Презентация на тему "Мифология восточных славян"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Мифология восточных славян», составленная учителем истории для работы с учениками в классе. В презентации содержится информация о древнем фольклоре и народных сказаниях. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

Краткое содержание

  1. Цели и план урока
  2. Домашнее задание
  3. Сварог и Мокошь
  4. Велес и Перун
  5. Морской царь
  6. Морена и Карачун
  7. Вывод

Содержание

  • Слайд 1

    Мифология восточных славян

  • Слайд 2

    Цели урока

    • Познакомится с мировоззрением восточных славян, отраженным в мифологической картине мира. Осознать, что мифология – часть культуры и истории, которая имеет большое значение, как важнейший исторический источник.
    • Провести аналогии между славянской мифологией и мифологией народов Древнего мира, изученной в 5 классе.
    • Научиться на практике объяснять события и явления используя мифологические сюжеты.

  • Слайд 3

    План урока

    • Повторение изученного ранее (тест).
    • Представление об устройстве мира восточных славян.
    • Главные божества восточных славян.
    • Закрепление: создание мифологических героев XXI века (практическое творческое задание)

  • Слайд 4

    Оборудование

    • Учебные таблицы
    • Мультимедийный проектор для демонстрации слайдов
    • Выставка предметов мифологических культов.
    • Учебник «История России» под редакцией Е.В.Пчелова
    • Ватман, фломастеры, краски для практической работы в группах

  • Слайд 5

    Домашнее задание

    • Параграф 4, п. 4 – прочитать;
    • Заполнить таблицу «Боги восточных славян»;
    • Найти примеры игр, суеверий, заговоров, заклинаний.

  • Слайд 6

    Тема

    Мифология восточных словян

  • Слайд 7

    Таблица

    Боги восточных славян

  • Слайд 8

    Отец Свет-Небо и Мать Сыра-Земля

    Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете. Бога Неба, отца всего сущего, называют Сварогом. Сварог подарил людям кузнечные клещи, установил первые законы. Землю мы до сих пор называем Матерью, и это трудно оспорить. Язычники относились к ней с величайшей любовью. Десятого мая отмечаются «именины Земли»; в этот день её нельзя беспокоить – пахать, вскапывать. Некоторые ученые полагают, что имя Богини Земли – Макошь.

  • Слайд 9

    Сварог

    Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня.

  • Слайд 10

    Мокошь

    Мокошь (Макошь) – по верованиям славян богиня, влиянием на людей почти равная Перуну. Это единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств. Она – олицетворение Матери-Сырой Земли. Со временем под власть её всецело перешло «бабье царство», и Мокошь стали представлять длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а то Мокошь отпрядет.

  • Слайд 11

    Перун

    Перун – грозное славянское божество. Он почитался производителем всех воздушных явлений: рука его управляла громом и молниями. Истукан сего божества был сделан не из одного вещества: стан был вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа, в руке он держал нечто, похожее на молнию, которую представляли составленные рубины и карбункулы. Перед ним всегда горел неугасимый пламень, за небрежение которого жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его.

  • Слайд 12

    Велес

    Скотий бог, второй по значению после Перуна, олицетворение хозяйской мудрости и рачительности. Существует предание, что любвеобильный Велес время от времени похищает у Перуна красавицу жену. Настигнув обидчика, бог-громовержец рассекает его молнией на части и разбрасывает вокруг. После этого проливается дождь. В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев – славян.

  • Слайд 13

    Дажьбог

    Сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Идол его стоял на холме в Киеве, Предполагается, что имя его образовано сочетанием слов «дать» и «бог». Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.

  • Слайд 14

     

    Стрибог – повелитель, верховный царь ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Слуги Стрибога – ветры. Фантазия древнего человека представляла их дующими – выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели.«Слово о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами.

  • Слайд 15

     

    Ярило - самое обаятельное славянское божество. Сродни древнегреческому Эроту, богу любви, и в то же время не чужд богу веселья Бахусу. Веселый, разгульный бог представляется молодым красавцем на белом коне. На ярилиной неделе, по суеверному представлению народа, особенно неотразимую силу имеют всевозможные заговоры на любовь. У западных славян аналогичный бог называется Яровит. Поэтомувозможна путаница.

  • Слайд 16

    Морской царь

    Верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось и людей по жребию, как в былине про Садко. По преданию, все моря и океаны – это кровь Морского царя, а реки – его дочери. Морской царь – многодетный отец. Только нет у них с водяною царицей сыновей: одни дочери родятся – девы моря с рыбьим хвостом.

  • Слайд 17

    Зевана

    Зевана (Зевония) – богиня зверей и охоты. Она была весьма почитаема славянами, жившими среди лесов. Зевана изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою.

  • Слайд 18

    Триглава

    Триглава – богиня земли у древних славян. Храмов её не ставили в городах и селениях, а только посреди чистого поля: ведь не место владычице земли среди человеческих жилищ! Богиня сия трехглава, и три головы эти означают три начала, из которых состоит земной шар: земля, то есть почва, вода и воздух. А еще они обозначают горы, долины и леса.

  • Слайд 19

    Морена

    Морена – богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее – смерти. Помните слово «мор» - оно обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств. В нем сохраняется память об этой жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев.

  • Слайд 20

    Карачун

    Древние славяне почитали его подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны и стаи волков-метелей. День Карачуна совпадает с одним из самых холодных дней зимы, 23 декабря, когда начинают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на морозы, а на тепло. Эта темная, удлиняющая день непонятная сила и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать Карачуна»: умереть, пришибить, злодейски замучить.

  • Слайд 21

     

    Лес издревле воспринимался как живое существо, вмещающее в себе множество загадочных обитателей, как предрасположенных к человеку, так и злокозненных.Среди лесных божеств главенствует добрый дед Лесовик. Вместе со своими помощниками – Кущаником, Деревяником, Листовиком, Ягодником, Грибником – он ухаживает за растениями, помогают заплутавшим людям, не дают буйствовать Лешему. Леший есть в каждом лесу, особенно он любит еловые. Настоящий леший нем, но голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он во все горло, но с первыми криками петуха немедленно замолкает. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Но делают это грубо, поэтому люди их бояться.

  • Слайд 22

    Кощей бессмертный

    Кощей играет роль хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц.Слово «кощь» означает сухой, тощий, худой телом. Кощей чует «запах русского духа», и в заговорах доныне произносится заклинание против Кощея-ядуна.

  • Слайд 23

    Баба Яга

    Злая, старая и мощная колдунья или волшебница; вид у нее страшный. Её почитали как привратницу между миром мертвых и живых. Её избушка на курьих ножках – врата в мертвое царство. Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, вороны и змеи – все существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость.

  • Слайд 24

    Вий

    Вий- у древних славян насылатель ночных кошмаров, видений и привидений. У Вия вся сила сосредоточена в глазах. Это могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами. Чтобы Вий мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые помогли бы ему поднять веки железными вилами. Своим взглядом Вий способен убивать людей, обращать в пепел города и деревни, или же, например, уничтожить вражеские рати.

  • Слайд 25

    Упырь

    Упыри сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Упырем становится человек, рожденный от нечистой силы, или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов). Упыря может остановить только предрассветный крик петуха.

  • Слайд 26

    Бесы

    Бес (черт) – нечистая сила, олицетворение всего зла, подстерегающего человека, искуситель, погубитель душ человеческих. В народном сознании глубоко укоренилось верование, что сонмы злых духов неисчислимы. Очень мало на Божьем свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать; даже православные храмы не освобождены от их мерзких нашествий. Эти духи подвержены многим людским привычкам и даже слабостям. Любимые места бесов – перекрестки дорог. Именно там они пируют, справляют свадьбы с ведьмами.

  • Слайд 27

    Лебединая дева

    В народных сказках лебединые Девы существа дивной красоты и вещей силы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю, лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря. Девы-птицы встречаются во многих сказках, и везде им равно придается вещее значение и необычайная мудрость; они исполняют трудные, свыше сил человеческих, задачи и заставляют подчиняться саму природу.

  • Слайд 28

     

    Этот бел-горюч камень лежит на острове Буяне и наделен самыми чудесными свойствами. Алатырь – всем камням камень, всем камням отец! Как гласит легенда, он упал с неба, и на нем начертаны письмена с законами бога Сварога, творца всего сущего. Под тем камнем скрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет. На Алатырь-камень садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить весь мир от ночного сна.

  • Слайд 29

    Баян

    Легендарный поэт –певец. Все ведает, обо всем слагает песни. Пел он о богах, богатырях, о русских князьях. Его прародитель – бог мудрости Велес, а потому Баян умеет понимать язык птиц и зверей. Струны его гуслей – живые, а персты – вещие.

  • Слайд 30

    Времена года

    В последовательных превращениях природы древние племена усматривали действие одушевленных сил – благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собой. Более наглядное олицетворение времен года встречается у белорусов. Весну они называли Ляля, лето – Цеця, осень – Жыцень, зиму – Зюзя.

  • Слайд 31

    Русалка

    Русалки – фантастические жилицы всех вод и источников. Бледнолицые и прекрасные, с долгими зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела русалок так нежны, что кажутся прозрачными, но из объятий русалок никому не вырваться. Беда тем, кто поддастся их чарам! Говорят, что русалки – это людские дети, умершие некрещеными, ну и, конечно, красавицы, утопившиеся от несчастной любви.

  • Слайд 32

    Заговоры

    Еще в древности народ был убежден, что вещие жены и знахари всю сущность дела полагают в могуществе чародейного слова и сопутствующих ему обрядов. Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, даровать человеку счастье, здоровье, любовь, или же, наоборот, отнять все это. Заговорное слово обладало мощью и силою волшебства и стихии.

  • Слайд 33

    Вывод

    Мифологические представления славян отразились в фольклоре, быту. Мифы очень ценны в литературном отношении. Даже сегодня, живя в век компьютеров, мы с вами можем представить этот мир с позиции мифологии и пополнить пантеон богов древности богами современными. Разве Компьютер не бог? Но вряд ли в истории всего человечества вы найдете еще хотя бы один пример идеологии, которая просуществовала более тысячи лет, и до сих пор продолжает волновать людей и оказывать безусловное влияние на их жизнь.

  • Слайд 34

    Список литературы

    • «Энциклопедия славянской мифологии», Е.Грушко, Ю. Медведев; «Астрель», 1996г.
    • «Мы славяне»; М.Семенова; «Азбука», С-Петербург, 1998г.
    • «Славянская мифология»; В.Адамчик; «Харвест», Минск, 2005г.
    • «Языческая мифология славян»; Т.Волошина, С.Астапов; «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996г.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд