Презентация на тему "Технологии профориентации"

Презентация: Технологии профориентации
Включить эффекты
1 из 51
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Технологии профориентации" по обществознанию, включающую в себя 51 слайд. Скачать файл презентации 0.73 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по обществознанию

Содержание

  • Презентация: Технологии профориентации
    Слайд 1

    Технологии профориентации

    Симонова Ирина Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель каф. акмеологии и психологии управления Luboe05@mail.ru

  • Слайд 2

    «профессиональная ориентация» - это:

    совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования с учетом личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности  с другой.

  • Слайд 3

    Профессиональная ориентация

  • Слайд 4

    ситуация выбора профессии заключается в нахождении согласования между тремя составляющими:

  • Слайд 5

    Профессия – это:

    По мнению ЭФ. Зеера, профессия (лат. professio) - это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

  • Слайд 6

    Профессия и специальность

    В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия - понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками: помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

  • Слайд 7

    Специальность - это

    комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

  • Слайд 8

    Профессиография – это

    процесс изучения, создания психологической характеристики и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся цент­ральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

  • Слайд 9

    Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографирования:

    информационное, диагностическое, прогностическое методическое.

  • Слайд 10

    Информационное профессиографирование

    предназначено для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение - первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

  • Слайд 11

    Структура информационной профессиограммы:

    1. Общая характеристика профессии: социальная ценность результатов труда; история и перспективы развития профессии. 2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности: основные профессиональные функции, задачи и действия; общая характеристика орудий и средств труда. 3. Общая характеристика условий труда: микроклиматические условия труда; социальные и социально-психологические условия труда; режим труда. 4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофи­зиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью. 5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.

  • Слайд 12

    Диагностическое профессиографирование

    проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное- установление причин, обусловливающих наличие названных фактов.

  • Слайд 13

    Схема диагностического профессиографирования :

    1. Содержание деятельности: предмет и задачи труда; требования к качеству результата работы. 2. Орудия труда: вид и режим работы; органы управления; пространственная организация рабочего места. 3. Деятельность субъекта труда: виды действия и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессио­нальной деятельности; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда. 4. Организация труда: структура производственного взаимодействия работников; планирование работы и контроль за ней. 5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда. 6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда. 7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенс­твованию профессиональной деятельности.

  • Слайд 14

    Прогностическое профессиографирование

    применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

  • Слайд 15

    Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

    1. Общая характеристика профессии: история и перспективы развития профессии; социально-экономические условия выполнения профессиональ­ной деятельности; профессиональная среда. 2. Содержание и объем профессионального поля: характеристика профессионального поля; факторы, определяющие профессиональное поле; прогноз развития профессионального поля. 3. Профессиональное образование, подготовка и повышение ква­лификации: уровень профессионального образования; профессиональная подготовка; повышение квалификации. 4. Профессиональная мобильность работника: широта профиля специалиста; уровень ключевых квалификаций; возможности смены специальности и профессии. 5. Оценка перспективности профессии: профессионально-психологический потенциал личности; профессиональная активность работника; профессиональное самосовершенствование и карьера.

  • Слайд 16

    Методическое профессиографирование

    позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования. В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется.

  • Слайд 17

    Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, применяют схему:

    1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности. 2. Условия труда: санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запы­ленность, влажность и др.); физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.); режим труда; форма оплаты труда и поощрения.

  • Слайд 18

    Типы профессий:

  • Слайд 19

    В соответствии с объектом труда:

    Человек - художественный образ Человек - техника (и неживая природа) Человек - человек Человек - знаковая система Человек - живая природа

  • Слайд 20

    Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

    Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» - знание). Изыскательские профессии (И). Преобразующие профессии (П).

  • Слайд 21

    По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут выделяться четыре отдела:

    Профессии ручного труда Профессии машинно-ручного труда Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда

  • Слайд 22

    По условиям труда :

    Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.

  • Слайд 23

    Система профессиональной ориентации включает:

    профессиональное просвещение (информирование и пропаганда), профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональную адаптацию.

  • Слайд 24

    Система профессиональной ориентации

    Профессиональное просвещение - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности Оно условно подразделяется на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

  • Слайд 25

    Поиграем?

  • Слайд 26

    Вы молодцы!!!

  • Слайд 27

    Система профессиональной ориентации

    Профессиональная консультация – это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. В ходе проведения профконсультации предполагается сообщение рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, ее склонностей, способностей, черт характера и т.д. Профконсультация предусматривает ориентацию человека на широкие сферы профессиональной деятельности, внутри которых ему предлагается разветвленный перечень профессий. Выделяют три основные функции профконсультации: информационную, диагностическую, прогнозную.

  • Слайд 28

    Подиагностируемся?

  • Слайд 29

    Методика «Якоря карьеры»

    «Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

  • Слайд 30

    Ключ к методике "Якоря карьеры"

    Следует просуммировать баллы по каждой ориентации и разделить на количество вопросов. Ориентация считается ярко выраженной, если показатель превышает 6 баллов

  • Слайд 31

    Интерпретация результатов тестаКраткое описание ценностных ориентацией в карьере:

    1. Профессиональная компетентность Быть профессионалом, мастером в своем деле.Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

  • Слайд 32

    2. Менеджмент Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

  • Слайд 33

    3. Автономия (независимость) Главное в работе – это свобода и независимость. Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

  • Слайд 34

    4. Стабильность работы Стабильная, надежная работа на длительное время. Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.

  • Слайд 35

    5. Стабильность места жительства Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок). Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для таких людей неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

  • Слайд 36

    6. Служение Воплощать в работе свои идеалы и ценности. Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

  • Слайд 37

    7. Вызов Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи. Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это — конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.

  • Слайд 38

    8. Интеграция стилей жизни Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой. Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно. Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих)

  • Слайд 39

    9. Предпринимательство Создавать новые организации, товары, услуги. Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

  • Слайд 40

    Изучайте себя

  • Слайд 41

    Система профессиональной ориентации

    Профессиональный подбор является еще одним из направлений в системе профориентации. Сущность профессионального подбора – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. В отличие от профессионального подбора, профессиональный отбор – это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

  • Слайд 42

    Цель -

    обеспечить организацию таким персоналами, который по своим индивидуальным качествам может достигнуть высокой эффективности в определенном виде трудовой деятельности при условии получения удовлетворения от избранного ее вида (деятельности). Это направление деятельности не является основной функцией профконсультаита. Работа проводится при необходимости отбора на определенные профессии (если безработному предлагается переобучение) исходя из интересов, возможностей, способностей клиента и ситуации на рынке труда с использованием специальных методов. 

  • Слайд 43

    При проведении профотбора

    необходимо учитывать пригодность к различным видам профессиональной деятельности, определяемую уровнем общего образования, профессиональной подготовки, производственным опытом и отношением к профессии, а также степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного работника к определенному виду деятельности.

  • Слайд 44

    Информация для проф.подбора

    Механизм работы по проф. подбору в организации основывается на профессиограммах, содержащих основные требования к исполнителям. Также требования закреплены в должностных инструкциях, описании рабочих мест и должностей, картах компетенций, квалификационных характеристиках и др. локальных документах. Плюс квалификационные справочники. Эти требования представляют собой совокупность взаимосвязанных характеристик личностных свойств человека, которыми он должен обладать для успешного выполнения данной работы при длительном сохранении здоровья и работоспособности, а также моральном и материальном удовлетворении трудом. 

  • Слайд 45

    Выбор методов в зависимости от оцениваемых качеств

    ни один из методов оценки персонала не дает 100% гарантии

  • Слайд 46

    Система профессиональной ориентации

    Профессиональная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

  • Слайд 47

    Направления и виды адаптации

    1.Первичная адаптация, т.е. приспособление молодых сотрудников, которые не имеют опыта работы2.Вторичная, т.е. приспособление сотрудников, которые имеют опыт работы (как правило, меняющих место работы, объект деятельности или свою профессиональную роль).Виды адаптации:1.Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, а последние приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте2.Социальная адаптация. Включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой.3.Психофизиологическая адаптация. Освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия4.Организационно-экономическая адаптация. Приспособление к новым организационной и экономической системе управления. Позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.5.Приспособление к нововведениям, как разновидность организационно-экономической адаптации.

  • Слайд 48

    Ориентация вновь принятого сотрудника

    подразумевает оказание ему помощи в осознании важности исполняемой им работы, уяснении той части кадровой политики компании, которая касается его в силу занимаемой им должности, в доведении до его сведения той информации об истории и современном положении компании, которую руководство считает выгодным для себя ему сообщить. Конкретные правила техники безопасности, специфические требования по самозащите сообщаются в соответствии со служебной инструкцией. Специальные пособия для руководителей регламентируют, каким образом непосредственный руководитель должен приветствовать сотрудника, как должен ознакомить его с месторасположением раздевалок и душевых, кафетерия и комнаты отдыха; как обязан показать ему рабочее место, ознакомить с внутренним распорядком, системой оплаты, ввести в работу группы; подробно проинструктировать в отношении правил техники безопасности и пр.

  • Слайд 49

    Профессиональная переориентация - это

    длительный, сложный и противоречивый процесс перехода личности от одной профессии к другой на основе приобретенных профессиональных качеств, которые являются важнейшей личностной и общественной ценностью. Процесс переориентации имеет довольно сложную, многоярусную внутреннюю структуру: 1. Завершение работы на предыдущем месте. 2. Безработица. 3. Выбор нового вида занятий. 4. Освоение новой профессиональной деятельности. 

  • Слайд 50

    Экономическая эффективность

    профориентации и профотбора может быть оценена с помощью показателей сокращения текучести, роста производительности труда и уменьшения времени, необходимого для освоения профессии.

  • Слайд 51

    Вопросы для работы над фильмом «БиМуви: пчелиный заговор»

    1. Дать общую характеристику профориентационной системы улья. Какие элементы системы присутствуют? Какой подход к профориентации установился там? Какая концепция проф.консультации практикуется? В чем положительные и отрицательные стороны? 2. К каким типам профессий относятся профессия Пыльцанов? Составьте информационную профессиограмму. Выберите мероприятия для проф. отбора для этой профессии. Составьте план интервью. 3. Какие адаптационные мероприятия необходимы для профессии Пыльцанов? Составьте программу адаптации. 4. Охарактеризуйте ситуацию с главным героем с точки зрения баланса хочу, могу и надо. Какой тип ситуации проф. выбора по Климову? 5. Составьте проф.агитационную брошюру для изначально предназначавшейся главному герою профессии. Составьте диагностическую профессиограмму и сделайте вывод – почему героя оттолкнула будущая профессия? 6. Достиг ли герой профессионального самоопределения в итоге? Что ему помогло? На какой стадии профессионального самоопределения находился герой в конце фильма? 7. Какой общий вывод в рамках профориентации можно сделать по предложенной ситуации?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке