Презентация на тему "Модернизация общего образования: ФГОС для детей с ОВЗ (концепция, нормативно-правовые документы)"

Презентация: Модернизация общего образования: ФГОС для детей с ОВЗ (концепция, нормативно-правовые документы)
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Модернизация общего образования: ФГОС для детей с ОВЗ (концепция, нормативно-правовые документы)" по педагогике. Презентация состоит из 37 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.12 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Модернизация общего образования: ФГОС для детей с ОВЗ (концепция, нормативно-правовые документы)
    Слайд 1

    Модернизация общего образования: ФГОС для детей с ОВЗ (концепция, нормативно-правовые документы)

    НефедоваС.Н., учитель химии МАОУ Лицей №21

  • Слайд 2

    Введение

    Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

  • Слайд 3

    Право на образование гарантируется и другими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др. При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

  • Слайд 4

    Следовательно, в контексте обеспечения прав человека, ФГОС для обучающихся с ОВЗ является документом, который, определяя условия осуществления их права на образование, должен обеспечивать соблюдение как прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и прав других участников отношений в сфере образования (педагогических работников, других обучающихся и пр.).

  • Слайд 5

    ФГОС общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее –Стандарт) устанавливает требования к: -структуре основных образовательных программ общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее–Программы) и их объему; -условиям реализации Программ; -результатам освоения Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт разрабатывается на основе современного законодательства Российской Федерации, с учетом международных правовых актов (Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов и др.), и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программ для обучающихся с ОВЗ.

  • Слайд 6

    При разработке Стандарта учитываются: - особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимость создания для них специальных условий получения образования; - неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья; - диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ и вариативность условий их образования

  • Слайд 7

    Концепция ФГОС обучающихся с ОВЗ исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: - образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 4); - государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 12); - общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (часть 2); - под специальными условиями получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3); - при получении образования обучающимися с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература (часть 11); - особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 6).

  • Слайд 8

    Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

  • Слайд 9

    РАЗДЕЛ 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

  • Слайд 10

    1.1. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья –неоднородная группа школьников

    Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями: - слуха; - зрения; - речи; - опорно-двигательного аппарата; - задержкой психического развития; - интеллекта; - расстройствами аутистического спектра; - множественными нарушениями развития.

  • Слайд 11

    Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития; от детей, способных при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего школьного возраста.

  • Слайд 12

    1.2. Современные тенденции в изменении состава детей с ОВЗ в России

    Одной из ведущих современных тенденций в динамике количества детей с ОВЗ, относимых к разным нозологическим группам, является рост в системе образования доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания. Противоположная тенденция: масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что к началу школьного обучения часть детей с ограниченными возможностями здоровья достигает близкого к возрастной норме уровня развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

  • Слайд 13

    1.3. Обучающиеся с ОВЗ –это дети с особыми образовательными потребностями

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой ограничений возможностей здоровья, и определяют особую логику построения образовательного процесса и находят своё отражение во всех его компонентах. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья:

  • Слайд 14

    –в максимально раннем начале обучения обеспечении раннего выявления(специально организованное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка); –в изменении содержания образования (например, как за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за счет сокращения объема содержания); –в необходимости использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении); –в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья); –в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды; –в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).

  • Слайд 15

    Только удовлетворяя особые образовательные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, можно дать возможность получить образование.

  • Слайд 16

    РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

  • Слайд 17

    Варианты образовательных программ на основе ФГОСПервый вариант образовательной программы (А)

    Этот вариант образовательной программы адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. При необходимости может создаваться индивидуальный учебный план.

  • Слайд 18

    Он полностью включён в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончании школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ об образовании, как и его сверстники без ограничений здоровья. Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья осваивая основную образовательную Программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. В случае необходимости с учетом специфики ограничений здоровья обучающегося организуются среда и рабочее место. Обязательной является систематическая специальная помощь –создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

  • Слайд 19

    Второй вариант образовательной программы (В)

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется.

  • Слайд 20

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающий вариант В, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Вариант B образовательной Программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, а также в отдельных классах или группах предполагает использование адаптированной образовательной программы. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.

  • Слайд 21

    Второй вариант отличается от первого также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Предусматривается проведение специальной работы, направленной на постепенное, планомерное расширение и углубление их социального опыта. По завершению освоения Программы определенного уровня, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают документы, предусмотренные законодательством по итогам промежуточной и/или итоговой аттестации.

  • Слайд 22

    Третий вариант образовательной программы (С)

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется.

  • Слайд 23

    В структуре адаптированной образовательной Программы «академический» компонент сокращен в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обучающийся с ОВЗ, осваивающий вариант С, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Рабочее место организуется в соответствии со специфическими потребностями данной категории детей. Вариант С может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Во всех этих случаях предполагается реализация адаптированной основной образовательной программы.

  • Слайд 24

    В связи с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по этому варианту Программы, могут испытывать значительные затруднения, связанные с определенными ограничениями их жизненного опыта и взаимодействия со здоровыми сверстниками, требуется специальная планомерная работа, направленная на овладение ими системой социальных отношений. Смыслом этой работы является подготовленное и дозированное расширение социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками без ограничений здоровья.

  • Слайд 25

    Четвёртый вариант образовательной программы (D)

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья(со сложными и множественными нарушениями развития)получает образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах .

  • Слайд 26

    ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарты образования детей с ОВЗ, предусматривающие четыре варианта образовательных Программ, которые учитывают особые образовательные потребности всех детей с разной степенью нарушений развития, позволяют обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

  • Слайд 27

    II.3. Требования к структуре образовательных Программ

    ФГОС для обучающихся с ОВЗ является основой разработки структуры образовательных Программ для каждой категории детей: - программой коррекционной работы; - примерной адаптированной образовательной Программы; - адаптированной основной образовательной программы; - адаптированной образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана.

  • Слайд 28

    Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В названии каждой образовательной области отражены оба компонента: - Язык –знания о языке и речевая практика; - Математика –знание математики и практика применения математических знаний; - Естествознание –знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; - Человек –знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; - Обществознание –знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; - Искусство –знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве; - Физическая культура –знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования; - Технологии – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения. Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой образовательной области в каждом варианте Программы и для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Слайд 29

    «Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни.

  • Слайд 30

    Образовательные области (Естествознание)Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром

    1. Овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире. 2. Развитие способности использовать знания и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. 3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

  • Слайд 31

    II.4. Требования к результатам освоения образовательных Программ

    Требования к результатам –это описание планируемых результатов на определенном уровне образования. Описание ожидаемых результатов должно носить интегративный характер и включать в себя: - требования к знаниям и умениям на данной ступени образования; - требования к использованию знаний и умений на практике; - требования к активности и самостоятельности их применения.

  • Слайд 32

    Личностные результаты являются преимущественным итогом овладения обучающимися с обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции. Личностные результаты включают: 1) способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения. 2) способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. 3) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий. 4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. 5) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • Слайд 33

    Требования к кадровым условиям реализации вариантов федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ

    Педагоги, которые реализуют основную образовательную программу(вариант А) должны иметь высшее профессиональное образование. Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

  • Слайд 34

    Педагоги, реализующие адаптированные образовательные Программы (варианты B, C и D) должны иметь высшее профессиональное образование: - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень бакалавра или магистра); - по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики или специальной (коррекционной) психологии); - по одной из специальностей: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика»; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень/ квалификация бакалавр).

  • Слайд 35

    Реализация образовательной Программы варианта А для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает использование базовых учебников для здоровых сверстников. Реализация адаптированной образовательной Программы варианта В и С для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает использование специальных, учитывающих особенности их психофизического развития и особые образовательные потребности, учебников в комплексе со специализированными приложениями. Реализация адаптированной образовательной Программы варианта D предусматривает использование специальных, учитывающих особенности психофизического развития и особые образовательные потребности этой группы детей с ограниченными возможностями здоровья, пособиям.

  • Слайд 36

    Совокупность требований, сформулированных в текстах ФГОС, обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья государственную гарантию реализации права на качественное образование.

  • Слайд 37

    Спасибо за внимание ;))

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке