Презентация на тему "Досуг молодежи как социально-культурное явление и область практической деятельности"

Презентация: Досуг молодежи как социально-культурное явление и область практической деятельности
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Досуг молодежи как социально-культурное явление и область практической деятельности" по педагогике, включающую в себя 23 слайда. Скачать файл презентации 0.15 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Досуг молодежи как социально-культурное явление и область практической деятельности
    Слайд 1

    Досуг молодежи как социально-культурное явление и область практической деятельности

    Канд. психол. наук, доцент каф. «Социология и психология» КОРЕНЮГИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА 8-908-503-91-60 tkorenyugina@mail.ru

  • Слайд 2

    Понятие досуга

    В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

  • Слайд 3

    У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия. Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.го переживания человека на данный момент. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.

  • Слайд 4

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Напротив, недосужливый – «неискушенный, неумеющий, неизобретательный». Досужество – «умение, ловкость, способность к делу, мастерству». Досужествовать – «заниматься по найму ремеслом, мастерством». Досужиться – «найти свободное время». Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность.

  • Слайд 5

    Западные научные термины имеют сходное происхождение. Schole в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное обязательных занятий. И предназначалась оно для поиска себя, самопознания, приобретения опыта. Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Латинское zicere означает «быть дозволенным, разрешенным». Во французском языке zoisir – свободное время и zeisure – свобода в выборе.

  • Слайд 6

    Досуг - это все свободное время?

  • Слайд 7

    В исследованиях Р.Н. Азаровой на вопрос: "Досуг это все свободное время?" утвердительно ответили 60,3% респондентов, из которых занятая молодежь - 57%, незанятая - 77%, взрослые - 47%. Согласно опросу студентов Р.Н. Азаровой, понимание досуга наиболее приближено к его восприятию как формы отдыха и как свободного времени.

  • Слайд 8

    Еще Аристотелем понятие «труд, работа» было противопоставлено понятию «отдых». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил. По данным В.Д.Патрушева, человек без учета сна отдыхает около пяти часов в сутки. Это время включает разные виды отдыха от микропауз в работе мышц до перекуров на работе. И микропаузы составляют 15-20% рабочего времени. Таким образом, несмотря на близость понятий, отдых не тождественен досугу.

  • Слайд 9

    Понятие «рекреация» (лат. recreate - восстановление) было введено в обиход, в медицинскую и научную литературу римлянами. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля находим, что рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы». Рекреацию рассматривают и как досуг, в котором проявляется свобода выбора видов деятельности, и как труд. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире и происходит независимо от времени и от работы. Рекреация направлена, прежде всего, на поддержание жизни.

  • Слайд 10

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников отмечают, что время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.; в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

  • Слайд 11

    С 50-60-х годов XX века досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.

  • Слайд 12

    Таким образом, свободное время является частью нерабочего времени. Однако необходимо помнить, что выполнение социальных обязанностей, вынесенное за рамки свободного времени, можно считать досугом. Например, прогулка родителей с ребенком может стать увлекательным досугом для всех членов семьи, несмотря на то, что для мамы с папой она является выполнением семейных обязанностей. Точно также для истинно верующего человека посещение литургии, считающееся религиозной обязанностью, является настоящим праздником. Если окончание богослужения сопровождается семейным застольем (а в престольные праздники – совместным празднованием целого прихода), то религиозная обязанность, исключаемая из бюджета свободного времени, по праву приобретает статус досуга.

  • Слайд 13

    Обобщая различные подходы к описанию досуга, можно охарактеризовать досуговое время как часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

  • Слайд 14

    Временные особенности досуга

    В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени. В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы. Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха. Годичный цикл включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).

  • Слайд 15

    Величина свободного времени далеко не однородна у различных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказывается меньше социально необходимого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным - в социальном, психологическом и личностном плане - формам его освоения.

  • Слайд 16

    Междисциплинарный характер исследования досуга молодежи

  • Слайд 17

    Принципы организации досуговой деятельности

    Универсальным характером обладает принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности молодого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в досуговой сфере. Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.

  • Слайд 18

    Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала досуговой деятельности.

  • Слайд 19

    Среди современных принципов досуговой деятельности перечислим принципы культуросообразности технологического процесса, опорына национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании досуговых проектов и программ; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

  • Слайд 20

    Функции досуговой деятельности

    Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении, в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной досуговой практики. Особо следует выделить воспитательную и информационно-просветительную функции досуга. С этими функциями тесно взаимодействует и культуро-творческая функция досуговой деятельности. Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание.

  • Слайд 21

    Специфической является рекреативно-оздоровительная функция досуговой деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Компенсаторная функция обширна: от возможности развить отсутствующие (по естественной или трагической причине) желаемые способности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребностей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате которых достигается особое психологическое состояние - чувство собственного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях.

  • Слайд 22

    Экзистенциальная функция. Досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования (экзистенции). С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Развивающаяфункция рассматривается как дополняющая экзистенциальную и социализирующую, поскольку рассматривает досуговую деятельность как часть существования человека на протяжении всей его жизни. Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.

  • Слайд 23

    Специфической является рекреативно-оздоровительная функция досуговой деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Компенсаторная функция обширна: от возможности развить отсутствующие (по естественной или трагической причине) желаемые способности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребностей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате которых достигается особое психологическое состояние - чувство собственного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке