Презентация на тему "Византийская цивилизация"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Византийская цивилизация" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Византийский культурно-исторический круг.

  • Слайд 2

    Цель урока:

    Показать, что Византийская цивилизация, оставаясь преемницей христианского Рима, сумела вобрать в себя античное наследие, перерабатывая его и вкладывая в него новое содержание.

  • Слайд 3

     

    Византийская империя считала себя прямой и законной наследницей Рима. Константинополь, основанный императором Константином и объявленный столицей Римской империи в 324 г., первоначально назывался Новым Римом, а жители Византии именовали себя ромеями (римлянами). Они не разделяли того представ-ления, что Римская империя пала, будучи убеждены в том, что она продолжает существовать, имея своим центром древний Констан-тинополь (он был построен на месте старинной греческой колонии - Византа, возникшей еще в IV в. до н. э.)

  • Слайд 4

     

    Византия пала в 1453 г. под ударами турок – османов, пережив своего западного собрата почти на тысячелетие и сохранив античное, в первую очередь греческое, культурное наследие . Ее историческая судьба отличалась своеобразием и самобытностью Собор Святой Софии – сердце Византии, символ культурного расцвета и величайшая христианская святыня. Турки – османы, захватив Константинополь разрушили все символы христианства, были поражены великолепием храма и превратили его в мечеть – Айя Софию

  • Слайд 5

    Факторы самобытности истории Византии

  • Слайд 6

     

    Византия имела очень сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках – в Европе, Азии, Африке. В Византии проживали греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, иллирийцы. Поддержание стабильности предполагало наличие сильного государственного начала, ослабление которого всегда сопровождалось немалыми потрясениями.

  • Слайд 7

     

  • Слайд 8

     

    Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая ее владениям. Среди народов и государств , натиску которых не всегда успешно, приходилось противостоять были сасанидский Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки –сельджуки, турки –османы. Привлекала Византия и западно-европейских рыцарей, в 1204 г. подвергших опустошению христианский Константинополь(1261 г. - восстановление) Империя ромеев по самой природе своей - владычица народов. Анна Комнина, писательница, дочь императора, XI в.

  • Слайд 9

     

    Обстоятельства происхождения империи. Она не знала полного разрыва с античностью. Античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Ее агрикультура, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который пришлось пройти Западной Европе в раннее средневековье. Восточная империя была богаче Западной; в ее руках находились пути из Европы в Азию; Константинополь контролировал Босфор и Дарданеллы.

  • Слайд 10

     

    Историки считают, что кризис византийской экономики VII в. не сопоставим по своим последствиями с кризисом Западной Римской империи III - V вв.Он был преодолен и сменился подъемом XI – XII вв. Важнейшим элементом экономической жизни оставалось римское право – одно из высших достижений античной цивилизации. Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений .

  • Слайд 11

     

    Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений. «Византия была в определенном смысле правовым государством средневековья» (С.П.Карпов) Император сам назначал наследника и половина всех императоров царство-вали недолго и погибли насильственной смертью. С другой стороны, самый высокий пост в государстве мог занять человек низкого происхождения. Юстиниан родился в семье крестьяни-на, а его жена красавица Феодора была актрисой. Власть императора счита-лась божественной, и поэтому его преж-ние занятия и его происхождение не имели никакого значения.

  • Слайд 12

     

    Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния , который в Византии, во всяком случае до начала XIIIв. Был выше, чем в Западной Европе. Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых важную роль играло государство. Византия оставалась централизованным государством на протяжении всей своей истории.

  • Слайд 13

     

    Теперь император обо всем заботится и печется сам и с Божьей помощью все дела направляются и решаются его попечением. Из постановления императора Льва VI Мудрого, 886 – 912гг. Сепаратистские тенденции в государстве жестоко пресекались. Носителем верховной власти являлся император, наделенный священными функциями. Существовал бюрократический аппарат с жестким соподчинением (иерархией), налоговая система, тайная полиция, финансовые службы. Особым влиянием обладало внешнеполитическое ведомство. Именно специфические качества византийских дипломатов, знавших толк как взятками, подкупом и интригами ослабить врагов, придали нарицательный смысл слову византийство (искусство плести интриги). Почти все земли в стране принадлежали государству.

  • Слайд 14

     

    Наличие сильной государствен-ной власти определило ряд особенностей Византии как государства. Под контролем правительственных служб находились ремесла, торговля, действовала разработанная система государственных монополий на право и продажу отдельных изделий (например, шелка, секрет изготовления которого был похищен у китайцев). В Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобно феоду), ни вассально-ленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления как борьба городов за вольности и самоуправление.

  • Слайд 15

     

    Характер императора Юстиниана. Итак, был этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли…Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийства и грабежа… легко податливый на зло. Ко всему прочему он отнюдь не брезговал доносами и всегда был скор на наказания. Ибо он вершил суд никогда не расследуя дела, но, выслушав доносчика, тотчас же решался вынести приговор. Он не колеблясь составлял указы, безо всяких оснований предписывающие разрушение областей, сожжение городов и порабощение целых народов. Прокопий Кесарийский. Тайная история, 550 г. Сила государства, обеспечивавшего сохранение централизации и единства империи имела не только позитивное значение, т.к. она подавляла самодеятельность и энергию граждан.

  • Слайд 16

     

    Мрачен цвет пурпура, и государи должны быть сдержаны в благополучии, не терять разума в счастье: ведь императорский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, а о праве жить в блестящем рабстве. Феофилакт Симокатта, 628 – 636 гг. Особая роль государства в византийской цивилизации получила теоретическое обоснование, оно способствовало формированию специфической ментальности византийцев. Считалось, что наряду с единым Богом, единой, истинной верой и истинной церковью, должна существовать и единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобрела священные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого. Это был комплекс мессианских идей, где роль мессии, спасителя отводилась государству.

  • Слайд 17

     

    Приоритет государства отразился в особом положении церкви. Если не формально, то реально император был ее подлинной главой. Лишенный возможности совершать культ и вносить изменения в Символ веры, он, однако, фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. В этом смысле Восточная церковь отличалась от Западной.

  • Слайд 18

    Догматические различия Западной и Восточной христианских церквей, расколовшиеся в 1054 г. на две самостоятельные церкви.

    Восточная, православная церковь: Святой дух исходит только от Бога – отца; Рай –ад; Совершение культа на всех языках империи: Духовенство: черное –целибат, белое –семья; Подчинение государству, не претендовала на светскую власть; Жила насыщенной духовной жизнью, фактор сплочения империи. Западная, католическая церковь: Святой дух исходит и от Бога – сына; Рай – чистилище –ад; Совершение культа только на латыни; целибат Папство и светские власти боролись между собой за власть, враждовали, воевали;

  • Слайд 19

     

    Борьба Западной и Восточ-ной церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 раз-рывом: папа римский и патриарх константинопольский обменя-лись взаимными отлучениями от церкви. Надежды сохранить един-ство христианского мира рух-нули. Западная Европа смотре-ла с тех пор на Византию как на раскольницу, со смешанным чувством зависти, презрения и недовольства. Разгром христианского Константинополя в 1204 г. христианскими рыцарями ясно показал эти чувства.

  • Слайд 20

     

    29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки- османы вступили в залитый кровью и полный трупов «Новый Рим». Европа остававшаяся глухой к просьбам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой. Вскоре в далеком Московском государстве правителькоторого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина IX Зое (Софье) Палеолог. Так возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима, «третьим Римом».

  • Слайд 21

    Домашнее задание

    Для подготовки материал : Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс, п.16, 17, вопросы; Конспект Вопросы к параграфам

  • Слайд 22

     

    Айя –София Айя-София, - здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи подвешен к небесам. И всем векам – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов.

  • Слайд 23

     

    Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество. На парусах, под куполом, четыре Архангела – прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. Осип Мандельштам 1912

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд