Презентация на тему "Ранние славянофилы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Ранние славянофилы" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Ранние славянофилы Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Ранние славянофилы

    И. В. Киреевский (1806-1856) А. С. Хомяков (1804-1860) К. С. Аксаков (1817‑1860) Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)

  • Слайд 3

     

    И. В. Киреевский: Особенности русского просвещения Философия культуры Антропология: концепция целостной личности А. С. Хомяков: Философия соборности Социальная онтология: доктрина соборности Гносеология: теория целостного знания Философия истории К. С. Аксаков: Самодержавие и свобода Государство как неизбежное зло «Земля» и «Государство» Парадоксальная апология самодержавия Самодержавие и свобода Ю. Ф. Самарин: Общинность и народность Апология общинности (органического единства) Истина и народность

  • Слайд 4

    И. В. Киреевский (1806-1856) Особенности русского «просвещения»

    Девятнадцатый век (1832) О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России (1852) О необходимости и возможности новых начал в философии (1856) Основные сочинения

  • Слайд 5

    И. В. Киреевский Философия культуры

    Нам необходима философия,всё развитие нашего ума требует её.Ею одной живёт и дышит наша поэзия;она одна может дать душу и целостьнашим младенствующим наукам,и самая жизнь наша, может быть,займёт от неё изящество стройности.Но откуда придёт она? Где искать её? И. В. Киреевский.«Обозрение русскойсловесности1829 года».

  • Слайд 6

     

    Конечно, первый шаг к ней долженбыть присвоением умственныхбогатств той страны, которая вумозрении опередила все другиенароды. Но чужие мысли полезнытолько для развития собственных.Философия немецкая вкоренитьсяу нас не может. Наша философиядолжна развиваться из нашей жизни,создаться из текущих вопросов,из господствующих настроенийнашего народного и частного быта. И. В. Киреевский.«Обозрение русскойсловесности1829 года».

  • Слайд 7

     

    … развитие государства есть не что иное, как раскрытие внутренних начал,на которых оно основано. И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России».

  • Слайд 8

    Философия культуры Киреевского Особенности генезиса западной культуры

    Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви. Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.

  • Слайд 9

    Особенности генезиса западной культурыРассудочный характер римской культуры

    … отличительный склад римскогоума заключался в том именно,что в нём наружная рассудочностьбрала перевес над внутреннююсущностью вещей. <…>Тот же характер видим мы в самыхзнаменитых законах римских, гдестройность внешней формальностидоведена до столь изумительногологического совершенствапри изумительном тоже отсутствиивнутренней справедливости. И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России».

  • Слайд 10

    Особенности генезиса западной культурыРассудочность западного христианства

    … не подвержен сомнениюсамый предлог отпадения: новоеприбавление догмата к прежнемусимволу, прибавление, котороепротив древнего предания и общегосознания церкви оправдывалосьединственно логическими выводамизападных богословов. <…>… подчинив веру логическимвыводам рассудка, западная церковьещё в IX  веке положила внутрисебя неминуемое семя реформации,которая поставила ту же церковьперед судом того же логическогоразума, ею самой возвышенного надобщим сознанием церкви вселенской. И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России».

  • Слайд 11

     

    С этой точки зрения для нас становитсяпонятным, почему западные богословы,со всею рассудочною добросовестностьюмогли не видеть единства церкви иначекак в наружном единстве епископата;почему наружным делам человекамогли они приписывать существенноедостоинство; почему при внутреннейготовности души и при недостатке этихнаружных дел не понимали они для неёдругого средства спасения, кромеопределённого срока чистилища…<…>Очевидно, что та же нравственнаяпричина, тот же перевес логическойодносторонности, который произвёл учениео необходимости наружного единствацеркви, должен был породить и учениео непогрешаемости её видимой главы. И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России».

  • Слайд 12

    Особенности генезиса западной культурыРассудочность западной политической культуры

    … непримиримая борьба двух спорящихплемён, угнетавшего и угнетённого,произвела на всё развитие их историипостоянную ненависть сословий<…>с общим и вечно болезненнымколебанием их относительного перевеса,из которого рождались наружные,формальные и насильственные условияпримирения, которыми все стороныоставались недовольными… <…>Потому и развитие права гражданскогов западных государствах получилотот же смысл внешней, спорно-буквальной формальности, какой лежалв основе общественных отношений. И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России».

  • Слайд 13

    Философия культуры И. В. КиреевскогоОсобенности генезиса русской культуры

    Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью. Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.

  • Слайд 14

    Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культуры

    Особенности генезисазападной культуры Особенности генезисарусской культуры Западная Европа –наследница классической(римской) античности. Античная культура проникалана Русь уже преобразованнаяхристианством. Обе формы западногохристианства: католицизм ипротестантизм – сложились вотрыве от вселенской церкви. Приняв христианствоот Греции, Русь постояннонаходилась в общениисо вселенской церковью. Западноевропейская государственность возниклаиз внешнего завоевания. Русская государственностьсамобытна: завоевателиоставались вне русского народа.

  • Слайд 15

    Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности

    Особенности психическогосклада западного человека Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитиетолько одной из способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума. Такое понимание личностипредполагает разнородностьдуховных сил, действующихнезависимо одна от другой.

  • Слайд 16

    Антропология И. В. Киреевского Психический склад западного человека

    Живое, цельное пониманиевнутренней духовной жизни иживое, непредубеждённое созерцаниевнешней природы равно изгонялисьиз оцепленного круга западногомышления: первое под именем«мистики», по натуре своей ненавистнойдля схоластической рассудочности(сюда относилась и та сторона ученияправославной церкви, котораяне согласовалась с западнымисистемами); второе преследовалосьпрямо под именем «безбожия»(сюда относились те открытияв науках, которые разноречили ссовременными понятиями богословов). И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России».

  • Слайд 17

     

    Поучительный пример томупредставляет сам знаменитыйродоначальник новейшей философии.Он думал, что решительно сбросилс себя узы схоластики; однако,не чувствуя того сам, до того ещёоставался запутан ими, что,несмотря на всё своё гениальноеразумение формальных законовразума, был так странно слепк живым истинам, что своёвнутреннее, непосредственноесознание о собственном своёмбытии почитал ещё неубедительным,покуда не вывел его из отвлечённогосиллогистического умозаключения! И. В. Киреевский.«О характерепросвещения Европыи о его отношениик просвещениюв России». Cogito ergo sum

  • Слайд 18

    Антропология И. В. Киреевского Психический склад русского человека

    Первое условие для… возвышенияразума заключается в том, что чтобыон стремился собрать в одну неделимуюцельность все свои отдельные силы,которые в обыкновенном положениичеловека находятся в состоянииразрозненности и противоречия; чтобыон не признавал своей отвлечённойлогической способности за единственныйорган разумения истины; чтобы голосвосторженного чувства, не соглашённыйс другими силами духа, он не почиталбезошибочным указанием правды; <…>даже чтобы господствующую любовьсвоего сердца отдельно от другихтребований духа он не почитал занепогрешимую руководительницук постижению высшего блага; … И. В. Киреевский.«О необходимостии возможностиновых началдля философии».

  • Слайд 19

     

    … но чтобы постоянно искал в глубинедуши того внутреннего корня разумения,где все отдельные силы сливаютсяв одно живое и цельное зрение ума.<…> Внутреннее сознание, что естьвглубине души живое общее средоточиевсех отдельных сил разума, сокрытоеот обыкновенного состояния духачеловеческого, но достижимое дляищущего и одно достойное постигатьвысшую истину, – такое сознаниепостоянно возвышает самый образмышления человека; смиряя егорассудочное самомнение, он нестесняет свободы естественныхзаконов его разума; напротив,укрепляет его самобытность и вместес тем добровольно подчиняет его вере. И. В. Киреевский.«О необходимостии возможностиновых началдля философии».

  • Слайд 20

    Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности

    Особенности психическогосклада западного человека Особенного психическогосклада русского человека Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитиетолько одной из способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума. Человек русской культуры –носитель целостного сознания. Такое понимание личностипредполагает разнородностьдуховных сил, действующихнезависимо одна от другой. «Целостность» понимаетсяпри этом как органическоеединство рассудочной иэмоциональной сфер жизни.

  • Слайд 21

     

    Особенности психическогосклада западного человека Особенного психическогосклада русского человека Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитиетолько одной из способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума. Человек русской культуры –носитель целостного сознания. Западный человек –носитель духа отрицания(эгоизма и индивидуализма). Русский человек –носитель общинного духа.

  • Слайд 22

    А. С. Хомяков (1804-1860)Философия соборности

    О старом и новом (1839) Церковь одна (1840-ые гг.) Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1853, 1855) Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1858) «Семирамида» (ИИИИ)(опубл. 1871-1872) Основные сочинения

  • Слайд 23

    А. С. ХомяковДоктрина соборности

    В романизме, верно понятом, единстводля христиан есть лишь единствопослушания центральной власти;это порабощение христиан доктрине,которой они не содействуют и котораядолжна навсегда оставаться для нихчем-то внешним (так как она всецелопочиет в едином главе иерархии),наконец, это узаконенное равнодушиек вере, которая окончательно сводитсяв подчинение вере другого.Это, очевидно, единство в смыслеусловном, а не в смысле христианском. А. С. Хомяков.«Ещё несколько словправославногохристианина о западныхвероисповеданиях».

  • Слайд 24

     

    В протестантстве свобода для целойобщины есть свобода постоянногоколебания, свобода, всегда готоваявзять назад приговоры, ею жепроизнесённые накануне... Дляотдельного же лица… свобода естьили свобода сомнения, проявляющаясяв том, кто, зная себя, сознаёт своюнемощь, или свобода нелепой веры всебя, проявляющаяся в том, кто творитсебе кумир из своей гордости. В том идругом виде это, пожалуй, тоже свобода,но… свобода в смысле политическом,но не в смысле христианском. А. С. Хомяков.«Ещё несколько словправославногохристианина о западныхвероисповеданиях».

  • Слайд 25

     

    Единство истинное, внутреннее, плоди проявление свободы, единство,которому основанием служит ненаучный рационализм и не произвольнаяусловность учреждения, а нравственныйзакон взаимной любви и молитвы,единство, в котором, при всём различиив степени иерархических полномочийна совершение таинств, никто непорабощается, но все равно призываютсябыть участниками в общем деле, словомединство по благодати Божией, а непо человеческому установлению, –таково единство Церкви. А. С. Хомяков.«Ещё несколько словправославногохристианина о западныхвероисповеданиях».

  • Слайд 26

     

    Свободав единстве Вселенская церковь (православие) Свободабез единства Протестантизм Единствобез свободы Католицизм

  • Слайд 27

     

    Соборность –«единство свободное и органическое,живое начало которого естьБожественная благодатьвзаимной любви».

  • Слайд 28

     

    «Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…»Но мы попробуем спаять его любовью – А там увидим, что прочней… Ф. И. Тютчев. «Два единства». А. С. ХомяковДоктрина соборности

  • Слайд 29

    А. С. ХомяковТеория целостного знания

    Сам по себе рассудокне способен достичь истины,даже если он отправляется от данныхчувственного восприятия. В основе познания лежат воля и вера,только благодаря которым мы отличаемобъективную действительностьот её субъективного отражения. Истинность веры удостоверяетсясоборным субъектом –Церковью. Следовательно и субъектом познанияявляется не отдельный человек:истина доступна лишь совокупностимышлений, связанных любовью. Социальнаяприродазнания Воля и вера как познавательные способности Критикаодностороннейрассудочности

  • Слайд 30

    А. С. ХомяковФилософия истории

    Предмет истории и её действующие лица Жизнь всего человечества Общности (определяемые по вероисповеданиям) Новая парадигма исторической науки Народные верования как исторические источники «Поэтический инстинкт» как метод исследования Ретроспективный метод («возвратный ход») Общая схема исторического процесса «Иранство» и «кушитство» Община и дружина Россия и Европа Будущее человечества и миссия России Единение человечества на органически-духовных, а не механических (империалистических) началах

  • Слайд 31

    К. С. Аксаков (1817-1860)Самодержавие и свобода

    О древнем быте славян вообще и русских в частности Краткий исторический очерк земских соборов Записка о внутреннем состоянии России (1855) О русском воззрении (1856) Ещё несколько слов о русском воззрении (1857) Основные сочинения

  • Слайд 32

    К. С. Аксаков Государство как неизбежное зло

    Государство как принцип – зло;ложь лежит не в той или инойформе государства,а в самом государствекак идее, как принципе. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 33

     

    Можно ли обойтись без государствана земле при несовершенствахчеловеческого рода?Нет, невозможно.Вся сила заключается в том, какотносится народ к государству –как к средству или как к цели:что государство для народа? К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 34

    К. С. Аксаков «Земля» и «Государство»

    Под государевым делом разумелосьвсё дело управления государственного,и внешнего, и внутреннего, – и попреимуществу дело военное, как самоеяркое выражение государственнойсилы... Под земским делом разумеетсявесь быт народный, вся жизнь народа,куда относится, кроме духовной,общественной его жизни,и материальное его благосостояние:земледелие, промышленностьи торговля. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 35

     

    Первое отношение междуправительством и народом естьотношение взаимного невмешательства.Но такое отношение еще не полно;оно должно быть дополнено отношениемположительным между Государством иЗемлёю. Положительная обязанностьГосударства относительно народа естьзащита и охранение жизни народа... –да процветает его благосостояние, давыразит он своё значение и исполнитсвоё нравственное призвание на земле. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 36

    К. С. Аксаков Парадоксальная апология самодержавия

    Всякое стремление народак государственной власти отвлекаетего от внутреннего нравственного путииподрывает свободою политической,внешней, – свободу духа внутреннюю.Государствование становится точноцелью для народа, – и исчезает высшаяцель: внутренняя правда, внутренняясвобода, духовный подвиг жизни.Правительством народ быть не должен.Если народ – государь, народ –правительство, тогда нет народа. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 37

     

    Только при неограниченнойвласти монархической,народ может отделить от себягосударство и избавить себя отвсякого участия в правительстве,<…> предоставив себе жизньнравственно-общественную истремление к духовной свободе. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 38

     

    Русский царьс своей прирождённойнаследственной властью –не честолюбец и не властолюбец:власть для него – повинность и бремя;царский сан – истинно подвиг. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 39

    К. С. Аксаков Самодержавие и свобода

    Не желая править,народ наш желает жить,разумеется, не в одномживотном смысле,а в смысле человеческом.Не ища свободы политической,он ищет свободы нравственной,свободы духа,свободы общественной, –народной жизни внутри себя... К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 40

     

    Самостоятельное отношениебезвластногонарода кполновластномугосударствуесть только одно:общественное мнение. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 41

     

    Правительству –неограниченная свобода правления,исключительно ему принадлежащая,народу – полная свобода жизнии внешней, и внутренней,которую охраняет правительство.Правительству – право действияи, следовательно, закона;народу – право мненияи, следовательно, слова. К. С. Аксаков.«Записка о внутреннемсостоянии России».

  • Слайд 42

     

    Внешняя правда – Государству,внутренняя правда – Земле;неограниченная власть – Царю, свобода мнения и слова – народу.

  • Слайд 43

    Ю. Ф. Самарин (1819‑1876) Общинность и народность

    Стефан Яворский и Феофан Прокопович (1840‑1844) О мнениях «Современника», исторических и литературных (1847) Два слова о народности в науке (1856) Революционный консерватизм (1875) Основные сочинения

  • Слайд 44

    Ю. Ф. СамаринАпология общинности (органического единства)

    ... Когда мы говорим, что народдействует, мыслит, чувствует, мывыражаемся отвлечённо: собственнодействуют, чувствуют, мыслятединицы, лица, его составляющие.Таким образом, личность, сознающаясама по себе своё бесконечное,безусловное достоинство, – естьнеобходимое условие всякогодуховного развития народа. К. Д. Кавелин.«Взгляд наюридический бытдревней России».

  • Слайд 45

    Ю. Ф. Самарин Апология общинности (органического единства)

    … Мы никак не можем понять тогологического процесса, посредствомкоторого из германского начала,предоставленного самому себе,из одной идеи личности можетвозникнуть иное общество, кромеискусственной условной ассоциации?Каким образом начало разобщающееобратится в противоположное началопримирения и единения? Ю. Ф. Самарин.«О мнениях“Современника”,исторических илитературных».

  • Слайд 46

    Ю. Ф. Самарин Истина и народность

    … Призвание народности в деле наукипредставляется в двояком виде. С однойстороны, сродство мысли познающей смыслью, проявившей себя исторически,заключает в себе одно из существенныхусловий постижения внутреннего смыслаи побудительных причин, вызвавшихэти проявления; с другой, непричастностьнародного воззрения к предубеждениями односторонностям, налагающим своёклеймо на воззрение других народов,даёт возможность общечеловеческомувоззрению постепенно расширятьсяи освобождать себя от тесных рамок,временно его ограничивающих. Ю. Ф. Самарин.«Два слова онародности в науке».

  • Слайд 47

     

    Для нас, как и для всех, цельсоставляет истина, а не народность;но мы говорим о народности,и из слов наших, по-видимому,вытекает что народность для насесть цель потому, чтов настоящее время, вследствиевсего воспитания нашего,мы стоим не на истинной, ана инородной точке зрения,мы приобщились к инородному взгляду на вещи. Ю. Ф. Самарин.«Замечания на заметки“Русского вестника”по вопросу онародности в науке».

  • Слайд 48

     

    Мы исповедуем по свободному искреннему убеждениютакие начала,которые, по-видимому, тождественныс началами, признаваемыми официальною властью,покровительствуемыми государством, защищаемымивсею его тяжеловесною мощью, и потому исповедуемымицелою массою людей лицемерно, из корысти, из лести, изстраха. Но, во-первых, признавая эти начала истинными вих отвлечённости, мы отвергаем в большей части случаеввсякую солидарность с их проявлением в русскойсовременной действительности, с их русскою практикою;во-вторых, самое наше понимание этих начал и выводы,из них делаемые, нередко совершенно отличны отофициального их толкования и от тех выводов, которыеизвлекают из них официальные ведомства. И. С. Аксаков

  • Слайд 49

     

    Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К. С. Аксаков. «О русском воззрении».

  • Слайд 50

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд