Презентация на тему "Литература раннего средневековья"

Презентация: Литература раннего средневековья
Включить эффекты
1 из 62
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе, посвященная литературе раннего средневековья. Автор подробно описывает этот период истории, геополитическое развитие и формирование Европы, что несомненно нашло отражение и в литературе того времени. Основные направления и тенденции. 

Краткое содержание

  • Что такое Средневековье?
  • Литература по средневековой культуре
  • Факторы, определившие переход от Античности к Средневековью
  • Основные этапы развития христианства
  • Основные этапы геополитической истории Европы в Средние века
  • Этносы Раннего Средневековья
  • Великое переселение народов
  • Состав раннесредневековой литературы
  • Литература эпохи феодализма

Содержание

  • Презентация: Литература раннего средневековья
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Литература Раннего Средневековья

    IV – VIII века по Р.Х.

  • Слайд 3

    Что такое Средневековье?

    Особый тип культуры, пришедший на смену культуре античного Средиземноморья (греко-римская цивилизация), который возник, распространился и прекратил свое существование во временном промежутке от IV до XII – XIV – XVI вв. по Р.Х.

  • Слайд 4

    Существовал в двух вариантах: Западном и Восточном (разделение на национальные культуры выражено слабо или вовсе отсутствует) Для Западного варианта обычно выделяют два больших периода: Раннее Средневековье (оно же «Темные века», «Эпоха варварских королевств») IV – VIII вв. по Р.Х и Зрелое Средневековье (оно же «Эпоха феодализма») VIII – XIV вв. по Р.Х. (для Восточного варианта это деление не актуально)

  • Слайд 5

    Литература по средневековой культуре

    • Жак Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада»
    • Умберто Эко «Эволюция средневековой эстетики»
    • Йохан Хейзинга «Осень Средневековья»
    • Арон Яковлевич Гуревич «Категории средневековой культуры»
    • Сергей Сергеевич Аверинцев «Поэтика ранневизантийской литературы».
  • Слайд 6

    Смысл термина Средневековье

    Как научный термин появился в Германии в XVII в. для обозначения временного интервала между Античностью и Ренессансом (возрождением). Самоназвание эпохи – «Средний век» («medium acvum»). Указывает на время от первого до второго пришествия Христа, т.е. до Страшного Суда и Конца Света, который прекращает течение человеческой истории.

  • Слайд 7

    Факторы, определившие переход от Античности к Средневековью (три революции)

    Религиозная революция (постепенное распространение христианства на территории бывшей Римской империи и вытеснение им других религиозных культов) Геополитическая революция (раздел Римской империи на Западную и Восточную) Этнокультурная революция (активное взаимодействие варварских и античной культуры, начавшееся в результате Великого Переселения Народов)

  • Слайд 8

    Основные этапы развития христианства

    • I в. по Р.Х. –зарождение в Палестине
    • II – III вв. по Р.Х. распространение среди еврейской диаспоры и коренного населения Малой Азии
    • III – V вв. по Р.Х. распространение по всей территории Римской империи и превращение в государственную религию
    • V – XIII вв. по Р.Х. распространение среди народов Европы.

    Важнейшее событие – т.н. схизма, т.е. разделение христианской церкви (веры) на католическую (римскую) и православную (греческую). Полностью оформилась к XI в. но процесс разделения начался еще в V в.

  • Слайд 9

    Апостол Павел «Во Христе нет ни эллина, ни иудея»

  • Слайд 10

    Основные этапы геополитической истории Европы в Средние века

    Основание новой столицы (Константинополя или Нового Рима) в Малой Азии и раздел Римской Империи на Западную и Восточную – IV в. по Р.Х. Падение Западной Римской империи и образование на ее территории «варварских королевств» (V – VIII вв. по Р.Х.), а затем национальных монархий (этот процесс завершается только в XIX в.) Обособленное существование Византийской империи с V в. до ее уничтожения в XV в. турками-сельджуками, основавшими Османскую империю (Великую Порту).После гибели Византии на роль политического центра Восточной Европы начинает претендовать Московская Русь (идея «Третьего Рима»).

  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Этносы Раннего Средневековья

    Кельты (галлы или галаты) – Бриты, паризии, белги, бойи, гельветы – очень рано были романизированы и частично германизированы. Ближе всех из современных народов к кельтам ирландцы, валлийцы, шотландцы, бретонцы, возможно, баски

  • Слайд 15

    Стоунхедж

  • Слайд 16

    Германцы

    Алеманы, англы, саксы, готы, свевы, франки, вандалы, норманы. Предки, наряду с римлянами большинства современных европейских наций (романо-германских)

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Азиатские племена

    Гунны, авары (обры) мадьяры, булгары. Большого влияния на формирование европейских народностей не оказали, ближе всех к ним современные венгры и отчасти болгары

  • Слайд 19

    Великое переселение народов – передвижение евроевропейских (в основном германских) племен

     под натиском кочевых племен с Востока на территорию Римской империи ( в основном западную ее часть) 

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Состав раннесредневековой литературы

    • Автохтонная поэзия – литературная обработка кельтских и германских мифов, никак не связанная с античной литературной традицией.
    • Светская поэзия на латинском языке, ориентированная на римскую «классику»
    • Христианская «словесность».
  • Слайд 23

    Кельтский героический эпос

    «Сказания о Кухулине» Цикл саг, объединенный вокруг подвигов Кухулина, племянника короля уладов Кохонбара, сына земной женщины и бога света Луга. Саги о Кухулине начинают складываться в среде ирландских профессиональных исполнителей-импровизаторов филидов ( ср. с аэдами Древней Греции) начиная с III в. по Р.Х. В VIII в. были записаны ирландскими монахами.

  • Слайд 24

    Кухулин

  • Слайд 25

    Германо-скандинавский эпос

    «Старшая Эдда»- записан в Исландии в XIII в., но основной корпус произведений сложился еще в дохристианскую эпоху. «Песнь о Нибелунгах» - эпические сказания эпохи «варварских королевств» Записаны и литераурно обработана в Германии в XII в. «Поэма о Беовульфе» - начала складываться в VI в. на территории современной Англии, была записана в X в.

  • Слайд 26

    Мифологический эпос

    «Прорицание вельвы» («Волуспа») – часть «Старшей Эдды» Содержит историю о возникновении, строении и гибели мира людей и богов.

  • Слайд 27

    Иггдрасиль – мировое дерево

  • Слайд 28

    Части мира

    Асгард – крона Иггдрасиля, жилище богов на небе. Центр Асгарда - Вальгалла, чертог Одина, где обитают воины, умершие в бою Мидгард – ствол Иггдрасиля, земля, где живут люди Утгард – корни Иггдрасиля, подземный мир, населенный карликами (гномами), великанами (троллями) и мертвецами.

  • Слайд 29

    Пантеон германо-скандинавских богов

    • Один (Вотан) – отец богов и людей, бог войны, дарующий победу в битвах.Изображается обычно в виде одноглазого могучего старца
    • Тор (Донар) – бог грозы, победитель великанов, покровитель земледелия и ремесел
    • Локи – бог огня, представляющий разрушительное, злое начало, инициатор всех катастрофических событий
    • Фригг (Фрейя) – жена Одина, сочетающая в себе черты Геры, Афродиты и Деметры.
  • Слайд 30

    Чудовища хаоса, порожденные Локи

    • Фенрир – огромный волк, связанный путами Одина в Асгарде
    • Ермунганд – огромный змей, плавающий в морях, окружающих Мидгард
    • Хелль – великанша, правящая в Утгарде
  • Слайд 31

    Фенрир

  • Слайд 32

    Ермунганд

  • Слайд 33

    Хель

  • Слайд 34

    Рагнарек – последнее сражение, в котором гибнет мир

  • Слайд 35

    Дидактический эпос

    «Речи высокого» - часть «Старшей Эдды. Слова Одина, обращенные к «мудрому». Практическая мудрость – как вести себя в обществе людей Магическая мудрость – знание рун

  • Слайд 36

    Героический эпос

    • «Песнь о Нибелунгах» - полнее всего разработан сюжет, присутствующий в «Старшей Эдде» и «Беовульфе».
    • Зигфрид (Сигурд) – богатырь, владелец клада Нибелунгов, победивший охранявшего его дракона
    • Гюнтер – король бургундов, названый брат Зигфрида
    • Хаген – придворный Гюнтера, по его приказу предательски убивший Зигфрида.
    • Брунгильда – ирландская богатырша, ставшая женой Гюнтера при помощи Зигфрида
    • Кримхильда – сестра Гюнтера и жена Зигфрида, отомстившая бургундам за смерть мужа
  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Светская поэзия на латинском языке, ориентированная на римскую «классику». Источники

    Остатки античной образованности, сохраняющиеся в Италии, Южной Галлии и Испании вплоть до VII в. Очаги античной образованности при дворах крупных королевств Западной Европы, т.н. Предвозрождение VIII – IX вв.

  • Слайд 41

    Судьбы эпоса и светской литературы на латинском языке

    Героический эпос христианизируется. Образ богатыря, близкого античному эпическому герою, сменяется образом преданного вассала и борца за веру, иногда с чертами мученика («Песнь о Роланде», «песнь о Сиде»). Культурную нишу латинской поэзии занимает т.н. куртуазная литература, с совершенно иным соотношением «христианского» и «светского».

  • Слайд 42

    Христианская словесность

    Состав Св. Писания – священные (боговдохновенные) книги христиан Ветхий завет – священная история древних иудеев от сотворения мира. Завет – закон, соглашение, договор Ветхий завет – это договор, заключенный между Иеговой (Яхве) и избранным им племенем, десять заповедей, сообщенных им через Моисея, предводителя евреев, спасающихся из Египта от гонений фараона

  • Слайд 43

    Новый завет включает в себя: Четыре Евангелия (благая весть), повествующие о жизни и учении Иисуса Христа, сына Божия, который своей смертью на кресте искупил грехи человечества от Адама и воскрес на третий день после своей смерти и был вознесен на небо. Новый завет – это новый договор, заключенный уже не между Богом и племенем, но между Богом и человеком, изложен в т.н. Нагорной проповеди Христа, представляющей собой трансформацию десяти заповедей, данных Моисею.

  • Слайд 44

    Деяния апостолов, учеников Христа, призванных проповедовать слово Божье Послания апостолов, письма апостолов в христианские общины Малой Азии, Греции и Рима по вопросам веры и христианского общежития Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Описываются катастрофические события, предшествующие второму пришествию Христа, а также само это пришествие и события после него.

  • Слайд 45

    Состав христианской словесности. Определяется двумя главными задачами

    Истолкование слова Божия и демонстрация его преимущества перед «языческой» мудростью Проповедование слова Божьего пред мирянами (знатью и «простецами»

  • Слайд 46

    Блаженный Августин IV в. по Р.Х.

  • Слайд 47

    Проповедническая литература

    Проповеди, сопровождающиеся большим количеством примеров (Exempla) Жития святых Видения и откровения

  • Слайд 48

    Христианская словесность

    Спиритуализм – абсолютное разделение духовного и материального и абсолютное же предпочтение духовного материальному. Средневековые люди означали этот комплекс чувств и представление как «презрение к миру» Производным от спиритуализма является свойственный средневековому искусству ( и поэзии в частности) символизм и аллегоризм.

  • Слайд 49

    Соотношение чувственного и сверхчувственного

  • Слайд 50

    Линейная перспектива

    • Создает иллюзию трехмерного пространства
    • Опирается на чувственный опыт (так видит «физический» глаз)
  • Слайд 51
  • Слайд 52

    Обратная перспектива

    Пространство картины имеет не «физические», а «символические» характеристики, отказ от эмпирического правдоподобия Мир созерцается не «физическим» глазом, а духовными очами Размер изображаемого определяется не его положением по отношению к созерцающему, а значимостью изображаемого.

  • Слайд 53
  • Слайд 54

    Литература эпохи феодализма

    Увядание автохтонного эпоса и светской литературы на латинском языке Расцвет христианской словесности, которая по своей поэтике и жанровому составу не претерпела существенных по сравнению с периодом раннего средневековья изменений Появление куртуазной литературы.

  • Слайд 55

    Якоб Ворагинский «Золотая легенда»

  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Куртуазная литература

    Куртуа́зность, куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois отcourtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения, обязательных для сословия рыцарей. Преданность, доблесть, учтивость

  • Слайд 58
  • Слайд 59

    Куртуазная литература

    В основе куртуазности лежит принцип оммажа (присяга на верность в обмен на покровительство) Возникнув в сфере социальной жизни (отношения сюзерена и вассала), распространяется и на другие сферы: частной (отношение к женщине-Прекрасной Даме как к сюзерену) и религиозной (отношение к Богу как сюзерену) Призвание куртуазной литературы – эстетизация отношений оммажа

  • Слайд 60

    Куртуазная литература представлена двумя ветвями

    Поэзия трубадуров (труверов, миннезингеров) Возникла на юге Франции (Прованс) Рыцарский роман. Возник на севере Франции (Бретань)

  • Слайд 61

    Рыцарский роман

    Роман – первоначально произведение, написанное на одном из романских (позже германских) диалектов, а не на латыни (в отличие от христианской словесности) Сюжетный материал заимствован из двух источников: античность (троянский цикл в римской обработке) и кельтские легенды (предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола)

  • Слайд 62

    Рыцарский роман представлен двумя вариантами

    • Идеализирующим Творчество Кретьена де Труа
    • Драматизирующим. Литературные обработки сюжета о Тристане и Изольде
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке