Презентация на тему "Знакомая улитка, или о брюхоногих моллюсках"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Знакомая улитка, или о брюхоногих моллюсках" по биологии знакомит с самым большим классом моллюсков. Оформление презентации иллюстрировано большим количеством тематических фотографий. Презентация содержит тематические загадки, что благоприятно сказывается на восприятии и запоминании информации.

Краткое содержание

  1. Разгадайте загадки
  2. Об улитке из детского фольклора
  3. Сказка об улитке
  4. Особенности класса Брюхоногие
  5. Значение моллюсков

Содержание

  • Слайд 1

    Знакомая улитка, или о брюхоногих моллюсках

    Знакомая улитка,

    или о брюхоногих

    моллюсках

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Разгадайте загадки

    • По дорожке лезут рожки -

    Вы не будете бодать?

    Я потрогал их немножко —

    Рожки спрятались опять.

    • Кто на себе Свой домик носит?

  • Слайд 3

     

    Круглый домик - Может, гномик

    В этом домике живет?

    Он волшебный,

    Этот домик, —

    По дорожке он ползет!

  • Слайд 4

    Разгадайте загадку

    Весь день ползу я по дорожке -

    То выпущу, то спрячу рожки.

    Спешить домой я не спешу -

    Зачем спешить мне по-пустому?

    Свой дом всегда с собой ношу -

    И потому всегда я дома.

  • Слайд 5

    Об улитке из детского фольклора

    • Детские приговоры, обращенные к улитке, имеются почти у всех европейских народов: «Улитка, улитка, высуни рога: дам тебе пирога».
    • На острове Мэн дети, увидев улитку, приговаривают: "Улитка, улитка, высунь рога, пожелай мне добра".

  • Слайд 6

    Сказка об улитке

    • На краю леса, в уютном озерном уголке жила самая обыкновенная улитка. Коричневая, с блестящей на солнце раковинкой, забавно свернувшейся в маленькую спираль, и с длинными любопытными рожками. Больше всего на свете улитка любила удивляться. Ее рожки становились от удивления еще тоньше и осторожно вытягивались вперед, стараясь потрогать что-нибудь незнакомое. А нового и интересного всегда находилось пруд пруди.Так и жила она удивляясь. То кленовый лист под корягой корчил из себя неведомого зверя, то отражение в озере вздрагивало и перед недоумевающей улиткой начинали плясать десятки маленьких солнц.

  • Слайд 7

     

    Итак, вы видите, что обыкновенной улитке посвящено так много различных стихов, сказок, песенок, её рисуют, лепят, вышивают. Они известны нам с детства.

    • Вышивка по шёлку
    • Картина «Ночь и золотая улитка»
    • Картина «Улитка»

  • Слайд 8

     

    • Подробнее познакомимся с представителями класса Брюхоногие моллюски, ведь уже знакомая нам улитка принадлежит именно к нему.

  • Слайд 9

    Особенности класса Брюхоногие

    • Это самый большой класс моллюсков – насчитывает 90 тысяч видов. Большая их часть обитает в морях, но многие – в пресных водоёмах и на суше (легочные моллюски).
    • Размеры их колеблются от 2 – 3 мм до десятков сантиметров.
    • Основная особенность брюхоногих – раковина состоит из одного куска, она спирально закручена. Моллюск может втягивать голову и ногу в раковину целиком.

  • Слайд 10

     

    У моллюсков мускулистое тело, на котором различают голову, туловище и ногу.

    • Голова
    • Нога
    • Туловище

  • Слайд 11

    Значение моллюсков

    • Слизни и виноградная улитка – вредители сельского хозяйства. Во Франции виноградные улитки – деликатес. Их разводят специально.

  • Слайд 12

     

    • В пищу идут многие морские улитки – трубачи.

  • Слайд 13

     

    • Раковины используются как сувениры и поделочный материал. В старину раковины каури в южных странах служили разменной монетой.

  • Слайд 14

     

    Тропические моллюски конус и теребра имеют ядовитые железы, их яд близок к яду кураре.

    • Конус
    • Теребра

  • Слайд 15

     


Посмотреть все слайды

Конспект

Харькова Галина Михайловна

Учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ № 5 г.Усть-Катава

Класс 7. Урок 13.Тема: Моховидные.

Задачи урока: познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов;показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями;познакомить со средой обитания мхов;раскрыть роль мхов в природе и жизни человека.

Планируемые рез...

Харькова Галина Михайловна

Учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ № 5 г.Усть-Катава

Класс 7. Урок 13.Тема: Моховидные.

Задачи урока: познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов;показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями;познакомить со средой обитания мхов;раскрыть роль мхов в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Основные понятия урока: моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, протонема.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается отгадать загадку: СЛАЙД 2

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны.

Лечил в глуши лесной

3. Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.

Тема: Моховидные.СЛАЙД 3

Задачи урока:

- изучить отдел Моховидные, их среду обитания, значение, особенности строенияСЛАЙД 3

4. Изучение новой темы.

-Обычно все мхи очень влаголюбивые и их жизнь непосредственно связана с водой, они в основном предпочитают умеренный холодный климат, поселяются во льдах Антарктиды, но встречаются и такие виды, устойчивые к длительному пересыханию, а другие могут жить в темных пещерах. СЛАЙД 4

- Давайте теперь определим место мхов в систематике растений.СЛАЙД 5

Царство Растений.

Подцарства – Высшие споровые растения

Отдел – Моховидные

- Перед нами сейчас стоит главный вопрос. Наличие каких признаков доказывает, что мхи относятся к высшим споровым растениям. СЛАЙД 5( изучить строение мхов)

Работа с учебником.стр.46,пункт 1ПРОВЕРКА СЛАЙД 6

- Какие группы мхов различают?(печёночные и листостебельные) СЛАЙДЫ 7-8

Работа по рядам: используя § 13, пункт 2 и 3, выяснить особенности строения:

1 ряд-риччии

2 ряд- кукушкина льна

3 ряд- сфагнума.

Вывод- строение мха зависит от условий обитания.

Размножение мхов- беседа по просмотренному видеофрагменту.(диск «Кирилл и Мефодий»- 6 класс) СЛАЙД 9-10

Назовите способы размножения мхов.

С помощью чего происходит бесполое размножение?

Что вырастает из споры?( протонема)

Что происходит с протонемой?

Что такое гаметофит? спорофит?

Без чего невозможно оплодотворение?

5. Первичное закрепление.

1. Составить схему «Размножение кукушкина льна»ПРИЛОЖЕНИЕ

2. Решение познавательных задач для определения значения мхов.

Значение в природе:

Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? СЛАЙД 11

Что такое торф? Как его можно использовать? Почему опасны пожары торфяников?СЛАЙД 12

Информация:

Обычно сфагнум покрывает сплошным густым ковром всё торфяное болото. Стебельки мха растут своей верхушкой. Нижние части стебельков лишены ризоидов. Они постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений.

В конце восьмидесятых годов произошло невероятное. Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!

Значение в жизни человека:

-Отгадайте о чем речь в этом стихотворении?

СЛАЙД 13

Я болотная царица,

И, хотя кругом водица,

Топи, мошка и трясина,

Нужно все, необходимо.

Без болота не смогли бы,

Даже с помощью огнива,

Дома, в тихий зимний час,

Развести огонь подчас.

Во все щели, задувая,

Ветер нас пронзил насквозь.

Рана рваная случайно

Загноилась. И, небось,

Не на луг, а на болото

Вы пошли бы в тот же час.

А зачем? Так, я надеюсь,

Все узнаю я от вас.

Ответы: торф – это топливо; мхом конопатят дома при их постройке;лечение ран.

Информация:

Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы. В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Найдите ошибки в очерках:

1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.

2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах.

6.Домашнее заданиеСЛАЙД 14

1. Изучить § 13, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Сообщение, презентация или рисунок: «Торф и его производные» или «Использование торфа».

Рефлексия.

Закончить предложение:

На уроке я сегодня узнал…

ПРИЛОЖЕНИЕ

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд