Презентация на тему "Теория литературы"

Презентация: Теория литературы
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Теория литературы" по литературе, включающую в себя 38 слайдов. Скачать файл презентации 8.23 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 7-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Теория литературы
    Слайд 1

    Теория литературы

  • Слайд 2

    Прекрасен мир и букв,и слов,Мир рифм-души спасенье.Листок написанных стихов,Где строки - музы сотворенье.Стихами выразишь ты всё,Играя музыку словами.Надежду, веру и любовь,Читаемые нами.

  • Слайд 3

    Ритм

    Ритм (греч. rhytmos — соразмерность) — систематическое, мерное повторение в стихе определённых, сходных между собой единиц речи: чередование долгих и коротких слогов в античном стихосложении, чередование ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихосложении, чередование ударных слогов (вне зависимости от количества безударных) в тоническом стихосложении и т. п. Такое чередование придаёт стихотворной речи в отличие от всякой другой размеренность, особую её организованность и является одним из отличительных признаков стихотворной речи.

  • Слайд 4

    Эх, дубинушка, ухнем!..

    Да вы, ребята, бери дружно! Тащить сваюшку нам нужно. Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная, сама пойдёт, Идёт-идёт, идёт-идёт, идёт-идёт! Да вы, ребята, не робейте! Свою силу не жалейте! Эх, дубинушка, ухнем!..

  • Слайд 5

    Рифма

    Рифма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

  • Слайд 6

    Рифмующиеся строки могут сочетаться между собой различными способами. Можно выделить три основных способа рифмовки.

    Надо помнить, что рифмы классифицируются по разным признакам: по их месту в стихе (начальные, внутренние, концевые), по клаузулам (мужские, женские и т.д.), по звуковому строению (точные и неточные; бедные, богатые, глубокие), по степени отступлений от точности (приблизительные, ассонансы, диссонансы, усеченные, корневые), по морфологическим признакам (суффиксально-флективные, или грамматические, и разнородные), по составу (простые и составные), по месту ударения (равноударные, разноударные). Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

  • Слайд 7

    Образец перекрестной рифмы:

    Черемухи ветки душистые гнут,Все дикие яблони в цвете;Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)

  • Слайд 8

    Образец парной (смежной) рифмы:

    Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)

  • Слайд 9

    Образец кольцевой (опоясывающей) рифмы:

    Природа-мать! К тебе идуС своей глубокою тоскою;К тебе усталой головоюНа лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)

  • Слайд 10

    Мужские, женские и другие рифмы

    Мужские – с ударением на последнем слоге (окно' – давно'). Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да'ром – пожа'ром). Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила'ется – разлива'ется). Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

  • Слайд 11

    Рифма

    Прежде всего, подчиняет стихотворную речь закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия, разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» Вундт

  • Слайд 12

    Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

    Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотойВзвенивает лес.Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снитсяГомон косарей.По лугу со скрипомТянется обоз –Суховатой липойПахнет от колес.Слухают ракитыПосвист ветряной...Край ты мой забытый,Край ты мой родной!.. С.А. Есенин

  • Слайд 13

    Размер стиха

  • Слайд 14

    Буря мглою небо кроет Стопа Хорей - двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог хорей А. С. Пушкин «Зимний вечер» Стопа́  — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим  ударением в стихе. 

  • Слайд 15

    В шапке золота литого Стопа Ямб - двусложный размер стиха с ударением на 2-ой слог ямб М. Ю. Лермонтов «Два великана»

  • Слайд 16

    Тучки небесные, вечные странники! Стопа дактиль Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог М. Ю. Лермонтов «Тучи»

  • Слайд 17

    Как ныне сбирается вещий Олег Стопа амфибрахий Амфибрахий – трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

  • Слайд 18

    Н. А. Некрасов «Тройка» Что ты жадно глядишь на дорогу… Стопа анапест Анапест – трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог

  • Слайд 19

    Брахиколон— однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.

  • Слайд 20

    Мотив

    Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Мотив в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе и сказке («увоз невесты», «бури», «благородного разбойника»).  Комбинация нескольких мотивов составляет сюжет. Значимость мотива зависит не от собственного смысла, а от его роли в художественной конструкции.

  • Слайд 21

    Образ

    Художественный образ — это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Литературный образ – художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, предметов, явлений в конкретной, индивидуально-чувственной форме. Термин «образ» в литературе понимается как 1) персонаж художественного произведения (герой, действующее лицо, характер) 2) отражение действительности в индивидуальной форме (словесный образ или троп) Образы, созданные писателем, отличаются эмоциональностью, ассоциативностью, оригинальностью, ёмкостью.

  • Слайд 22

    Троп (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — изобразительный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. В основе тропа во многом лежат те же смысловые механизмы, которые создают переносное значение слова. Но цель тропа не в том, чтобы просто создать новое значение, а в том, чтобы украсить речь, сделать её более выразительной. К тропам относятся сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраза. Изобразительно-выразительные средства в устной и письменной речи

  • Слайд 23

    Фигура речи — это особое синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи. К фигурам речи относятся антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, лексический повтор, синтаксический параллелизм и эллипсис. Изобразительно-выразительные средства в устной и письменной речи

  • Слайд 24

    Метафора

    Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот. Море проблем. Глаза горят. Кипит желание. Полдень пылал. Лес голосов. Троп

  • Слайд 25

    Примеры метафор:

    Море проблем. Глаза горят. Кипит желание. Полдень пылал. Лес голосов. Троп

  • Слайд 26

    Олицетворение

    Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных. Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам. Троп

  • Слайд 27

    Примеры олицетворения:

    Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился? (А.В.Кольцов) Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше… (М.В.Исаковский) Троп

  • Слайд 28

    Эпитет

    Троп

  • Слайд 29

    Сравнение

    Троп

  • Слайд 30

    Гипербола

    Троп

  • Слайд 31

    Перифраза

    Троп

  • Слайд 32

    Определите размеры стиха

  • Слайд 33

    Определите размеры стиха

  • Слайд 34

    Определите размеры стиха

  • Слайд 35

    Определите размеры стиха

  • Слайд 36

    Определите размеры стиха

  • Слайд 37

    Ночевала тучка золотая… М. Ю. Лермонтов «Утёс» хорей пиррихий пиррихий Пиррихий – безударная стопа

  • Слайд 38

    …Гром пушек, топот, ржанье, стон… А. С. Пушкин «Полтава» спондей ямб Спондей – утяжелённая стопа, в которой два ударения

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке