Презентация на тему "Метапредметные результаты обучения"

Презентация: Метапредметные результаты обучения
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Метапредметные результаты обучения" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 26 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Метапредметные результаты обучения
    Слайд 1

    Метапредметные результаты обучения

  • Слайд 2

    Цитата

    "Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета." К.Д. Ушинский

  • Слайд 3

    Значимость метапредметного обучения

    Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая уни- версальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями. Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса. В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор. Из статьи Ратиковой И.Н. «Метапредметный подход в образовательной практике»

  • Слайд 4

    История метапредметного подхода

      Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных - Вл. Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты. Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»    Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики». Это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

  • Слайд 5

    Подходы в понимании метапредметных результатов

    Сторонники первого (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т. е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания. В качестве примера можно привести метапредмет «Числа», который предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа. Подход №1 Метапредметы Традиционные учебные предметы

  • Слайд 6

    Подход №2 Сторонники второго подхода А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности. Метапредметное обучение Учебные предметы

  • Слайд 7

    Суть метапредметного подхода

    Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

  • Слайд 8

    Метапредметные результаты - это

    Освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

  • Слайд 9

    Возможные технологии достижения метапредметных результатов

    - Развивающее обучение Эльконина-Давыдова - Мыследеятельностная педагогика - Коммуникативная дидактика - Эвристическое обучение - Технология логико-смыслового моделирования - Школа М.Щетинина Также упоминаются: - «Экология и диалектика» Л.Тарасова - Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях) - Детско-взрослые научно-промышленные комплексы - Технология развивающего обучения - Технология критического мышления - ТРИЗ (АРИЗ) - Технологический компонент личностно-ориентированного урока - Общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.)

  • Слайд 10

    Средства достижения метапредметных результатов

    Метапредметы Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала

  • Слайд 11

    Надпредметные программы Курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД. Метапредметные темы в рамках предметных курсов Метапредметные темы – «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Пространство и время», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д. Метапредметные задания – «Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.

  • Слайд 12

    Специальная деятельность Деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики. Суть заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

  • Слайд 13

    Специальные приемы «Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. Специальная дидактика Эвристические, игровые задания.

  • Слайд 14

    Оценка метапредметных результатов

  • Слайд 15

    Основные объекты оценки метапредметных результатов : способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка метапредметных результатов освоения ООП

  • Слайд 16

    Пример: Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

  • Слайд 17

    Пример: Познавательные УУД - общеучебные смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении творч. и поисковых проблем; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

  • Слайд 18

    Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется на основе результатов: стартовой диагностики защиты индивидуального учебного проекта; текущего выполнения учебных исследований и проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; Оценка метапредметных результатов освоения ООП

  • Слайд 19

    текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданийна оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Система оценки в ОУ должна обеспечивать фиксацию достижения метапредметных результатов в рамках накопленной оценки.

  • Слайд 20

    Оценка метапредметных результатов требует использования адекватного оценочного инструментария. Ориентиром могут служить задания международных тестов PISA , отдельные виды заданий ЕГЭ, материалы, апробировавшиеся в рамках мониторингов образовательных достижений. Инструментарий для оценки метапредметных результатов

  • Слайд 21

    Организация урока

    Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить: – причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении; – компоненты метапредметного содержания в обучении; – смысл термина «универсальные учебные действия»; – различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности; – уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке; – этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход; – понятие рефлексии, как образовательной деятельности; – требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.

  • Слайд 22

    Этапы построения сценария метапредметного занятия

    1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации. 2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации. 3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося. 4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

  • Слайд 23

    Рефлексия

    Рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознатьосновные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения,полученные результаты и т.п. Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям: 1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, 2) психологической, т.е. обращенной к самой деятельности. Методика организации рефлексии включает в с е бя следующие эт апы: 1. Завершение выполняемой по учебному предмету деятельности. 2. Восстановление последовательности выполненных действий, даже тех, которые на первый взгляд ученику не кажутся важными. 3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. 4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: · предметная продукция деятельности – идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.; · способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности; · гипотезы по отношению к будущей деятельности (например, по качеству и количеству то- то возрастет так-то). 5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

  • Слайд 24

    Обобщенный результат

    С применением метапредметного подхода предполагается развитие у школьников базовых способностей: Мышление Воображение Целеполагание Понимание Действие

  • Слайд 25

    В завершении…

    Нам предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из нас − учитель, управленец, методист, психолог, автор учебников и учебных пособий, родитель − должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить для себя на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?» Петерсон Людмила Георгиевна. Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования

  • Слайд 26

    Источники информации

    http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/ http://econf.rae.ru/pdf/2015/03/4376.pdf http://meta.psu.ru/theory http://avkrasn.ru/article-1079.html http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html http://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-v-obrazovatelnoy-praktike

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке