Презентация на тему " Бэкон Обоснование эмпиризма"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по философии, посвященная великому мыслителю Фрэнсису Бэкону и его обоснованию эмпиризма. Учащиеся познакомятся с краткой биографией ученого, после чего перейдут в его основным идеям и их обоснованиям.

Краткое содержание

  • Фрэнсис Бэкон биография
  • Основные сочинения
  • Учение о «призраках» («идолах») разума
  • Опыт как источник знания
  • Опыт и эксперимент
  • Индуктивная логика
  • Таблицы сущности и присутствия
  • Приёмы «истинной индукции»

Содержание

  • Слайд 1

    Основы философии

    Тема 10БэконОбоснование эмпиризма

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Фрэнсис БэконОбоснование эмпиризма

    Учение о «призраках» («идолах») разума

    Идолы рода

    Идолы пещеры

    Идолы площади (рынка)

    Идолы театра

    Природа научного познания

    Опыт как источник знания

    Опыт и эксперимент

    Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные

    Индуктивная логика как орудие научного познания

    Таблицы сущности и присутствия

    Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

    Таблицы степеней, или сравнений

    Modus tollendo ponens

  • Слайд 3

    Фрэнсис Бэкон(1561-1626)

    Род. 22 января 1561 г. в Лондоне

    Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575)

    Служба в английском посольстве во Франции (1576-1579)

    Адвокатская практика (с 1579 г.)

    Член парламента ( с 1584 г.)

    Генеральный прокурор (с 1613 г.)

    Лорд-хранитель печати (с 1617 г.)

    Лорд-канцлер (1618-1621)

    Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне

    Париж

    Кембридж

    Лондон

  • Слайд 4

     

    Л.-Ф. РубийякБюст Фрэнсиса Бэкона(1751, Кембридж, Тринити-колледж)

    Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625)

    О мудрости древних (1609)

    Великое восстановление наук

    О достоинстве и приумножении наук (1605)

    Новый Органон (1620)

    История ветров (1622)

    История жизни и смерти (1623)

    Новая Атлантида (1623-1624?)

    Основные сочинения

  • Слайд 5

    Учение о «призраках» («идолах») разума

    Есть четыревида идолов,которые осаждаютумы людей

    Идолы площади

    Идолы рода

    Идолы пещеры

    Идолы театра

  • Слайд 6

    Учение об «идолах» разумаИдолы рода

    Идолы рода находят основаниев самой природе человека,в племени или самом роде людей,ибо ложно утверждать, чточувства человека есть мера вещей.Наоборот, все восприятиякак чувства, так и умапокоятся на аналогии человека,а не на аналогии мира.Ум человека уподобляется неровномузеркалу, которое, примешиваяк природе вещей свою природу,отражает вещи в искривлённоми обезображенном виде.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 7

    Учение об «идолах» разума Идолы рода

    Типичные примеры идолов рода:

    Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным).

    Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле.

    Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.

  • Слайд 8

    Учение об «идолах» разумаИдолы пещеры

    Идолы пещеры суть заблужденияотдельного человека. Ведь у каждогопомимо ошибок, свойственных родучеловеческому, есть своя особая пещера,которая ослабляет и искажает светприроды. Происходит это или от особыхприрождённых свойств каждого,или от воспитания и бесед с другими,или от чтения книг и от авторитетов,перед какими кто преклоняется, иливследствие разницы во впечатлениях,зависящей от того, получают ли их душипредвзятые и предрасположенные илиже души хладнокровные и спокойные...

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 9

     

    Типичные примеры идолов пещеры:

    Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно.

    Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними.

    Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.

    Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.

  • Слайд 10

    Учение об «идолах» разумаИдолы площади (рынка)

    Существуют ещё идолы, которыепроисходят как бы в силу взаимнойсвязанности и сообщества людей.Эти идолы мы называем, имеяв виду порождающее их общениеи сотоварищество людей,идолами площади.Люди объединяются речью.Слова же устанавливаютсясообразно разумению толпы.Поэтому плохое и нелепоеустановление слов удивительнымобразом осаждает разум.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 11

     

    Основные разновидности идолов площади:

    Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей):

    словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»);

    словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар).

    Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.

  • Слайд 12

    Учение об «идолах» разумаИдолы театра

    Существуют, наконец, идолы,которые вселились в души людейиз разных догматов философии,а также из превратныхзаконов доказательств.Их мы называем идолами театра,ибо мы считаем, что,сколько есть принятых илиизобретённых философских систем,столько поставленои сыграно комедий,представляющих вымышленныеи искусственные миры.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 13

    Природа научного познанияОпыт как источник знания

    Два пути существуют и могутсуществовать для отыскания иоткрытия истины. Один воспаряетот ощущений и частностей к наиболееобщим аксиомам и, идя от этихоснований и их непоколебимойистинности, обсуждает и открываетсредние аксиомы. Этим путём ипользуются ныне. Другой же путьвыводит аксиомы из ощущений ичастностей, поднимаясь непрерывнои

    постепенно, пока наконец не приходитк наиболее общим аксиомам.Это путь истинный, но не испытанный.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 14

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Оба эти пути исходятиз ощущений и частностейи завершаются в высших общностях.Но различие их неизмеримо.Ибо один лишь бегло касается опытаи частностей, другой надлежащимобразом задерживается на них.Один сразу же устанавливает некиеобщности, абстрактные и бесполезные,другой постепенно поднимаетсяк тому, что действительноболее сообразно природе.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 15

     

    Никоим образом не может быть,чтобы аксиомы,установленные рассуждением,имели силу для открытия новых дел,ибо тонкость природы во много разпревосходит тонкость рассуждений.Но аксиомы, отвлечённыедолжным образом из частностей,в свою очередь легкоуказывают и определяютновые частности и таким путёмделают науки действенными.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 16

     

    Дедукция(лат., deductio,выведение) –процесс логического вывода,т.е. перехода по тем или инымправилам логики от некоторыхданных положений (посылок)к их следствиям (заключениям).

    Переход (умозаключение)от общего к частному

    Индукция(лат., inductio,наведение) –форма мышления, посредствомкоторой мысль наводится наобщее правило, общееположение, присущее всемпредметам какого-либо класса.

    Переход (умозаключение)от частного к общему

  • Слайд 17

     

    Универсальная теория

    («наиболее общие аксиомы»)

    Теория среднего уровня («средние аксиомы»)

    Дедуктивноеобъяснениефактов

    Дедукция

    Ф

    А

    К

    Т

    Ы

    Обобщениепосредствомнеполнойиндукции(«воспарение»)

    Коррекцияуниверсальнойтеории(возможная попричине неполнотыпервоначальнойиндукции)

    Коррекциятеориисреднего уровня(«подгонка»под факты)

    Ложный путь

  • Слайд 18

     

    ... ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений.

    Теории, полученные путём «подгонки»,не позволяют открывать новые фактыи, следовательно, оказываютсяв научном плане бесполезными...

  • Слайд 19

     

    Универсальная теория

    («наиболее общие аксиомы»)

    Теория среднего уровня («средние аксиомы»)

    Ф

    А

    К

    Т

    Ы

    Ф

    А

    К

    Т

    Ы

    Теория среднего уровня («средние аксиомы»)

    «Истиннаяиндукция»

    «Истиннаяиндукция»

    Обобщениетеории

    Y

    X

    Дедукция

    новых фактов

    X

    Дедукция

    Y

    новых фактов

    Истинный путь

  • Слайд 20

    Природа научного познания Опыт и эксперимент

    Самое лучшее из всех доказательствесть опыт, если только он коренится вэксперименте. Ибо если он переноситсяи на другое, что считается сходным,и это перенесение не производитсядолжным образом, то опыт становитсяобманчивым. Но тот способ пользованияопытом, который люди теперьприменяют, слеп и неразумен. И потому,что они бродят и блуждают без всякойверной дороги и руководствуются толькотеми вещами, которые попадаютсянавстречу, они обращаются ко многому,но мало подвигаются вперёд.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 21

    Природа научного познания Опыты светоносные и плодоносные

    Подобно тому как и в гражданских делахдарование каждого, а также скрытый смысл душии страстей лучше обнаруживаются тогда, когдачеловек подвержен невзгодам, чем в другоевремя, таким же образом и скрытое в природеболее открывается, когда оно подвергаетсявоздействию механических искусств, чем тогда,когда оно идёт своим чередом.<…>Надежду же надальнейшее движение наук вперёд только тогдаможно хорошо обосновать, когда естественнаяистория получит и соберёт многочисленныеопыты, которые сами по себе не приносят пользы,но содействуют открытию причин и аксиом.Эти опыты мы обычно называемсветоносными в отличие от плодоносных.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 22

    Индуктивная логикаТаблицы сущности и присутствия

    Сначала нужнодля каждой данной природыпредставить разумувсе известные примеры,сходящиеся в этой природе,хотя бы и посредствомсамых различных материй.И собрание этого рода должнобыть образовано историческибез преждевременного умствованияили каких-либо чрезмерных тонкостей.

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 23

    Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

    Примеры, сходящиеся в природе тепла:

    Солнечные лучи, особенно летом и в полдень.

    Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах.

    Огненные метеоры.

    Воспламеняющиеся молнии.

    Извержение пламени из горных недр и т. д.

    Всякое пламя.

    Раскалённые тела.

    Естественные горячие источники.

    Кипящие или нагретые жидкости.

    Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах.

    Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года.

    Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой.

    Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла.

  • Слайд 24

     

    Примеры, сходящиеся в природе тепла:

    Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню,

    Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара.

    Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения.

    Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем.

    Негашёная известь, смоченная водой.

    Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно.

    Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела.

    Конский навоз и вообще свежие испражнения животных.

    Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань.

    Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов.

  • Слайд 25

     

    Примеры, сходящиеся в природе тепла:

    Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба.

    Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д., которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение.

    Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар.

    Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения.

    И прочее.

  • Слайд 26

    Индуктивная логикаТаблицы сущности и присутствия

    Уже в аристотелевской логике прочно увязывались:

    общее,

    существенное,

    необходимое.

    Аристотель.«Вторая аналитика».

    ... То, что сказывается в сути,есть общее(а общее есть необходимое)…

  • Слайд 27

     

    Уже в аристотелевской логике прочно увязывались:

    общее,

    существенное,

    необходимое.

    На этом сближении и строится новый бэконовский метод.

    То, что существенно для данной природы, необходимо.

    То, что необходимо, должно присутствовать всюду, гдевстречается данная природа.

    То, что отсутствует хоть где-нибудь,где присутствует данная природа,не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.

  • Слайд 28

     

    Существенное

    Необходимое

    значит

    значит

    Общее

  • Слайд 29

     

    Не-общее

    Не-необходимое

    значит

    значит

    Не-существенное

    Исключите не-общее (= не-необходимое = несущественное) – останется общее (= необходимое = существенное).

  • Слайд 30

    Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

    S

    R

    Q

    P

    O

    N

    M

    L

    K

    J

    10

    R

    Q

    P

    O

    N

    M

    L

    K

    J

    I

    9

    Q

    P

    O

    N

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    8

    P

    O

    N

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    7

    O

    N

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    6

    N

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    5

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    4

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    3

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    B

    2

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    B

    A

    1

    … отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которыене встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа…

  • Слайд 31

    Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

    Во-вторых, должно представить разумупримеры, которые лишены даннойприроды, ибо форма… так же должнаотсутствовать там, где отсутствуетприрода, как и присутствовать там,где она присутствует. Но перечислениеэтого во всех случаях было быбесконечным. Поэтому отрицательноедолжно быть подчинено положительному,и отсутствие природы должно бытьрассмотрено только в предметах наиболееродственных тем, в которых даннаяприрода присутствует и наблюдается.

  • Слайд 32

     

    Не обнаруживается, чтобы кометы (если иих причислять к метеорам) производили очевидное и постоянное действиена увеличение жары…

    Огненные метеоры.

    3

    Лучи солнца не производят тёпла в средней (как её называют) области воздуха. Обычно этому даётся неплохое объяснение, а именно что эта средняя область не приближена достаточно ни к теплу солнца, откуда исходят лучи, ни к земле, которая их отражает. Это можно видеть на вершинах гор (если они не чрезмерно высоки), где постоянно пребывает снег.

    Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах.

    2

    Лучи Луны, звёзд и комет не оказываются тёплыми для осязания…

    Солнечные лучи, особенно летоми в полдень.

    1

    Примеры отсутствия в ближайшем

    Примеры присутствия

  • Слайд 33

     

    … так называемый блуждающий огонь, который иногда налетает на стену, содержит мало тепла. Возможно, он подобен пламени винного спирта, которое спокойно и мягко.

    Всякое пламя.

    6

    Извержения пламени происходятв холодных областях не менее,чем в тёплых, как, например,в Гренландии и в Исландии;равным образом и деревья в холодных областях иногда более воспламеняемыи более смолисты, чем в тёплых.Таковы ель, сосна и другие.

    Извержение пламени из горных недр и т. д.

    5

    Бывают сверкания, которые дают свет, но не жгут, и они всегда бывают без грома.

    Воспламеняющиеся молнии.

    4

    Примеры отсутствия в ближайшем

    Примеры присутствия

  • Слайд 34

     

    …нет ни одной осязаемой жидкости, которая была бы тепла по своей природеи постоянно оставалась бы таковой.Тепло наводится только на время...

    Кипящие или нагретые жидкости.

    9

    Недостаточно исследовано, в каких местахи в почве какой природы обычноистекают тёплые источники.Поэтому здесь не присоединяется отрицательный пример.

    Естественные горячие источники.

    8

    … гнилое дерево … светит ночьюи, однако, не отдаёт теплом...

    Раскалённые тела.

    7

    Примеры отсутствия в ближайшем

    Примеры присутствия

  • Слайд 35

     

    N

    M

    L

    K

    Z

    I

    H

    G

    F

    E

    отс.

    N

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    пр.

    5

    M

    L

    K

    Y

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    отс.

    M

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    пр.

    4

    L

    K

    X

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    отс.

    L

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    пр.

    3

    K

    W

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    B

    отс.

    K

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    B

    пр.

    2

    V

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    B

    A

    отс.

    J

    I

    H

    G

    F

    E

    D

    C

    B

    A

    пр.

    1

    … отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые…встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа…

  • Слайд 36

    Индуктивная логика Таблицы степеней, или сравнений

    Ф. Бэкон.«Новый Органон».

    В-третьих,должно представить разумупримеры, в которыхисследуемая природа присутствуетв большей и в меньшей степени.Это возможно или посредствомсопоставления роста и уменьшенияэтого свойствав одном и том же предмете,или посредством сравнения егов различных предметах.

  • Слайд 37

    Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

    Тогда после отбрасывания и исключения,сделанного должным образом(когда все легковесные мнения обратятся в дым),на втором месте (как бы на дне)останется положительная форма,твёрдая, истиннаяи хорошо определённая.

    Итак, следует совершатьразложение и разделение природы,конечно, не огнём, но разумом,который есть как бы божественный огонь.

    Поэтому первое дело истинной индукции (в отношенииоткрытия форм) есть отбрасывание, или исключение,отдельных природ, которые не встречаютсяв каком-либо примере, где присутствует данная природа,или встречаются в каком-либо примере, где отсутствуетданная природа, или встречаются растущимив каком-либо примере, где данная природа убывает,или убывают, когда данная природа растёт.

  • Слайд 38

    Индуктивная логикаModus tollendo ponens

    есть

    не есть

    есть

    S

    P

    Q

    S

    P

    S

    Q

    Modus tollendo ponens –разновидностьразделительно-категорическогоумозаключения, в которой

    первая посылка –разделительное суждение,(т.е. суждение, утверждающее,что данному предмету присущтолько один из признаков,указанных в предикате суждения),

    вторая посылка –категорическое суждение,отрицающее один из членовразделительного суждения(или, если членов больше двух,все члены, кроме одного),

    а заключение утверждаетдругой (неисключённый) членразделительного суждения.

    Разделительное суждениеправильно лишь в том случае, еслисовокупность членов сужденияисчерпывает все альтернативы.

    или

  • Слайд 39

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд