Презентация на тему "Средневековая философия. Схоластика"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Средневековая философия. Схоластика" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Средневековая философия Схоластика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Средневековая философияСхоластика

    Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Онтологическое доказательство Космологические доказательства Каузальный вариант Модальный вариант Телеологическое доказательство Проблема универсалий Реализм Номинализм Концептуализм

  • Слайд 3

    Схоластика

    Ансельм Кентерберийский(1033/34-1109) Пьер Абеляр (1079-1142) Пётр Ломбардский(ок. 1100-1160) Альберт Великий(ок. 1200-1280) Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274) Фома Аквинский(1225/26-1274) Иоанн Дунс Скот(ок. 1266-1308) Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49) Аоста Бек Париж Рим Баньореджо Палле Дунс Оккам Оксфорд Аквино Лауинген Кёльн Лумеллоньо

  • Слайд 4

     

    Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta. Основные сочинения Пьер Абеляр Фома Аквинский АнсельмКентерберийский Дунс Скот

  • Слайд 5

     

    Рафаэль.«Диспута». Фома Аквинат Бонавентура Дунс Скот Августин

  • Слайд 6

     

    Л. Синьорелли.«Учители Церкви».

  • Слайд 7

    Проблема веры и разума

    Некоторые братья часто и настойчивопросили меня написать для них, как некийобразец размышления кое-что из того, чтоя высказывал им простыми словами в[наших] разговорах, о том, как следуетразмышлять о сущности Бога и другихвещах, относящихся к размышлениютакого рода. Притом они, <…>заказали мнетакую форму этой письменной медитации,чтобы в последней совершенно ничто непринималось как доказанное на основанииссылки на авторитет Писания, но чтобывсё утверждаемое в выводе из отдельныхисследований строго последовательновытекало из рассуждения и былоявственным образом очевидно истинным. Ансельм Кентерберийский.«Монологион».

  • Слайд 8

    Проблема бытия БогаДоказательства бытия Бога

    Нерациональные Рациональные СвидетельствоСвященногоПисания Чудеса(коллективныймистический опыт) Индивидуальныймистический опыт(видения, сны и т.п.) Онтологическое Космологическое Телеологическое Каузальныйвариант Модальныйвариант

  • Слайд 9

    Доказательства бытия БогаОнтологическое доказательство

    Значит, когда «сказал безумецв сердце своём: нет Бога» – он сказал,что какой-то такой природы нет? Но, конечно, этот же самый безумец,слыша, как я говорю: «Нечто, большечего нельзя ничего себе представить», –понимает то, что слышит; Ибо если оно уже есть по крайнеймере только в уме, можнопредставить себе, что оно естьи в действительности, что больше. а то, что он понимает, есть в его уме,даже если он не имеет в виду, чтотакая вещь существует[объективно]. И, конечно, то,больше чего нельзя себе представить,не может быть только в уме. Ансельм Кентерберийский.«Прослогион».

  • Слайд 10

     

    есть присущи присуще присуще Бытие Богу Следовательно, средний термин Бог(по определению) есть абсолютносовершеннаясущность,т.е. сущность,которой присущивсе совершенства(все благав превосходнойстепени). Всеблага Богу Бытие благо

  • Слайд 11

    Доказательства бытия БогаКритика онтологического доказательства

    Например, люди говорят, что где-тов океане есть остров, <…> о которомрассказывают, что он гораздо больше,чем, по преданию, острова блаженных,изобилует неисчислимым множествомбогатств и всяческих наслаждений и,не имея на себе никакого владетеляили обитателя, превосходен передвсеми землями, населёнными людьми,обилием благ.Положим, кто-то рассказывает мне,что это так, и я легко понимаю сказанное,в чём нет никакой трудности. Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».

  • Слайд 12

     

    Но если он вслед за этим, как быпоследовательно добавляя, говорит: «Тыбольше не можешь сомневаться в том,что этот остров, превосходнейший из всехземель, где-то есть на самом деле, так жекак ты не сомневаешься в том, что он естьв твоём уме. А так как превосходнее бытьне только в уме, но и в действительности,то он с необходимостью долженбыть в действительности, так какесли нет, то всякая другая земля,существующая в действительности,превосходнее его, и тогда он, <…>уже не будет превосходнейшим»; … Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».

  • Слайд 13

     

    … если, говорю, он этим захочетубедить меня в том,что больше не надо сомневатьсяв действительном существованииэтого острова, то я долженлибо счесть, что он шутит,либо уж не знаю кого нужнопочитать за бóльшего глупца:меня, если соглашусь с ним,или его, если он считает,что с какой-нибудь достоверностьюдоказал мне существованиеэтого острова... Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».

  • Слайд 14

     

    есть присущи присуще присуще Бытие Бабе Яге Следовательно, Баба Яга(по определению) есть не вполнесовершеннаясущность,а именно:сущность,которой присущивсе совершенства(блага),кроме добротыи красоты. Бабе Яге Бытие средний термин Все блага, кромедоброты икрасоты, благо,отличное отдоброты икрасоты

  • Слайд 15

     

    есть БабаЯга колдунья старая злая хромая («костяная нога») живущая в избушке на курьих ножках летающая в ступе существующая

  • Слайд 16

    Космологическое доказательствоКаузальный вариант

    … Мы обнаруживаем в чувственных вещахпоследовательность производящих причин;однако невозможно, чтобы вещь была своейсобственной производящей причиной. Невозможно также, чтобы ряд производящихпричин уходил в бесконечность, ибо в такомряду начальный член есть причина среднего,а средний – причина конечного. Поскольку это очевидным образом ложно,необходимо положить некоторуюпервичную производящую причину,каковую все именуют Богом. Устраняя причину, мы устраняем иследствия. Если в ряду производящихпричин не станет начального члена,не станет также конечного и среднего. Но если ряд производящих причин уходилбы в бесконечность, отсутствовала быпервичная производящая причина, а с нею –и промежуточные,и конечное следствие. Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 17

    Доказательства бытия БогаКритика космологического доказательства

    Если всё должно иметь причину,то должен иметь причину и бог.Если же может существовать нечто,не имеющее причины,то этим нечто сама природаможет быть ничуть не хуже бога,так что аргумент первопричиныабсолютно недействителен. Бертран Рассел.«Почему яне христианин».

  • Слайд 18

     

    По своей природеаргумент первопричиныничем не отличается от воззрениятого индуса, который считал, чтомир покоится на слоне,а слон – на черепахе;когда же индуса спрашивали:«А на чём же держится черепаха?» –тот отвечал: «Давайте поговоримо чём-нибудь другом». Бертран Рассел.«Почему яне христианин».

  • Слайд 19

     

    Закон причинностине столь податлив, чтобыпозволить пользоваться им,как извозчиком, которого,доехав до места назначения,отправляют домой.Он больше похож на оживлённуюгётевским учеником чародея метлу,которая, однажды приведённаяв действие, не перестаёт носитьсяи мести, и остановить её можеттолько сам старый чародей. Артур Шопенгауэр.«О четверояком корнезакона достаточногооснования».

  • Слайд 20

    Космологическое доказательствоМодальный вариант

    Всё, что существует, или необходимо самопо себе, или нет. А всё, существование чегоне является необходимым само по себе,либо возможно, либо невозможно. Всё, что само по себе невозможно,не существует. Следовательно, либо вообще ничего нет,либо существует нечто, не простовозможное, а необходимое само по себе(необходимосущее). Это и есть Бог. То, что само по себене необходимо, но возможно,существует благодаря чему-либо иному. Если это «иное» (причина) само по себене необходимо, а лишь возможно,оно для своего существованиянуждается в чём-то третьем и т.д. Абу Али ибн Сина.«Книга знания».

  • Слайд 21

     

    Мы обнаруживаем среди вещей такие,которые возникают и гибнут, из чегоявствует, что для них возможнои быть, и не быть. Но коль скоро нечто может перейти внебытие, оно когда-нибудь перейдёт в него;и если же всё может не быть, когда-нибудьв мире ничего не будет. И так как ряд внешних причин, обусловли-вающих друг друга, уходит в бесконечность,необходимо положить некую необходимуюсамое по себе сущность; это и есть Бог. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,ибо если бы не было ничего сущего,невозможно было бы, чтобы что-либо пере-шло в бытие, и потому ничего не было бы. Поскольку это очевидным образом ложно,невсё сущее случайно, но в мире должно бытьнечто необходимое. А всё необходимое либоимеет внешнюю причину, либо не имеет. Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 22

    Доказательства бытия БогаТелеологическое доказательство

    Мы убеждаемся, что предметы, лишённыеразума, каковы природные тела,подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия иливсегда, или в большинстве случаевнаправлены к наилучшему исходу. Следовательно, есть разумное существо,полагающее цель для всего, что происходитв природе; и его мы именуем Богом. Отсюда следует, чтоони достигаютцели не случайно, нобудучируководимы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения,они могут подчиняться целесообразностилишь постольку, поскольку их направляетнекто одарённый разумом и пониманием. Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 23

     

  • Слайд 24

    Доказательства бытия БогаКритика телеологического доказательства

    Неужели вы думаете, что если бывас наделили всемогуществом ивсеведением да ещё дали быв придачу миллионы лет,чтобы совершенствоватьсозданный вами мир,то вы не смогли бы создатьничего лучшего,чем ку-клукс-клан, фашистыили мистер Уинстон Черчилль? Бертран Рассел.«Почему яне христианин».

  • Слайд 25

    Доказательства бытия БогаПонятие и определения Бога

    Онтологическоедоказательство Бог какабсолютносовершеннаясущность Космологическоедоказательство Телеологическоедоказательство Каузальныйвариант Бог какпервопричина(причина всехпричин) Бог какбезусловнонеобходимаясущность Бог какразумныйустроительмира Модальныйвариант

  • Слайд 26

    Проблема универсалий

    Основные сочинения Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.). Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.). Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.). Северин Боэций Пьер Абеляр Аристотель Порфирий

  • Слайд 27

    Проблема универсалийв «Категориях» Аристотеля

    (Отдельная)лошадь (Отдельный)человек Сущность, называемаятак в самом основном,первичном и безусловномсмысле, – это та, котораяне говорится ни о какомподлежащем и не находитсяни в каком подлежащем,как, например,отдельный человекили отдельная лошадь. Сущность(греч.ουσία,лат.substantia)

  • Слайд 28

     

    Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностяминазываются те, к которымкак к видам принадлежатсущности, называемые такв первичном смысле, –и эти виды, и их роды;например, отдельныйчеловек принадлежит к виду«человек», а род для этоговида – «живое существо». Лошадь (вид) Человек (вид)

  • Слайд 29

    Проблема универсалий

    Универсалии(лат.universalis,общий) –слова (термины), обозначающиевсё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения). Универсалииследует такжеотличать от того,что являетсяобщим «по частям»или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, носледует помнить, что слово «общее»употребляется в разных смыслах. Универсалиине следует путатьс собирательными понятиями, такимикак «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,«человечество». Универсалия «лошадь»относится не к табуну,а к роду животных. Не относится онаи к лошади, находящейсяв совместном пользовании.

  • Слайд 30

     

    Антисфен Платон – Человека и лошадь явижу, а человечностии лошадности не вижу. –Это потому что тысмотришь телесным, а не духовным оком.

  • Слайд 31

     

    Универсалииобразуют высшийуровень бытия. Универсалиинаходятсяв самих вещах. Человеческий ум образуетуниверсальные понятия,абстрагируя общие признакиединичных вещей. Единичные вещи обладаютобщими свойствами,потому что следуютуниверсальным прообразам. Платон Аристотель

  • Слайд 32

    Проблема универсалийРеализм и номинализм

    Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишьединичные вещи,а универсалиисами по себе(вне мышленияи речи)не существуют. Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалиисуществуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Логические трудностивозникают при попыткемыслить универсалии как существующиеотдельноот единичных вещейи в то же время«присутствующие»в единичных вещах,причёмприсутствующие1) во всех и каждой,2) неделимо,3) одновременнои 4) составляяих сущность(субстанцию).

  • Слайд 33

    Проблема универсалийАргументация номиналистов

    Роды и виды или существуют и имеютсамостоятельное бытие, или же образуютсяразумом и одним лишь мышлением.Однако роды и виды существовать не могут. Ведь сколько бы ни было видов, во всех них –один род, причём не то чтобы отдельные видыполучали от него что-нибудь вроде частей – нет,каждый вид в одно и то же время имеет целый род. Следовательно, если один род находится в однои то же время целиком во множестве отдельныхвидов, он не может быть един. Ибо не может быть,чтобы целое, находясь одновременно во многих[вещах], было в самом себе едино по числу. Но в таком случае, если род не может бытьчем-то единым, то он и вообще ничто. Ибовсё, что есть, именно потому есть, что едино;и то же самое следует сказать и о виде. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 34

     

    А если роды и виды существуют,но не единые по числу, а многочисленные,то не будет последнего рода, но над всякимродом будет другой, вышестоящий, чьё имявключит в себя всю эту множественность: так же как множество живых существ требуетобъединения их в один род потому, что у всех нихесть что-то похожее, так же и род, множественныйоттого, что находится во многих, имеет другойрод, тоже не единый оттого, что во многих; и для этих двух родов требуется [третий общий]род, а когда он будет найден, тотчас же,по вышеизложенным соображениям, придётсяискать новый [общий для первых двух и третьего]; таким образом, рассудок по необходимостибудет уходить в бесконечность,ибо никакого логического предела здесь нет. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 35

     

    и одновременно, либо она общаяпотому, что в разноевремя переходит впользование разныхеё обладателей, какмогут быть общимиколодец и источник,раб или лошадь; и при этомсоставлять иобразовыватьсубстанцию тех,для кого онявляется общим. ведь он долженбыть общим так,чтобы и целикомнаходиться вотдельных [видах], либо онастановится общей длявсех одновременно,но тогда она несоставляет субстанциитех, для кого являетсяобщей, как, напримертеатр, общий длявсех зрителей. ибо единая вещьможет быть общейлибо частями, и тогдасобственностьюединичных [вещей]является не вся онацеликом, но её части; А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих: Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов: Боэций.Комментарийк«Введению»Порфирия.

  • Слайд 36

     

    Следовательно, универсалия как самостоятельная сущностьневозможна. (тогда она не будет универсалией); либо каким-то одним извзаимоисключающихпризнаков подклассов (тогда она не будетих сущностью). (что нелепо); либо ни одним извзаимоисключающихпризнаков подклассов либо всемивзаимоисключающимипризнаками подклассов Еслиуниверсалиясуществуетреально,а не как идея или имя, она должна, помимообщего (определяющего) признака класса, обладать

  • Слайд 37

     

    Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно. (тогда оно не будет целым числом «вообще»); либо только чётным(вариант:только нечётным) (тогда чётные инечётные числане будутцелымичислами). (что нелепо); либо ни чётным,ни нечётным либо одновременночётным и нечётным Например, все целые числа подразделяются на чётныеи нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел,есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть

  • Слайд 38

    Проблема универсалийАргументация реалистов

    Положим, универсалии – это имена.Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей(именами собственными), потому что тогдаони не будут универсалиями. Однако, всё наше знание, включая знаниеединичных вещей, выражено именаминарицательными (универсалиями), и если онине имеют смысла, у нас нет никакого знания. Следовательно, они должны быть именамикаких-то сущностей, отличныхот единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей,не существует, универсалии – это именанесуществующих сущностей, т.е. слова,не имеющие ни значения, ни смысла.

  • Слайд 39

    Проблема универсалийРеализм, номинализм, концептуализм

    Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишьединичные вещи,а универсалиисами по себе(вне мышленияи речи)не существуют. Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалиисуществуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Концептуализм(лат. conceptus,понятие) –философское учение,которое,не приписываяобщим понятиямсамостоятельнойонтологическойреальности,утверждает, чтоони воспроизводятсходные (общие)признакиединичных вещей. Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.

  • Слайд 40

    Проблема универсалийАргументация концептуалистов

    Не обязательно рассматривать всякий разкак ложное и бесплодное такое понятие, которое,происходя от некоего подлежащего,мыслит его не так, как оно само есть. Когда мы занимаемся делением илиабстрагированием, мы тоже мыслим не то, чтоесть на самом деле; но при этом само мышлениени в коей мере не является ложным. Дело в том, что существует много вещей,которые имеют бытие в других; от этих другихони либо вообще не могут быть отделены,либо, раз отделённые, никоим образомне продолжают своего существования. Предметы такого рода существуют в телесныхи чувственно воспринимаемых вещах.Но постигаются они отдельно от чувственного,и только так может быть понята их природаи уловлены их свойства. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 41

     

    Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует. [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 42

     

    … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 43

    Проблема универсалийРеализм, номинализм, концептуализм

    (Крайний)номинализм Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). (Крайний)реализм Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Концептуализм Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия. Существуюти мыслимытолькоединичные вещи. Мыслимотолько общее,и толькообщие сущностипо-настоящемуи существуют. Существуюттолькоединичные вещи,но мыслимотолько общее.

  • Слайд 44

    Проблема универсалийКонцептуализм

    Универсалии существуют трояко: до вещей(ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах(in rem) – как их общие свойства; после вещей(post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский

  • Слайд 45

    Проблема универсалийРеализм, номинализм, концептуализм

    Реализм Номинализм Крайнийреализм Умеренныйреализм Умеренныйноминализм Крайнийноминализм АнсельмКентерберийский (1033/34-1109) Гийомиз Шампо(ок. 1170 – 1121) Росцеллин(ок. 1150 – ок. 1125) АльбертВеликий (ок. 1200-1280) ФомаАквинский (1225/26-1274) Пьер Абеляр(1079-1142) Платон Аристотель Антисфен Терминизм Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49) Концептуализм

  • Слайд 46

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд