Презентация на тему "Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Локк и ЛейбницОнтологические предпосылкии природа познания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Локк и ЛейбницОнтологические предпосылки и природа познания

    Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин» Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания «Разумность» мира как условие его познаваемости Эволюция западноевропейского рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах) Истины разума и истины факта Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания Телесный контакт как «передатчик» информации «Первичные» и «вторичные» качества Идеи ощущения и идеи рефлексии Простые и сложные идеи

  • Слайд 3

     

    Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере Рингтон Лейпциг Отс Ганновер

  • Слайд 4

    Джон Локк(1632-1704)

    Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690) Основные сочинения

  • Слайд 5

    Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716)

    Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714) Основные сочинения

  • Слайд 6

    Спор о «врождённых идеях»Нативизм и его критика Дж. Локком

    Основные представители Платон (427-347 до н.э.) Р. Декарт (1596-1650) Н. Мальбранш (1638-1715) Кембриджские платоники:Г. Мор (1614-1687)Р. Кедворт (1617-1688) Нативизм(лат. nativus, врождённый) –учение о наличии в разумеврождённого знания(идей, принципов).

  • Слайд 7

     

    Модификация аргументаспонтанного согласия–аргумент дедукции. Модификация аргументалатентного знания–аргумент спонтанного согласия. Модификация аргументавсеобщего согласия –аргумент латентного знания. Аргумент всеобщего согласия. Не существует истин, с которымидействительно были бы согласнывсе: даже так называемые«общеизвестные» истинынеизвестны детям и идиотам. Если «латентное» знание – это знание, которым можнообладать, не сознавая этого,то такое знание невозможно. Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся. Менее общие истиныизвестны раньшеболее общих. Аргументы нативистов Контраргументы Локка

  • Слайд 8

    Спор о «врождённых идеях»Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)

    Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении. Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu. Tabula rasa(лат. чистая доска) –термин сенсуализмадля обозначения состояниясознания человека,ещё не получившеговнешнего чувственного опыта(например, новорождённого)и потому не располагающегокакими бы то ни было знаниями.

  • Слайд 9

     

    Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении. Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu. Сенсуализм(от лат. sensus,чувство, ощущение) –гносеологическая доктрина,утверждающая, чточувственные ощущенияявляются единственнымисточником и основанием знания.(Сенсуализм долгое время былосновной формой эмпиризма).

  • Слайд 10

    Спор о «врождённых идеях»Защита Лейбницем врождённого знания

    Никакого «всеобщего согласия»не существует. Достоверностьврождённых истин основанане на всеобщем согласии. Утверждение о наличиинеосознанного знанияпротиворечиво. Неосознанное знание – вовсе небессмыслица: например, покане вспомним, мы не осознаёмтого, что знали, но забыли. Мы не можем признаватьврождённым знанием всё,что считаем истинным. Разумеется, не всякое знаниеврождено, но следует признатьврождёнными истины,не объяснимые из опыта. Знание есть результатумозаключений из данныхчувственного опыта. Сами правила умозаключенияне могут быть полученыизопыта путём умозаключения. Аргументы Локка Контраргументы Лейбница

  • Слайд 11

    Спор о «врождённых идеях»Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

    Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении. Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu. Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении,кроме самого разума. Nihil est in intellectu,quod non fuerit in sensu,nisi intellectus ipse.

  • Слайд 12

    Онтологические предпосылки рационализма«Разумность» мира как условие его познаваемости

    Если бы мир был неразумен(неупорядочен, незакономерен), онбыл бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего разумаотличались от принциповмироустройства, мир был бынепостижим для нас. Мир познаваем лишь потому, чтозаконы разума тождественнызаконам мира. Следовательно, основные законыприроды разум может найти в себесамом, не обращаясь к опыту.

  • Слайд 13

     

    Тезис о разумности мира Лейбниц доводитдо логического предела – утверждения, чтосотворённый Богом мир есть«лучший из возможных». Это утверждение Лейбница будетпопросту высмеяно Вольтеромв его философской повести«Кандид, или Оптимизм» (1758).

  • Слайд 14

    Онтологические предпосылки рационализмаЭволюция западноевропейского рационализма

    Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц Дуализм Монизм Плюрализм Дух Материя Бог, или Природа М О Н А Д Ы

  • Слайд 15

     

    Монизм(от греч. μόνος,один, единственный) –онтологическая позиция,признающая единство мира, т.е.принципиальную сводимостьвсех его объектов (явлений) кединой субстанциальной основе. Плюрализм(от лат. pluralis,множественный) –онтологическая позиция,признающая наличие в миремножества принципиальнонезависимых (несводимых друг кдругу) первоначал (субстанций). Дуализм(от лат. dualis, двойственный) –разновидность плюрализма,ограничивающая числонезависимых первосущностеймира двумя (обычно такимипервоначалами признаютсяматериальное и духовное).

  • Слайд 16

    Онтологические предпосылки рационализмаОнтологический плюрализм Лейбница (монадология)

    Эти простые сущности (монады)не могут возникать или исчезатьиначе, как «разом» – в результатетворения или уничтожения. Монад – бесконечное множество,и все они разные: одинаковыемонады были бы тождественны,т.е. составляли бы одну сущность. Монады непрерывно изменяются,причём эти изменения исходят извнутреннего принципа, так какничто внешнее на монадуне влияет. В основе мира должны лежатьпростые сущности (субстанции),так как всё сложноесостоит из простого. Монады вообще не доступныникакому внешнему воздействию(«не имеют окон»). 1

  • Слайд 17

     

    Преходящее состояние, котороепредставляет собой множествов едином есть не что иное,как восприятие (перцепция). Этот мир – один и тот же во всехмонадах («лучший из возможных»),но воспринимается по-разному. Этим различием перцепций,а также уровнем апперцепции(осознания перцепций) монадыи отличаются друг от друга. Следовательно, в монадах –при всей их простоте –содержится «многоразличие». Монады, таким образом, идеальны,причём каждая содержитв себе весь мир, являясь«живым зеркалом универсума». 2

  • Слайд 18

    Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта

    Истины разума –положения, принимаемые за истинныена основании логического закона[запрета] противоречия:их отрицание ведёт к противоречию;называются также вечными истинами,так как, в отличие от истин факта,верны всегда (при любых условиях). Истины факта –положения, отрицание которыхне заключает в себе никакогопротиворечия, верные при однихусловиях и неверные при других;принимаются за истинные лишь придостаточном основании (логическийзакон достаточного основания). Сумма углов треугольникаравна двум прямым. На крыльце сидит собачкас маленькой бородкой.

  • Слайд 19

    Онтологические предпосылки эмпиризмаТелесный контакт как «передатчик» информации

    Внешниевещи органычувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Первоепричинно-следственноеотношение связываетматериальные объектыи в этом смыслематериально. Второепричинно-следственноеотношение связываетпсихические состоянияи в этом смыслеидеально.

  • Слайд 20

     

    Внешниевещи органычувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Ключевое значениедля теории познанияэмпиризма имеетутверждение, чтоизменения ощущенийсигнализируют(информируют)об изменении вещей. Но онтологическивопрос об отношении телесного к психическому(материальногок идеальному)остаётся открытым.

  • Слайд 21

    Онтологические предпосылки эмпиризма«Первичные» и «вторичные» качества

    Протяжённость,форма, плотность,подвижность Цвет, звук, вкус,запах, тепло Первичные качества –качества, идеи которыхсходны с самимикачествами тел. Вторичные качества –качества, идеи которыхотличаются отпородивших их форм. принадлежатсамим телам. находятся в нашихорганах чувств.

  • Слайд 22

    Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

    Все идеиполучаютсяиз опыта. Одни идеи получаютсяиз ощущениявнешнихпредметов. Другие идеи получаютсяиз рефлексиинад внутреннимидействиями нашего ума.

  • Слайд 23

    Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи

    Простые идеи ум получаетот ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Сложные идеи ум образуетпутём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). Общие идеи ум образуетпутём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности. Пассивное состояние ума Активная работа ума

  • Слайд 24

     

    Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения Сложные идеи,обозначающиесвойствасубстанций илинечто, зависящееот них. Сложные идеи,представляющиесамостоятельносуществующиевещи. Сложные идеи,получаемыепри сопоставленииодной идеис другой.

  • Слайд 25

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд