Презентация на тему "Малые жанры фольклора. 5 класс"

Презентация: Малые жанры фольклора. 5 класс
Включить эффекты
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Малые жанры фольклора. 5 класс" по литературе. Состоит из 40 слайдов. Размер файла 1.47 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    40
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Малые жанры фольклора. 5 класс
    Слайд 1

    Устное Народное Творчество Устное – от «уста – губы, рот»

  • Слайд 2

    Народное творчество

    Народные танцы Резьба по дереву Народные песни Вышивание Плетение кружев

  • Слайд 3

    Фольклор – устное народное творчество

    Фольклор(англ. «народная мудрость») 1. Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

  • Слайд 4

    Особенности фольклора

    Коллективность(нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования(незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

  • Слайд 5

    Исполнители фольклорных произведений

    гусляры скоморохи кобзарь акын скоморохи трубодуры

  • Слайд 6

    Жанры фольклора

    фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина считалка потешка

  • Слайд 7

    колыбельные Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни. Дверь уж давно не скрипит, Мышка за печкою спит, Птичек не слышно в саду, Рыбки уснули в пруду.Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни….

  • Слайд 8

    Пестушки, потешки Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь») – стишки, сопровождающие действия родителей: Топ-топ, наши ножки Топ-топ по дорожке. Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком: Поехали, поехали В лес за орехами. По кочкам, по кочкам В ямку бууух.

  • Слайд 9

    Узнай потешку

  • Слайд 10

    Детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам

    Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко – Дам тебе веретешечко! Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще! Радуга – дуга, принеси нам дождя! Матушка – репка, уродись крепка, капуста виласта, будь пудаста! Ветер – ветерцо, Не дуй мне в лицо А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. Гром гремучий Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи. Заклички Добро пожаловать!

  • Слайд 11

    Мышка, мышка,На тебе молочный,Дай мне костяной.Мышка, мышка,Возьми гнилой зуб,А дай мне хороший. ЗАКЛИЧКИ-приговорки

  • Слайд 12

    Добро пожаловать!

    Божья коровка,Лети на небко,Там твои детки Кушают конфетки.Всем по одной,А тебе ни одной. Дождик, дождик, побыстрейРазгони моих гусей.Мои гуси дома,Не боятся грома. Заклички

  • Слайд 13

    Считалки

    Шла коза по мостикуИ виляла хвостиком.Зацепилась за перила,Прямо в речку угодила.Кто не верит, это онВыходи из круга вон! Камень, ножницы, бумага,Карандаш, огонь, водаИ бутылка лимонада-Цу-е-фа! С чего начинается игра? содержание

  • Слайд 14

    Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети? Какие скороговорки с такими звуками вы знаете? Р Л ш Ч Скороговорка - народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.

  • Слайд 15

    Поля шла полоть петрушку. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса». скороговорки

  • Слайд 16

    Загадки

  • Слайд 17

    О природе

    Красивое коромыслоНад лесом повисло. Белая звездочкаС неба упала,Мне на ладошкуЛегла и пропала. Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала. Я стою на ножке толстой,Я стою на ножке гладкой,Под коричневою шапкойС бархатной подкладкой.

  • Слайд 18

    Бытовые

    Четыре братаПод одной шляпой стоят,Одним кушаком обвязаны. Зелененький,Маленький, По полу елозит,Себя не занозит.Обежал весь теремокИ опять встал в уголок.

  • Слайд 19

    О животных

    Сколько важности в походке! По пустыне- сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом- мешком? Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга.

  • Слайд 20

    Шуточные

    Загадка- Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает. Разгадка - муха в ночной рубашке.* * * Загадка -Чем лошадь отличается от иголки? Разгадка - На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь. * * * Загадка - Как убить синего слона? Разгадка - ружьём для синего слона.

  • Слайд 21

    Дразнилки

    Тили-тили-тесто,Жених и невеста,Вдруг невеста под кровать,А жених ее искать! Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй. К тебе девочки придут. Поцелуют и уйдут. Моряк, с печки бряк,Растянулся, как червяк:Руки-ноги - на пороге,Голова – на дороге! содержание

  • Слайд 22

    Кричалки

    Давайте вместе с нами Пойдем за чудесамиТуда , где есть узорыЗа реки и за горыГде буе - буе - ракиИ где зимуют ракиГде дружно вау - вауЖивет семейка Бау

  • Слайд 23

    Барашеньки, крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ножищами топ-топ! страшилки Это маленькие рассказы- былички, которые дети рассказывают обычно поздно вечером. Её сущность в совместном переживании страшного, в постижении вечных тем жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх

  • Слайд 24

    - Смотри не упади в реку!- крикнул ему вслед Илюша. - Отчего ему упасть?- сказал Федя,- он остережётся. Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, дескать, малый в воду…А какое упал?.. Во- вон, в камыши полез,- прибавил он, прислушиваясь Пример таких страшилок мы можем встретить в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

  • Слайд 25

    Страшилки - наоборот

    Один раз мальчик остался дома. Он смотрел “ужасы” и ему показалось, что у него в доме мертвый. Он испугался, убегал, бросал в него всякие предметы. А это оказался его отец. На черном- черном острове, на черной-черной траве стояла черная-черная пальма. У этой черной-черной пальмы сидели два черных-черных человека. А один черный-черный человек говорит другому: “Да, Петька, не надо было нам резину жечь”.

  • Слайд 26

    Небылицы

    В понедельник я влюбилась,А во вторник я страдала.В среду я в любви призналась,А в четверг ответа ждала.В пятницу я поженилась,А в субботу подрались.В воскресенье в суд подали,В понедельник развелись.

  • Слайд 27

    Частушки

    Две старушки без зубовТолковали про любовь:“Мы с тобою влюблены,Ты в кисель, а я в блины”.* * * Сказала я мальчишкеПоказать мне грузовик.А мальчишка, как мартышка,Показал в ответ язык.

  • Слайд 28

    Таня мучила расческу,Мучила да мучила,В школе делала прическу,Да получилось чучело. На столе стоит арбуз, На арбузе муха. Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо.

  • Слайд 29

    Новый современный жанр- садистские стишки

    В них осмеиваются все ценности человечества - семейные, дружественные и другие. Здесь плохой смех: Маленький мальчик нашёл пулемёт. Больше в деревне никто не живёт. Здесь уже не коллективное переживание страха. Здесь разрушение существующих ценностей. Их отрицание

  • Слайд 30

    Садистские стишки

    Плачет зайка возле елки: « Ах, меня поймали волки. Есть меня не стали, Деньги отобрали» . Маленький мальчик нашел кимоно,Десять приемов узнал из кино.Долго китайцы понять не могли,Что за щенок избивает Брюс Ли.

  • Слайд 31

    Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского народного творчества?

  • Слайд 32

    … и русские праздники не мыслимы без народных песен?

  • Слайд 33

    … возможно ли счастливое детство без народных сказок?

  • Слайд 34

    Восстановите верные сочетания частей пословиц

    Без труда – Старый друг – Не рой яму другому – Не плюй в колодец – Хочешь много знать – По одежке встречают, Птица красна перьем, -не вытащишь и рыбку из пруда. надо мало спать. сам туда попадешь. а человек ученьем. лучше новых двух. пригодиться воды напиться. а по уму провожают. Что за золото пословицы русские!.. А.С.Пушкин

  • Слайд 35

    Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.. А.С.Пушкин

    Чужими руками жар загребать Легко чужими руками жар загребать Бить баклуши Любит бить баклуши Как снег на голову Ты явился как снегна голову Легок на помине Он легок на помине Поговорки Пословицы Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Пословица – законченное суждение, а поговорка - только часть суждения.

  • Слайд 36

    Итоги урокаФольклор – энциклопедия народной жизни

    В произведения устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости. Единственным автором произведений фольклора является народ. В устном народном творчестве – мудрость народная. Очень многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных русских писателей и поэтов.

  • Слайд 37

    1.Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать. 2. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! 3. Ленка- пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик. определите жанр Считалка Скороговорка Дразнилка

  • Слайд 38

    4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли- люли, стояла, Люли- люли, стояла, и т. д. 5. Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки, А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. определите жанр Игровая песня Небылица

  • Слайд 39

    Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фольклора?

    Четкий ритм. Небольшой объем. Смысл песенки- не главное, главное – звучание. Воспитательный, поучительный смысл обязателен. Песенки смешные, комичные. В песенках заложено действие: покачивание, приплясывание, хоровод. Каждый жанр имеет свои отличия.

  • Слайд 40

    Домашнее задание

    1. Учебник стр. 7-8 читать и пересказывать, знать определение малых жанров фольклора. 2. Стр. 8 вопросы 1-3 устно 3. Раздел обогащаем устную речь разобрать. 4. Подобрать различные пословицы и поговорки (3-5 штук) и определить их значение, загадки.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке