Презентация на тему "Средневековая философия. Схоластика"

Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по философии на тему "Средневековая философия. Схоластика" поможет учащимся сформулировать определение схоластики и узнать об основных деятелях данного периода в философии. Цель занятия - познакомить учащихся с этим разделом философии, поднять проблему существования Бога и его доказательства. Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Проблема веры и разума
  2. Проблема бытия Бога
  3. Проблема универсалий

Содержание

  • Слайд 1

     

    • Средневековая философия
    • Схоластика
    • МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
    • pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Средневековая философия. Схоластика

    • Проблема веры и разума
    • Проблема бытия Бога
      • Онтологическое доказательство
      • Космологические доказательства
      • Каузальный вариант
      • Модальный вариант
      • Телеологическое доказательство
    • Проблема универсалий
      • Реализм
      • Номинализм
      • Концептуализм

  • Слайд 3

    Схоластика

    • Ансельм Кентерберийский(1033/34-1109)
    • Пьер Абеляр (1079-1142)
    • Пётр Ломбардский(ок. 1100-1160)
    • Альберт Великий(ок. 1200-1280)
    • Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274)
    • Фома Аквинский(1225/26-1274)
    • Иоанн Дунс Скот(ок. 1266-1308)
    • Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49)
    • Аоста
    • Бек
    • Париж
    • Рим
    • Баньореджо
    • Палле
    • Дунс
    • Оккам
    • Оксфорд
    • Аквино
    • Лауинген
    • Кёльн
    • Лумеллоньо

  • Слайд 4

     

    • Ансельм. Монологион.
    • Ансельм. Прослогион.
    • Абеляр. Да и Нет.
    • Абеляр. Логика «для начинающих».
    • Абеляр. Теология «Высшего блага».
    • Пётр Ломбардский. Сентенции.
    • Фома Аквинский. Сумма против язычников.
    • Фома Аквинский. Сумма теологии.
    • Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
    • Оккам. Сумма логики.
    • Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
    • Оккам. Quadlibeta.
    • Основные сочинения
    • Пьер Абеляр
    • Фома Аквинский
    • АнсельмКентерберийский
    • Дунс Скот

  • Слайд 5

     

    • Рафаэль.«Диспута».
    • Фома Аквинат
    • Бонавентура
    • Дунс Скот
    • Августин

  • Слайд 6

     

    • Л. Синьорелли.«Учители Церкви».

  • Слайд 7

    Проблема веры и разума

    • Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать для них, как некий образец размышления кое-что из того, чтоя высказывал им простыми словами в[наших] разговорах, о том, как следует размышлять о сущности Бога и других вещах, относящихся к размышлениютакого рода. Притом они, <…>заказали мнетакую форму этой письменной медитации,чтобы в последней совершенно ничто не принималось как доказанное на основании ссылки на авторитет Писания, но чтобы всё утверждаемое в выводе из отдельных исследований строго последовательно вытекало из рассуждения и было явственным образом очевидно истинным.
    • Ансельм Кентерберийский.«Монологион».

  • Слайд 8

    Проблема бытия Бога. Доказательства бытия Бога

    • Нерациональные
    • Рациональные
    • Свидетельство Священного Писания
    • Чудеса(коллективныймистический опыт)
    • Индивидуальный мистический опыт(видения, сны и т.п.)
    • Онтологическое
    • Космологическое
    • Телеологическое
    • Каузальный вариант
    • Модальный вариант

  • Слайд 9

    Доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство

    • Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал,что какой-то такой природы нет?
    • Но, конечно, этот же самый безумец,слыша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить», –понимает то, что слышит;
    • Ибо если оно уже есть по крайнеймере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше.
    • а то, что он понимает, есть в его уме,даже если он не имеет в виду, чтотакая вещь существует[объективно].
    • И, конечно, то,больше чего нельзя себе представить,не может быть только в уме.
    • Ансельм Кентерберийский.«Прослогион».

  • Слайд 10

     

    • есть
    • присущи
    • присуще
    • присуще
    • Бытие
    • Богу
    • Следовательно,
    • средний термин
    • Бог(по определению)есть абсолютн осовершенная сущность,т.е. сущность,которой присущи все совершенства(все блага в превосходной степени).
    • Всеблага
    • Богу
    • Бытие
    • благо

  • Слайд 11

    Доказательства бытия Бога. Критика онтологического доказательства

    • Например, люди говорят, что где-тов океане есть остров, <…> о котором рассказывают, что он гораздо больше,чем, по преданию, острова блаженных,изобилует неисчислимым множеством богатств и всяческих наслаждений и,не имея на себе никакого владетеляили обитателя, превосходен передвсеми землями, населёнными людьми,обилием благ. Положим, кто-то рассказывает мне,что это так, и я легко понимаю сказанное,в чём нет никакой трудности.
    • Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».

  • Слайд 12

     

    • Но если он вслед за этим, как быпоследовательно добавляя, говорит: «Ты больше не можешь сомневаться в том,что этот остров, превосходнейший из всех земель, где-то есть на самом деле, так жекак ты не сомневаешься в том, что он есть в твоём уме. А так как превосходнее быть не только в уме, но и в действительности,то он с необходимостью должен быть в действительности, так как если нет, то всякая другая земля,существующая в действительности,превосходнее его, и тогда он, <…>уже не будет превосходнейшим»; …
    • Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».

  • Слайд 13

     

    • … если, говорю, он этим захочетубедить меня в том,что больше не надо сомневатьсяв действительном существовании этого острова, то я должен либо счесть, что он шутит,либо уж не знаю кого нужно почитать за бóльшего глупца:меня, если соглашусь с ним,или его, если он считает,что с какой-нибудь достоверностью доказал мне существование этого острова...
    • Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».

  • Слайд 14

     

    • есть
    • присущи
    • присуще
    • присуще
    • Бытие
    • Бабе Яге
    • Следовательно,
    • Баба Яга(по определению)
    • есть не вполне совершенная сущность,а именно:сущность,которой присущивсе совершенства(блага),кроме доброты и красоты.
    • Бабе Яге
    • Бытие
    • средний термин
    • Все блага, кроме доброты и красоты,
    • благо,отличное от доброты и красоты

  • Слайд 15

     

    • есть
    • Баба Яга
    • колдунья
    • старая
    • злая
    • хромая («костяная нога»)
    • живущая в избушке на курьих ножках
    • летающая в ступе
    • существующая

  • Слайд 16

    Космологическое доказательство. Каузальный вариант

    • … Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин;однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной.
    • Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего,а средний – причина конечного.
    • Поскольку это очевидным образом ложно,необходимо положить некоторую первичную производящую причину,каковую все именуют Богом.
    • Устраняя причину, мы устраняем иследствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена,не станет также конечного и среднего.
    • Но если ряд производящих причин уходилбы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею –и промежуточные,и конечное следствие.
    • Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 17

    Доказательства бытия Бога. Критика космологического доказательства

    • Если всё должно иметь причину,то должен иметь причину и бог.Если же может существовать нечто,не имеющее причины,то этим нечто сама природаможет быть ничуть не хуже бога,так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.
    • Бертран Рассел.«Почему яне христианин».

  • Слайд 18

     

    • По своей природе аргумент первопричиныничем не отличается от воззрениятого индуса, который считал, чтомир покоится на слоне,а слон – на черепахе;когда же индуса спрашивали:«А на чём же держится черепаха?» –тот отвечал: «Давайте поговоримо чём-нибудь другом».
    • Бертран Рассел.«Почему яне христианин».

  • Слайд 19

     

    • Закон причинностине столь податлив, чтобы позволить пользоваться им,как извозчиком, которого,доехав до места назначения,отправляют домой.Он больше похож на оживлённую гётевским учеником чародея метлу,которая, однажды приведённаяв действие, не перестаёт носитьсяи мести, и остановить её можеттолько сам старый чародей.
    • Артур Шопенгауэр.«О четверояком корнезакона достаточногооснования».

  • Слайд 20

    Космологическое доказательство. Модальный вариант

    • Всё, что существует, или необходимо самопо себе, или нет. А всё, существование чего не является необходимым само по себе,либо возможно, либо невозможно.
    • Всё, что само по себе невозможно,не существует.
    • Следовательно, либо вообще ничего нет,либо существует нечто, не просто возможное, а необходимое само по себе(необходимосущее). Это и есть Бог.
    • То, что само по себене необходимо, но возможно,существует благодаря чему-либо иному.
    • Если это «иное» (причина) само по себене необходимо, а лишь возможно,оно для своего существования нуждается в чём-то третьем и т.д.
    • Абу Али ибн Сина.«Книга знания».

  • Слайд 21

     

    • Мы обнаруживаем среди вещей такие,которые возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможнои быть, и не быть.
    • Но коль скоро нечто может перейти внебытие, оно когда-нибудь перейдёт в него;и если же всё может не быть, когда-нибудьв мире ничего не будет.
    • И так как ряд внешних причин, обусловливающих друг друга, уходит в бесконечность,необходимо положить некую необходимую самое по себе сущность; это и есть Бог.
    • Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,ибо если бы не было ничего сущего,невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы.
    • Поскольку это очевидным образом ложно,не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. А всё необходимое либо имеет внешнюю причину, либо не имеет.
    • Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 22

    Доказательства бытия Бога. Телеологическое доказательство

    • Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела,подчиняются целесообразности.
    • Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.
    • Следовательно, есть разумное существо,полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.
    • Отсюда следует, чтоони достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.
    • Поскольку же сами они лишены разумения,они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.
    • Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 23

     

  • Слайд 24

    Доказательства бытия Бога. Критика телеологического доказательства

    • Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и всеведением да ещё дали быв придачу миллионы лет,чтобы совершенствовать созданный вами мир,то вы не смогли бы создать ничего лучшего,чем ку-клукс-клан, фашисты или мистер Уинстон Черчилль?
    • Бертран Рассел.«Почему яне христианин».

  • Слайд 25

    Доказательства бытия Бога. Понятие и определения Бога

    • Онтологическое доказательство
    • Бог как абсолютно совершенная сущность
    • Космологическое доказательство
    • Телеологическое доказательство
    • Каузальный вариант
    • Бог как первопричина(причина всехпричин)
    • Бог как безусловно необходимая сущность
    • Бог как разумный устроитель мира
    • Модальный вариант

  • Слайд 26

    Проблема универсалий

    • Основные сочинения
    • Аристотель. Категории (IV в. до н.э.).
    • Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.).
    • Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.).
    • Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.).
    • Северин Боэций
    • Пьер Абеляр
    • Аристотель
    • Порфирий

  • Слайд 27

    Проблема универсалийв «Категориях» Аристотеля

    • (Отдельная)лошадь
    • (Отдельный)человек
    • Сущность, называемая так в самом основном,первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находитсяни в каком подлежащем,как, например,отдельный человек или отдельная лошадь.
    • Сущность(греч.ουσία,лат.substantia)

  • Слайд 28

     

    • Сущность (вторая)
    • Живое существо (род)
    • А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, –и эти виды, и их роды;например, отдельный человек принадлежит к виду«человек», а род для этого вида – «живое существо».
    • Лошадь (вид)
    • Человек (вид)

  • Слайд 29

    Проблема универсалий

    • Универсалии(лат.universalis,общий) –слова (термины), обозначающие всё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения).
    • Универсалии следует также отличать от того,что является общим «по частям»или «по очереди».
    • Универсалии – это общие понятия, носледует помнить, что слово «общее»употребляется в разных смыслах.
    • Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,«человечество».
    • Универсалия «лошадь» относится не к табуну,а к роду животных.
    • Не относится она и к лошади, находящейсяв совместном пользовании.

  • Слайд 30

     

    • Антисфен
    • Платон
    • – Человека и лошадь явижу, а человечностии лошадности не вижу.
    • –Это потому что тысмотришь телесным, а не духовным оком.

  • Слайд 31

     

    • Универсалии образуют высшийуровень бытия.
    • Универсалии находятсяв самих вещах.
    • Человеческий ум образует универсальные понятия,абстрагируя общие признаки единичных вещей.
    • Единичные вещи обладают общими свойствами,потому что следуют универсальным прообразам.
    • Платон
    • Аристотель

  • Слайд 32

    Проблема универсалий. Реализм и номинализм

    • Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишь единичные вещи,а универсалии сами по себе(вне мышленияи речи)не существуют.
    • Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова).
    • Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
    • Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности.
    • Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельн оот единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах,причём присутствующие1) во всех и каждой,2) неделимо,3) одновременнои 4) составляяих сущность(субстанцию).

  • Слайд 33

    Проблема универсалий. Аргументация номиналистов

    • Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением.Однако роды и виды существовать не могут.
    • Ведь сколько бы ни было видов, во всех них –один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет,каждый вид в одно и то же время имеет целый род.
    • Следовательно, если один род находится в однои то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть,чтобы целое, находясь одновременно во многих[вещах], было в самом себе едино по числу.
    • Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино;и то же самое следует сказать и о виде.
    • Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 34

     

    • А если роды и виды существуют,но не единые по числу, а многочисленные,то не будет последнего рода, но над всяким родом будет другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность:
    • так же как множество живых существ требуетобъединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный от того, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих;
    • и для этих двух родов требуется [третий общий]род, а когда он будет найден, тотчас же,по выше изложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего];
    • таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность,ибо никакого логического предела здесь нет.
    • Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 35

     

    • и одновременно,
    • либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей, какмогут быть общими колодец и источник,раб или лошадь;
    • и при этом составлять и образовывать субстанцию тех,для кого онявляется общим.
    • ведь он должен быть общим так,чтобы и целиком находиться в отдельных [видах],
    • либо онастановится общей для всех одновременно,но тогда она не составляет субстанциитех, для кого является общей, как, напримертеатр, общий длявсех зрителей.
    • ибо единая вещь может быть общейлибо частями, и тогда собственностью единичных [вещей]является не вся она целиком, но её части;
    • А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих:
    • Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов:
    • Боэций.Комментарийк«Введению»Порфирия.

  • Слайд 36

     

    • Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна.
    • (тогда она не будет универсалией);
    • либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков подклассов
    • (тогда она не будетих сущностью).
    • (что нелепо);
    • либо ни одним из взаимоисключающих признаков подклассов
    • либо всем ивзаимоисключающим ипризнаками подклассов
    • Если универсалия существует реально,а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать

  • Слайд 37

     

    • Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно.
    • (тогда оно не будет целым числом «вообще»);
    • либо только чётным(вариант:только нечётным)
    • (тогда чётные и нечётные числане будут целыми числами).
    • (что нелепо);
    • либо ни чётным,ни нечётным
    • либо одновременно чётным и нечётным
    • Например, все целые числа подразделяются на чётныеи нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел,есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть

  • Слайд 38

    Проблема универсалий. Аргументация реалистов

    • Положим, универсалии – это имена.Но имена чего?
    • Они не могут быть именами единичных вещей(именами собственными), потому что тогдаони не будут универсалиями.
    • Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если онине имеют смысла, у нас нет никакого знания.
    • Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей.
    • Однако, если ничего, кроме единичных вещей,не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова,не имеющие ни значения, ни смысла.

  • Слайд 39

    Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм

    • Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, что реальны лишь единичные вещи,а универсалии сами по себе(вне мышленияи речи)не существуют.
    • Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова).
    • Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
    • Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности.
    • Концептуализм(лат. conceptus,понятие) –философское учение,которое,не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности,утверждает, что они воспроизводят сходные (общие)признаки единичных вещей.
    • Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.

  • Слайд 40

    Проблема универсалий. Аргументация концептуалистов

    • Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое,происходя от некоего подлежащего,мыслит его не так, как оно само есть.
    • Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным.
    • Дело в том, что существует много вещей,которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены,либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования.
    • Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах.Но постигаются они отдельно от чувственного,и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства.
    • Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 41

     

    • Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует.
    • [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может.
    • Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 42

     

    • … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов.
    • Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 43

    Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм

    • (Крайний)номинализм
    • Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова).
    • (Крайний)реализм
    • Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности.
    • Концептуализм
    • Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.
    • Существуюти мыслимытолькоединичные вещи.
    • Мыслимотолько общее,и толькообщие сущностипо-настоящемуи существуют.
    • Существуюттолькоединичные вещи,но мыслимотолько общее.

  • Слайд 44

    Проблема универсалий. Концептуализм

    • Универсалии существуют трояко:
      • до вещей(ante rem) – как их прообразы в Божественном уме;
      • в вещах(in rem) – как их общие свойства;
      • после вещей(post rem) – как понятия нашего ума.
    • Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.
    • Пьер Абеляр
    • Фома Аквинский

  • Слайд 45

    Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм

    • Реализм
    • Номинализм
    • Крайнийреализм
    • Умеренныйреализм
    • Умеренныйноминализм
    • Крайнийноминализм
    • АнсельмКентерберийский
    • (1033/34-1109)
    • Гийомиз Шампо(ок. 1170 – 1121)
    • Росцеллин(ок. 1150 – ок. 1125)
    • АльбертВеликий
    • (ок. 1200-1280)
    • ФомаАквинский
    • (1225/26-1274)
    • Пьер Абеляр(1079-1142)
    • Платон
    • Аристотель
    • Антисфен
    • Терминизм
    • Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49)
    • Концептуализм

  • Слайд 46

     

    • Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд