Презентация на тему "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм"

Презентация: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм
Включить эффекты
1 из 96
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.46 Мб). Тема: "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм". Предмет: философия. 96 слайдов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    96
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ № 7

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм

  • Слайд 2

    План занятий

    Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 4. Б. Спиноза и монистический рационализм 5. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания. 6. Монадологии Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма. 7. Эволюция западноевропейского рационализма.

  • Слайд 3

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    это совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV- XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер

  • Слайд 4

    ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ −совершенствование орудий труда и производительных отношений; − кризис феодализма; − развитие ремесла и торговли; − усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; − укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

  • Слайд 5

    ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − появлене первых парламентов; − кризис Церкви и схоластической философии; − повышение уровня образованности в Европе в целом; − великие географические открытия; − научно-технические открытия.

  • Слайд 6

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (V-VI вв.)

    Гуманизм Данте, Петрарка, Эразм Роттердамский Скептицизм Монтень Розенкрейнцерство, герметизм и алхимия Майер, Филалет, Хейдон Мистическая философия Мюнцер, Беме, Парацельс Социальная философия Мор, Кампанелла, Макиавелли Философия христианской реформации Лютер, Цвингли, Кальвин Натурфилософия Бруно, Коперник, да Винчи, Галилей Христианский аристотелизм Помпонацци Христианский неоплатонизм Кузанский, Мирандола, Вико

  • Слайд 7

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    Фрэнсис БэконОбоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра

  • Слайд 8

    Фрэнсис БэконОбоснование эмпиризма Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные

  • Слайд 9

    Фрэнсис БэконОбоснование эмпиризма Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens

  • Слайд 10

    Фрэнсис Бэкон(1561-1626)

    Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575) Служба в английском посольстве во Франции (1576-1579) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер (1618-1621) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне Париж Кембридж Лондон

  • Слайд 11

    Л.-Ф. РубийякБюст Фрэнсиса Бэкона(1751, Кембридж, Тринити-колледж) Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625) О мудрости древних (1609) Великое восстановление наук О достоинстве и приумножении наук (1605) Новый Органон (1620) История ветров (1622) История жизни и смерти (1623) Новая Атлантида (1623-1624) Основные сочинения

  • Слайд 12

    Учение о «призраках» («идолах») разума

    Есть четыревида идолов,которые осаждаютумы людей Идолы площади Идолы рода Идолы пещеры Идолы театра

  • Слайд 13

    Учение об «идолах» разумаИдолы рода

    Идолы рода находят основаниев самой природе человека,в племени или самом роде людей,ибо ложно утверждать, чточувства человека есть мера вещей.Наоборот, все восприятиякак чувства, так и умапокоятся на аналогии человека,а не на аналогии мира.Ум человека уподобляется неровномузеркалу, которое, примешиваяк природе вещей свою природу,отражает вещи в искривлённоми обезображенном виде. Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 14

    Учение об «идолах» разума Идолы рода

    Типичные примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным). Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле. Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.

  • Слайд 15

    Учение об «идолах» разумаИдолы пещеры

    Идолы пещеры суть заблужденияотдельного человека. Ведь у каждогопомимо ошибок, свойственных родучеловеческому, есть своя особая пещера,которая ослабляет и искажает светприроды. Происходит это или от особыхприрождённых свойств каждого,или от воспитания и бесед с другими,или от чтения книг и от авторитетов,перед какими кто преклоняется, иливследствие разницы во впечатлениях,зависящей от того, получают ли их душипредвзятые и предрасположенные илиже души хладнокровные и спокойные... Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 16

    Типичные примеры идолов пещеры: − Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно. − Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними. − Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.

  • Слайд 17

    Типичные примеры идолов пещеры: − Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.

  • Слайд 18

    Учение об «идолах» разумаИдолы площади (рынка)

    Существуют ещё идолы, которыепроисходят как бы в силу взаимнойсвязанности и сообщества людей.Эти идолы мы называем, имеяв виду порождающее их общениеи сотоварищество людей,идолами площади.Люди объединяются речью.Слова же устанавливаютсясообразно разумению толпы.Поэтому плохое и нелепоеустановление слов удивительнымобразом осаждает разум. Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 19

    Основные разновидности идолов площади: − Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей): − словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»); − словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар).

  • Слайд 20

    Основные разновидности идолов площади: − Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.

  • Слайд 21

    Учение об «идолах» разумаИдолы театра

    Существуют, наконец, идолы,которые вселились в души людейиз разных догматов философии,а также из превратныхзаконов доказательств.Их мы называем идолами театра,ибо мы считаем, что,сколько есть принятых илиизобретённых философских систем,столько поставленои сыграно комедий,представляющих вымышленныеи искусственные миры. Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 22

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Дедукция(лат., deductio,выведение) –процесс логического вывода,т.е. перехода по тем или инымправилам логики от некоторыхданных положений (посылок)к их следствиям (заключениям). Переход (умозаключение)от общего к частному Индукция(лат., inductio,наведение) –форма мышления, посредствомкоторой мысль наводится наобщее правило, общееположение, присущее всемпредметам какого-либо класса. Переход (умозаключение)от частного к общему

  • Слайд 23

    Универсальная теория («наиболее общие аксиомы») Теория среднего уровня («средние аксиомы») Дедуктивноеобъяснениефактов Дедукция Ф А К Т Ы Обобщениепосредствомнеполнойиндукции(«воспарение») Коррекцияуниверсальнойтеории(возможная попричине неполнотыпервоначальнойиндукции) Коррекциятеориисреднего уровня(«подгонка»под факты) Ложный путь

  • Слайд 24

    ... ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений. Теории, полученные путём «подгонки»,не позволяют открывать новые фактыи, следовательно, оказываютсяв научном плане бесполезными...

  • Слайд 25

    Универсальная теория («наиболее общие аксиомы») Теория среднего уровня («средние аксиомы») Ф А К Т Ы Ф А К Т Ы Теория среднего уровня («средние аксиомы») «Истиннаяиндукция» «Истиннаяиндукция» Обобщениетеории Y X Дедукция новых фактов X Дедукция Y новых фактов Истинный путь

  • Слайд 26

    Природа научного познания Опыт и эксперимент

    Самое лучшее из всех доказательствесть опыт, если только он коренится вэксперименте. Ибо если он переноситсяи на другое, что считается сходным,и это перенесение не производитсядолжным образом, то опыт становитсяобманчивым. Но тот способ пользованияопытом, который люди теперьприменяют, слеп и неразумен. И потому,что они бродят и блуждают без всякойверной дороги и руководствуются толькотеми вещами, которые попадаютсянавстречу, они обращаются ко многому,но мало подвигаются вперёд. Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 27

    Индуктивная логикаТаблицы сущности и присутствия

    Сначала нужнодля каждой данной природыпредставить разумувсе известные примеры,сходящиеся в этой природе,хотя бы и посредствомсамых различных материй.И собрание этого рода должнобыть образовано историческибез преждевременного умствованияили каких-либо чрезмерных тонкостей. Ф. Бэкон.«Новый Органон».

  • Слайд 28

    Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. Огненные метеоры. Воспламеняющиеся молнии. Извержение пламени из горных недр и т. д. Всякое пламя.

  • Слайд 29

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 7. Раскалённые тела. 8. Естественные горячие источники. 9. Кипящие или нагретые жидкости. 10. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. 11. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года.

  • Слайд 30

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 12. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. 13. Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла. Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню, Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара.

  • Слайд 31

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 16. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. 17.Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем.

  • Слайд 32

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 18. Негашёная известь, смоченная водой. 19. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. 20. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела.

  • Слайд 33

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 21. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. 22. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань. 23. Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов. 24. Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба.

  • Слайд 34

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 25. Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д., которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. 25. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар.

  • Слайд 35

    Примеры, сходящиеся в природе тепла: 26. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения. 27. И прочее.

  • Слайд 36

    Индуктивная логикаТаблицы сущности и присутствия

    Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На этом сближении и строится новый бэконовский метод. То, что существенно для данной природы, необходимо. То, что необходимо, должно присутствовать всюду, гдевстречается данная природа. То, что отсутствует хоть где-нибудь,где присутствует данная природа,не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.

  • Слайд 37

    Существенное Необходимое значит значит Общее

  • Слайд 38

    Не-общее Не-необходимое значит значит Не-существенное Исключите не-общее (= не-необходимое = несущественное) – останется общее (= необходимое = существенное).

  • Слайд 39

    Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

    S R Q P O N M L K J 10 R Q P O N M L K J I 9 Q P O N M L K J I H 8 P O N M L K J I H G 7 O N M L K J I H G F 6 N M L K J I H G F E 5 M L K J I H G F E D 4 L K J I H G F E D C 3 K J I H G F E D C B 2 J I H G F E D C B A 1 … отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которыене встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа…

  • Слайд 40

    Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

    Ф. Бэкон.«Новый Органон». Во-вторых, должно представить разумупримеры, которые лишены даннойприроды, ибо форма… так же должнаотсутствовать там, где отсутствуетприрода, как и присутствовать там,где она присутствует. Но перечислениеэтого во всех случаях было быбесконечным. Поэтому отрицательноедолжно быть подчинено положительному,и отсутствие природы должно бытьрассмотрено только в предметах наиболееродственных тем, в которых даннаяприрода присутствует и наблюдается.

  • Слайд 41

    Не обнаруживается, чтобы кометы (если иих причислять к метеорам) производили очевидное и постоянное действиена увеличение жары… Огненные метеоры. 3 Лучи солнца не производят тёпла в средней (как её называют) области воздуха. Обычно этому даётся неплохое объяснение, а именно что эта средняя область не приближена достаточно ни к теплу солнца, откуда исходят лучи, ни к земле, которая их отражает. Это можно видеть на вершинах гор (если они не чрезмерно высоки), где постоянно пребывает снег. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. 2 Лучи Луны, звёзд и комет не оказываются тёплыми для осязания… Солнечные лучи, особенно летоми в полдень. 1 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия

  • Слайд 42

    … так называемый блуждающий огонь, который иногда налетает на стену, содержит мало тепла. Возможно, он подобен пламени винного спирта, которое спокойно и мягко. Всякое пламя. 6 Извержения пламени происходятв холодных областях не менее,чем в тёплых, как, например,в Гренландии и в Исландии;равным образом и деревья в холодных областях иногда более воспламеняемыи более смолисты, чем в тёплых.Таковы ель, сосна и другие. Извержение пламени из горных недр и т. д. 5 Бывают сверкания, которые дают свет, но не жгут, и они всегда бывают без грома. Воспламеняющиеся молнии. 4 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия

  • Слайд 43

    … нет ни одной осязаемой жидкости, которая была бы тепла по своей природеи постоянно оставалась бы таковой.Тепло наводится только на время... Кипящие или нагретые жидкости. 9 Недостаточно исследовано, в каких местахи в почве какой природы обычноистекают тёплые источники.Поэтому здесь не присоединяется отрицательный пример. Естественные горячие источники. 8 … гнилое дерево … светит ночьюи, однако, не отдаёт теплом... Раскалённые тела. 7 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия

  • Слайд 44

    N M L K Z I H G F E отс. N M L K J I H G F E пр. 5 M L K Y I H G F E D отс. M L K J I H G F E D пр. 4 L K X I H G F E D C отс. L K J I H G F E D C пр. 3 K W I H G F E D C B отс. K J I H G F E D C B пр. 2 V I H G F E D C B A отс. J I H G F E D C B A пр. 1 … отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые…встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа…

  • Слайд 45

    Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

    Тогда после отбрасывания и исключения,сделанного должным образом(когда все легковесные мнения обратятся в дым),на втором месте (как бы на дне)останется положительная форма,твёрдая, истиннаяи хорошо определённая. Итак, следует совершатьразложение и разделение природы,конечно, не огнём, но разумом,который есть как бы божественный огонь. Поэтому первое дело истинной индукции (в отношенииоткрытия форм) есть отбрасывание, или исключение,отдельных природ, которые не встречаютсяв каком-либо примере, где присутствует данная природа,или встречаются в каком-либо примере, где отсутствуетданная природа, или встречаются растущимив каком-либо примере, где данная природа убывает,или убывают, когда данная природа растёт.

  • Слайд 46

    Рене Декарт(1596-1650)

    Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Учится к колеже Ла Флеш (1606-1615) Годы путешествий (1618-1625) Ульмское «озарение» (10 ноября 1619 г.) Жизнь в Париже (1625-1628) В эмиграции в Нидерландах (1628-1649) Поездки в Париж (1644, 1647, 1648) Переезд в Швецию (1649) Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме Париж Лаэ Ла Флеш Ульм Лейден Стокгольм

  • Слайд 47

    Рене Декарт(копия утраченного портрета работы Ф. Хальса) Мир, или Трактат о свете (1633) Рассуждение о методе (1637) Размышления о первой философии (1641) Первоначала философии (1644) Основные сочинения

  • Слайд 48

    Рене ДекартДуалистический рационализм

    Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно, существую» Идея Бога Естественный свет разума Метод достижения истины Онтология Декарта Дуализм духа и материи Субстанции и их атрибуты Отрицание пустого пространства и психики животных Проблема взаимодействия субстанций Естественный свет разума («врождённые идеи») «Шишковидная железа» Психофизический параллелизм Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве:окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша

  • Слайд 49

    Гносеология ДекартаРадикальное сомнение

    Мне необходимо до основанияразрушить эту постройку,если я хочу установить в наукахчто-то прочное и постоянное. Однако, коль скоро я себяв чём-то убедил, значит,я всё же существовал? Всякий раз, как я произношу слова«Я существую» или воспринимаюэто высказывание умом, оно понеобходимости является истинным. Слишком многие ложные мнения япринимал за истинные, и слишкомсомнительны положения, принятыена основе этих ложных мнений. Я допускаю, что всё видимое мноюложно и предполагаю никогда несуществовавшим всё, что являетпамять; я полностью лишён чувств. 1

  • Слайд 50

    Гносеология Декарта«Я мыслю, следовательно, существую»

    Сомнение есть акт мысли.Я сомневаюсь,следовательно я мыслю. Следовательно,моё собственное существование –несомненная истина. Но раз моя уверенностьв собственном существованиизиждется на факте мышления,значит я есть мыслящее существо. Я могу усомниться во всём, нотолько не в том, что я сомневаюсь,ибо самим фактом сомнения я лишьподтверждаю, что сомневаюсь. Но я не мог бы мыслить, если быне существовал. Я мыслю,следовательно я существую. Cogito ergo sum 2

  • Слайд 51

    Гносеология ДекартаИдея Бога

    Одна из моих наиболее ясных идейесть идея Бога – идея бесконечной,независимой, в высшей степениразумной и всемогущей субстанции. Идея Бога не может бытьвыведена из каких-то других идей,ибо содержит в себе большереальности, чем любая другая идея. Идея Бога может исходить лишь оттого, что содержит в себе не меньшереальности, чем мыслится в этойидее, т.е. лишь от самого Бога. Как мыслящее существо, я нахожув себе множество идей, одни изкоторых представляются смутными,другие– ясными и отчётливыми. Идея Бога какбесконечной субстанции не можетисходить от меня самого,поскольку сам я конечен. 3

  • Слайд 52

    Гносеология ДекартаЕстественный свет разума

    И дажеидеиясные и отчётливые немогли разве быть вложены в менякаким-нибудь могущественным,нозлокозненным обманщиком? Однако невозможно, чтобы Бог меняобманывал (ведь во всяком обманезаключено нечто несовершенное)или хотел, чтобы я заблуждался. Поэтому я могу доверятьэтому естественному свету разума,при условии, конечно, чтоя правильно им пользуюсь. Что касается других идей, тона идеисмутные я, по-видимому,не могу полагаться как на истинные. Хотя я ощущаю в себе способностьсуждения, позволяющуюотличать истину от заблуждения,могу ли я полагаться на неё? 4

  • Слайд 53

    Гносеология ДекартаМетод достижения истины

    1) Принимать за истинное толькото, что представляется моему умустоль ясно и отчётливо, чтоне может дать повод к сомнению. 3) Располагать свои мыслив определённом порядке, начинаяс предметов простейших и восходяпостепенно до наиболее сложных. 4) Делать перечни столь полные иобзоры столь всеохватывающие,чтобы быть уверенным,что ничего не пропущено. Вместо большого числа правил,составляющих логику, достаточночетырёх следующих, лишь бысоблюдать их без отступлений. 2) Делитькаждую из трудностейна столько частей, сколькопотребуется, чтобы лучшеих разрешить. 5

  • Слайд 54

    7 7 1 х = 3 2 7 4 1 7 1 3 х = 6 3 5 9 4 7 7 х = 9 3 2 7 4 1 7 1 3 6 3 5 9 3 2 7 2 2 8 9 1 3 0 8 Истинно то, чтопредставляется умуясным и отчётливым Деление на части(до достиженияполной ясности) Последовательностьмыслей (от простогок сложному) Перечни и обзоры(чтобы ничегоне упустить) 1-оеправило 2-оеправило 3-еправило 4-оеправило

  • Слайд 55

    Онтология ДекартаДуализм духа и материи

    Всё сущее Вещи мыслящие(res cogitans) Вещи протяжённые(res extensa) … я полагаю, что весь род причин, направленныхк определённой цели, не может иметь никакого примененияв области физики: ведь я допускаю, что толькопо легкомыслию можно пытаться прослеживать цели Бога.

  • Слайд 56

    Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты

    Субстанция(лат. substantia,под-лежащее,перевод греч. ύπόστασις) –то, что существуетсамостоятельно (само по себе),нечто устойчивое и постоянное(в отличие от изменчивогои преходящего). Дух Материя Атрибут(лат. attributum,приданное, приписанное) –определяющий признак(качество, предикат) субстанции,достаточный для еёидентификации и необходимыйдля её существования. Мышление Протяжённость

  • Слайд 57

    Дуализм духа и материи Пустое пространство и психика животных

    Отождествление телесностис протяжённостьюведёт к отрицаниюпустого пространства. Отождествление психикис логическим мышлениемведёт к отрицаниюпсихики у животных. Животные – автоматы. Заполняющая всё пространствоматерия движется вихреобразно.

  • Слайд 58

    Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций

    Дух Материя Мыслит Не мыслит Протяжённа Непротяжён Неделим Делима Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего,как возможно их взаимодействие и каким образомдух может иметь идею материального тела ивообще знать что-то о материальных телах?

  • Слайд 59

    Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»

    y = x2 1 Бог вложил в человеческую душуидею материальной субстанциии знание об основных законах,которым она подчинена.

  • Слайд 60

    Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа»

    Лев! Бежим! Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железапреобразуетчувственные (физические) воздействияв мысли и мысли – в физические действия. 2

  • Слайд 61

    Проблема взаимодействия субстанцийПсихофизический параллелизм

    Арнольд Гейлинкс(1624-1669) Пример двух часов 3 Материальные и духовные процессы согласованны,подобно тому как две пары часов показывают однои то же время, хотя они и не взаимодействуют междусобой – об этом позаботился Мудрый Часовщик.

  • Слайд 62

    Николя Мальбранш(1638-1715) Видение всех вещейв Боге 3

  • Слайд 63

    Проблема взаимодействия субстанцийКартезианский окказионализм

    Окказионализм(лат. occasio,случай, повод) –философская концепция,отрицающая возможностьвзаимодействияматериальной (протяжённой)и духовной (мыслящей)субстанций и утверждающая,что то, что представляетсятелесной причиноймысли (или акта воли)или психической причиной(идеей или желанием)физического движения естьне более чем повод(occasio)для истинной причины, каковойможет быть только Бог. Движущая сила тел…не находитсяв движущихся телах,ибо эта движущая силаесть нечто иное,как воля Божья…Естественная причинане есть реальнаяи истинная причина,а причина случайная,определяющая решениеТворца природыдействовать тем илииным образомв том или ином случае. Н. Мальбранш.«Разыскание истины».

  • Слайд 64

    Бенедикт Спиноза(1632-1677)

    Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме «Великое отлучение» (1656) Ум. 21 февраля 1677 г. в Гааге Амстердам Гаага

  • Слайд 65

    Бенедикт Спиноза Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом (1663) Богословско-политический трактат (1670) Этика (1663-1675) Основные сочинения

  • Слайд 66

    СпинозаМонистический рационализм

    Онтология Спинозы Критика дуализма Единственность субстанции Множественность атрибутов субстанции Пантеизм Природа творящая Природа сотворённая Детерминизм Отрицание случайности (необусловленности) Свобода как обусловленность собственной природой Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение) Гносеология Спинозы «Геометрический» метод Отождествление физической и логической необходимости Три рода познания Этика Спинозы Разум и свобода

  • Слайд 67

    Онтология СпинозыКритика дуализма

    Под атрибутом я разумею то, чтоум представляет в субстанциикак составляющее её сущность. Бог, или субстанция, состоящаяиз бесконечно многих атрибутов,необходимо существует. Кроме Бога никакая субстанцияне может ни существовать,ни быть представляема. Под субстанцией я разумею то,что существует само в себе ипредставляется само через себя. В природе вещей не может бытьдвух или более субстанций одной итой же природы, иными словами –с одним и тем же атрибутом. Определение 3части 1 Определение 4части 1 Теорема 5части 1 Теорема 11части 1 Теорема 14части 1 1

  • Слайд 68

    Отсюда самым ясным образом следует,1) что Бог един, т.е. что в природе вещей существуеттолькоодна субстанция,и эта субстанцияабсолютно бесконечна;2) что вещь протяжённаяи вещь мыслящая(res extensa et res cogitans)составляют или атрибутыБогаили состояния(модусы)атрибутов Бога. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1 Королларии 1 и 2к теореме 14части 1

  • Слайд 69

    Онтология СпинозыПантеизм

    Из необходимости божественнойприроды должно вытекатьбесконечное множество вещейбесконечно многими способами. Бог действует единственнопо законам своей природыи без чьего-либо принуждения. Бог есть имманентная причинавсех вещей,а не действующая извне. Всё, что только существует,существует в Боге, и без Богане может ни существовать,ни быть представляемо. Бог есть производящая причинавсех вещей, какие только могутбыть представленыбесконечным разумом. Теорема 15части 1 Теорема 16части 1 Королларий 1к теореме 16части 1 Теорема 17части 1 Теорема 18части 1 2

  • Слайд 70

    Онтология СпинозыПантеизм: природа творящая и сотворённая

    Под природой порождающейнам должно понимать то, чтосуществует само по себе ипредставляется само через себя,иными словами, такие атрибутысубстанции, которые выражаютвечную и бесконечную сущность,т.е. Бога, поскольку онрассматривается как свободнаяпричина. А под природойпорождённой я понимаю всё то,что вытекает из необходимостиприроды Бога, т.е. все модусыатрибутов Бога, поскольку онирассматриваются как вещи,которые существуют в Боге. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1 Схолияк теореме 29части 1 Пантеизм(греч. παν,всё, θεός,Бог) –религиозно-философскаядоктрина, согласно которойБог и мир суть одно(Бог имманентен миру),букв.: «Бог во всём» и/или«Всё божественно».

  • Слайд 71

    Онтология СпинозыДетерминизм

    Вещь, которая определена ккакому-либо действию, необходимоопределена таким образом Богом,а сама себя определить не может. Вещи не могли быть произведеныБогом никаким другим образомини в каком другом порядке,чемпроизведены. Всё, что по нашему представлениюнаходится во власти Бога,необходимо существует. В природе вещейнет ничего случайного, но всёопределено из необходимостибожественной природы. Вещь, которая определена Богомккакому-либо действию,не можетсама себя сделатьне определённой к нему. Теорема 29части 1 Теорема 26части 1 Теорема 27части 1 Теорема 33части 1 Теорема 35части 1 3

  • Слайд 72

    Свободной называетсятакая вещь, котораясуществует по одной тольконеобходимости своейсобственной природы иопределяется к действиютолько сама собой.Необходимой же или,лучше сказать, принуждённойназывается такая, котораячем-либо иным определяетсяк существованию идействию по известному иопределённому образу. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1 Определение 7части 1 Различие между свободойи несвободой заключаетсяне в отсутствии и наличиидетерминации (в природевообще нет ничегонедетерминированного), алишь в различии характераэтой детерминации.

  • Слайд 73

    Гносеология СпинозыТри рода познания

    Познание Рассудок Мнение иливоображение Познание черезбеспорядочныйопыт Познаниеиз знаков Интуиция Познание изобщих понятий Непосредствен-ное усмотрениесущности вещей

  • Слайд 74

    Познание первого рода[мнение или воображение]есть единственнаяпричина ложности,познание же второго[рассудок] итретьего [интуиция] роданеобходимо истинно. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 2 Теорема 41части 2

  • Слайд 75

    Этика СпинозыРазум и свобода

    Аффект может бытьограничен или уничтожентолько противоположным иболее сильным аффектом. [Интеллектуальная]любовь к Богу[третий, высший, род познания]составляет самое высшее благо,к которому мы можем стремиться. Это познание если и не уничтожаетаффекты, то, по крайней мере,достигает того, что они составляютнаименьшую часть души. В душе нет никакой абсолютной илисвободной воли; к хотению душаопределяется причиной, котораяопределена другой причиной и т.д. Из двух благ мы по руководствуразума будем следовать бóльшему,а из двух зол – меньшему. Теорема 48части 2 Теорема 7части 4 Теорема 65части 4 Доказательствотеоремы 20 части 5 Схолия к теореме 20 части 5

  • Слайд 76

    Локк и ЛейбницОнтологические предпосылки и природа познания

    Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере Рингтон Лейпциг Отс Ганновер

  • Слайд 77

    Джон Локк(1632-1704)

    Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690) Основные сочинения

  • Слайд 78

    Спор о «врождённых идеях»Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)

    Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении. Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu. Tabula rasa(лат. чистая доска) –термин сенсуализмадля обозначения состояниясознания человека,ещё не получившеговнешнего чувственного опыта(например, новорождённого)и потому не располагающегокакими бы то ни было знаниями.

  • Слайд 79

    Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении. Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu. Сенсуализм(от лат. sensus,чувство, ощущение) –гносеологическая доктрина,утверждающая, чточувственные ощущенияявляются единственнымисточником и основанием знания.(Сенсуализм долгое время былосновной формой эмпиризма).

  • Слайд 80

    Онтологические предпосылки эмпиризма«Первичные» и «вторичные» качества

    Протяжённость,форма, плотность,подвижность Цвет, звук, вкус,запах, тепло Первичные качества –качества, идеи которыхсходны с самимикачествами тел. Вторичные качества –качества, идеи которыхотличаются отпородивших их форм. принадлежатсамим телам. находятся в нашихорганах чувств.

  • Слайд 81

    Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

    Все идеиполучаютсяиз опыта. Одни идеи получаютсяиз ощущениявнешнихпредметов. Другие идеи получаютсяиз рефлексиинад внутреннимидействиями нашего ума.

  • Слайд 82

    Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи

    Простые идеи ум получаетот ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Сложные идеи ум образуетпутём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). Общие идеи ум образуетпутём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности. Пассивное состояние ума Активная работа ума

  • Слайд 83

    Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения Сложные идеи,обозначающиесвойствасубстанций илинечто, зависящееот них. Сложные идеи,представляющиесамостоятельносуществующиевещи. Сложные идеи,получаемыепри сопоставленииодной идеис другой.

  • Слайд 84

    Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716)

    Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714) Основные сочинения

  • Слайд 85

    Спор о «врождённых идеях»Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

    Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении. Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu. Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении,кроме самого разума. Nihil est in intellectu,quod non fuerit in sensu,nisi intellectus ipse.

  • Слайд 86

    Онтологические предпосылки рационализма«Разумность» мира как условие его познаваемости

    Если бы мир был неразумен(неупорядочен, незакономерен), онбыл бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего разумаотличались от принциповмироустройства, мир был бынепостижим для нас. Мир познаваем лишь потому, чтозаконы разума тождественнызаконам мира. Следовательно, основные законыприроды разум может найти в себесамом, не обращаясь к опыту.

  • Слайд 87

    Тезис о разумности мира Лейбниц доводитдо логического предела – утверждения, чтосотворённый Богом мир есть«лучший из возможных». Это утверждение Лейбница будетпопросту высмеяно Вольтеромв его философской повести«Кандид, или Оптимизм» (1758).

  • Слайд 88

    Онтологические предпосылки рационализмаЭволюция западноевропейского рационализма

    Монизм(от греч. μόνος,один, единственный) –онтологическая позиция,признающая единство мира, т.е.принципиальную сводимостьвсех его объектов (явлений) кединой субстанциальной основе. Плюрализм(от лат. pluralis,множественный) –онтологическая позиция,признающая наличие в миремножества принципиальнонезависимых (несводимых друг кдругу) первоначал (субстанций). Дуализм(от лат. dualis, двойственный) –разновидность плюрализма,ограничивающая числонезависимых первосущностеймира двумя (обычно такимипервоначалами признаютсяматериальное и духовное).

  • Слайд 89

    Онтологические предпосылки рационализмаОнтологический плюрализм Лейбница (монадология)

    Эти простые сущности (монады)не могут возникать или исчезатьиначе, как «разом» – в результатетворения или уничтожения. Монад – бесконечное множество,и все они разные: одинаковыемонады были бы тождественны,т.е. составляли бы одну сущность. Монады непрерывно изменяются,причём эти изменения исходят извнутреннего принципа, так какничто внешнее на монадуне влияет. В основе мира должны лежатьпростые сущности (субстанции),так как всё сложноесостоит из простого. Монады вообще не доступныникакому внешнему воздействию(«не имеют окон»). 1

  • Слайд 90

    Преходящее состояние, котороепредставляет собой множествов едином есть не что иное,как восприятие (перцепция). Этот мир – один и тот же во всехмонадах («лучший из возможных»),но воспринимается по-разному. Этим различием перцепций,а также уровнем апперцепции(осознания перцепций) монадыи отличаются друг от друга. Следовательно, в монадах –при всей их простоте –содержится «многоразличие». Монады, таким образом, идеальны,причём каждая содержитв себе весь мир, являясь«живым зеркалом универсума». 2

  • Слайд 91

    Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта

    Истины разума –положения, принимаемые за истинныена основании логического закона[запрета] противоречия:их отрицание ведёт к противоречию;называются также вечными истинами,так как, в отличие от истин факта,верны всегда (при любых условиях). Истины факта –положения, отрицание которыхне заключает в себе никакогопротиворечия, верные при однихусловиях и неверные при других;принимаются за истинные лишь придостаточном основании (логическийзакон достаточного основания). Сумма углов треугольникаравна двум прямым. На крыльце сидит собачкас маленькой бородкой.

  • Слайд 92

    Онтологические предпосылки рационализмаЭволюция западноевропейского рационализма

    Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц Дуализм Монизм Плюрализм Дух Материя Бог, или Природа М О Н А Д Ы

  • Слайд 93

    Вопросы?

  • Слайд 94

    ВОПРОСЫ

    Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 2.1 Учение об идолах 2.2 Природа научного познания 2.3 Индуктивная логика 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 3.1 Принцип радикального сомнения 3.2 Идея Бога 3.3 Метод достижения истины 3.4 Дуализм духа и материи 3.5 Проблема взаимодействия субстанций

  • Слайд 95

    4. Б. Спиноза и монистический рационализм 4.1 Критика дуализма 4.2 Пантеизм и детерминизм в онтологии Спинозы 4.3 Гносеология 4.4 Этика 5. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания. 6. Монадологии Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма. 7. Эволюция западноевропейского рационализма.

  • Слайд 96

    Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке