Презентация на тему "культура России xvii века" 10 класс

Презентация: культура России xvii века
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "культура России xvii века" по истории. Презентация состоит из 39 слайдов. Для учеников 10 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.34 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: культура России xvii века
    Слайд 1

    Культура России XVII века учитель истории и обществознания МБОУ «Шумаровская СОШ» ТужиковаИнга Стефановна

  • Слайд 2

    Обмирщение культуры –усиление светских начал в культуре.

  • Слайд 3

    1. Образование. В 17 веке появилась потребность в грамотных людях. В городах и в деревнях «грамотеи» открывали школы. (Например, открыта 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске) Дворяне приглашали детям учителей из-за границы. На Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги 1574 г. – «Букварь» Ивана Федорова1574 г. «Грамматика» МелетияСмотрицкого 1694 г., 1696 г. «Буквари» Кариона Истомина

  • Слайд 4

    Большую роль в развитии просвещения сыграл РтищевФёдорМихайлович,русскийгосударственный и культурныйдеятель. ПригласивизКиеваучёныхмонахов (ЕпифанияСлавинецкого и др.), организовал в МосквешколуприАндреевскоммонастыре(такназываемоеРтищевскоебратство), ставшуюпредшественницейСлавяно-греко-латинскойакадемии. Дляознакомлениямосквичей с полифоническоймузыкойвыписалхоризКиева. Ртищевсодействовалрасширениюсистемымедицинских и благотворительныхучреждений в России.Занравственныекачества и благотворительнуюдеятельностьполучилотсовременниковпрозвище "милостивогомужа".

  • Слайд 5

    В качестве учителей приглашаются монахи из Польши.Таким учителем стал монах Симеон Полоцкий.  СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в мируСамуилЕмельяновичПетровский-Ситнианович) (1628–1680), церковныйдеятель, богослов и писатель. РодомизБелоруссии, вероятноизПолоцка. Занимаясь с 1667 воспитаниемцарскихдетей, написалдлянихнесколькосочинений, в томчислеВертоградмногоцветный(сборникнравоучительныхстихов, в которомСимеонвыступаеткакродоначальникрусскогосиллабическогостихосложения) и Книгукраткихвопросов и ответовкатехизических. К 1670 составилВенецверыкафолической

  • Слайд 6

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первоевысшееучебноезаведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Первые преподаватели греки – братья Иоанникий и СофронийЛихуды. Академическийкурсначинался с подготовительногокласса, которыйназывался «русскойшколой». Посленегоученикипереходили в «школугреческогокнижнегописания», изучалиславянскую и греческуюграмматику и латынь, затемприступали к изучениюиныхпредметов, соответствующихвысшейступениобучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. БратьяЛихудысамисоставлялиучебникиповсемпредметам, следуяобразцамучебныхкнигевропейскихуниверситетов. Так, в учебныйматериалбыливключенытрудыАристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примерыизлитературныхпроизведений и богословскихтекстов.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    2. Наука. Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды. С освоением Сибири появились рукописные карты. 1696 г. С. Ремизов создал карты «Чертёжная книга Сибири». В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис». В нем дан краткий обзор русской истории с древнейших времен до 17 века. Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применениеводяных двигателей. 1615 г. была изготовлена 1-я нарезная пушка.

  • Слайд 9

    3. Литература. Авраамий Палицын « Сказание» повествует о «разбойничестве» первых лет нового века. Дьяк И. Тимофеев во « Временнике» , И. М. Катырев –Ростовский пишут о Смуте. Читают жития святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и др. Но: создаются жития-биография не церковных, а гражданских лиц. «Житие» протопопа Аввакума. Ярким явлением того времени являются сатирические повести и сказания - «О Шемякином суде» «Повесть о Фоме и Ереме» «Повесть о Ерше Ершовиче». Новые черты литературы: внимание к личности героев, их душевным переживанием. Родились новые жанры – светская повесть драма, стихи с их бытовыми, сатирическими и любовными мотивами. Переводится иностранная литература: рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.

  • Слайд 10

    4. Архитектура. Деревянная архитектура достигла своего расцвета. Она теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени, крыша, двери и окна. ВСЕ ЭТО ПЕРЕШЛО И В КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ.

  • Слайд 11

    В селе Коломенском был построен летний деревянный дворец Алексея Михайловича (1667 – 1668) Современники считали его восьмым чудом света. Дворец напоминал драгоценную и уникальную игрушку.

  • Слайд 12

    в Кижах возведена без единого гвоздя деревянная 22-главая Преображенская церковь.

  • Слайд 13

    До середины XVII в. в церковном зодчестве –шатровый стиль Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола.

  • Слайд 14

    Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год. Успенская (Дивная) церковь в Угличе. 1628 г.

  • Слайд 15

    Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 г.

  • Слайд 16

    Теремной дворец. Кремль . Москва

  • Слайд 17

    Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль

  • Слайд 18

    Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль

  • Слайд 19

    Архитектура

    Нарядность, элегантность, строгая симметричность Церковь Покрова в Филях (1690-1695) В конце XVII в. возникает новый стиль нарышкинское (московское) барокко

  • Слайд 20

    Троицкая церковь (Троице-Лыково) 1698 – 1702 г.

  • Слайд 21

    Успенский собор (Рязань) 1693 – 1699 г.

  • Слайд 22

    5. Живопись В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись. В иконописи в то время господствовали два стиля: -«годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону; -«строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).

  • Слайд 23

    «годуновский» стиль

  • Слайд 24

    «годуновский» стиль

  • Слайд 25

    «строгановский»стиль

  • Слайд 26

    «строгановский»стиль

  • Слайд 27

    Произведения мастеров Оружейной палаты —  Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г. Зиновьева, И. Максимова, Т. Филатьева, К. Уланова) — сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность. Самым известным творением Семена Ушакова является икона «Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.

  • Слайд 28

    Святая Троица. С. Ушаков

  • Слайд 29

    Спас Иммануил. С. Ушакова

  • Слайд 30

    Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи, которая стала чрезвычайно декоративна. Фрески - это роспись по сырой штукатурке Наиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове. Гурий Никитин, церковь Ильи Пророка

  • Слайд 31

    Дмитрий Григорьев, храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

  • Слайд 32

    В конце XVI в. появились первые парсуны - портреты реального лица, написанные маслом на холсте. Меняются приемы портретного письма: если раньше техника была иконописной, то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова). Портрет царя Алексея Михайловича.

  • Слайд 33

    парсуна Л.К. Нарышкина

  • Слайд 34

    1.Домашний быт русских царей.

    В 17 в. изменился царский быт. Царский двор стал необычно многолюдным. Все бытовые обязанности выполняли тысяча людей. Охрана царя доходила до 2000 человек.Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня.. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Новым развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича В.Шварц. Сцена из жизни русских царей.

  • Слайд 35

    Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции-Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины, гравюры голландских и немецких мастеров, напольные часы, венецианские зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Стол поражал воображение иноземных гостей своим изобилием и разнообразием. Престольная палата в Теремном дворце московского Кремля.

  • Слайд 36

    2.Быт дворян.

    Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Подражая царю, бояре и дворяне проводили время в пирах и охоте, развлекались зрелищем кулачных боёв. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь, богато украшенная изразцами росписями. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами, которые привозили из Персии, Турции русские купцы. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные суконные европейские ткани.

  • Слайд 37

    3.Быт горожан.

    Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами в серебряных окладов. В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане. А.Маковский. Гостеприимство.

  • Слайд 38

    4.Быт и обычаи крестьян.

    Крестьянский двор включал избу, хлев,сарай.Избы то-пились по черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее. Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры-рожь, просо, овес, пшеница,горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды. Крестьянская изба. Музей деревянного зодчества в Суздале.

  • Слайд 39

    03.09.2021 Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15,а девушки с 12 лет.Браки могли заключаться до 3 раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное епитимья. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой- когда не было сельскохозяйственных работ. Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи. А.Корзухин. Девичник.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке