Презентация на тему "Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Тема 1. 3.Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие.

    План: Социальные отношения Социальное взаимодействие Типология социального взаимодействия Формы взаимодействия Взаимодействие как обмен

  • Слайд 2

    1. Социальные отношения

    Способом существования человеческого общества является деятельность как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Деятельность предстает в ее многообразных формах и видах (экономическая, художественная, управленческая, педагогическая и т.п.). В ходе деятельности люди вступают в многообразные социальные отношения: в экономической деятельности устанавливаются экономические отношения, в управленческой деятельности - управленческие отношения, в политической деятельности - политические отношения и т.д. Так или иначе, но деятельность производит соответствующие ей отношения. Можно сказать, что деятельность - это содержание, а отношения - это форма, структура бытия общества.Как нет содержания без формы, так нет и деятельности без специфических для нее отношений.

  • Слайд 3

    Развитие социальных отношений и может происходить в двух направлениях:

    или усиление связей, отношений, содружества, Конфронтация, противостояние, вражда и т.п. – это тоже отношения, но с отрицательным, негативным знаком. или усиление отграничения, обособления, вражды.

  • Слайд 4

    Можно выделить такие типы социальных отношений:

    а) межличностные отношения индивидов; б) личностно-групповые отношения; в) межгрупповые отношения; г) внутриличностные отношения.

  • Слайд 5

    2. Социальное взаимодействие

    В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, —интеракция.

  • Слайд 6

    Пример:Автомобиль сбил прохожего, это — обычное дорожно-транспортное происшествие.

    Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход представляют разные социальные статусы.У каждого из них свой круг прав и обязанностей.Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения,ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы изначения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п. Выделенные понятия составляют атрибуты социального взаимодействия.

  • Слайд 7

    Выводы:

    В отличие от социального действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, социальное взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

  • Слайд 8

     

    Солидарность - активное сочувствие каким – н. мнениям действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений Антогонист – соперник, противник Шаблонное – образец поведения, которому слепо подражают

  • Слайд 9

    3. Типология социального взаимодействия

    Действие можно подразделить на четыре вида: ■ физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге; ■ вербальное, или словесное действие, например оскорбление, выражение приветствия — «здравствуйте»; ■ жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие; ■ мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи. Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое — к внутреннему.

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

     

    Перваятипологиясоциального взаимодействия (по видам): ■ физическое; ■вербальное; ■ жестовое. Вторая типологиясоциального взаимодействия (по сферам): экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки; профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара; семейно-родственная сфера, где люди выступают вроли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных; демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия); политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических парт­ий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.; религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, атакже верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания; территориально-поселенческая сфера — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами. Благодаря социальномувзаимодействию мегаполисы растут

  • Слайд 12

     

    ■ Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Пример: перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда. ■ Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы непотому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку онидостигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры. ■ Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.

  • Слайд 13

    5. Взаимодействие как обмен

    Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен — универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху.

  • Слайд 14

    Структура обменадостаточно проста:

    агенты обмена— два или более человека; процесс обмена— совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена— устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена— товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.; место обмена— заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

  • Слайд 15

    Согласно теории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом.

    Он вывел следующие принципы обмена: Чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, она снижается в случае неудачи. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действия зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда, или от того, что обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, — но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли будет стимулировать бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К.Маркс, он готов совершить любые преступления. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

  • Слайд 16

     

    В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они во столько же раз увеличат производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

  • Слайд 17

    Итак, подведем некоторые итоги:

    Обмен — универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд