Презентация на тему "Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников"

Презентация: Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников" по математике. Состоит из 44 слайдов. Размер файла 2.31 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    44
  • Слова
    математика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников
    Слайд 1

    Математические игры для развития интеллектуальных способностей детейВоспитатель: Сартакова Л.В.

  • Слайд 2

    Актуальность. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Именно математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей, что приводит к активному развитию умственных способностей ребенка

  • Слайд 3

    Цель работы: показать самые эффективные математические игры для развития интеллектуальных способностей детей.

  • Слайд 4

    Палочки Кюизенера

    В России цветные счетные палочки английского математика Дж. Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. Этот материал предназначен для интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Палочки друг от друга отличаются цветом и размером. Все палочки одного цвета одной длины. Например, белая палочка – самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки учат детей ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах. Благодаря палочкам развивается логическое мышление. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. Игры с палочками научат детей сравнивать предметы по длине, ширине, расположению в пространстве; определять и называть числовые значения цветных палочек; осваивать счет; находить признаки сходства и различия между предметами; обобщать по цвету, количеству, числу. Игры с палочками дают возможность объединяться, что позволяет детям работать в команде, содержательно общаться. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

  • Слайд 5

    Существует огромное количество игр с палочками Кюизенера. Здесь приведены лишь самые первые игры и упражнения с этими палочками!

  • Слайд 6

    Игры и упражнения с волшебными палочками «Знакомство»1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.7. Раскладываем палочки по цвету, длине.8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

  • Слайд 7

    26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.32. Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

  • Слайд 8

    47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.49. Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой а или в квадрат.56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

  • Слайд 9

    Блоки Дьенеша

    Логические блоки Дьенеша – это одно из наиболее эффективных пособий для развития умственных способностей детей. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить детям много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.  Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди,  сзади,   далеко,  близко.

  • Слайд 10

    Вот пример одной из игр с блоками Дьенеша. Дидактическая игра «Найди» Задачи: 1. Знакомить с логическими блоками 2. Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» 3. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Материал: Набор логических блоков Дьенеша Ход игры: Педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

  • Слайд 11

    Головоломки на составление геометрических фигур на плоскости: «Танграм»«Пифагор»«Монгольская игра»«Колумбово яйцо»«Волшебный круг»«Сфинкс»«Листик» «Вьетнамская игра» «Пентамино»

  • Слайд 12

    етн

  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Лабиринты

    Цель: способствуют развитию логического и пространственного мышления, мелкой моторики, учит ребёнка анализировать, развивают зрительно-пространственную ориентировку.

  • Слайд 23

    Логические задачи

    Цель: развивают интеллектуальные способности детей, логическое мышление. 1)Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? 2)Что дольше длится: год или 12 месяцев? 3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня? 4)Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем? 5)Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина? и т.д.

  • Слайд 24

    Задачи на поиск закономерностей Цель: учат сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать собственные выводы и фантазировать. Примеры задач по математике:восстановить закономерность — 0,10,110….11110 (1110);продолжить цифровой ряд: 23, 23, 21, 25, 19, 27 (17 и 29 — на 2 меньше и на 2 больше).Также могут быть задачи с выбором представленных вариантов ответа, из которых нужно найти верный результат.Например, продолжить ряд чисел: 29, 28, 26, 23.Варианты ответов:20, 17, 14…19, 14, 8…26, 28, 29…16, 10, 4…

  • Слайд 25

    Задачи - шутки

    1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок? 2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница? 3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? 4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? 5.Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? 6. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана? 7. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит? 8. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей? 9. Что едят крокодилы на северном полюсе?

  • Слайд 26

    Задачи на пространственное мышление

    Справа- слева. На картинке расположены рыбки, нужно раскрасить только те, которые плывут налево, а также посчитать их. Расставь правильно. Дать ребенку различные предметы и предложить расставить их по указаниям: ближе, дальше, вперед, назад, влево, вправо. Рисунок на спине. Рисовать на спине у ребенка различные предметы (рукой), а после спросить, что изображено. Мешок. Сложить в непрозрачный пакет различные фигурки и попросить ребенка на ощупь угадать, что там лежит. Самодельные кубики. Дать ребенку склеить кубики из готовых выкроек на бланках, а после сложить геометрическую фигуру. Кубик. Складывать каждую стенку фигуры по цветам, предварительно смешав их. Окно. На предложенных картинках ребенок ищет правильный вариант: вид окна изнутри, глядя при этом на дом снаружи. Распечатать и играть. Предлагается макет самолета, где каждая часть представлена в двух вариантах — вид сбоку и сверху. Нужно правильно собрать и раскрасить поделку.

  • Слайд 27

    Игры на составление объемных фигур из кубиков:

    Кубики «Сложи узор» (на плоскости) Кубики «Хамелеон» Кубики для всех «Уголки»

  • Слайд 28

    Кубики «Сложи узор» (по методике Б.П. Никитина)

    Сначала учатся по узорам – заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнять уже творческую работу. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – эти важные мыслительные операции используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.

  • Слайд 29
  • Слайд 30

    Кубики Хамелеон

    Кубики Хамелеон развивают пространственное мышление у ребенка. Кроме этого с ними просто интересно играть. У кубика три стороны синего цвета, а другие три - желтого. Суть игры состоит в воспроиз­ведении на плоскости построек по образцам. При этом надо соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда с боку (слева или справа), правильность окраски спереди, сверху и сбоку (3D). Для детей представляет трудность различение вида постройки слева от вида справа, а с помощью кубиков - ХАМЕЛЕОН взрослые могут помочь детям понять: когда мы рисуем объект в пространстве, то заглядываем или слева или справа. И от этого зависит вид рисунка.

  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Кубики для всех

    Цель игры - развивают внимание, память (особенно зрительную), комбинаторные способности, пространственное представление и воображение, логическое мышление, смекалку и сообразительность. Игра состоит из 7 разных деревянных фигур (такой объёмный «тетрис»), каждая из которых окрашена в свой цвет, и 70 заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному». Основная задача в Кубиках для всех - складывать из фигур модели постепенно возрастающей сложности по рисункам-заданиям. Рисунки-задания специально сделаны бесцветными, чтобы ребенок сам подобрал необходимые фигуры и собрал модель. Играя в эту игру, ребенку предстоит собрать более ста интересных моделей! Этот процесс может длиться несколько лет, поскольку последние задания не сразу поддадутся даже взрослому.

  • Слайд 33

    Игра Воскобовича «Счетовозик»

  • Слайд 34

    Какие знания везет СчетовозикПассажир этого занимательного паровоза – персонаж по имени Магнолик. Его любимое занятие – рассматривать окошки: среди них нет ни одного одинакового, в каждом горит разное количество «фонариков» (красных клеточек). Это количество соответствует номеру окошка – от 0 до 20. Таким образом, в игре ваш ребенок знакомится не только с цифрами (на первый взгляд непонятными закорючками), но и с их количественным значением.Рядом с каждым окошком находится штырек. Шнур, который также входит в комплект, может огибать штырьки, закручиваться вокруг них или продеваться внутрь. Соединяя с помощью шнурочка цифры и знаки, ваш ребенок составляет арифметические примеры и неравенства.Числа в окошках СчетовозикаИгровое поле состоит из трех рядов:верхний – числа первого десятка (1-10);средний – пустое окошко с цифрой 0 и арифметические знаки (+, -, =, ?, );нижний – числа второго десятка (11-20).Что развивает СчетовозикРазнообразные игры, описанные в инструкции, развивают у вашего ребенка пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомят его с составом числа.I этап: Считаем.Расскажите ребенку сказку про Магнолика-путешественника. Если вы с малышом уже ездили поездом, он наверняка вспомнит впечатления от своих поездок – получится замечательная беседа, во время которой можно задать ребенку вопросы на развитие речи. Затем сформулируйте несколько заданий для счета. Например, попросите его найти окошко, в котором три фонарика. А в каком окошке фонариков в два раза больше? Какой номер у окошка, в котором вообще не горит свет? И так далее.

  • Слайд 35

    II этап. Сравниваем числа первого десятка.Для выполнения этих игровых заданий познакомьте ребенка со знаками неравенства. Чтобы наглядно показать, какое число больше, меньше или неравно другому, нужно при помощи шнурка соединить эти числа со знаком. Малыш быстро разберется со знаками-птичками, если объяснить ему, что клювик всегда смотрит в сторону меньшего, а крылья – в сторону большего числа.III этап. Составляем числа второго десятка.Прибавляем частичку «-дцать» к числу первого десятка, немного изменяем звучание – и получаем число второго десятка. Просто, наглядно и увлекательно! Делать это можно и с помощью шнурочка: соединять 10 с различными цифрами верхнего ряда и называть получившееся число.IV этап. Решаем примеры, составляет задачи.Отличным счетным материалом станут фонарики в окошках «Счетовозика». Например, поинтересуйтесь у ребенка, сумма каких окошек дает 10 или 20 фонариков. Можно и вычитать: сколько фонариков нужно убрать из окна под номером 12, чтобы получилось окно номер 7? И так далее. Волшебный шнурок поможет юному математику в его начинаниях!Чтобы во время игры развивались не только математические способности ребенка, но и его речь, предложите ему придумывать свои собственные примеры и самостоятельно формулировать задачи.

  • Слайд 36

    Квадрат Воскобовича двухцветный

  • Слайд 37

    "Квадрат Воскобовича 2-х цветный"Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения - 1000000. Можете проверить.Рекомендуемый возраст 2-5 летСостав• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого. • Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур 

  • Слайд 38

    Квадрат Воскобовича четырехцветный

  • Слайд 39

    "Квадрат Воскобовича 4-хцветный"Рекомендуемый возраст 5-9 летСостав• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного. • Цветные рисунки 18 сложенных фигур в книжечке «Квадратные забавы» (100х95 мм, цветная печать).Что развивает- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;- внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук.ОписаниеЭтот «Игровой квадрат» - головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур

  • Слайд 40

    Змейка Воскобовича

  • Слайд 41

    Змейка Воскобовича – это полоска ткани с наклеенными на нее разноцветными треугольниками – «вечное оригами». С одной стороны треугольники зеленые и красные, с другой – синие и желтые. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым Змейку можно сгибать. Во что можно превратить змейку? В домик, конфету, улитку, панаму, собаку (список далеко не полон). В альбоме есть около 100 заданий трех уровней сложности – плоскостные фигуры, цветовые фигуры, объемные фигуры. А ведь можно и самим что-то придумать!

  • Слайд 42

    "Прозрачный квадрат» ВоскобовичаРекомендуемый возраст – 3-9 лет.Состав игры• 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм) На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника.• Схемы сложения фигур.• Методика-сказка «Подарок хранителя озера Айс».Что развивает- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; - умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.Правила конструирования квадрата.При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью. При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение ( пересечение) цветных элементов.

  • Слайд 43

    Прозрачный квадратВ набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок с нанесенными изображениями геометрических фигур. 

  • Слайд 44

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке