Презентация на тему "Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Образ черкесского воина в творчестве М.Ю. Лермонтова" рассказывает о свободолюбии черкесов, влиянии войны на образ жизни черкеса, отношении к оружию, взаимопонимании человека и животного, кровавой мести, ореоле романтизма и экзотики.

Краткое содержание

  1. Черкесия
  2. Наблюдения за черкесами
  3. Качества черкесов
  4. Отрывки из произведения
  5. Образ черкесов

Содержание

  • Слайд 1

    Презентация на тему: "Образ черкесского воина в творчестве М.Ю. Лермонтова"

    Презентация на тему:

  • Слайд 2

    Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова


  • Слайд 3

     

    История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам.

  • Слайд 4

     

    В характеристике черкесов время выделило их воинственность. На эту черту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах, куда бросала судьба черкесские племена.

  • Слайд 5

     

    Бесстрашные и суровые черкесские воины в течение многих веков держали в страхе своих врагов, сохраняя пределы своей страны труднодоступными для них.

  • Слайд 6

     

    Черкесия – почти мифическая страна – привлекала европейцев своей загадочностью и малодоступностью, как и люди, ее населявшие.

  • Слайд 7

     

    Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе.

    Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.

  • Слайд 8

     

    • Будучи на Кавказе в качестве офицера Кавказского корпуса и принимая участие в военных экспедициях в горы, Лермонтов имел возможность непосредственно наблюдать черкесов и оценить их воинские качества.

  • Слайд 9

     

  • Слайд 10

     

    Черкесы-воины вызывали у него восхищение и уважение:

    Как я любил, Кавказ мой величавый,
    Твоих сынов воинственные нравы…

    Измаил-бей

  • Слайд 11

     

    Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве.

    В стихотворениях и поэмах:

    • «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.

  • Слайд 12

     

    И дики тех ущелий племена,
    Им бог – свобода, их закон – война; …
    Там поразить врага не преступленье;
    Верна там дружба, но вернее мщенье;
    Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
    И ненависть безмерна, как любовь…

    Измаил-бей

  • Слайд 13

     

    • Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие.
    • Свобода была их главной святыней.
    • Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью.
    • Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.

  • Слайд 14

     

    • Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей.
    • Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ.
    • Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.

  • Слайд 15

     

    • В любое время черкесы, вне зависимости от своего возраста и положения, были готовы к бою.
    • Они никогда не расставались со своим оружием, издавна ставшим частью их повседневного быта.
    • В случае начала войны черкесы быстро перестраивались на военный лад.

  • Слайд 16

     

    …Промчался клик: война! война!
    И пробудились племена.
    Насмерть идут они охотно.
    Умолк аул, где беззаботно
    Недавно слушали певца;
    Оружья звон, движенье стана:
    Вот нынче песни молодца,
    Вот удовольствия байрана!..

    Измаил-бей

  • Слайд 17

     

    • Война не вызывала у черкесов печали.
    • То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость.
    • Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.

  • Слайд 18

     

    М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами.

    Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами:

    …безвестными горами
    Блуждает он, дерется с казаками,
    И, заманив полки их за собой,
    Пустыню усыпает их костями
    И манит новых по дороге той.
    За ним устали русские гоняться,
    На крепости природные взбираться;
    Но отдохнуть черкесы не дают;
    То скроются, то снова нападут.
    Они как тень, как дымное виденье,
    И далеко и близко в то ж мгновенье.

    Измаил-бей

  • Слайд 19

     

    Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары:

    …Везде, налево и направо,
    Чертя по воздуху круги,
    Удары шашки упадают;
    Не видят блеск ее враги
    И беззащитно умирают!..

    Измаил-бей

  • Слайд 20

     

    Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости.

    Оружием украшались стены черкесской сакли:

    … Блистает по стенам кругом
    Богатство горца: ружья, стрелы,
    Кинжалы с набожным стихом…

  • Слайд 21

     

    • Оружие придавало воину уверенность и силу.
    • М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием.
    • В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).

  • Слайд 22

     

    • Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее.
    • В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:

  • Слайд 23

     

    Недолго Измаил стоял:
    Вздохнуть коню он только дал,
    Взглянул, и ринулся, и смял
    Врагов, и путь за ним кровавый
    Меж их рядами виден стал! ...
    Как юный лев, разгорячась,
    В средину их врубился князь; ...
    За ним, погибель рассыпая,
    Вломилась шайка удалая...

    Измаил-бей

  • Слайд 24

     

    • Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство.
    • Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора .

  • Слайд 25

     

    • Черкесы были лихими наездниками.
    • Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.

  • Слайд 26

     

    • На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными.
    • Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков.
    • Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию:

    Не изменит добрый конь:
    С ним – и в воду и в огонь;
    Он, как вихрь, в степи широкой,
    С ним – все близко, что далеко…

    Измаил-бей

  • Слайд 27

     

    • Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе.
    • Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек».
    • Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь.
    • Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.

  • Слайд 28

     

    • Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.

  • Слайд 29

     

    • Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики.
    • При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.

  • Слайд 30

     

    • М.Ю. Лермонтов сохранил для потомков образ черкесов, и этот образ мы стали видеть его глазами.
    • Лермонтов вольно или невольно, сделался защитником черкесов, призывая Россию к бережному и вдумчивому пониманию особенностей Кавказа.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд