Презентация на тему "Накануне отмены крепостного права"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Накануне отмены крепостного права" описывает период начала правления императора Александра II в XIX в., когда общество было готово к переменам в вопросе крепостного права. Описаны предпосылки и причины реформы, ее сторонники, период российской "оттепели".

Краткое содержание

  • Предпосылки отмены крепостного права;
  • Император Александр II;
  • Причины отмены крепостного права;
  • Российская «оттепель».

Содержание

  • Слайд 1

    Накануне отмены крепостного права


  • Слайд 2

    Сегодня на уроке

    • Познакомимся с новым Императором Александром II.
    • Выясним предпосылки и причины отмены крепостного права.
    • Выясним, как к этому вопросу относилось общество.

  • Слайд 3

    План урока

    1. Предпосылки отмены крепостного права;
    2. Император Александр II;
    3. Причины отмены крепостного права;
    4. Российская «оттепель».

  • Слайд 4

    Задание на урок

    Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век решит его только Александр II?

  • Слайд 5

    Родители Александра II

    • Николай I
    • Александра Федоровна

  • Слайд 6

    Задание на урок

    Он был непохож на отца; рос мягким, чувствительным, имел красивую внешность, весёлый нрав и был очень общительным. Александр получил прекрасное образование: в наставники ему отец избрал знаменитого поэта — Жуковского, — и тот отнесся к своему назначению с величайшей ответственностью.
    рис. Александр II

  • Слайд 7

    Торжества в Москве по случаю коронации

  • Слайд 8

    Запишем определение

    Крепостное право - форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.

  • Слайд 9

    Попытки ранее решить крестьянский вопрос

    1. начало положил Павел Первый своим указом в 1797 году о трёхдневной барщине;
    2. в 1803 году указ Александра «о вольных хлебопашцах»;
    3. в 1842 г. – указ Николая Первого об «обязанных крестьянах».

  • Слайд 10

    Причины отмены крепостного права

    • Низкая производительность крепостного труда;
    • Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма;
    • Крепостное право - угроза общественного спокойствия;
    • Возможность потерять статус великой державы;
    • Безнравственность крепостного права.

  • Слайд 11

    Запишем определение

    Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

  • Слайд 12

    Сторонники Александра II

    • Константин Николаевич,
    • Великая княгиня,
    • Елена Павловна.

  • Слайд 13

    Сторонники Александра II:

    • Яков Иванович Ростовцев,
    • Дмитрий Алексеевич Милютин,
    • Юрий Фёдорович Самарин.

  • Слайд 14

     

    Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
    “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".

  • Слайд 15

    Российская «оттепель»

    • К.Д. Кавелин: с землей, которой владеют в настоящее время, за выкуп;
    • А.И. Герцен: с землей, выкупленной государством;
    • Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов: возможно только через «народное дело».

  • Слайд 16

    Подведение итога урока

    • Вопросы на стр. 137.

  • Слайд 17

    Домашнее задание

    • параграф 19, записи, вопросы,
    • задания в рабочей тетради.

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок по истории России в 8 классе по теме: «Накануне отмены крепостного права»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о новом императоре, Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права
  • выяснить, какие причины, субъективные или объективные, стали приоритетными у императора, в понимании необходимости отмены крепостного права.
  • выяснить, как велась подготовка к проведению рефор...

Урок по истории России в 8 классе по теме: «Накануне отмены крепостного права»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о новом императоре, Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права
  • выяснить, какие причины, субъективные или объективные, стали приоритетными у императора, в понимании необходимости отмены крепостного права.
  • выяснить, как велась подготовка к проведению реформы?
  • продолжить формирование у учащихся основных навыков и умений работы с историческими источниками.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

На прошлом уроке мы с вами подвели итог первой половины XIX века. Сегодня мы начнём говорить о второй половине XIX века, которая включает в себя очень много событий, повлиявших на дальнейшее развитие России.

План урока: (сл. 3)

  1. Предпосылки отмены крепостного права.
  2. Император Александр II.
  3. Причины отмены крепостного права.
  4. Российская «оттепель».

Задание на урок: (сл. 4)

Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век решит его только Александр II?

3. Изучение нового материала

1) рассказ учителя:

- 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. О настроении правящих кругов в связи со смертью Николая I наиболее ярко свидетельствовало мнение императрицы Александры Федоровны: "Господь его взял, чтобы его избавить от ужасных вещей!"

АЛЕКСАНДР II Николаевич Романов
Сын императора Николая I Павловича и императрицы Александры Фёдоровны ( сл.5) (урождённой Фредерики-Луизы-Шарлоты-Вильгельмины, дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III).�Родился 17 апреля 1818 г.�Государь император и самодержец Всероссийский в 1855-1881 гг.

(сл. 6)

Портрет Александра II и Марии Николаевичей, портрет 1821 г.
На него возлагались большие надежды. Он был непохож на отца; рос мягким, чувствительным, имел красивую внешность, весёлый нрав и был очень общительным. Александр получил прекрасное образование: в наставники ему отец избрал знаменитого поэта — Жуковского, — и тот отнесся к своему назначению с величайшей ответственностью. Изучал Александр и военные науки — отец считал их основой воспитания, а позднее он стал привлекать сына к государственным делам. Образование его завершилось путешествиями: он познакомился и с Россией, и с зарубежными странами — Скандинавией, Австрией, Англией, итальянскими и германскими государствами. (сл. 7) – празднества по случаю коронации.
Пока был жив отец, Александр всё принимал как есть — и, казалось, разделял консервативные взгляды отца. Со смертью же Николая I, когда Россию ждало поражение в Крымской войне, Александр в полной мере ощутил свою боль, гнев и недовольство, царившие в обществе. Он не собирался проводить реформы, намереваясь следовать «желаниям и видам» отца, но уроки Крымской кампании привели его на путь реформ.
Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856 года. В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель». По случаю коронации в августе 1856 года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31 годов, приостановил на 3 года рекрутские наборы, а в 1857 году ликвидировал военные поселения.
Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Александр II, понимая необходимость отмены крепостного права в силу создавшихся условий, вместе с тем всячески оттягивал решение этого вопроса, противоречившего всей его натуре, к тому же, приступить к подготовке отмены крепостного права без согласия дворянства, интересы которого выражал царизм, было невозможно. Это находит прямое подтверждение в письме Александра II к своей тетке великой княгине Елене Павловне в конце 1856 г.

Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, он в течение 4-х лет проявлял стремление отменить крепостное право. Придерживаясь в 1857-58 годах «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 года согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, то есть на программу реформы, разработанную либералами, совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский; Вел. кн. Елена Павловна и др.).
Тем временем покушения на Александра становились всё более дерзкими: в него стреляли на прогулке у Зимнего дворца, устроили взрыв на пути следования царского поезда и взрыв в Зимнем; последнее покушение стало для него роковым (1 марта 1881 г.). Первая бомба, брошенная в царский экипаж на Екатерининском канале, ранила 2 конвойных и повредила экипаж; когда же Александр вышел из кареты, вторая бомба, брошенная И. Гриневицким, раздробила ему ноги.
Перевезённый в Зимней дворец, он скончался наутро от потери крови, так и не придя в себя. На месте убийства позднее был возведён храм «Спас-на-крови».
Согласно журналу Государственного совета за 19 февраля 1855 года, в своей первой речи перед членами Совета новый император сказал, в частности: “<…> Мой незабвенный Родитель любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только её пользе. <…> В постоянных и ежедневных трудах Его со Мною, Он говорил Мне: “хочу взять Себе всё неприятное и всё тяжкое, только бы передать Тебе Россию устроенною, счастливою и спокойною". Провидение судило иначе, и покойный Государь, в последние часы своей жизни, сказал мне: “Сдаю Тебе Мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя Тебе много трудов и забот".
- Какие же проблемы оставил Александру II его отец?
- Следует отдать должное новому императору - он воспринял эти тревоги, осознал нависшую над страной опасность. Вопреки своим консервативным убеждениям Александр Николаевич стал на путь осуществления кардинальных реформ, отказавшись от принципов политики своего отца.
В ряду необходимых реформ первое место принадлежало ликвидации крепостного права.
- Что такое крепостное право? ( сл. 8) ( форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности: барщину, оброк и подчиняются судебной и административной власти помещика.
Вспомним, когда и кто из предшественников пытался решить этот вопрос? (сл. 9)

  1. начало положил Павел Первый своим указом в 1797 году о трёхдневной барщине
  2. в 1803 году указ Александра « о вольных хлебопашцах»
  3. в 1842 г. – указ Николая Первого об « обязанных крестьянах»
  • Как к этому вопросу относился сам Николай I ? ( говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена была бы ещё большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие)
  • Россия имела опыт отмены крепостного права в трёх прибалтийских губерниях и ведения в западных губерниях инвентарных правил. Эти законы, хотя и не имели практических последствий для всей страны, все же оказывали значительное воздействие на общество. При Александре Первом и Николае Первом работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными крестьянами.
  • Каковы же были причины отмены крепостного права.

2) работа по учебнику:

Прочитайте пункт на стр. 134-136 и пытайтесь выделить причины отмены крепостного права. ( сл. 10)

  1. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.
  2. Массовые выступления крестьян.
  3. Изменение атмосферы в обществе.
  4. Социально-экономическая отсталость России.

(сл. 11) Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.
Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко.

Сторонники реформаторской деятельности императора?

Брат императора великий князь Константин Николаевич. (сл. 12)
Романов Константин Николаевич, 1827-1892. Великий князь, второй сын Николая I, отец К.К. Романова (К.Р.). Горячий поборник реформ Александра II. С большой заинтересованностью относился к русской науке, литературе и искусству. С 1855 г. стал управлять флотом и морским ведомством, что способствовало привлечению туда интеллигенции, например писателей Гончарова, Писемского, Григоровича; морским офицером был и будущий композитор Н.А. Римский-Корсаков. К.Н. Романов был почетным членом Императорской Академии Наук и ряда университетов; внес значительный вклад в работу Русского Географического и Археологического обществ. В 1873 г., став президентом РМО, назначил из личных средств стипендию недостаточным ученикам консерватории. П.И. Чайковский был благодарен ему за покровительство в постановке на сцене императорских театров его ранних опер. К.Н. Романову посвящены опера "Опричник" и Квартет №2 для двух скрипок, альта и виолончели.

Великая княгиня Елена Павловна.
Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария), 1806-1873. Великая княгиня, дочь вюртембергского принца Павла-Карла, с 1823 г. - жена Великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. Получила образование в пансионе, где директором и ее наставником был известный ученый-биолог Ж. Кювье, что во многом определило в дальнейшем широкий круг ее интересов ко всем проявлениям творческой деятельности. На ее вечерах и приемах бывали в разное время П. Вяземский, Ф. Тютчев, В. Одоевский, Н. Пирогов, И. Айвазовский и др. А.С. Пушкин и И.С. Тургенев называли ее "умной женщиной". Известна просветительская, благотворительная и меценатская деятельность Великой княгини и ее вклад в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости. Под влиянием музыкальных вечеров, проводившихся у княгини (на них бывал и Чайковский), зародилась мысль об учреждении Русского Музыкального Общества и его органов - консерваторий. Елена Павловна много сделала для организации Общества: Петербургская консерватория получала от нее пособия на содержание консерватории, стипендиатов, помощь ученикам и ученицам, добавочное жалование профессорам. Да и классы консерватории размещались вначале в принадлежащем ей Михайловском дворце, где впоследствии проходили гастроли знаменитых музыкантов. До последних дней княгиня оставалась попечительницей и президентом РМО (1859-1873). Ее памяти П.И.Чайковский посвятил оперу "Кузнец Вакула или Ночь перед Рождеством".

Я.И. Ростовцев. (сл. 13)

  • Д.А. Милютин.
  • Ю.Ф. Самарин.

(сл. 14) 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В своей речи Александр II произнес следующее: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,— и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".
Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?
Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы.
Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

(сл. 15 ) - Российская « оттепель»

4) работа с документами: стр. 137-138

5) работа с историческими терминами: стр. 138

5. Подведение итога урока. Вопросы на стр. 138

6. Домашнее задание: параграф 19, записи, вопросы, задания в рабочей тетради.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд