Презентация на тему "Матрешка – символ российской национальной культуры" 3 класс

Презентация: Матрешка – символ российской национальной культуры
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Матрешка – символ российской национальной культуры" знакомит детей с историей появления и развития русской матрешки, о значении слова "матрешка" и образе игрушки в русских сказках. В конце приводится описание процесса изготовления и росписи матрешек и фотографии из музея.

Краткое содержание

  • Образ матрешки в сказках;
  • Прототип русской матрешки;
  • Рождение матрешки на Руси;
  • Изготовление и роспись матрешки;
  • Музей матрешки.

Содержание

  • Презентация: Матрешка – символ российской национальной культуры
    Слайд 1

    Матрешка – символ российской национальной культуры

  • Слайд 2

    «Статная дама»

    Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало "статная дама"») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

  • Слайд 3

    Матрешка в сказках

    Так, к примеру, в «Сказках и преданиях Северного края», подобранных И.В. Карнауховой, есть притча «Матрёна». В ней рассказывается о том, как баба Матрёна чуть было не замучила черта до смерти. В этой сказке прохожий-горшечник спасает черта от вредной и ленивой бабы и потом пугает его ею.

  • Слайд 4

    В этом контексте Матрёна считается некоторым прототипом злобный супруги, которую опасается сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злостной супруге, знаменитый на русском севере, часто упоминается экспедициями ГИИС в «традиционных» версиях.

  • Слайд 5

    Японский папа

    История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме.

  • Слайд 6

    Японцы полюбили Джарму. и со временем он превратился в подобие нашего Деда Мороза, приносящего удачу. Имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев. Ее делают из папье-маше и учат этому с малых лет.

  • Слайд 7

    Рождение русской матрешки

    • Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
    • Первые матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание" хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.
  • Слайд 8

    Виды матрешек

    Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в 3, 7, 10, 15 мест. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. А в Семёнове самая большая достигала по численности 72 предмета, высота её была 1 метр.

  • Слайд 9

    Русский сувенир

    Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Матрешка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей.

  • Слайд 10

    Литературная страничка

    Ах, матрешечка-матрешка.Хороша, не рассказать!Очень любят с тобой деткиВ нашем садике играть.Щечки яркие, платочек,По подолу цветики.Весело кружатся в танцеЯркие букетики!

  • Слайд 11

    Нам, конечно, интересноПро матрешек рассказать,Но неплохо бы напомнить:Когда мы будем танцевать?Танцев русских много знаем.Их мы любим танцевать.Но сегодня в этом зале«Кадриль» хотели бы сплясать.

  • Слайд 12

    Изготовление и роспись матрешки

    Матрешки изготавливаются индивидуальным автором. Индивидуальный характер производства не даёт возможности изготавливать большие партии матрешек.

  • Слайд 13

    Расписываются матрешки акварельными и гуашевыми красками. Для украшения матрешки используются глиттеры, поталь, голографические и другие блестки.

  • Слайд 14

    Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.

  • Слайд 15

    Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру. Все! Готово!

  • Слайд 16

    В музее матрешки

  • Слайд 17

    Олимпийский сувенир

    Официальным сувениром Олимпийских игр в Сочи 2014 года станет матрешка.

  • Слайд 18

    Используемые интернет ресурсы

    http://pptcloud.ru/

Посмотреть все слайды

Конспект

Матрешка – символ российской национальной культуры
Возраст обучающихся: 3 класс (9 — 10 лет)
Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный, межпредметный (история, литература, музыка, фольклор, изобразительное искусство, художественный труд).

Проблема проекта:

  • приобщение учащихся к наследию русской народной культуры;
  • создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения национальной истории и культуры.

Цели:

  • сформировать представление о матрешке как примере русского национального художественного промысла;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать навыки коллективного творчества на основе разделения труда и взаимовыручки.

Задачи:

  • выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, интернет-ресурсами);
  • развивать коллективные навыки работы в группах по видам:
    • оптимального разделения трудовой деятельности;
    • коллективного обсуждения материала;
    • взаимной помощи;
    • объединения обработанных материалов в единую информационную систему.

Используемые технологии: информационные (печатные и интернет-ресурсы, художественное творчество участников проекта).

Продукты проекта: изготовление макета матрешки, презентация.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

  • умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту; оформлять работу в виде доклада;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные источники, видео, аудио, интернет-ресурсы);
  • умение работать в группе; высказывать свою точку зрения;
  • умение публично выступать.

Предполагаемые приращения: соответствует целям, задачам проектной работы.
Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор.
Учебно-методическое оснащение: школьная и районная библиотеки, интернет.
Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.

Этапы проекта
1. Погружение в проект.
На занятиях по «Историко — культурному наследию народов Омского Прииртышья» обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Детей заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Им было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».
Решено было сформулировать проблему: раскрыть роль матрешки в русской национальной художественной культуре.
Вместе с детьми были сформулированы цели проектной работы:
- знакомство с русской матрешкой как примером русского национального промысла;
- выработка практических навыков работы с комплексной информацией;
- создание наглядной презентационной работы по теме проекта.
Задачи:
- научиться собирать и анализировать тематический материал,
- учиться оформлять экспозиционную часть проекта в целостной системе;
- научиться представлять и защищать готовый проект;
- воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение друг к другу;
- сформулировать выводы на основе проанализированных материалов проектной работы.
Планирование деятельности.
Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и интернет-ресурсам).
В течение недели дети приносили книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.
Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям.
Происхождение слова «матрешка».
Японский прадедушка матрешки.
Рождение русской матрешки.
Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
Мастер-класс по изготовлению и росписи матрешки.
Экскурсия в «Музей матрешки»
Каждый из участников определил для себя направление работы. Учитывались возможности, способности, накопленный материал. Таким образом, учащиеся были разбиты на мини-группы.
3. Осуществление проектной деятельности.
Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы. Работа велась под четким контролем учителя индивидуально с каждой мини-группой. Наконец, каждая группа определилась с выступлением.
Первая группа выступила с обзором словарей и гипотезами происхождения слова «матрешка».
Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.
Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки.
Подобранный на этом этапе материал познакомил учащихся с первыми матрешками на Руси; процессом изготовления матрешки; с декоративной росписью фигурок мастерами народных промыслов; с тематическими матрешками, изображающими персонажей литературных героев. Наконец, учащиеся озвучили памятные даты в истории матрешки от бронзовой медали, полученной в Японии в 1900 году, до официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки.
Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из папье-маше. Затем ученики расписали ее по своему желанию.
В рамках проекта была проведена экскурсия в «Музей матрешки».
4. Презентация результатов.
Во время презентации ребята рассказали о работе над проектом, познакомили слушателей с историей рождения матрешки, превращении ее из детской забавы в предмет русского национального искусства, о народной любви и заслугах.
Ребятам удалось представить матрешку как традиционный сувенир России, символ ее культуры.
В конце презентации продемонстрирована выставка матрешек из папье-маше и детские рисунки.
При анализе проделанной работы ребята отметили, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными. Но вместе с тем, некоторые этапы оказались сложными для самостоятельной работы. Несмотря на это, ученики высказались в пользу проведения подобных работ в дальнейшем.
Список литературы
Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
Русская матрешка. М.: Мозаика 2003
Народные художественные промыслы. общ. ред.
М.А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004
Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.
Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.

Матрешка – символ российской национальной культуры
Возраст обучающихся: 3 класс (9 — 10 лет)
Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный, межпредметный (история, литература, музыка, фольклор, изобразительное искусство, художественный труд).

Проблема проекта:

  • приобщение учащихся к наследию русской народной культуры;
  • создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения национальной истории и культуры.

Цели:

  • сформировать представление о матрешке как примере русского национального художественного промысла;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать навыки коллективного творчества на основе разделения труда и взаимовыручки.

Задачи:

  • выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, интернет-ресурсами);
  • развивать коллективные навыки работы в группах по видам:
    • оптимального разделения трудовой деятельности;
    • коллективного обсуждения материала;
    • взаимной помощи;
    • объединения обработанных материалов в единую информационную систему.

Используемые технологии: информационные (печатные и интернет-ресурсы, художественное творчество участников проекта).

Продукты проекта: изготовление макета матрешки, презентация.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

  • умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту; оформлять работу в виде доклада;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные источники, видео, аудио, интернет-ресурсы);
  • умение работать в группе; высказывать свою точку зрения;
  • умение публично выступать.

Предполагаемые приращения: соответствует целям, задачам проектной работы.
Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор.
Учебно-методическое оснащение: школьная и районная библиотеки, интернет.
Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.

Этапы проекта
1. Погружение в проект.
На занятиях по «Историко — культурному наследию народов Омского Прииртышья» обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Детей заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Им было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».
Решено было сформулировать проблему: раскрыть роль матрешки в русской национальной художественной культуре.
Вместе с детьми были сформулированы цели проектной работы:
- знакомство с русской матрешкой как примером русского национального промысла;
- выработка практических навыков работы с комплексной информацией;
- создание наглядной презентационной работы по теме проекта.
Задачи:
- научиться собирать и анализировать тематический материал,
- учиться оформлять экспозиционную часть проекта в целостной системе;
- научиться представлять и защищать готовый проект;
- воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение друг к другу;
- сформулировать выводы на основе проанализированных материалов проектной работы.
Планирование деятельности.
Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и интернет-ресурсам).
В течение недели дети приносили книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.
Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям.
Происхождение слова «матрешка».
Японский прадедушка матрешки.
Рождение русской матрешки.
Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
Мастер-класс по изготовлению и росписи матрешки.
Экскурсия в «Музей матрешки»
Каждый из участников определил для себя направление работы. Учитывались возможности, способности, накопленный материал. Таким образом, учащиеся были разбиты на мини-группы.
3. Осуществление проектной деятельности.
Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы. Работа велась под четким контролем учителя индивидуально с каждой мини-группой. Наконец, каждая группа определилась с выступлением.
Первая группа выступила с обзором словарей и гипотезами происхождения слова «матрешка».
Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.
Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки.
Подобранный на этом этапе материал познакомил учащихся с первыми матрешками на Руси; процессом изготовления матрешки; с декоративной росписью фигурок мастерами народных промыслов; с тематическими матрешками, изображающими персонажей литературных героев. Наконец, учащиеся озвучили памятные даты в истории матрешки от бронзовой медали, полученной в Японии в 1900 году, до официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки.
Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из папье-маше. Затем ученики расписали ее по своему желанию.
В рамках проекта была проведена экскурсия в «Музей матрешки».
4. Презентация результатов.
Во время презентации ребята рассказали о работе над проектом, познакомили слушателей с историей рождения матрешки, превращении ее из детской забавы в предмет русского национального искусства, о народной любви и заслугах.
Ребятам удалось представить матрешку как традиционный сувенир России, символ ее культуры.
В конце презентации продемонстрирована выставка матрешек из папье-маше и детские рисунки.
При анализе проделанной работы ребята отметили, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными. Но вместе с тем, некоторые этапы оказались сложными для самостоятельной работы. Несмотря на это, ученики высказались в пользу проведения подобных работ в дальнейшем.
Список литературы
Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
Русская матрешка. М.: Мозаика 2003
Народные художественные промыслы. общ. ред.
М.А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004
Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.
Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке