Содержание
-
Природа человека, деятельность и мышление
Преподаватель социально – экономических дисциплин ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» Шурыгина Е.А.
-
План урока
1. Проблема происхождения человека 2. Человеческая деятельность и ее многообразие 3. Мышление и деятельность
-
Одна из основных философских проблем - вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.
-
Демокрит: человек часть космоса,«единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.
-
Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.
-
Франклин: человек – животное, производящее орудия.
-
Фейербах: человек – венец природы.
-
Рабле: человек – животное, которое смеется.
-
Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно – трудовой деятельности.
-
Религиозное представление: 1)божественное происхождение человека; 2)признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных; 3)человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.
-
Научные представления о происхождении человека: 1)Биология, анатомия, генетика. 2)Теория естественного отбора. 3)Влияние труда.
-
Космическое происхождение (теория палеовизита )
-
-
Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.
-
Природные факторы, повлиявшие на выделение человека: Изменение климата. Исчезновение тропических лесов.
-
Социальные факторы: Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями). Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани). Регулирование семейно – брачных отношений (экзогамия). Неолитическая революция(переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).
-
Отличия человека от животных: Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ. Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности. Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.
-
4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. 5) Человек обладает самосознанием.
-
Человеческая деятельность и ее многообразие.
-
Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
-
Объект – то, на что направлена деятельность.
-
Субъект – то, что или кто ее осуществляет. Цельсредстворезультат
-
Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.
-
Потребности: физиологические социальные идеальные
-
Деятельность: Практическая – направлена на преобразование существующих объектов природы и общества материально – производственная социально – преобразовательная Духовная – ее содержанием является изменение сознания людей Позновательная деятельность Ценностно – прогностическая деятельность Прогностическая
-
Деятельность созидательная разрушительная
-
Мышление и деятельность
-
Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания.
-
Мышление – это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
-
Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах в устной и письменной речи.
-
Посредством мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
-
Анализ как прием мышления есть, мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.
-
Синтез есть мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
-
Сравнение: чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другими предметами, выявить сходство или различие между ними.
-
Сравнение есть установление сходства или различия предметов.
-
-
Задание:1
Американский писатель Э. Хемингуэй (1899 – 1961гг.) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.
-
Задание:2
Подумайте, в чем смысл известной притчи. Прохожий, увидев трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, спросил, что они делают. «Не видишь разве, - сказал первый, - кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», - ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Была ли у них одна и та же деятельность? Или одинаковые действия в трех разных видах деятельности?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.