Презентация на тему "Механизмы и эффекты межличностного восприятия"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Механизмы и эффекты межличностного восприятия" рассказывает о существующих механизмах межличностного восприятия, процессе понимания причин поведения партнеров по общению, приводит определение фундаментальной ошибки каузальной атрибуции и описывает наиболее известные эффекты межличностного восприятия.

Краткое содержание

  • Механизмы межличностного восприятия;
  • Эффекты межличностного восприятия.

Содержание

  • Слайд 1

    Механизмы и эффекты межличностного восприятия

    Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

  • Слайд 2

    Структура общения


  • Слайд 3

    Основные понятия

    • Перцепция - процесс восприятия одним человеком другого.
    • Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

  • Слайд 4

    Этапы процесса восприятия


  • Слайд 5

    План лекции

    1. Механизмы межличностного восприятия
      1. Идентификация и эмпатия
      2. Рефлексия
      3. Межличностная аттракция
      4. Каузальная атрибуция
    2. Эффекты межличностного восприятия
      1. Эффект ореола
      2. Эффект первичности
      3. Эффект новизны
      4. Эффект (явление) стереотипизации

  • Слайд 6

    Ключевые понятия

    • Идентификация
    • Эмпатия
    • Рефлексия
    • Аттракция
    • Стереотипизация
    • Каузальная атрибуция
    • Эффект ореола
    • Эффект первичности
    • Эффект новизны

  • Слайд 7

    Механизмы межличностного восприятия


  • Слайд 8

    Механизмы межличностной перцепции

    • Познание и понимание людьми друг друга
      • Идентификация
      • Эмпатия
      • Аттракция
      • Стереотипизация
    • Познание самого себя в процессе общения
      • Рефлексия
    • Прогнозирование поведения партнера по общению
      • Каузальная атрибуция

  • Слайд 9

    Идентификация

    • Способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению
    • Обозначает тот простой эмпирический факт, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему
    • При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях

  • Слайд 10

    Эмпатия

    • Понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека
    • Эмоциональное сопереживание другому человеку, способность эмоционально воспринять, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами
    • Основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир
    • К. Роджерс (1902—1987): «Эмпатическое понимание - умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание».

  • Слайд 11

    Рефлексия

    • Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
    • Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия
    • Л.С.Выготский: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других"

  • Слайд 12

    Общая модель рефлексии


  • Слайд 13

    Аттракция

    • Взаимная привлекательность, форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему
    • Уровни аттракции
      • Симпатия - эмоциональная положительная установка на объект
      • Притяжение - потребность человека быть вместе, рядом с другим человеком
      • Дружба
      • Любовь
    • Факторы, влияющие на аттракцию:
      • Сходство «Я-концепций» партнеров
      • Функциональная дистанция – то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни

  • Слайд 14

    Этапы процесса познания


  • Слайд 15

    Каузальная атрибуция

    • Каузальная атрибуция - от лат. causa - причина + attribuo -придаю, наделяю, приписываю
    • Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта)
    • Атрибуции - приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих характеристик

  • Слайд 16

    Трактовки источников поведения

    • Диспозиционные (внутренние) атрибуции
      • объясняют наблюдаемое поведение причинами, лежащими внутри индивидуума
    • Ситуативные (внешние) атрибуции
      • объясняют наблюдаемое поведение сложившейся ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной и физической среды, которые заставляют человека вести себя определенным образом

  • Слайд 17

    Основные положения теории каузальной атрибуции

    • Люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека
    • Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку
    • Такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя

  • Слайд 18

    Схемы причинности


  • Слайд 19

    Модель каузальной атрибуции Ф.Хайдера


  • Слайд 20

    Модель каузальной атрибуции Келли


  • Слайд 21

    Классы причин, приводящие к отклонениям реальной каузальной атрибуции от идеальных моделей

    • Информационные различия - заключаются в различном владении информацией о действии — деятель знает об «истории» действия больше, чем наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы, ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой информации нет
    • Мотивационная предубежденность - различного вида защитные функции (пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов, т.е. успех - личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства)

  • Слайд 22

    Ошибки атрибуции

    • Фундаментальная ошибка атрибуции
      • переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных
      • склонность людей при объяснении своего собственного поведения приписывать причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения - в основном внутренним условиям, диспозициям
    • Ошибка «иллюзорных представлений»
      • люди используют априорную информацию о причинных связях
    • Ошибка «ложного согласия»
      • приписывание причин поведения всегда происходит с эгоцентрической позиции, причем переоценивая его обычность и распространенность

  • Слайд 23

    «Эффекты» межличностного восприятия


  • Слайд 24

    Эффекты восприятия людьми друг друга

    • Эффект «ореола». Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее
    • Эффект «первичности». Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека)
    • Эффект «новизны». Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека)

  • Слайд 25

    Явление стереотипизации

    • Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы
    • Понятие «стереотип» впервые было использовано американским ученым Уолтером Липпманом и в переводе с греческого означает «твердый отпечаток»
    • Стереотип - матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций
    • Социальный стереотип - устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы

  • Слайд 26

    Следствия стереотипизации

    • Упрощение процесса познания другого человека позволяет быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида (при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие)
    • Возникновение предубеждений - сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия

  • Слайд 27

    Классификация стереотипов


  • Слайд 28

    Особенности социальных стереотипов

    • предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации (эксперимент А.А. Бодалева)
    • социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения
    • социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации
    • стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности
    • чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип

  • Слайд 29

    Приемы манипулирования социальными стереотипами

    Навешивание ярлыков

    • человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д.

    «Блистательная неопределенность»

    • «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д.

    Апелляция к большинству

    • «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне единодушно поддерживают...», «в коллективе есть мнение...», «коллектив считает, что…» и т.д.

    Перенос

    • ссылка на авторитетную личность

    Простонародность, или "свой парень»

    • идентификация с народом, подчиненными

  • Слайд 30

    Приобретенные знания

    • Знание механизмов межличностного восприятия
    • Идентификации
    • Эмпатии
    • Аттракции
    • Каузальной атрибуции
    • Знание эффектов межличностного восприятия
    • Ореола
    • Первичности
    • Новизны
    • Стереотипизации

  • Слайд 31

    Вопросы для самопроверки

    • Какие существуют механизмы межличностного восприятия?
    • Каким образом происходит процесс понимания причин поведения партнеров по общению?
    • В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной атрибуции?
    • Охарактеризуйте наиболее известные эффекты межличностного восприятия.

  • Слайд 32

    Рекомендуемая литература

    1. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
    3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.

  • Слайд 33

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд