Презентация на тему "НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ" по медицине. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

  • Слайд 2

    Литература:

    1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 195—198. 2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271. 3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214—226. 4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С. 8—26. 5. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68. 6. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5, с.91 – 94

  • Слайд 3

    План:

    1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм 2. Классификация разновидностей тахилалии 3. Обследование детей с нарушениями темпа речи 4. Система лечебно-педагогической комплексной работы по преодолению нарушений темпа речи

  • Слайд 4

    Темп речи

    скорость протекания речи во времени число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времени У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

  • Слайд 5

    три основных вида темпа:

    нормальный, быстрый и медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

  • Слайд 6

    Ритм речи

    звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп ритм Темпо-ритмическая организация устной речи

  • Слайд 7

    Пауза речи

    перерыв в звучании голоса на определенное время Длительность и характер распределения пауз в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации

  • Слайд 8

    Физиологическая основа плавности речи

    механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления

  • Слайд 9

    Какая речь считается прерывистой?

    Замещающие звуки и слова Повторы Паузы Возвраты Нескоординированные по времени слова. Дениэл де Джой

  • Слайд 10

    1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм

  • Слайд 11

    Нарушения темпа речи

    Брадилалия Тахилалия нарушение развития как внешней, так и внутренней речи речь становится малопонятной для окружающих влияние на формирование речи и личности ребенка разной степени (легкая, средняя, тяжелая)

  • Слайд 12

    Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь)

    Синонимы: Bradyphrasia (брадифразия), Bradyarthria (брадиартрия), Bradylogia (брадилогия). описывается в синдроме соматических, неврологических и психических заболеваний

  • Слайд 13

    История изучения брадилалии

    по наследству (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959 ) психологические причины (А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; Э. Фрешельс, 1936) нарушениенейродинамики (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина) нарушение экстропирамидной системы (М. Зееман)

  • Слайд 14

    ЭКСТРОПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА

    система ядер головного мозга и двигательных внепирамидных (экстрапирамидных) проводящих путей При участии Э. с. создается плавность движений и устанавливается исходная поза для их выполнения.

  • Слайд 15

    Речевая симптоматика брадилалии:

    замедленность темпа внешней и внутренней речи замедленность процессов чтения и письма интер- и интравербальное замедление скандирование нарушение артикулирования звуков нарушение голоса

  • Слайд 16

    Неречевая симптоматика брадилалии

    нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

  • Слайд 17

    Тахилалия (с греч. tachis — быстрый, lalia — речь)

    Синоним: Tachiphrasia (тахифразия) в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии Куссмауль(1879) – дизфразии Ю. А. Флоренская (1934) - самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа

  • Слайд 18

    История изучения

    органически обусловленное нарушение (D. Weiss (1950) неправильная функция экстропирамидной системы ( М. Зееман (1950) речедвигательная недостаточность речевого аппарата ( М. Е. Хватцев (1959) расстройство темпа внешней и внутренней речи (М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959)

  • Слайд 19

    Речевая симптоматика тахилалии:

    неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д. интервербальная акцелерация (М. Зееман) расстройства внутренней речи, чтения и письма

  • Слайд 20

    Неречевая симптоматика тахилалии:

    нарушения общей моторики нарушения психических процессов нарушения вегетативной нервной системы нарушения поведения ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

  • Слайд 21

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

  • Слайд 22

     

    Часто встречающиеся комбинозы (сочетание с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера) термины: Battarismus, Poltern, Paraphrasia, Glottering В отечественной литературе – баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)

  • Слайд 23

    Баттаризм (парафразия)

    следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи Часто сочетается с другими нарушениями речи Этиология: соматические, психогенные факторы и привычка изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью

  • Слайд 24

    История изучения

    сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн) несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны нарушения в стриопаллидарной системе (М. Зееман) недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи

  • Слайд 25

    Механизм баттаризма

    преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X. Пик

  • Слайд 26

    Полтерн (спотыкание)

    Часто смешивают с заиканием Различия: не осознают своего дефекта; при сосредоточении внимания речь улучшается; говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке; во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются

  • Слайд 27

    История изучения

    В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн ( различия между заиканием и тахилалией) Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи) Первая Международная Конференция по Клаттерингу(2007,Болгария)

  • Слайд 28

    Классификация D. Weiss (1964)

    1) - чистые формы спотыкания — с моторными расстройствами — с сенсорными — с общей трудностью формулирования речи — со спотыканием 2) – Спотыкание – синдром ( при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении)

  • Слайд 29

    Симптоматика речеваяпри баттаризме и полтерн

    нарушения внешней речи нарушения внутренней речи нарушения письменной речи нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика,лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика

  • Слайд 30

    Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн

    нарушения общей моторики нарушения внимания нарушения мышления нарушения поведения

  • Слайд 31

    Физиологические итерации(от латинского iterotio – повторение)

    свойственны раннему периоду развития речи дошкольников результат возрастного несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т.е. с 2 лет (в 80% случаев) В процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения к 4-5 г. полностью исчезают

  • Слайд 32

    3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ

    обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое

  • Слайд 33

    Примерная схема обследования:

    сбор анамнеза состояние общей и ручной моторики состояние мимики состояние речевой моторики, орального праксиса экспрессивная речь письмо слуховое восприятие слуховой, зрительной и моторной памяти, речевой активности.

  • Слайд 34

    В логопедическом заключении указываются:

    чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием; степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая); влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности; круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия; выраженность психических симптомов; нарушения внешней речи; нарушения внутренней речи, психических процессов; особенности моторики; отклонения в поведении.

  • Слайд 35

    4. Система лечебно-педагогической комплексной работы

    предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:

  • Слайд 36

     

    опора на межанализаторные связи коррекция не только внешней, но и внутренней речи учетом ведущего вида деятельности ребенка учет личностных особенностей, особенностей поведения, эмоционально-волевых проявлений

  • Слайд 37

     

    предпочтительнее групповая форма проведения занятий необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика

  • Слайд 38

    Методика логопедической работы при устранении брадилалии:

    воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.

  • Слайд 39

    Методика логопедической работы при устранении тахилалии:

    воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - воспитание общего и слухового внимания к речи.

  • Слайд 40

    Этапы коррекционной работы

    1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения 2этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения 3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей) 4 этап. Работа над коллективным рассказом 5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению

  • Слайд 41

    Преодоление баттаризма и полтерн:

    Те же этапы Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения формирование темпа и слитности речи в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.

  • Слайд 42

    Приемы работы:

    - фиксация внимания на своей речи - сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов - работа над перефразировкой - диалоги - драматизации - чтение - воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях - работа по преодолению дефектов внутренней речи - развитие слухового внимания, умения слушать речь - упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд