Презентация на тему "Социальное взаимодействие"

Презентация: Социальное взаимодействие
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Социальное взаимодействие" по социологии. Состоит из 58 слайдов. Размер файла 2.41 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Социальное взаимодействие
    Слайд 1

    Тема 5. Социальное взаимодействие

  • Слайд 2

    План

    Социальный конфликт Социальная группа

  • Слайд 3

    Виды конфликтов

    Социальный Внутриличностный

  • Слайд 4

    Социальный конфликт

    Наиболее острый способ зарождения, развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями по отношению друг к другу

  • Слайд 5

    Внутриличностный конфликт

    Выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения

  • Слайд 6

    Этология

    Наука о поведении животных и социобиологии Конрад Лоренц австрийский зоопсихолог, один из основоположников этологии http://www.klex.ru

  • Слайд 7

    Виды конфликтов у животных

    Межвидовые Внутривидовые

  • Слайд 8

    НАДСОЗНАНИЕ сверхспособности, духовность БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (инстинкты) СОЗНАНИЕ интеллект Г БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ инстинкты эмоции ПОДСОЗНАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (А. Анцупов, 1992) Жизнь человека определяется нашим бессознательным и подсознанием в той же, если не в большей степени, чем сознанием Влияние бессознательного и подсознания на жизнь человека гораздо значительнее, чем это кажется на обыденный взгляд ПРИМЕРНОЕ ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ t э.с. ≈ 0,001 э.п. t э.с. – время эволюции сознания t э.п. – время эволюции психики В конфликтах и стрессовых ситуациях бессознательное и подсознание влияют на поступки человека намного сильнее, чем в обычных ситуациях ОКОЛО 500 МЛН. ЛЕТ ОКОЛО 50 МЛН. ЛЕТ ОКОЛО 500 ТЫС. ЛЕТ ОКОЛО 5 ТЫС. ЛЕТ

  • Слайд 9

    Подсознание 10 см Сознание 1 мм Время эволюции психики человека

  • Слайд 10

    Модульный социотест А.Я. Анцупова, который позволяет

     Выявить ранг каждого работника в коллективе Определить насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом коллективе Количественно оценить общий характер взаимоотношений Выявить тенденции в динамике взаимоотношений Выявить неадекватное представление работников о самих себе Скорректировать самооценку сотрудника Доктор психологических наук, профессор Анатолий Яковлевич Анцупов

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Модуль 1. Моё отношение

  • Слайд 13

    Конфликтоустойчивость

    Способность человека оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми

  • Слайд 14

    Компоненты конфликтоустойчивости

    - эмоциональная устойчивость - волевой компонент - познавательный компонент - мотивационный компонент - психомоторный компонент

  • Слайд 15

    Причины конфликта

  • Слайд 16

    ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ЛИЧНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ

  • Слайд 17

    ТИПИЧНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ конфликтогенные характеристики материальной среды обитания человека (климатические и др.) образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др. недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения противоречий естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности

  • Слайд 18

    ТИПИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Структурно-организационные Функционально-организационные Ситуативно-управленческие Личностно-функциональные несоответствие структуры организации требованиям деятельности неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой принятие руководителями ошибочных или конфликтных решений в процессе выполнения конкретных задач несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности

  • Слайд 19

    РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ ролевое взаимодействие сбалансировано ролевое взаимодействие несбалансировано С С Р Р М М Партнер А Партнер Б С С Р Р М М Партнер А Партнер Б С – старший, Р – равный, М - младший

  • Слайд 20

    Несбалансированное ролевое взаимодействие

    Э. Берн Транзактный анализ Р – родитель В – взрослый Рб -ребенок

  • Слайд 21

    Жена обращается к мужу: «Я ПОРЕЗАЛА ПАЛЕЦ»

  • Слайд 22

    ПОТЕРИ И ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ КАК ПРИЧИНА КОНФЛИКТА ГОВОРИТ ДУМАЕТ ОЦЕНИВАЕТ СЛЫШИТ ДУМАЕТ 1 — недостаток словарного запаса для вербализации своих мыслей и чувств; 2 — недостаток времени для высказывания всего того, что думает; 3 — избыток информации в психике на уровне бессознательного; 4 — оппонент А не все из того, что думает, считает возможным и нужным говорить; 5 — оппонент Б просто не слушает часть информации; 6 — искажения из-за полного или частичного непонимания полученной информации; 7 — искажения из-за разной информированности о проблеме, отношения к ней и оппоненту. 2 3 4 1 5 6 7

  • Слайд 23

    СТЕПЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В НАЧАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНИВАЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА МОМЕНТ ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОЦЕНИВАЮЩЕГО «ИДЕАЛ» - «НОРМА» - «ЦЕЛЬ» - «ДРУГИЕ» - «РЕЗУЛЬТАТ» - «НАЧАЛО» - 1 2 3 4 5 ПЯТЬ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Степень решения проблемы СТЕПЕНЬ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ В АНАЛОГИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ЛУЧШИХ, СРЕДНИХ, ХУДШИХ)

  • Слайд 24

    Психологическая несовместимость

    4 уровня психофизиологический (запахи, вес, рост, телосложение, невербальные проявления, психосексуальная несовместимость мужчины и женщины) индивидуально-психологический (неудачное сочетание темпераментов и характеров) социально-психологический (противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности) социальный (несовпадение мировоззрения, убеждений, идеологических установок, религиозных предпочтений, образовательная, социальная принадлежность)

  • Слайд 25

    Личностные причины конфликтов

    Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого Недостаточная соц.-психол. компетентность Низкая конфликтоустойчивость Плохое развитие эмпатии Неадекватный уровень притязаний Холерический тип темперамента Акцентуации характера

  • Слайд 26

    Стратегии выхода из конфликта

    Соперничество Компромисс Приспособление Избегание Сотрудничество

  • Слайд 27

    Функции конфликта

  • Слайд 28

    Виды функций

    1. Конструктивные функции конфликта по отношению к личности 2. Конструктивные функции конфликта по отношению к социуму 3. Деструктивные функции конфликта

  • Слайд 29

    Периоды конфликтов

    Латентный период (предконфликт) Открытый период (конфликт) Послеконфликтный период

  • Слайд 30

    Латентный период предконфликт)

     1. Возникновение объективной проблемной ситуации: противоречие между субъектами, которое неосознанно, ситуация хар-ся как проблемная 2. Осознание объективной проблемной ситуации: понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия 3. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами: убеждением, разъяснением, просьбами, информированием 4. Возникновение предконфликтной ситуации: действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная

  • Слайд 31

    Открытый период (собственно конфликт)

    Инцидент: первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу 2. Эскалация: резкая интенсификация борьбы оппонентов 3. Сбалансированное противодействие: интенсивность борьбы снижается, стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата 4. Завершение конфликта: переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта Формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт

  • Слайд 32

    Послеконфликтный период

    1. Частичная нормализация отношений происходит, когда не исчезли негативные эмоции. Этап характеризуется переживанием, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия. 2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, участие в совместной деятельности, установление доверия

  • Слайд 33

    Периоды конфликтов

    Латентный период (предконфликт) Открытый период (конфликт) Послеконфликтный период

  • Слайд 34

    Характеристики стресса это психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях это реакция человека на трудную для него ситуацию (трудность – понятие субъективное)

  • Слайд 35

    Виды стресса физиологический психологический (информационный и эмоциональный) Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт

  • Слайд 36

    Вопрос 2. Социальная группа

  • Слайд 37

    Социальная группа

    Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других и воспринимающихся другими как члены этой группы

  • Слайд 38

    Функции социальной группы

    Социализация Инструментальная Экспрессивная Поддержка

  • Слайд 39

    Квазигруппа

    Это спонтанная, неустойчивая группа. Она может перерасти в социальную группу.

  • Слайд 40

    Виды квазигрупп

    Социальные круги Толпа Аудитория

  • Слайд 41

    1. Социальные круги

    Группы, созданные с целью обмена информацией между их членами; группы дискутирующих людей

  • Слайд 42

    Виды соц. кругов

    Контактные круги (спортивные состязания, транспорт, очередь) Профессиональные круги (симпозиумы, встречи, совещания) Статусные круги (аристократы, бомжи, пенсионеры) Дружеские круги (компании, собирающиеся и осуждающие насущные проблемы)

  • Слайд 43

    2. Толпа

    Временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов

  • Слайд 44

    Виды толп

    Случайная (авария на дороге) Обусловленная (стадион) Экспрессивная толпа (танцы) Действующая толпа (бунт)

  • Слайд 45

    3. Аудитория

    Совокупность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим ее до группы (оратор в лекционном зале, СМИ)

  • Слайд 46

    I. По характеру взаимоотношений между членами группы

  • Слайд 47

    1. Первичные группы

    Группы, в которых социальные контакты носят интимный, личностный, всеобщий характер

  • Слайд 48

    2. Вторичные группы

    Группы, в которых социальные контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер

  • Слайд 49

    II. Группы по размеру

  • Слайд 50

    1. Малая группа

    Группа людей, объединенная общей целью, деятельностью, члены группы находятся в непосредственном межличностном контакте

  • Слайд 51

    Признаки малой группы

    2-3 человека (до 40) Групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля Конформизм – изменение мнения и поведения таким образом чтобы оно соответствовало мнению и поведению других людей

  • Слайд 52

    Виды малых групп

  • Слайд 53

    Метод изучения малой группы

    Социометрия Дж. Морено Отвечает на вопросы: кто? сколько? Не отвечает на вопрос: почему?

  • Слайд 54

    2. Большие группы

    Свыше 40 человек Рациональные целеориентированные действия Контроль осуществляется сверху вниз

  • Слайд 55

    III. Группы по членству

  • Слайд 56

    1. Ингруппы

    То некоторое множество групп, которое индивид определяет как «свое»

  • Слайд 57

    Признаки ингруппы

    Родственные отношения Свой социальный класс, слой Общие политические взгляды Общие интересы, единомышленники От ингруппы индивид ожидает признания, лояльности, взаимопомощи

  • Слайд 58

    2. Аутгруппы

    «Другие» - Ожидается враждебность - Менее дружелюбное отношение - Индифферентность

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке