Презентация на тему "Традиции"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществоведению, которая расскажет о народных традициях на примере Южного Урала и Приуралья. Автор ведет свой рассказ со времен освоения русскими Урала, повествуя о ремеслах, одежде и обрядах того времени.

Краткое содержание

  • Знакомимся с народными традициями Южного Урала и Приуралья
  • История заселения
  • Жилища
  • Обряды
  • Календарные праздники
  • Одежда
  • Ремесла
  • Национальные блюда

Содержание

  • Слайд 1

    Традиции

  • Слайд 2

    История заселения русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий.

    Русские появились в крае во второй половине 16 века, вскоре после присоединения основных земель Башкирии к русскому государству. На новой территории в 16-17 веках стали строить города-крепости (Уфа, Мензелинск, Бирск) и оборонительные линии. Под защитой городов и вдоль крепостных линий основывались поселения. Первоначально русское население было малочисленным, оно состояло из служилых людей – стрельцов, казаков, дворян и их крепостных. В первую очередь была заселена центральная часть Башкирии, осваивались земли вокруг Уфы, затем - северо-западные, вдоль Закамской оборонительной линии.

  • Слайд 3

    ЖИЛИЩЕ

  • Слайд 4

    Потолочная балка (матица) делила помещение на прихожую и основную жилую часть, которая

    поперечными брусками (грядкой), делилась на избу и кухонную часть (середу, кут). В кухонной части хранилась утварь, выполненная в основном из бересты, дерева и глины и самая малая часть из железа. Все создавалось руками самих крестьян и являлось их ремеслом.В чистой части, по диагонали от печи, находился красный угол, в котором обязательно висела полочка с иконами (божница). Здесь стоял стол со скамьями, покрытый самотканой скатертью. По стенам дома проходили неподвижные широкие лавки, а выше уровня окон прикрепляли полки (полички, полицы).Большое внимание уделялось украшению дома архитектурной, ажурной резьбой.

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

     

  • Слайд 7

    СЕМЬЯ И ОБРЯДЫ

    Среди русского населения обычным явлением были большие семьи, 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные и др. работы.

    В семейные дела вовлекались и дети. Старшая дочь становилась нянькой (пестуньей), для младших сестренок и братишек.

    Имущество семьи считалось общей собственностью

    Снохи могли рассчитывать только на свое приданое, и на вещи сделанные своими руками. В обеспеченных хозяйствах каждая сноха имела свою клеть, где хранила имущество своей малой семейной ячейки. Большие семьи имели высокую обеспеченность.

  • Слайд 8

    Свадьбы и рождение детей

    Трудовой распорядок жизни семьи нарушался важными событиями: рождением ребенка, женитьбой или замужеством одного из членов семьи.

    Свадьбы праздновали осенью или зимой после Крещенья.

  • Слайд 9

     

  • Слайд 10

    РЕМЕСЛА

    Развитие всевозможных ремесел позволяло вырабатывать на месте все необходимые вещи, в том числе хозяйственную утварь, посуду, орудия труда, средства передвижения др. Русские крестьянкиизо льна и конопли ткали холсты, из шерстяной пряжи – сукна, шили одежду, вязали и занимались рукоделием. В каждой деревне были свои портные и сапожники, мастера по выделке овчин. Развивалась мелкая кустарная промышленность, которая зависела от природных ресурсов и традиций. Развит был гончарный промысел, где вырабатывалась черная посуда без глазури.

    Существовало несколько центров, где изготавливали железную кухонную посуду, а так же процветали токарно–посудный и бондарный промысел. Занимались кузнечным и плотницким делом, выполняли тонкие отделочные работы, украшая постройки деревянным “кружевом", изготовляли модную “гнутую" мебель, которую плели из черемухи.

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

     

  • Слайд 13

    КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождества, Новый год и Крещение. Не менее любимыми праздниками были: Масленица, Пасха, Семик и Троица. На протяжении всех святок готовили праздничные блюда, но особенно обильный стол старались сделать под новый год, чтобы “всегда жилось сытно". Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать.

  • Слайд 14

    Любимым праздником была масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и

    встречу весны. С четверга масленой недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощали блинами, оладьями, пирогами, была и выпечка.

  • Слайд 15

     

  • Слайд 16

    ОДЕЖДА

  • Слайд 17

    История возникновения одежды уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития

    человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а их развитие – с состоянием производительных сил и средств производства. Главная движущая сила развития общества – труд. Сначала, по-видимому, человек рефлекторно закрепил на своем теле прототип одежды (шкуры животных, кору деревьев, листья и волокна растений) с тем, чтобы освободить свои руки для труда. Дальнейшее развитие одежды также связано с развитием материально – практической деятельности людей. Изобретение ткацкого станка и развитие текстильных ремесел привело к появлению сначала драпированной , а потом и шитой одежды из ткани.

  • Слайд 18

    Ткатский станок

  • Слайд 19

    МУЖСКОЙ КОСТЮМ

    Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине . Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

    Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис.3б), зимой – овчинные нагольные шубы.

    Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.

  • Слайд 20

     

  • Слайд 21

    ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

    Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же отличием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном – поневы.

    Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

    Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия.

    Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц

    Костюм крестьянки Тверской губернии : сарафан «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.

    Костюм крестьянки Орловской губернии :домотканая холщевая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами, богато украшенный передник- занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор «сорока» с платком сверху.

    Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы

    Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборками.

  • Слайд 22

     

  • Слайд 23

     

  • Слайд 24

    ФОЛКЛОР

    Фольклор русских Южного Урала – богатейшая область духовной культуры. Частушка “звучала всюду, где была молодежь, она раздавалась и в поле и в садах и на скотном дворе. Вечерами и теплыми ночами, она звенела на деревенской улице. Кроме этого хорошо знали старинные – лирические песни, свадебные, хороводные, календарно – обрядовые, плясовые. Процветал сказочный жанр, рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Сочинялись легенды и придания, так называемая балладная песня.

  • Слайд 25

     

  • Слайд 26

    Национальные блюда

    Евгений Онегин:

    Проснулся, наконец, мой гений:На всё минувшее взглянул, И песни полны вдохновенийОн про пельмени затянул…Ни к деньгам ни к чинамНет у меня стремлений:Хочу чтоб чаще намГотовили пельмени…

  • Слайд 27

    А вот что говорит Людмила Черномору на его обольщения:

    Не нужно мне шатров твоих, Ни скучных песен, ни пиров;Не буду, есть, ни слушать пений – Пока не дашь ты мне пельменей…

  • Слайд 28

    Пельмени – блюдо исконно уральское. Его изобретатели древние кулинары коми-пермяцких п

    лемён. Названо это столь популярное кушанье по форме изделия, а произношения несколько переиначено на русском языке. На коми-пермяцком блюдо именуется пиль-нянь. Пель – ухо, нянь – хлеб, так что пельмени – это «хлебные уши».

  • Слайд 29

    Блюда уральской кухни

    • Щи с квашенной капустой
    • Мясные блюда
    • Каша
    • Рыбный суп (уха)
    • Овощные блюда
    • Выпечка (пироги ,курники ,караваи)
    • Окрошка
    • Картофель(XVIII век)

  • Слайд 30

    На зиму старались заготовить впрок лесные продукты-грибы-ягоды

  • Слайд 31

    Напитки

    • Квас
    • Пиво
    • Мёд
    • Кисель

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд