вопрос останется без ответа. Ответ в кредит. Ответ переносят на "потом", ссылаясь на трудность вопроса, и уходят от ответа. Сокрытие необоснованности утверждения. Для совершения этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость властям задают вопрос:"Когда вы отмените налоги на недвижимость?"

  • Слайд 36

    многозначность; неточные понятия; неясные понятия; ситуативные слова; опредмеченные абстракции. Основные ловушки языка:

  • Слайд 37

    Многозначность или полисемия

    – это наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.

  • Слайд 38

    В случае неточных понятий не всегда ясно, какие именно вещи, признаки или действия входят в их объем, а какие – нет. Неточныепонятия

  • Слайд 39

    Неясныепонятия

    – это понятия, размытые и недостаточно определенные в отношении своего содержания. Их также называют содержательно неясными понятиями.

  • Слайд 40

    Ситуативные слова

    – это слова, полное значение которых меняется от ситуации к ситуации и зависит от того, кто, когда и где их использует. Их также называют индексными или эгоцентрическими словами. Я Ты Он

  • Слайд 41

    Гипостазирование

    – это опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального, предметного существования. Пример: «..плывет глубина по осенней воде, и тяжесть течет, омывая предметы..» И.Жданов

  • Слайд 42

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке