Презентация на тему "Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания"

Презентация: Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по философии на тему "Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания" даёт развёрнутую сравнительную характеристику учениям Локка и Лейбница. Даются краткие биографические сведения об обоих философах, описывается полемика о "врождённых идеях" и раскрывается понятие нативизм. Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Спор о «врождённых идеях»
  2. Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания
  3. Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания

Содержание

  • Презентация: Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания
    Слайд 1
    • Локк и Лейбниц
    • Онтологические предпосылки и природа познания
    • МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
    • pptcloud.ru
  • Слайд 2

    Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания

    • Спор о «врождённых идеях»
      • Нативизм и его критика Дж. Локком
      • Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин»
    • Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания
      • «Разумность» мира как условие его познаваемости
      • Эволюция западноевропейского рационализма
      • Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах)
      • Истины разума и истины факта
    • Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания
      • Телесный контакт как «передатчик» информации
      • «Первичные» и «вторичные» качества
      • Идеи ощущения и идеи рефлексии
      • Простые и сложные идеи
  • Слайд 3
    • Джон Локк
    • Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне
    • Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе
    • Готфрид Лейбниц
    • Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге
    • Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере
    • Рингтон
    • Лейпциг
    • Отс
    • Ганновер
  • Слайд 4

    Джон Локк(1632-1704)

    • Джон Локк
    • Опыт о человеческом разумении (1690)
    • Два трактата о правлении (1690)
    • Основные сочинения
  • Слайд 5

    Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716)

    • Готфрид Вильгельм Лейбниц
    • Новые опыты о человеческом разумении (1704)
    • Опыты теодицеи о благости Божьей (1710)
    • Монадология (1714)
    • Основные сочинения
  • Слайд 6

    Спор о «врождённых идеях». Нативизм и его критика Дж. Локком

    • Основные представители
    • Платон (427-347 до н.э.)
    • Р. Декарт (1596-1650)
    • Н. Мальбранш (1638-1715)
    • Кембриджские платоники:Г. Мор (1614-1687)Р. Кедворт (1617-1688)
    • Нативизм(лат. nativus, врождённый) –учение о наличии в разумеврождённого знания(идей, принципов).
  • Слайд 7
    • Модификация аргумента спонтанного согласия–аргумент дедукции.
    • Модификация аргумента латентного знания–аргумент спонтанного согласия.
    • Модификация аргумента всеобщего согласия –аргумент латентного знания.
    • Аргумент всеобщего согласия.
    • Не существует истин, с которыми действительно были бы согласнывсе: даже так называемые«общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам.
    • Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого,то такое знание невозможно.
    • Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся.
    • Менее общие истины известны раньшеболее общих.
    • Аргументы нативистов
    • Контраргументы Локка
  • Слайд 8

    Спор о «врождённых идеях». Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)

    • Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
    • Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
    • Tabula rasa(лат. чистая доска) –термин сенсуализмадля обозначения состояния сознания человека,ещё не получившего внешнего чувственного опыта(например, новорождённого)и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.
  • Слайд 9
    • Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
    • Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
    • Сенсуализм(от лат. sensus,чувство, ощущение) –гносеологическая доктрина,утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания.(Сенсуализм долгое время былосновной формой эмпиризма).
  • Слайд 10

    Спор о «врождённых идеях». Защита Лейбницем врождённого знания

    • Никакого «всеобщего согласия»не существует.
    • Достоверностьврождённых истин основана не на всеобщем согласии.
    • Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво.
    • Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, покане вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли.
    • Мы не можем признавать врождённым знанием всё,что считаем истинным.
    • Разумеется, не всякое знание врождено, но следует признать врождёнными истины,не объяснимые из опыта.
    • Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта.
    • Сами правила умозаключенияне могут быть получены из опыта путём умозаключения.
    • Аргументы Локка
    • Контраргументы Лейбница
  • Слайд 11

    Спор о «врождённых идеях». Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

    • Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
    • Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
    • Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении,кроме самого разума.
    • Nihil est in intellectu,quod non fuerit in sensu,nisi intellectus ipse.
  • Слайд 12

    Онтологические предпосылки рационализма. «Разумность» мира как условие его познаваемости

    • Если бы мир был неразумен(неупорядочен, незакономерен), онбыл бы принципиально непостижим.
    • Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бынепостижим для нас.
    • Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира.
    • Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту.
  • Слайд 13
    • Тезис о разумности мира Лейбниц доводитдо логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть«лучший из возможных».
    • Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтеромв его философской повести«Кандид, или Оптимизм» (1758).
  • Слайд 14

    Онтологические предпосылки рационализма. Эволюция западноевропейского рационализма

    • Р. Декарт
    • Р. Спиноза
    • Г. Лейбниц
    • Дуализм
    • Монизм
    • Плюрализм
    • Дух
    • Материя
    • Бог, или Природа
    • М
    • О
    • Н
    • А
    • Д
    • Ы
  • Слайд 15

    Онтологические предпосылки рационализм. Эволюция западноевропейского рационализма

    • Монизм(от греч. μόνος,один, единственный) –онтологическая позиция,признающая единство мира, т.е.принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) кединой субстанциальной основе.
    • Плюрализм(от лат. pluralis,множественный) –онтологическая позиция,признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг кдругу) первоначал (субстанций).
    • Дуализм(от лат. dualis, двойственный) –разновидность плюрализма,ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).
  • Слайд 16

    Онтологические предпосылки рационализма. Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)

    • Эти простые сущности (монады)не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения.
    • Монад – бесконечное множество,и все они разные: одинаковыемонады были бы тождественны,т.е. составляли бы одну сущность.
    • Монады непрерывно изменяются,причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монадуне влияет.
    • В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции),так как всё сложное состоит из простого.
    • Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию(«не имеют окон»).
    • 1
  • Слайд 17
    • Преходящее состояние, которое представляет собой множествов едином есть не что иное,как восприятие (перцепция).
    • Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»),но воспринимается по-разному.
    • Этим различием перцепций,а также уровнем апперцепции(осознания перцепций) монадыи отличаются друг от друга.
    • Следовательно, в монадах –при всей их простоте –содержится «многоразличие».
    • Монады, таким образом, идеальны,причём каждая содержитв себе весь мир, являясь«живым зеркалом универсума».
    • 2
  • Слайд 18

    Рационалистическая концепция познания. Истины разума и истины факта

    • Истины разума –положения, принимаемые за истинные на основании логического закона[запрета] противоречия:их отрицание ведёт к противоречию;называются также вечными истинами,так как, в отличие от истин факта,верны всегда (при любых условиях).
    • Истины факта –положения, отрицание которыхне заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других;принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логическийзакон достаточного основания).
    • Сумма углов треугольника равна двум прямым.
    • На крыльце сидит собачкас маленькой бородкой.
  • Слайд 19

    Онтологические предпосылки эмпиризма. Телесный контакт как «передатчик» информации

    • Внешние вещи
    • органы чувств,
    • ощущения,
    • воздействуют на
    • производя
    • идеи.
    • оставляющие в душе следы –
    • Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объект ыи в этом смысле материально.
    • Второе причинно-следственное отношение связывает психические состоянияи в этом смысле идеально.
  • Слайд 20
    • Внешние вещи
    • органы чувств,
    • ощущения,
    • воздействуют на
    • производя
    • идеи.
    • оставляющие в душе следы –
    • Ключевое значениедля теории познания эмпиризма имее тутверждение, что изменения ощущений сигнализируют(информируют)об изменении вещей.
    • Но онтологическивопрос об отношении телесного к психическому(материального к идеальному)остаётся открытым.
  • Слайд 21

    Онтологические предпосылки эмпиризма. «Первичные» и «вторичные» качества

    • Протяжённость,форма, плотность,подвижность
    • Цвет, звук, вкус,запах, тепло
    • Первичные качества –качества, идеи которых сходны с самими качествами тел.
    • Вторичные качества –качества, идеи которых отличаются от породивших их форм.
    • принадлежат самим телам.
    • находятся в наших органах чувств.
  • Слайд 22

    Эмпирическая концепция познания. Идеи ощущения и идеи рефлексии

    • Все идеи получаются из опыта.
    • Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов.
    • Другие идеи получаются из рефлексиинад внутренними действиями нашего ума.
  • Слайд 23

    Эмпирическая концепция познания. Простые и сложные идеи

    • Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.
    • Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную.
    • Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных).
    • Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.
    • Пассивное состояние ума
    • Активная работа ума
  • Слайд 24
    • Сложные идеи
    • Субстанции
    • Модусы
    • Отношения
    • Сложные идеи,обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них.
    • Сложные идеи,представляющие самостоятельносуществующие вещи.
    • Сложные идеи,получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.
  • Слайд 25
    • Вопросы?
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке