Презентация на тему "Применение систем счисления "

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация представляет собой разработку к обобщающему уроку информатики в десятом классе. Демонстрация слайдов содержит ряд увлекательных заданий, направленных на формирование навыка решения заданий в различных системах счисления. Школьники могут решать задачи под руководством учителя на занятии или самостоятельно просматривать работу в целях самообразования.

Краткое содержание

  1. разминка
  2. задание на определение системы счисления
  3. банк и система счисления
  4. задания для закрепления (шесть слайдов)
  5. пропагандист двоичной системы
  6. троичная уравновешенная система
  7. история троичной системы
  8. Фибоначчиева система счисления.

Содержание

  • Слайд 1

    Обобщающий урок «Применение систем счисления»

    • МКОУ «Средняя общеобразовательная
    • школа №1 им. А. М. Ижаева с. Учкекен»

  • Слайд 2

    Применение систем счисления

  • Слайд 3

    Разминка

    • Когда 2*2 =100?
    • Ответ: в двоичной системе: 210=102, 102*102=1002
    • Как, не производя никаких действий,
    • выполнить операции;
    • а) умножения любого двоичного
    • числа на 2;
    • б) деления любого двоичного числа
    • на 2 с остатком
    • Ответ: а) приписать справа 0, так как 210=102
    • б) отбросить справа 0, так как 210=102

  • Слайд 4

    Какая система

    • «Я окончил курс университета 44 лет от роду.
    • Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке.
    • Незначительная разница в возрасте — всего 11 лет — способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами.
    • Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей.
    • Жалования я получал в месяц всего 200 рублей
    • Ответ: в пятеричной системе счисления:
    • 445=2410, 1005=2510, 345=1910, 115=610, 105=510, 2005=10010…

  • Слайд 5

    Отгадай

    • «Отгадать целое число в промежутке от 1 до 100. Можно задавать вопросы, на которые -ответы «да» или «нет». Сколько вопросов минимально необходимо задать, чтобы отгадать это число»
    • Решение:
    • Поскольку дана возможность использовать ответы «да» или «нет», то логично предположить, что для кодирования можно использовать двоичную систему счисления. Любое натуральное число от 1 до 100 можно записать при помощи 7 знаков в двоичной системе счисления.
    • 26=64, 27=128
    • Ответ.Минимально достаточно задать 7 вопросов.

  • Слайд 6

    Система счисления и банк

    • Вы банкир и завтра ждете важного клиента, которому вы должны выдать круглую или не очень круглую в течение 5 минут, но заранее вам неизвестную сумму от 1 до 1 000 000 000 у. е.
    • Вы заранее дали указание своим кассирам заготовить некоторое количество конвертов с деньгами, на которых написаны содержащиеся в них суммы, и собираетесь просто отдать клиенту один или несколько конвертов, в которых и будет содержаться требуемая им сумма. Какое наименьшее количество конвертов необходимо иметь?
    • Вариант 1. Заготовить конверты со всеми суммами от 1 до 1 000 000 000. Но где взять столько денег на конверты? 

  • Слайд 7

     

    • Вариант 2. Двоичная система.
    • 1конверт- 1 у.е., 2к -2 у.е, 3к- 4 у.е.,
    • 4к- 16 у.е., 5к-32 у.е.,…., 11к -1024 у. е
    • 30 к= 536 870 912 у. е.
    • Всего: 30 конвертов

  • Слайд 8

     

    • Это алгоритм выдачи сдачи клиенту, записанный некогда даже в инструкции для работников торговли, но очень редко ими выполняющийся( проверьте )
    • Сдачу надо выдавать, начиная с самых больших купюр.
    • Найти конверт с наибольшей суммой денег, не превосходящей требуемую, т.е. наибольшую степень двойки, не превосходящую требуемого количества денег.
    • Если требуемая сумма равна этой степени, то алгоритм заканчивает работу. В противном случае опять выбирается конверт с наибольшей суммой денег, не превосходящей оставшуюся, и т.д.
    • Алгоритм закончит работу, когда останется сумма, в точности равная степени двойки, и она будет выдана последним конвертом.

  • Слайд 9

    Или короче

    • Перевести требуемую сумму в двоичную систему.
    • Расположить конверты от больших сумм к меньшим.
    • Если в переведенном числе 1-берем конверт, 0-не берем.
    • 5 минут хватит

  • Слайд 10

    Сдача

    • У вас магазин «Сто мелочей». Цена любого товара не более 300 рублей. Сколько должно быть минимум ячеек в кассе и какие банкноты там?»
    • Решение:
    • 300 — (1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 + 128) = 300 — 255 = 45 к.
    • Но… нет монет и банкнот с такими номиналами

  • Слайд 11

     

    • Какое наименьшее число гирь потребуется для взвешивания любого предмета, масса которого равна целому числу от 1 до 40. Гири разрешено складывать на одну чашу весов». (Задача Баше де Мезириака)
    • Решение:
    • Любое натуральное число от 1 до 63 можно записать при помощи 6 знаков в двоичной системе счисления. Массе гирьки соответствует позиционный вес цифры в двоичном числе. (1 – гирька используется, 0 – нет).
    • Ответ. Гирьки выбираются массой: 1, 2, 4, 8, 16, 32 кг.
    • А для предмета весом 100 кг?

  • Слайд 12

     

    • За какое наименьшее количество взвешиваний на чашечных весах можно отвесить 1 кг сахара, если имеется лишь одна гирька в 1 г ?
    • Вариант 1.
    • Отвесить 1 г, положить в эту же чашку гирьку, отвесить в другой чашке два грамма, переложить гирьку в нее и т.д., добавляя по одному грамму, после тысячного взвешивания отмерить наконец-то килограмм
    • Вариант 2. Если мы научились отвешивать за n взвешиваний m г песка, то, сделав еще одно взвешивание, можно, даже не используя гирьку, отвесить еще m г и, ссыпав обе порции вместе, получить 2m г за n + 1 взвешивание.
    • Вариант 3. Двоичная система . 1000 = 29 + 28 + 27 + 26 + 25 +23.
    • Так как 29 + 28 + 27 + 26 + 25 + 23 = (((((2 + 1)2 + 1)2 + 1)2 + 1)22 + 1)23,
    • то, последовательно отвешивая 1, 2 + 1 = 3, 2 * 3 + 1 = 7, 2 * 7 + 1 = 15, 2 * 15 + 1 = 31, 2 * 31 = 62, 2 * 62 + 1 = 125, 2 * 125 = 250, 2 * 250 = 500, получаем на десятом взвешивании 2 * 500 = 1000 г.

  • Слайд 13

    Торговцы

    • Двое торговцев заключили соглашение о том, что в течение месяца первый будет давать второму по 10 000 рублей в день.
    • Второй же должен возвращать первому в первый день один копейку, во второй-две и т. д.
    • Второй торговец согласился (жадность )
    • И через сколько дней второй разорился?
    • первые три недели радовался доходам, но в конце месяца был полностью разорён, отдав всё своё состояние первому.

  • Слайд 14

    За что будем платить

    • Человек покупает коня, но недоволен ценой в 1000 рублей.
    • Продавец ему предлагает платить не за коня, а за подковные гвозди, полушка за первый, две за второй, копейка за третий и так далее. Поскольку в каждой подкове по 6 гвоздей, покупатель вынужден заплатить более….
    • 40 000 рублей.

  • Слайд 15

     

    • Цезарь и полководец
    • Когда храбрый полководец вернулся в из сражений, Цезарь спросил, какую плату он хочет за свою службу. Полководец запросил заоблачную сумму.
    • Цезарь, чтобы не прослыть скрягой или человеком, не держащим слово, предложил полководцу пойти на следующий день в казну и взять одну золотую монету весом в один грамм, через день — два грамма и т. д., пока тот сможет сам уносить полученные монеты (каждый день отливаются монеты нужного веса). Полководец, решив что ему удастся легко разбогатеть, согласился.
    • Однако на 18-й день он уже не смог унести монету и в результате получил только малую часть того вознаграждения, что просил у Цезаря.

  • Слайд 16

    Шахматы и двоичная система

    • Легенда об изобретателе шахмат гласит, что он скромно попросил себе в награду положить одно зерно на угловую клетку шахматной доски и удваивать количество зерен на каждой следующей клетке.
    • Магараджа, подивившись скудоумию казавшегося таким мудрым человека, распорядился отсыпать ему запрошенные несколько мешков зерна.
    • Смог махараджа расплатиться? Обоснуйте ответ

  • Слайд 17

     

    • Доска имеет 64 клетки
    • или 18 446 744 073 709 551 615
    • Вес 1 зернышка=0,065 г
    • или 1,200 триллионов тонн(амбар с размерами 10х10х15 км)
    • В мире за год производится 700 млн тонн(1800лет)
    • В отместку правитель, чтобы взять реванш над пытавшимся его обхитрить изобретателем, велел последнему пересчитать каждое зёрнышко, чтобы не было сомнений в том, что он честно с ним расплатился.

  • Слайд 18

     

    • Пропагандистом двоичной системы был знаменитый Г.В. Лейбниц (получивший, кстати, от Петра I звание тайного советника).
    • Он отмечал особую простоту действий в двоичной арифметике в и придавал ей определенный философский смысл.
    • Говорят, что по его предложению была выбита медаль с надписью:
    • “Для того чтобы вывести из ничтожества все, достаточно единицы".

  • Слайд 19

     

    • Троичная уравновешенная система
    • Задача :
    • Найти такой набор из 4 гирь, чтобы с их помощью на чашечках равноплечных весов можно было взвесить груз массой от 1 до 40 кг включительно. Гири можно располагать на любой чашке весов.

  • Слайд 20

     

    • Троичная уравновешенная система
    • + 1 гиря справа
    • 0 гиря снята
    • – 1 гиря слева
    • Веса гирь:
    • 1 кг, 3 кг, 9 кг, 27 кг (идеальная система весов)
    • Пример:
    • 27 кг + 9 кг + 3 кг + 1 кг = 40 кг
    • 1 1 1 13ур =
    • Реализация:
    • ЭВМ «Сетунь», Н.П. Брусенцов (1958)
    • 50 промышленных образцов
    • 40
    • Троичная система!
    • !

  • Слайд 21

    История троичной системы

    • 1170—1250 гг., Фибоначчи(Леонардо Пизанский) сформулировал «задачу о гирях»(«задача Баше-Менделеева») и доказал, что, при разрешении класть гири только на одну чашу весов, наиболее экономичной является двоичная система счисления, а при разрешении класть гири на обе чаши весов, наиболее экономичной является троичная симметричная система счисления
    • 1840 г. Томас Фоулер(англ.) построил механическую троичную вычислительную машину, одну из самых ранних механических вычислительных машин.
    • 1956—1958 г. Н. П. Брусенцов из МГУ построил первую серийную электронную троичную ЭВМ (компьютер) «Сетунь» работавшую в двухбитном троичном коде, четвёртое состояние двух битов не использовалось.
    • 1973 - en:Ternac, создан в SUNY, Buffalo, США. Экспериментальный троичный компьютер,
    • 2008 г. (14 марта — 24 мая) построена 3-х цифровая компьютерная система TCA2

  • Слайд 22

     

    • Как взвешивать гирями
    • идеального разновеса?
    • Трудно запомнить.
    • Для очень умных.

  • Слайд 23

    Фибоначчиева система счисления

    • Она основывается на числах Фибоначчи.
    • Числа Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, … (каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих).
    • Используемые цифры (алфавит) — только 0 и 1.
    • Хотя для записи числа в этой системе счисления используются только цифры 0 и 1, эту запись нельзя считать двоичным представлением числа.
    • Числа Фибоначчи-числа "золотой пропорции"

  • Слайд 24

     

    • Литература
    • «Наука и жизнь» №12, 2000г
    • Черевко К. Е. О происхождении шахмат.Шахматы в СССР.1984,№ 1
    • Бедный торговец. “Информатика" № 3/2005
    • Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Арифметические основы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
    • Список Интерне ресурсов
    • http://www.gifmania.ru
    • http://miranimashek.com

  • Слайд 25

     

    • Автор:
    • Боташева Айшат Ханапиевна
    • Учитель информатики
    • КЧР, Малокарачаевский район,
    • село Учкекен
    • МКОУ «СОШ №1 им. А. Ижаева с. Учкекен»

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Михайловки»

Внеклассное мероприятие

для 10-11 классов

«Информационная сеть»

Подготовили и провели:

учитель математики

Столетова В.А.

учитель информатики

...Показать больше

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Михайловки»

Внеклассное мероприятие

для 10-11 классов

«Информационная сеть»

Подготовили и провели:

учитель математики

Столетова В.А.

учитель информатики

Худайкулова Н.А.

2012 г.

Цель: стимулировать познавательный интерес учащихся.Задачи:�- обобщить знания основных определений, теорем, понятий;�- развивать творческие способности, логическое мышление, навыки групповой работы, коммуникативного общения;��Тип мероприятия: внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. �Форма проведения: игровая.

«Разминка»

«Вопрос картинка»

«Имена»

«Заморочки»

«Обычный вопрос»

«Супер игра»

«Разминка»

Каждой команде по очереди показываются понятия, их задача дать определения.

Парабола

график квадратичной функции

гипербола

график обратной пропорциональности

АЛУ

арифметическо-логическое устройство

процент

1/100 часть числа

радикал

знак корня

ОЗУ

оперативная память

радиан

единица измерения углов

синусоида

график функций y=sin(x), y=cos(x)

интерфейс

совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы

кубическая парабола

график функции y=x3

абак

древние счеты

SATA

интерфейс обмена данными с накопителями информации

Баррель

единица объема

дуга

часть окружности

бод

единица скорости передачи информации

Кабельтов

единица скорости

карат

единица измерения драгоценных камней

диаграмма

графическое представление статических данных

разность

радиус

отрезок от центра до точки на окружности

linux

операционная система

среднее арифметическое

это сумма всех чисел, делённая на их количество

натуральное число

число, которое применяется при счете

software

программное обеспечение

катет

сторона прямоугольного треугольника

аксиома

предложение, принимаемое без доказательств

LAN

локальная сеть

вектор

направленный отрезок

Лемма

вспомогательная теорема

плоттер

устройство для автоматического вычерчивания графической информации

скаляр

число

хорда

отрезок

WWW

Всемирная паутина

«Вопрос картинка»

Закончите теорему и назовите, кто сформулировал и доказал:

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна

(Теорема Виета — сумма корней приведенного квадратного уравнения x2 + px + q = 0 равна -p, а произведение корней равно q.)

Если на одной прямой отложить равные

(Теорема Фалеса - если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки.)

Квадрат гипотенузы

(Теорема Пифагора - В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.)

Площадь треугольника равна корню из произведения полупериметра

(Формула Герона - Площадь треугольника равна корню из произведения разностей полупериметра треугольника (p) и каждой из его сторон (a, b, c))

«Имена»

Назовите, о чем идет речь, и какое отношение имеет к информатике.

1. Известный писатель и поэт сказал:

«Мы почитаем всех нулями�И единицами себя»

(А.С. Пушкин – двоичная система счисления)

2. «Я сам удивляюсь могуществу составляемой мной машины, за год перед этим я не поверил бы возможности такого результата. Эта машина может производить действия над ста переменными (числами), которые могут изменяться: каждое число может состоять из 25 цифр».

(Ч. Беббидж - аналитическая машина)

3. «Cвязь и управление являются сущностью внутренней жизни человека, в не меньшей мере, чем его общественной жизни»

(Н.Винер - Кибернетика)

4. «Вы говорите, что машина не может делать все. Если вы скажете точно, что именно она не может делать, я могу создать машину, которая это сделает»

(Джон фон Нейман – компьютер)

5. «Истина есть соответствие мысли действительности. Истинное суждение – это суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. А ложное — суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней»

(Аристотель – основоположник логики)

«Заморочки»

Найти соответствие между формулой и ее названием

1

V=q*t

image15.png

АVERAGE

2

image1.jpg

image2.jpg

image3.png

ABS

F = A&B

3

image4.jpgimage5.jpg

image6.png

image7.png

image8.png

4

image9.png

image10.png

image11.png

image12.jpg

image13.jpg

k = log2N.

5

image14.jpg

«Обычный вопрос»

В каждом вопросе надо сформулировать заданную теорему, определение.

На экране определённое количество прономерованных табличек. По ходу игры команды открывают их в произвольном порядке. Открыв одну из них, появляется слово, входящее в формулировку данной теоремы, определения. Команда должна сформулировать теорему или определение, в котором это слово присутствует. Если она не может сформулировать, то ход переходит к соперникам. Другая команда открывает другую табличку- там другое слово из заданной теоремы и опять повторяется тот же процесс. Если команда может узнать спрятанную теорему и сформулировать её (не открыв все слова), тогда она получает два балла. Если открыты все слова, то 1 балл.

Некоторые слова могут быть красного цвета. Это означает, что команда теряет свой ход, т.е. происходит переход хода.

Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов.

5 слов и два перехода хода

1. Слова

1

2

3

4

5

равна

углов

1800

треугольника

сумма

Ответ: Сумма углов треугольника равна 1800

2. Слова

1

2

3

4

5

точки

одну

через

провести

прямую

Ответ: Через две точки можно провести прямую и притом только одну

3. Слова

1

2

3

4

5

память

данных

процессору

временного

предназначена

Ответ: Оперативная память предназначена для временного хранения данных и команд, необходимых процессору для выполнения им операций.

4. Слова

1

2

3

4

5

областью

функции

аргумента

определена

всех

Ответ: Областью определения функции f(x) называется множество всех значений аргумента x, при которых f(x) определена

5. Слова

1

2

3

4

5

против

половине

катет

лежащий

угла

Ответ: Катет, лежащий против угла в 300 равен половине гипотенузы

6. Слова

1

2

3

4

5

технические

передачи

каналами

средства

информации

Ответ: Если в процессе передачи используются технические средства связи, то их называют каналами передачи информации.

7. Слова

1

2

3

4

5

точку

две

прямую

плоскости

общую

Ответ: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют и общую прямую

8. Слова

1

2

3

4

5

медиана

равнобедренном

биссектрисой

основанию

к

Ответ: В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является и биссектрисой и высотой

9. Слова

1

2

3

4

5

появления

больше

вероятность

информации

сигнала

Ответ: Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя.

10. Слова

1

2

3

4

5

плоскостях

прямые

скрещивающимися

разных

пересекаются

Ответ: Прямые, которые не пересекаются и лежат в разных плоскостях, называют скрещивающимися

11. Слова

1

2

3

4

5

раздел

изучаются

геометрии

пространстве

фигур

Ответ: Стереометрия – это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве

12. Слова

1

2

3

4

5

двоичного

разрешающей

изображения

глубиной

качество

Ответ: Качество двоичного кодирования изображения определяется разрешающей способностью экрана и глубиной цвета.

13. Слова

1

2

3

4

5

перпендикуляра

точке

опущенного

расстояние

прямой

Ответ: Расстояние от точки до прямой, это длина перпендикуляра, опущенного из этой точки к данной прямой

14. Слова

1

2

3

4

5

обыкновенной

знаменателю

числитель

больше

то

Ответ: Если числитель обыкновенной дроби больше или равен знаменателю, то дробь неправильная

15. Слова

1

2

3

4

5

знаний

обществе

занято

большинство

производством

Ответ: В информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

16. Слова

1

2

3

4

5

острого

к

прямоугольного

угла

отношение

Ответ: Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе

17. Слова

1

2

3

4

5

части

одно

или

положительное

верное

Ответ: Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то получится верное неравенство

18. Слова

1

2

3

4

5

испытаний

реализаций

события

сближаться

возрастающем

Ответ: События называются равновероятными, если при возрастающем количестве испытаний количество реализаций событий будет все более сближаться

«Супер игра»

4 слова, без перехода хода.

Команда выбирает количество слов (все или какие – то) для открытия. И по ним отвечают на супер вопросы

:

Формулировка, связывающая 3 линии пространства.

1

2

3

4

прямая

через

основание

перпендикулярна

Ответ: Прямая проведённая в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.

Формулировка, объясняющая доставку файлов в Интернете.

1

2

3

4

разбиение

сборку

пакеты

протокол

Ответ: TCP протокол обеспечивает разбиение файлов на IP - пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.

Подводим итоги игры, награждаем участников и победителей.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд