Презентация на тему "Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса"

Презентация: Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса
Включить эффекты
1 из 55
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса" по физкультуре, включающую в себя 55 слайдов. Скачать файл презентации 0.73 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по физкультуре

Содержание

  • Презентация: Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса
    Слайд 1

    Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процессаПодготовилаучитель начальных классов МБОУ СОШ №58Лысухина М.Г.

  • Слайд 2

    Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

  • Слайд 3

    Физическое здоровье:* это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);* это состояние роста и развития органов и систем организма, основукоторого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

  • Слайд 4

    Психическое здоровье:* это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя иморальная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);* это состояние психической сферы, основу которой составляет статусобщего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

  • Слайд 5

    Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

  • Слайд 6

    Признаки индивидуального здоровья* Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов* Показатели роста и развития* Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности* Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития* Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

  • Слайд 7

    Норма- психическое развитие, протекающее гармонично и в соответствии с возрастом и полом ребенка.

  • Слайд 8

    Критерии психического здоровья1. Отсутствие заболеваний.2. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).3. Благоприятное функциональное состояние (ответные реакции адекватны раздражителям).

  • Слайд 9

    Показатели психологического здоровья личности младшего школьника:* состояние эмоционального благополучия* особенности мотивации;*уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;* показатели развития рефлексии;*особенности внутреннего плана действий, анализа;*характер умственного развития;* познавательное отношение к действительности;* уровень освоения учебной деятельности.

  • Слайд 10

    Показатели психологического здоровья личности в подростковом возрасте: *характер общения со сверстниками и взрослыми;* уровень освоения средствами общения;* уровень овладения способами регуляции эмоциональных состояний;* особенности мотивации и освоения «стратегии преодоления трудностей»;* индивидуально типологические особенности;* особенности самосознания.

  • Слайд 11

    Показатели психологического здоровья личности в ранней юности:*особенности мотивации степени готовности к личностному и жизненному самоопределению;* характер общения со сверстниками;* характер общения со взрослыми;* индивидуально-типологические особенности;* особенности интеллектуальных свойств.

  • Слайд 12

    Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников:- ГЕНЕТИЧЕСКИЕ,- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ,- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,- СОЦИАЛЬНЫЕ,- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ.

  • Слайд 13

    Перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:1. Гигиенические условия и факторы:* шум* освещенность* воздушная среда* размер помещений* дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)* используемые стройматериалы, краска* мебель: размеры, размещение в помещении* видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры* пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания* качество питьевой воды, используемой в школе* экологическое состояние прилегающей к школе территории* состояние сантехнического оборудования.

  • Слайд 14

    2.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)* объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника* расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году * организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)* объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) * особенности устава школы и норм жизни школы * медицинское и психологическое обеспечение школы* участие родителей учащихся в жизни школы* стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»* психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»* интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы * наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся* позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  • Слайд 15

    3. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)* психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок* стиль педагогического общения учителя с учащимися* характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок* степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)* особенности работы с «трудными подростками» в классе* соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников* степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)* личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений* состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью* обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения* степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя* профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Слайд 16

    СИТУАЦИИ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ:1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.2. Враждебное отношение педагога.3. Смена школьного коллектива.4. Неприятие детским коллективом.5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).

  • Слайд 17

    Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3,3 раза).

  • Слайд 18

    НЕВРОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ:1. Несправедливо заниженная оценка.2. Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка.

  • Слайд 19

    Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой.

  • Слайд 20

    Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. 

  • Слайд 21

    Здоровый образ жизни:* благоприятное социальное окружение;* духовно-нравственное благополучие;* оптимальный двигательный режим (культура движений);* закаливание организма;* рациональное питание;* личная гигиена;* отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);* положительные эмоции.

  • Слайд 22

    Основа здоровьесберегающих технологий – личностно-ориентированный подход

  • Слайд 23

    Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

  • Слайд 24

    Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

  • Слайд 25

    Составляющие системы:1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

  • Слайд 26

    3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающейдеятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервовздоровья, работоспособности (Петров О.В.)

  • Слайд 27

    Компоненты здоровьесберегающей технологии:*аксиологический*гносеологический*здоровьесберегающий*эмоционально-волевой*экологический*физкультурно-оздоровительный

  • Слайд 28

    Функции здоровьесберегающей технологии:*формирующая*информативно-коммуникативная*диагностическая*адаптивная*рефлексивная*интегративная

  • Слайд 29

    Типы технологий *Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)*Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)*Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) *Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

  • Слайд 30

    Принципы здоровьесберегающей педагогики:* Принцип не нанесения вреда;* Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;* Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);* Принцип непрерывности и преемственности;* Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;* Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся;* Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии;* Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

  • Слайд 31

    Что педагог должен уметь: * анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;* владеть основами здорового образа жизни;* устанавливать контакт с коллективом учащихся;* наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;* прогнозировать развитие своих учащихся;* моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;* личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

  • Слайд 32

    Прогнозируемая модель личности ученика1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.4.Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.5. Правильная организация своей жизнедеятельности.6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.10. Творческая продуктивность.

  • Слайд 33

    Здоровьесберегающая направленность физической культуры

    Оздоровительная Воспитательная Образовательная

  • Слайд 34

    использование программ физической культуры по освоению двигательных умений и навыков; обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика, плавание. использование принципа наглядности, постепенности, доступностинагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств. Образовательная направленность

  • Слайд 35

    Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования. Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания. Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций(распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная). Оздоровительная направленность

  • Слайд 36

    учет психологических особенностей учащихся согласно ихвозрастным особенностям; создание эмоционально- положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения); стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений; развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение); получение знаний в различных видах спортивной деятельности. Воспитательная направленность

  • Слайд 37

    Физкультурно-оздоровительныетехнологии - это процесс оздоровления детей.

    По характеру действия различают : Стимулирующие технологии Защитно-профилактические Компенсаторно-нейтрализующие Информационно-обучающие Закаливание и тренировка физических качеств Санитарно-гигиенические нормы и требования, ТБ Физкультминутки и физкультпаузы Забота учащихся о своём здоровье Сочетая эти три направления формируются :

  • Слайд 38

    Средства физического воспитания Санитарно-гигиенические Физические упражнения Естественные силы природы

  • Слайд 39

    проветривание спортивного зала естественным сквозным способом; влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий; наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков; соответствующее освещение, наличие аптечки; спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи); наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима). Санитарно-гигиенические средства

  • Слайд 40

    Естественные силы природы разностороннее воздействие на организм учащихся солнца, воздуха и воды; занятия в лесной местности на свежем воздухе (воздух лесов содержит особые вещества фитонциды – способствуют уничтожению микробов в организме); сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает их закаливающее действие на организм.

  • Слайд 41

    Физические упражнения это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока; это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх

  • Слайд 42

    Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся

    Двигательная активность восполняется при использовании различных форм. Проведение урока физической культуры два раза в неделю. Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале (волейбол, баскетбол) и на спортивных площадках школы во внеурочное время. Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья. Участие детей в городской спартакиаде школьников. Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста . Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз. Домашнее задание. Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции.

  • Слайд 43

    Структура урока Вводно-подготовительная часть: 1. Начальная организация занимающихся; 2. Создание целевой установки; 3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния; 4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма; 5. Подготовка организма к решению специфических задач основной части урока.

  • Слайд 44

    Структура урока Основная часть: 1.Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма; 2. Обучение технике упражнений; 3. Формирование специальных знаний; 4. Развитие основных и специальных двигательных качеств; 5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.

  • Слайд 45

    Структура урока Заключительная часть: 1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц; 2. Регулирование эмоционального состояния; 3. Подведение итогов урока; 4. Сообщение домашнего задания.

  • Слайд 46

    Здоровьесбережение на уроке физической культуры В каждый урок включаются 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием: разных видов деятельности, фаз напряжения и «разрядки».

  • Слайд 47

    Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры. Здоровьесбережение на уроке физической культуры

  • Слайд 48

    Активные методы обучения – это побуждение участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются: индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе. Здоровьесбережение на уроке физической культуры

  • Слайд 49

    Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка. Как определить нагрузку на уроке? УЧИТЕЛЮ НАДО: учитывать состояние здоровья; функциональные возможности всех учащихся; физическую подготовленность; индивидуальные особенности; степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала. Здоровьесбережение на уроке физической культуры

  • Слайд 50

    Превентивная психология развития личности :

    это прикладная область психологии, занимающаяся изучением закономерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности с целью создания возможностей своевременного предупреждения неблагоприятных тенденций в ее развитии.

  • Слайд 51

    Общие принципы создания программы:

    гарантированной безопасности; раннего вмешательства; опоры на установленные возрастно-психологические и личностные критерии благополучия в развитии ребенка; комплексности решаемых задач или неразрывной связи психопрофилактики, психодиагностики, психологической коррекции, консультирования и просвещения; возможности прогнозирования характера «переходных периодов», психологических кризисов; прогнозирования возможных типичных проявлений особенностей психической организации ребенка, которые могут создавать трудности в полноценном развитии его личности; дифференциации и приоритетности задач; компетентности.

  • Слайд 52

    Общая схема построения программы превентивной работы

    1. Название программы. 2. Теоретическое и методическое обоснование всей программы в целом. 3. Основное содержание программы: цель (предполагаемый результат); предмет работы (психологические характеристики, личностные и межличностные феномены, находящиеся в «фокусе» работы специалиста) критерии эффективности, по которым будут оцениваться промежуточные и конечные результаты; методы, с помощью которых достигается общая и промежуточные цели, устанавливается «обратная связь»; развернутое или схематичное описание процесса работы (этапы, последовательность действий); виды и формы работы, применяемые на каждом этапе по отношению к каждому из участников программы. 4. Приложения: конкретный инструментарий (диагностические методики, приемы консультативной практики, конкретные программы просветительской работы и т. п.).

  • Слайд 53

    Уровни здоровьесберегающей деятельностиНизкий уровень- образовательные учреждения, которые еще не осознают необходимость введения здоровьесберегающей деятельности, у них нет в этом потребности и не созданы для этого условия.Начальный уровень-образовательные учреждения, которые хотят быть не хуже других и определили для себя, что здоровьесберегающая деятельность является приоритетным направлением

  • Слайд 54

    Средний уровень– образовательные учреждения, которые на протяжении ряда лет занимаются здоровьесбережением обучающихся, ведут целенаправленную работу, тесно сотрудничают с родителями, общественностью, с медицинскими учреждениямиВысокий уровень - образовательные учреждения, школы здоровья, которые имеют положительную динамику в состояние физического, нравственного, психического и интеллектуального здоровья, ведут вместе с учеными серьезный мониторинг состояния здоровья

  • Слайд 55

    Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда. Конфуций

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке