Презентация на тему "Культура Киевской Руси"

Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Культура Киевской Руси" рассказывает об особенностях культуры Древней Руси, подробно описывает основные направления культурной деятельности: архитектуру, гончарное, ювелирное, кузнечное дело, летописание, иконопись, ткачество и пр. По каждому виду представлены примеры.

Краткое содержание

  • Особенности культуры Древней Руси;
  • Архитектура;
  • Гончарное, кузнецкое дело;
  • Ткацкое дело;
  • Ювелирное дело;
  • Летописание, иконопись и др.

Содержание

  • Слайд 1

    Культура Киевской Руси


  • Слайд 2

    Определение культуры

    Культура:

    • материальная
    • духовная

    Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе.

  • Слайд 3

    Особенности культуры Древней Руси

    • Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
    • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
    • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
    • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
    • Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

  • Слайд 4

    Архитектура

    • Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси.
    • Самый крупный из них – Киев.
    • Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 км.
    • План Киева в середине XII века.

  • Слайд 5

    Золотые ворота в Киеве

    • Золотые ворота были главным въездом в Киев.
    • Это — мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью.
    • Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

  • Слайд 6

    Софийский собор в Киеве, XI в.

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли 8 малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

  • Слайд 7

    Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид


  • Слайд 8

    Материальная культура славян. Гончарное дело

    • В гончарном деле продолжались технические традиции предшествующего времени.
    • Основная продукция это посуда. Основной вид гончарной посуды была кухонная печная посуда, кувшины, рукомойники, светильники.

  • Слайд 9

    Гончарное дело


  • Слайд 10

    Кузнецкое дело

    • Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла.
    • Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

  • Слайд 11

     

    • Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий.
    • Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
    • Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

  • Слайд 12

     

    • Элемент узора на доспехах
    • Шлем Ярослава Всеволодовича

  • Слайд 13

    Ткацкое дело

    • Производство нити состояло из получения исходных материалов – шерсти, льна и конопли. Затраты труда для этого требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.
    • Шерстяные ткани делали из шерсти овцы, а льняные из волокна льна. Орудиями для производства нити были веретено и прялка. Прялки делали из глины, кости и металла. Пряли нити с помощью тальки и мотовина.

  • Слайд 14

     

    • Обработка льна
    • Женское платье

  • Слайд 15

    Образцы славянской вышивки

    • Мотовина
    • Прялка

  • Слайд 16

    Ювелирное дело

    Киевская Русь была центром ювелирного творчества. Ювелиры Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью (выемчатой и перегородчатой). Для этого времени характерны такие изделия, например, как колты, подвешиваемые с двух сторон к женскому головному убору, бармы - драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны - шейные украшения в виде обруча, а также подвески из скрученных золотых нитей и бусы всевозможных видов.

  • Слайд 17

    Образцы женских уборов выполненные ювелирами из позолоты и эмали


  • Слайд 18

    Ювелирное дело

    • Ювелирами Киевской Руси успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной мотив орнаментации изделий -явно стилизованные растительные формы.
    • Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился и в ювелирных изделиях Руси XVI и XVII вв., хотя в их размерах, декоре ярко отразились изменения условий жизни и быта русских людей того времени. Изделия стали демократичнее и в значительно большей степени, чем раньше, отображали характерные черты своего времени: меньше вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание.

  • Слайд 19

    Зернь

    Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру светотени.

  • Слайд 20

    Скань

    Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

  • Слайд 21

    Перегородчатая эмаль

    Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.

  • Слайд 22

    Духовная культура славянского населения. Летописание

    • Русские средневековые летописи представляют собой крупные памятники духовной культуры.
    • Летописи являются памятниками общественной мысли, литературы и научных знамений.
    • Наряду с политическими событиями в летописи вошли явления природы и литературные произведения проникнутые исторической конкретностью.

  • Слайд 23

    Летописание

    • Жалованная грамота
    • Служебник

  • Слайд 24

     

    • Летопись была важнейшим политическим документом той современности и являлась и являлась оружием в политической борьбе.
    • Летопись велась при княжеских дворах и епископских кафедрах.
    • Благодаря летописям нам сейчас известны события того времени.

  • Слайд 25

    Иконопись

    Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобрази-тельными средствами.

  • Слайд 26

     

  • Слайд 27

     

    • Иконы чаще всего писали на деревянных досках.
    • Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.
    • Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола.
    • Процесс этот был трудоемким и длительным.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд