Презентация на тему "Пасха в Германии"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Проблема морального выбора"

Краткое содержание

  1. Введение
  2. Ключевые понятия
  3. Требования к знаниям, умениям и навыкам
  4. Моральный выбор как акт духовной деятельности
  5. Суть нравственного конфликта и принципы его разрешения
  6. Как поступать в ситуациях морального выбора
  7. Вопросы для самопроверки
  8. Рекомендуемая литература

Содержание

  • Слайд 1

    Проблема морального выбора

    Презентационные материалы по курсу «Этика».

    Кафедра Философии и Психологии, преподаватель Данчина Марина Александровна.

  • Слайд 2

     

    Тема № 3. Проблема морального выбора

    Введение.

    В профессиональной деятельности, как и в личной жизни, человек постоянно оказывается в ситуации, когда приходится принимать то или иное решение; определять, как поступить в конкретной ситуации в соответствии с нормами нравственности; какому из вариантов поведения отдать предпочтение, опираясь на личные или общественные этические установки.

  • Слайд 3

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    Проблема морального выбора.

    В результате изучения лекции студент должен иметь представление:

    • Об основных понятиях морального выбора;
    • О терминах, касающихся этических категорий и норм морального выбора;

    В результате изучения лекции студент должен уметь:

    • Оперировать основными терминами, касающимися данной темы;
    • Анализировать научную литературу по проблеме.

  • Слайд 4

    Содержание

    Проблема морального выбора.

    • Ключевые понятия
    • Учебный материал:
    1. Моральный выбор как акт духовной деятельности;
    2. Формы и требования, предъявляемые к моральной оценке;
    3. Проблема морального выбора как соотношение цели и средств;
    4. Суть нравственного конфликта и принципы его разрешения;
    5. Как поступать в ситуациях морального выбора
    • Вопросы для самопроверки
    • Рекомендуемая литература

  • Слайд 5

    Ключевые понятия

    Проблема морального выбора.

    • Моральный выбор;
    • Нравственная оценка;
    • Ответственность;
    • Духовная деятельность;
    • Система ценностей.

  • Слайд 6

    Учебный материал

    • Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий в этике называется моральным выбором (Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Г.З. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001.).
    • В широком смысле речь идет о фундаментальном моральном выборе, т. е. О выборе самой системы ценностей, ценностных ориентаций, которые формируют весь жизненный замысел человека, моральные установки личности, определяют линию ее поведения.
    • В узком смысле имеется в виду собственно выбор конкретного поступка, в котором моральное требование соотносится с обстоятельствами, целесообразность соединяется с нравственной принципиальностью, выбираются средства, обеспечивающие согласованность мотива и результата.

  • Слайд 7

     

    • Выделяются следующие слагаемые морального поступка: собственно действие (социально значимый акт); предшествующая ему деятельность морального сознания – побуждение, мотив, намерение, выбор, решение; последующая деятельность морального сознания – самооценка человеком своего поступка и отношение его к оценке со стороны окружающих. Одним из самых сложных вопросов при оценке поступка считается соответствие мотива и реального последствия морального выбора.

  • Слайд 8

     

    • Сторонники одной позиции считали, что единственным критерием нравственной ценности поступка являются его реальные социальные результаты. Мотивы поступка трудноуловимы; сами мотивы часто бывают качественно неоднородными; реальная практика постоянно демонстрирует расхождение намерений человека и полученных результатов.
    • Приверженцы другой позиции отстаивали приоритет нравственных мотивов в оценке поступков и отрицали моральную ценность социально полезных поступков, мотивированных корыстными интересами, расчетом, совершенных случайно и т. п.

  • Слайд 9

     

    • Нравственный мотив – последствия полезны (благородные устремления реализуются в общественно значимые и полезные дела поступок гармоничный, заслуживает высокой моральной оценки)
    • Нравственный мотив – последствия вредны (добрые намерения в силу различных причин приводят к нежелательным, а порой и пагубным последствиям: «хотели, как лучше, получилось, как всегда». Если отрицательные последствия наступили по независимым от человека обстоятельствам, возможна положительная оценка поступка);

  • Слайд 10

     

    • Аморальный мотив – последствия полезны (общественно-полезный результат достигается не вследствие моральных побуждений индивида, а вопреки им; субъект может руководствоваться корыстными, эгоистическими мотивами, а его действия оказываются полезными; однако моральная ценность такого поступка все-таки невысокая);
    • Аморальный мотив – последствия вредны (отрицательные, общественно вредные и опасные последствия обусловлены нравственно низкими мотивами, безнравственными целями; поступок аморальный, граничащий с преступлением; с этической точки зрения оценивается резко отрицательно).

  • Слайд 11

     

    • В «Словаре по этике» дается следующее определение: «Оценка (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка, черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

  • Слайд 12

     

    • Моральная оценка должна носить комплексный характер, т. е. учитывать все компоненты поступка, включая мотивы, намерения и результаты практического воплощения.
    • Моральная оценка должна быть конкретной, т. е. основанной на анализе условий, в которых был совершен данный поступок. Учет объективных обстоятельств, повлиявших на субъекта поступка, позволят более справедливо установить степень его нравственной вины.
    • Отдельный поступок должен оцениваться в контексте всей предшествующей нравственной деятельности личности. Важно понять, является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающим из его ценностных ориентаций, или нет.

  • Слайд 13

     

    • Нравственный конфликт – это очень специфическая ситуация морального выбора.
    • В практической деятельности целесообразно руководствоваться некоторыми общими принципами разрешения нравственного конфликта, сформулированными в научной литературе. Прежде всего это построение иерархии нравственных ценностей, выделение приоритетных ценностей и моральных требований среди имеющихся альтернатив. Это и применение принципа «наибольшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение меры компромисса между сталкивающимися вариантами поведения.

  • Слайд 14

    Задания для самопроверки

    Как Вы понимаете данные тезисы?

    • Как моральное существо человек несет ответственность за свои моральные взгляды, ценностные ориентации и установки, за правильное понимание нравственного долга, а также за свои действия и поступки.
    • Личность отвечает лишь за то, что она объективно – в соответствии с обстоятельствами – могла и субъективно – в соответствии с нравственной необходимостью – должны была выбрать и реализовать в поступке.
    • Человек отвечает прежде всего за ближайшие последствия своего поведения, за те, которые он способен сознательно предвидеть. Известно, что на результат человеческих действий оказывают влияния не только использованные средства, поставленная цель, личная воля, но и различного рода побочные явления.

  • Слайд 15

     

    Как Вы понимаете данные тезисы?

    • Человек не может отвечать «за все», он должен отвечать за то, на что реально можно оказать влияние.
    • Нельзя отвечать «за других»: другие тоже обладают свободой воли и способны принимать собственные решения.

  • Слайд 16

    Рекомендуемая литература

    Основная литература:

    1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
    2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн.,1997.
    3. Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.
    4. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
    5. Кондрашов В.А. Этика.
    6. Основы этических знаний. СПб., 1998.
    7. Словарь по этике. М., 1989.
    8. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., 1994.
    9. Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.

  • Слайд 17

     

    Дополнительная литература:

    1. Живая Этика. Избр. М., 1992.
    2. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1994.
    3. Мозаика Агни Йоги. Тбилиси, 1990. Кн. 1-2.
    4. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
    5. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения. О морали // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
    6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. У генеалогии морали. М., 1992.
    7. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2-х т. М., 1991. Т. 1.
    8. Сумерки богов (Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). М., 1990.
    9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
    10. Толстой Л. Н. Не убий никого// Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1992.

  • Слайд 18

    Использование материалов презентации

    Использование материалов презентации

    Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

    Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд