Презентация на тему "Досуг и отдых"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Досуг и отдых" помогает понять значение досуга и отдыха в формировании личности подростка, противоречивость влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка, узнать термины и понятия такие, как "досуг", "отдых", "свободное время", "культурный досуг".

Краткое содержание

  1. Понятия "досуг" и "отдых"
  2. Проведение досуга разными народами в разные исторические времена
  3. Культурный досуг
  4. Практическая часть

Содержание

  • Слайд 1

    Урок № 26

    Тема: «Досуг и отдых».

  • Слайд 2

     

    • Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени, как взрослые, проблемами дома, семьи, денег, здоровья. И в этот неповторимый период надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня, молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д.
    • Но только ли в трудовой деятельности человек проявляет себя?
    • Обществоведы утверждают, что досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность – умение принимать решение и руководить, организовывать.
    • Так ли это?

  • Слайд 3

    Цели и задачи:

    Понимать:

    • значение досуга и отдыха в формировании личности подростка;
    • противоречивость влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка.

    Знать:

    • термины и понятия «досуг», «отдых», «свободное время», «культурный досуг»;
    • как люди проводили свой досуг в древности, как проводят в наши дни;
    • современные трактовки психологической науки о влиянии досуга и отдыха на поведение подростков.

    Уметь:

    • давать характеристику культурному досугу подростка;
    • определять факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков;
    • высказывать суждения на обществоведческие темы;
    • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
    • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

    Отношения, ценности, внутренние установки:

    • дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию досуга и отдыха на формирование подростка;
    • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.

  • Слайд 4

    План урока:

    1. Понятия «досуг» и «отдых».
    2. Проведение досуга разными народами в разные исторические времена.
    3. Культурный досуг.
    4. Практическая часть.

  • Слайд 5

    Введение в новый материал

    • Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время. Обществоведы дают следующее определение:
    • Свободное время – часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.
    • Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время? Ведь это личное дело каждого?
    • Попробуем ответить на эти вопросы.

  • Слайд 6

    1. Понятия «досуг» и «отдых»

    Задание: посмотрите на схему и прокомментируйте ее.

    Досуг

    • Часть свободного (нерабочего) времени
    • Этим временем человек распоряжается по своему усмотрению

    Основные черты досуга

    • Продолжительность
    • Место
    • Способ проведения:
    1. активный
    2. пассивный

    Структура:

    • Активная творческая деятельность
    • Учеба
    • Самообразование
    • Культурное (духовное) потребление
    • Спорт
    • Любительские занятия
    • Общение с другими людьми

  • Слайд 7

    Задание:

    Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:

    I тип: рекреационный – отдых и восстановление сил после работы.
    II тип: рационально-потребительский – с материальной и духовной точки зрения.
    III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности.

    Приведите примеры, отражающие суть этих типов досуга и отдыха.

  • Слайд 8

     

    • Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества. Досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, государства в целом.
    • Задание: разбившись на группы, предположите, какую роль играет досуг в развитии подростка.

  • Слайд 9

    В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать:

    • уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности;
    • досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности, таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.;
    • досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей;
    • любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье;
    • досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств;
    • досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей;
    • особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

  • Слайд 10

    Задание:

    • Всегда ли досуг подростка носит полезный характер?
    • Приведите примеры.

  • Слайд 11

     

    Досуг подростков:

    • Реальный досуг (общественно полезный):

    Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения

    • Мнимый(асоциальный, личностно значимый) досуг:

    Мнимый досуг – это прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

  • Слайд 12

     

    Таким образом, правильно организованный досуг играет большую роль в жизни человека и особенно подростка:

    • досуг формирует и развивает личность;
    • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
    • досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
    • досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
    • досуг стимулирует творческую инициативу детей;
    • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
    • досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
    • досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
    • досуг способствует объективной самооценке детей;
    • досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
    • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
    • досуг способствует самовоспитанию личности;
    • досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

  • Слайд 13

    2. Досуг у разных народов и в разные исторические времена

    • Как же проводили и проводят свой досуг разные народы в прежние времена и в наши дни?

    Задание: работая с текстом § 24, познакомьтесь с особенностями досуга разных народов и ответьте на следующие вопросы:

    • Приведите примеры различного отношения к досугу у разных народов.
    • Как развлекались римляне? Выскажите свое отношение к подобному времяпрепровождению.
    • Вспомните, каким самым любимым видом отдыха увлекались греки?
    • Как обстояло дело с отдыхом в Средневековье?
    • Что нового добавил в понятие «отдых» ХIХ век?
    • Сравните отдых в развитых и развивающихся странах.
    • Опишите и проанализируйте досуг в странах Африки.
    • Чем занимают свободное время россияне? Выскажите свое отношение к приведенной статистике.
    • Что является характерной чертой нашего времени?
    • Приведите примеры, подтверждающие переход от активного отдыха к пассивному.
    • Как вы оцениваете это явление? Свое мнение аргументируйте.

  • Слайд 14

    3. Культурный досуг

    • Обществоведы выделяют понятие «культурный досуг».
    • Задание: какие ассоциации возникают у вас при этом слове?

  • Слайд 15

    Подведем итоги…

    • Итак, мы пришли к выводу, что культурным досугом является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие человека.
    • Скажите, где мы можем расширить свой кругозор, где можем приобщиться к прекрасным произведениям искусства?

  • Слайд 16

     

    Задание: разбившись на две группы, работая с текстом учебника, выполните задание:

    • Первая группа: дайте характеристику роли музеев в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что музей – составная часть нашего культурного досуга.
    • Вторая группа: дайте характеристику роли библиотек в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что библиотеки – составная часть нашего культурного досуга.

  • Слайд 17

     

    Вопросы для первой группы:

    • Как переводится с древнегреческого «музей»?
    • Дайте определение понятию «музей».
    • Расскажите о первых музеях в Античной Греции.
    • Какую роль они играли в жизни древних греков?
    • Назовите наиболее известные музеи Древней Греции. Чем они знамениты?
    • Докажите, что эпохе Ренессанса был характерен повышенный интерес к наследию прошлого.
    • Какие изменения произошли в содержании работы музеев в это время?
    • Расскажите историю создания музеев в России.
    • Какие типы музеев существуют в наши дни?
    • В чем вы видите главное предназначение музеев?

  • Слайд 18

     

    Вопросы для второй группы:

    • Что означает слово «библиотека» в переводе с греческого языка?
    • Дайте определение понятию «библиотека».
    • Где и когда появились первые библиотеки?
    • Какую роль в их развитии сыграло Средневековье?
    • Как развивались библиотеки в России?
    • Что собой представляют библиотеки в наши дни?
    • На какие типы они подразделяются? Дайте им характеристику.
    • Назовите наиболее крупные российские библиотеки.
    • Докажите, что термин «библиотека» применим не только к учреждениям.
    • Какую роль играют личные библиотеки?
    • Познакомившись с дополнительным материалом, выскажите свое мнение относительно одной из загадок истории.

  • Слайд 19

    Подведение итогов

    Задание: объясните смысл приведенных пословиц и высказываний:

    • Это ужасно тяжёлая работа – ничего не делать. (Оскар Уайльд)
    • Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. (Русская пословица)
    • Делу время, а потехе – час. (Русская пословица)
    • Какие проблемы испытывает молодежь в организации досуга?

  • Слайд 20

    Домашнее задание:

    Выучить § 24 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант: ответьте на вопрос, как характеризует человека его отдых? Приведите примеры. Ответ аргументируйте.
    • 2 вариант: дайте советы, как лучше организовать досуг для молодежи.
    • 3 вариант: разработайте учебный проект «Проблемы подросткового досуга: пути решения».

  • Слайд 21

    Желаю успеха!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд