Презентация на тему "Кондратий Фёдорович Рылеев "Смерть Ермака""

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Кондратий Фёдорович Рылеев Дума "Смерть Ермака" и её связь с русской историей" рассказывает о русском поэте, общественном деятеле, декабристе, одном из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года, также рассказывается о восстании на Сенатской площади.

Краткое содержание

  1. Цели урока
  2. Рылеев Кондратий Федорович
  3. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
  4. Дума

Содержание

  • Слайд 1

    Кондратий Фёдорович Рылеев Дума « Смерть Ермака» и её связь с русской историей

    Кондратий Фёдорович Рылеев Дума « Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

  • Слайд 2

    Цели урока:

    Цели урока:

    1.Познакомить с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева;
    2.Дать понятие думы;
    3.Работать над выразительным чтением думы о Ермаке.

  • Слайд 3

    Рылеев Кондратий Федорович (1795 - 1826) - поэт-декабрист, член Северного Общества

    Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. Как поэт, он был известен своими «Думами» и историческими поэмами "Войнаровский", "Наливайко" и др. Его лирические стихотворения представляют собой в русской литературе первые образцы так называемой
    "гражданской поэзии".

    Рылеев был казнен вместе с Пестелем, Каховским, Бестужевым-Рюминым и С. Муравьевым-Апостолом 13 июля 1826 г.

  • Слайд 4

     

    РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович (1795 - 1826), поэт. Родился 18 сентября (29 н.с.) в с. Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика.

    Получил образование в кадетском корпусе (1801 - 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе.

    Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.

  • Слайд 5

     

    Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды:

    • "Любовь к Отчизне" (1813),
    • "Князю Смоленскому» (1814) .

    С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в; Петербург (1820).

  • Слайд 6

     

    В 1821 – 24 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии. В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом "Вольного общества любителей российской словесности".

    Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821 - 23), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".

  • Слайд 7

     

    В 1825 пишет поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева:

    • "Я не поэт, а гражданин". В этом же году им написана историческая поэма "Наливайко", политическая элегия "Гражданин".

    В 1823 был принят в члены Северного тайного общества, вскоре став одним из его руководителей. В дни перед восстанием проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий.

  • Слайд 8

    Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

    Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

  • Слайд 9

     

    Арестованный и заключенный в Петропавловскую крепость, Рылеев в письме к царю взял всю вину на себя, стремясь спасти товарищей.

    Он был казнен 13 июля (25 н.с.) 1826 ГОДА в Петербурге

  • Слайд 10

     

    Дума- эпико - лирический жанр украинского словесно- музыкального творчества.

    Тематика дум по преимуществу историческая.

  • Слайд 11

     

    Прочитайте историческую справку «Смерть Ермака». Стр. 89-90.

  • Слайд 12

     

    Крепкотелый, осанистый, широкоплечий, он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза, чёрную бороду, тёмные и кудрявые волосы.

  • Слайд 13

    Послушайте думу «Смерть Ермака»

    Послушайте думу «Смерть Ермака»

    Как вы считаете, с какой целью перед думой автор даёт историческую справку?

  • Слайд 14

     

    • О чём думает Ермак перед битвой?
    • Как вы понимаете слова героя: « И мы – не праздно в мире жили!»?
    • Какова тема и идея думы Рылеева?
    • Какие чувства стремится передать автор читателю?

  • Слайд 15

     

    Как погибла дружина Ермака?
    В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это?
    Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

  • Слайд 16

     

    Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник Б. Дехтярев?

  • Слайд 17

     

    -Какого былинного богатыря напоминает вам Ермак?

  • Слайд 18

     

    Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню.

    Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные.

    К какой группе можно отнести думу Рылеева?

  • Слайд 19

    Дома:

    Дома:

    1.Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака»;
    2.Стр. 95- 122 (прочитать) ;
    3.Ответить на вопросы к 1 и 2 гл. (стр.216)

  • Слайд 20

    Спасибо за работу!

    Презентацию подготовила, Шунина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы
    МОУ «СОШ №8» с.Елизаветинское.

Посмотреть все слайды

Конспект

Львова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №24» г. Братска

Предмет: литература

Класс: 6

УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Тема урока: «Былины. Художестве...

Львова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №24» г. Братска

Предмет: литература

Класс: 6

УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.

Этапы занятия

Вид УУД

Содержание УУД

1

Сообщение темы.

Постановка учащимися целей занятия.

Регулятивные, познавательные

Целеполагание (формулирование познавательной цели)

2

Теоретическая часть.

Работа над новым материалом.

Задание:

Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1 ).

Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2), сопровождаемое показом презентации.

Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.

Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.

Обобщить всю полученную информацию

Познавательные

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

3

Практическая часть:

рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).

Работа в группах. (Смотри приложение №3)

1 группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности.

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Коммуникатив-ные

Познавательные,

Личностные

Познавательные

Познавательные

Познавательные

Коммуникатив-ные

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; умение формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

общеучебные:

поиск и выделение информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля;

логические:

умение составлять план;

анализ объектов с целью выделения признаков;

построение логической цепочки рассуждений;

нравственно-этическое оценивание:

- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей

формирование основ гражданской идентичности личности:

воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

общеучебные:

- смысловое чтение;

- выделение информации;

логические:

- анализ с целью выделения основных признаков,

- построение логической цепи доказательств,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

логические:

- синтез (составление целого

из частей, самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов),

- подведение под понятие, выведение следствий.

логические:

синтез (составление целого

из частей)

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

5

Физкультминутка. (Смотри приложение №4)

6

Подведение результатов работы групп.

Коммуникатив-ные

Регулятивные

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено)

7

Рефлексия.

Достигли ли намеченных целей занятия?

Самооценка.

Регулятивные

осознание качества и уровня усвоения

Приложение №1.

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.( Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Источник сообщения: http://russkay-literatura.ru/literatura/4-xudozhestvennye-osobennosti-bylin.html

Приложение №3.

группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Приложение № 4

Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)

У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

Поглядим из-под ладони

Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд