Презентация на тему "Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении"

Презентация: Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении
Включить эффекты
1 из 113
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 113 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    113
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении
    Слайд 1

    Основы организации и проведения исследовательской работы в образовательном учреждении

  • Слайд 2

    Обновление структуры и содержания общего образования ставит вопрос о достижении нового качества общего образования - а это, как указано в Концепции …… предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.

  • Слайд 3

    технологических инноваций - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии экономических инноваций - новые экономические механизмы в сфере образования педагогических инноваций - новые методы и приемы преподавания и обучения организационных инноваций - новые организационные структуры и институциональные формы Современная образовательная система представляет собой единство: Современная образовательная система

  • Слайд 4

     разработки способов организации и управления экспериментальной деятельностью и овладения современными образовательными технологиями Для эффективного и качественного решения этих вопросов современному руководителю, участвующему в эксперименте, предстоит  поиск путей достижения нового социального заказа и других аспектов жизнедеятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях  определение стратегии развития своего учебного заведения  поиск образцов организации эксперимента проектирование и планирования предстоящей экспериментальной деятельности  поиск образцов организации эксперимента создание необходимых условий способствующих повышению качества образования  поиск путей и способов их совместного решения глубокая теоретическая подготовка и практическая проработанность в вопросах анализа конкретных затруднений

  • Слайд 5

    Работая с педагогическим коллективом, руководителю необходимо провести следующие работы с педагогическим коллективом: отработать содержание и методы проектирования программ эксперимента по модернизации образования; познакомить с методами управления экспериментальной работой познакомить коллектив с основами государственной политики в области образования, стратегией модернизации структуры и содержания общего образования сформировать основные представления об экспериментальной и исследовательской деятельности создать возможность для овладения необходимым теоретическим инструментарием по организации и осуществлению экспериментальной деятельности Успех экспериментальной (исследовательской), работы во многом зависит от правильного управления ходом этого процесса, а также, от владения понятийным аппаратом педагогического эксперимента как эмпирического метода исследовательской деятельности

  • Слайд 6

    Эксперимент по обновлению общего образования по масштабу реализуется как широкомасштабный и локальный задать образцы единиц нового типа внутри системы. Локальный и широкомасштабный эксперименты могут нести в себе элементы инновационной исследовательской деятельности. В большей мере это касается локального эксперимента отработку и проверку основных целей и задач обновления содержания и структуры общего образования, выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента в процессе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового опыта, соответствующего стратегии реформы Локальный, не претендующий на изменение всей системы образования - предполагает Широкомасштабный, проводимый в генеральной выборке школ – предполагает

  • Слайд 7

    Разработать варианты проектирования и моделирования развивающейся образовательной среды и др. Подготовить эффективный переход в основную школу Сформировать отдельные ключевые компетенции школьников, обучить сотрудничеству средствами всех учебных дисциплин, умению общаться Ввести иностранные языки и элементы информационной культуры на этапе начального образования Совершенствовать содержание и методы обучения, направленные на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности Отработать систему оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения Проверить современные здоровье сберегающие образовательные методики и технологии Отработать образовательные технологии, адекватные возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье Локальный эксперимент Широкомасштабный эксперимент В начальной школе Направления эксперимента по обновлению общего образования.

  • Слайд 8

    Организовать профильное обучение в условиях сельской школы Разработать обязательные минимумы содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников как элементы образовательного стандарта для старшей школы Проверить варианты учебных планов для старшей школы Проверить основные пути и формы профилизации старшей школы В с т аршей школе Локальный эксперимент Широкомасштабный эксперимент Направления эксперимента по обновлению общего образования.

  • Слайд 9

    Что же такое исследование, эксперимент, инновация, каковы их признаки и различия Что такое исследование? Исследование в педагогике - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах (Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1993,384)

  • Слайд 10

    Инновации (нововведения) как многомерное явление в области образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности

    Технологический процесс их внедрения рассматривается как инновационный подход в построении обучения . Образование и воспитание имеет два предельных стратегических ориентира – на личность и на общество. Система среднего полного общего образования в нашей стране решает задачи формирования социальной, гражданской, общественно-политической и личностной зрелости учащейся молодежи. Технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических задач. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

  • Слайд 11

    Отражают инновационный подход к процессу обучения и ориентацию процесса образования на личностные структуры:

    Информационные (формирование знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности ); Операционные (формирование способов умственных действий); Эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); Технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); Эвристические (развитие творческих способностей); Прикладные (формирование действенно-практической сферы).

  • Слайд 12

    ВВЕДЕНИЕ

    Разработанные в лаборатории «Сельская школа», современные модели профессионального педагогического образования, анализ образовательной практики и нормативных документов свидетельствуют о том, что современному образовательному учреждению нужен универсальный педагог-исследователь, способный активно участвовать в процессе всех преобразований, готовый к инновационной деятельности, знающий основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

  • Слайд 13

    Эти задачи не могут быть решены без соответствующих усилий и опыта слушателей, специальных знаний, умений, формируемых в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин. Однако необходим и специальный курс, способствующий подготовке будущего учителя к самостоятельной исследовательской работе. Курс «Методика и методы педагогического исследования» проводится в рамках обязательных дисциплин по выбору, рассчитан на 36 часов (18 - аудиторные занятия, 18 - самостоятельная работа слушателей).

  • Слайд 14

    Цель лекционного курса - знакомство слушателей с сущностью педагогического исследования, его методами, организацией. Здесь рассматривается система базовых понятий курса, как основа для исследовательских умений. На семинарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки теоретического анализа и применения эмпирических методов в решении задач педагогического исследования. Эта общая цель реализуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям. Здесь выделяются следующие компоненты:

  • Слайд 15

    а) тема и цель данного семинара; б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание анализа определяется перечнем понятий в разделе «Основное содержание курса», а также целевой установкой конкретного семинара; в) литература для чтения и реферирования; г) вопросы и задания для обсуждения в группе, в ходе которого уточняется содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления методологических и технологических проблем педагогического исследования; д) вопросы для обсуждения в микрогруппах (по 2-4 слушателей в каждой, в зависимости от характера задания, уровня его сложности, индивидуальных особенностей студентов, опыта работы в микрогруппах и т. д.). Цель обсуждения - поиск и представление найденной совместными усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной, четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически правильного мышления и реализации научного стиля речи. В связи с этим оценивается как содержание сообщения, так и его форма; е) практикум, задания которого могут выполняться как в ходе общегрупповой дискуссии, так и в процессе работы микрогрупп. В первом случае важно обеспечить слушателей возможность ведения дискуссии с последующим обсуждением качества исполнения роли ведущего. Однако главная задача практикума - развитие опыта решения локальных практических задач, возникающих в ходе педагогического исследования, т. е. формирование элементарных исследовательских умений и навыков; ж) темы для индивидуальных сообщений, смысл которых - углубленное изучение отдельных вопросов (подтем) плана, тех или иных базовых понятий темы и представление результатов этой работы в компактном (5-7 минут) сообщении (реферате) для всей группы. Рекомендуется комментировать и оценивать не только содержание сообщения, но и его структуру, языковое оформление, речь докладчика.

  • Слайд 16

    Цель самостоятельной работы слушателей по курсу - расширение информированности по основной проблематике курса, формирование (совершенствование) навыков работы с различными источниками информации, преобразования информации и представления ее в различных формах (тезисы, план, цитация и т. п.). Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам.

  • Слайд 17

    В материалах к курсу в качестве специальной части выступает понятийный аппарат (система терминов и толковый словарь). Назначение этой части - помочь слушателям в работе по усвоению содержания основных понятий курса, поэтому и указатель терминов, и словарь используются как при подготовке, так и в ходе семинарских занятий, при выполнении заданий самостоятельной работы, а также для непосредственной работы с ними, как с информационной базой курса.

  • Слайд 18

    Кроме двух указанных выше вариантов применения систематического указателя и толкового словаря, можно использовать их для построения структурно-логических схем (на семинарских занятиях, в качестве индивидуальных заданий и т. д.), отражающих связи терминов внутри терминологических групп. Например:

  • Слайд 19

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

  • Слайд 20

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1. Исследование в педагогике: сущность, методологический аппарат

    Наука и научный поиск. Функции науки и формы научного познания. Понятие исследования, типология исследований. Теоретические и эмпирические исследования. Фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Структура научного исследования. Сущность и специфика педагогического исследования. Методология как "знание о знании" и как система методов и исследовательских процедур. Исследовательские подходы в педагогике. Методологическая рефлексия и основные элементы методологического аппарата исследования. Обоснование актуальности исследования. Проблема и тема исследования. Объект и предмет исследования. Цели, задачи, гипотеза в педагогическом исследовании. Логика исследования, его основные этапы. Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования. Основные понятия: наука, научный факт, понятие, закономерность, теория; научное исследование; системный, комплексный, личностный, деятельностный подходы в педагогическом исследовании; методология; методологические характеристики исследования; актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза; научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

  • Слайд 21

    Тема 2.Методы научно-педагогического исследования

    Понятие о методах исследования в педагогике. Теоретические и эмпирические, математические и статистические методы исследования. Общенаучные и собственно педагогические методы исследования. Психологические и социологические методы в педагогическом исследовании. Функции и возможности теоретических методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, абстрагирование, идеализация и другие методы теоретического анализа. Терминологический анализ и моделирование в педагогическом исследовании. Статические модели и мысленный эксперимент. Эмпирические методы в педагогическом исследовании как способы сбора информации о педагогических фактах. Изучение и анализ литературных источников. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертиза в педагогическом исследовании. Инструментарий исследования (анкеты, тесты, опросники и т. д.). Математические и статистические методы в педагогическом исследовании. Понятие об описательной и индуктивной статистике и их функциях в педагогическом исследовании. Педагогический эксперимент: сущность и специфика. Виды эксперимента. Понятие о переменных, экспериментальных объектах. Основные понятия: анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, идеализация; понятийный аппарат исследования и терминологический анализ; моделирование, статическая модель, динамическая модель; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование; контент-анализ; экспертиза; измерение; индуктивная статистика, описательная статистика; корреляционный и факторный анализ; эксперимент, естественный и лабораторный эксперименты; переменные; выборка; респондент; репрезентативность.

  • Слайд 22

    Тема 3. Организация опытно-экспериментальной работы в педагогическом исследовании

    Формулирование проблемы, темы, гипотезы и других методологических характеристик педагогического исследования. Разработка программы опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей и т. д. Пилотажное исследование. Выбор экспериментального плана. Классический и факторный эксперименты. Содержание и функции констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Социально-психологические, педагогические, организационные условия реализации идеи педагогического эксперимента. Проблема обобщения и распространения итогов экспериментальной работы. Основные понятия: опытно-экспериментальная работа; критерии и показатели; констатирующий и формирующий этапы эксперимента; классический, перекрестный, факторный эксперименты; контрольная группа, экспериментальная группа; психолого-педагогические и организационные условия экспериментальной работы; обобщение (генерализация) результатов исследования.

  • Слайд 23

    Тема 4. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.

    Оформление и представление итогов научной работы Упорядочение, систематизация фактов, идей, положений. Типы данных и их статистическая обработка. Первичная и вторичная информация. Основные формы представления данных: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. Анализ и интерпретация результатов и формулирование выводов. Понятие квалификационной работы. План научной работы и рубрикация как выражение композиционной структуры текста. Научный текст и научный стиль речи: лексика, педагогическая терминология, синтаксические конструкции; устойчивые формы и клише. Редактирование и саморедактирование текста. Справочно-библиографический аппарат научного текста; цитация. Основные понятия: систематизация; количественные и качественные данные; индивидуальная (первичная) информация, совокупная (вторичная) информация; научный текст, форма научного текста, научный стиль; экстралингвистические средства научного текста; интерпретация и обобщение; выводы и научно-практические рекомендации; квалификационная работа; библиографический аппарат; предзащита и защита дипломной работы; рецензирование; научный доклад.

  • Слайд 24

    Под исследованием понимается сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся интеллектуальная познавательная деятельность,характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами (Занковский А.Н.,63) Что такое исследование?

  • Слайд 25

    2.Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных - это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов 1.Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов Исследование преследует две цели:

  • Слайд 26

    строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку характеризуется систематичностью взаимосвязью всех элементов, процедур и методов опирается на разработанную теорию целенаправленностью Исследование носит более глубокий характер, чем эксперимент и преследует более глобальные в научном плане, стратегические цели

  • Слайд 27

    Эксперимент-метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования Педагогический эксперимент - эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.п. Эксперимент(от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности Что такое эксперимент? Его признаки 12

  • Слайд 28

    Опора на научную (научные) теории 2 Целенаправленность 1 Основные признаки экспериментального исследования № п/п Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом Критерий истинности научного познания 6 Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности 5 Систематичность 4 Наличие стратегии исследования 3

  • Слайд 29

    Построение в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности 10 Использование научного языка для описания исследовательской деятельности 9 Наличие научного аппарата: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, критериев оценки результатов для решения задач исследования 8 Основные признаки исследования № п/п Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом (продолжение) Взаимосвязь всех элементов, процедур и методов 7

  • Слайд 30

    Точно описанные методы и средства исследования 12 Основные признаки исследования № п/п Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом (продолжение) Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента 13 Технологичность 14 Наличие программы экспериментальной деятельности, экспериментальных разработок 15 Создание экспериментальных разработок 16 Описание условий, факторов, влияющих на результаты (зависимых и независимых переменных, а также дополнительных переменных) 11

  • Слайд 31

    Инновации это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Р.Н.Юсуфбекова) Что такое инновация? В чем ее особенности Нововведение - внедрение тех или иных новшеств в образовательную систему, освоение новых технологий, приемов, улучшение методов организации и управления образовательным процессом Инновации актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.("Новые ценности в образовании")

  • Слайд 32

    Структура педагогического исследования

    Структура научного исследования - общий путь (логика) исследования проблемы. Выделяются следующие основные общие этапы исследования: 1. Установление объекта изучения. 2. Исследование известного об объекте действительности. 3. Постановка и формулирование проблемы. Определение предмета исследования. 4. Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. 5. Построение плана исследования (выбор методов и процедур). 6. Проверка гипотезы. 7. Определение сферы применения найденного решения. 8. Литературное оформление результатов исследования. 9. Проверка и уточнение выводов исследования в массовом опыте, в широком эксперименте (внедрение в практику). См. также Технология педагогического исследования, Логика педагогического исследования.

  • Слайд 33

    Программа исследования

    Программа исследования (от греч. programma - объявление, предписание) - план намеченной деятельности, работ; изложение основных задач и целей. Научный документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами.

  • Слайд 34

    Естественный эксперимент

    Естественный эксперимент - метод психолого-педагогического исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Проверяет влияние какого-либо фактора на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях. Работу с учениками ведет либо классный руководитель, либо знакомый им преподаватель. Естественный эксперимент соединяет положительные черты наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленение отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого. Разновидность естественного эксперимента - экспериментальное обучение, при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

  • Слайд 35

    Лабораторный эксперимент

    Лабораторный эксперимент (лат. laboratorium от laborare - работать) - разновидность эксперимента, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью приборов и других средств исследования, обеспечивающих строго контролируемые условия для целенаправленного изучения и, если потребуется, воспроизведения объекта познания. В педагогических исследованиях проводится преимущественно в форме экспериментальных занятий для изучения индивидуальных и типологических особенностей учащихся, их памяти, внимания, других личностных характеристик. В силу узкой направленности этот вид эксперимента не может быть использован для изучения комплексных процессов, характерных для большинства педагогических явлений.

  • Слайд 36

    Констатирующий эксперимент

    Констатирующий эксперимент (от лат. constat - известно) - этап (разновидность) эксперимента, в ходе которого исследователь экспериментальным путем устанавливает и регистрирует состояние изучаемой системы, констатирует факты связи и зависимости между явлениями.

  • Слайд 37

    Формирующий эксперимент

    Формирующий эксперимент (от лат. formare - образовывать, порождать) - этап (разновидность) педагогического эксперимента, который не ограничивается регистрацией выявленных фактов, а позволяет раскрыть закономерности процессов обучения и воспитания, определить возможности их оптимизации. Педагог-исследователь включается в экспериментальную ситуацию, активно выступая инициатором создания или усовершенствования тех или иных педагогических методов, средств и подходов. Он целенаправленно преобразовывает экспериментальную педагогическую ситуацию в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки ее (ситуации) эффективности.

  • Слайд 38

    Мысленный эксперимент

    Мысленный эксперимент - один из видов теоретического моделирования. В нем исследователь конструирует идеальные (идеализированные) объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. См. также Модель, Идеализированный объект.

  • Слайд 39

    Модель

    Модель (от лат. modulus - мера, образец) - 1) схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе; 2) образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. Система материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов, являющаяся подобием объекта исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Является заместителем изучаемого объекта и позволяет получить о нем информацию.

  • Слайд 40

    Идеализированный объект

    Идеализированный объект - мысленная познавательная конструкция, являющаяся результатом идеализации. Будучи элементами научной теории, идеализированные объекты служат важнейшими средствами познавательной деятельности в науке. Теоретические утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным объектам, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми (мысленный эксперимент, их осмысление в различных теоретических схемах и моделях) позволяет устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.

  • Слайд 41

    Актуальность исследования

    (от лат. actualis - деятельный, действительный, настоящий; важный, существенный для настоящего времени) - методологическая характеристика исследования. Обоснование актуальности предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело - обоснование актуальности темы. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

  • Слайд 42

    Противоречие

    Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Представляет собой источник саморазвития всех явлений, процессов. Источником развития научного познания служит сложная система противоречий - между теорией и экспериментом, альтернативными теоретическими объяснениями фактов, старыми и новыми теориями, наукой и практикой.

  • Слайд 43

    Проблема исследования

    ЭТО методологическая характеристика исследования. С определения проблемы начинается исследование. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что раньше не было изучено? Решить практическую задачу средствами науки - значит определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности, направленной на решение данной задачи. Эта область неизвестного в научном знании, "белое пятно на карте науки" и есть научная проблема. «Знание о незнании» - в этом суть научной проблемы.

  • Слайд 44

    Тема исследования

    Тема исследования (от греч. thema - предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения) - методологическая характеристика исследования; формулировка, отражающая проблему исследования. Тема должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым.

  • Слайд 45

    Цель исследования

    Цель - мысленный, идеальный образ результата действия, форма проявления объективной социальной причинности в сознании людей в виде постановки целей - создания образов того, что должно быть достигнуто в результате действия (субъективная форма объективной причинности). Цель исследования - методологическая характеристика исследования; представление о результате. Ставя перед собой цель, исследователь представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат.

  • Слайд 46

    Объект (лат. objectum - предмет)

    1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического действия субъекта; 2) предмет (явление), на который направлена какая-либо деятельность. Объект исследования - методологическая характеристика исследования; процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

  • Слайд 47

    Предмет исследования

    методологическая характеристика исследования; все то, что находится в границах объекта исследования. Если, определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос "Что рассматривается?", то предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

  • Слайд 48

    Задачи исследования

    Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов, действий, операций) составляет процесс решения задачи. В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические и теоретические. Практические задачи направлены на непосредственное преобразование действительности, теоретические - на познание ее. Задачи исследования - методологическая характеристика исследования. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута .

  • Слайд 49

    Гипотеза исследования

    Гипотеза исследования (от греч. hypothesis - основание, предположение) - методологическая характеристика исследования, научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием. От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана; б) проверяемость; в) приложимость к возможно более широкому кругу явлений; г) относительная простота. В гипотезе органически сливаются два момента: выдвижение некоторого положения; последующее логическое и практическое доказательство. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие.

  • Слайд 50

    Методология

    Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие) - 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

  • Слайд 51

    Методы исследования в педагогике

    Методы исследования в педагогике - приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности, являющиеся орудием получения научных фактов. В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на: общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формализованные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования.

  • Слайд 52

    Эмпирическое исследование

    Эмпирический (от греч. empeiria - опыт) - основанный на непосредственном опыте. Иногда противопоставляется "теоретическому". Эмпирическое исследование - вид научного исследования; изучение конкретных проблем, связанное с решением преимущественно практических задач. См. также Прикладное исследование.

  • Слайд 53

    Беседа

    Беседа - метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и т. д.).

  • Слайд 54

    Анкетирование

    Анкетирование - метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей (например, мнений различных групп учащихся и учителей о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, методе обучения). Метод анкетирования используется в случаях, когда исследуемую проблему трудно изучить другими методами (например, мотивы выбора учительской профессии, степень удовлетворенности этой деятельностью). 5.03. Аннотация (от лат. annotatio - примечание, пометка) - краткое разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим описанием какого-либо сочинения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке и т. д.); развернутая аннотация - сжатая характеристика идеи, содержания, назначения книги, статьи или рукописи.

  • Слайд 55

    Анкета

    Анкета (от фр. еnquete - буквально: расследование) - связанная единым исследовательским замыслом система вопросов; опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Вопросы анкеты делятся по содержанию: вопросы о фактах, действиях в прошлом, в настоящем, а также о продуктах деятельности, вопросы о мотивах деятельности, оценках и мнениях индивидов; по форме: открытые (не определяют ни содержание, ни форму ответа) и закрытые (альтернативные, со множественным выбором, в которых отвечающий выбирает один или несколько ответов из предложенных) и др. Шкалирование - совокупность методов измерения для оценки информации, собираемой в процессе опроса, наблюдения или анализа документов; шкалой является алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту присваивается некоторое число.

  • Слайд 56

    Анализ продуктов деятельности

    Анализ продуктов деятельности - эмпирический метод, применяемый в педагогическом исследовании. Анализу подвергаются дневниковые записи, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д. К разновидностям данного метода можно отнести и контент-анализ. Синонимы: Архивный метод, Праксиметрический метод

  • Слайд 57

    Верификация

    Верификация (фр. verification от лат. verus - истинный и facere - делать) - процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотнесения их с данными опыта.

  • Слайд 58

    Интервью

    Интервью (англ. interview) - непосредственная целенаправленная, проводимая по заранее приготовленному плану беседа интервьюера (лица, проводящего интервью) с респондентом. Однако, в отличие от беседы, которая носит характер взаимного обмена информацией, в интервью один спрашивает другого, воздерживаясь от собственных высказываний по затронутому вопросу. Интервьюирование - эмпирический метод исследования, сбор первичной информации путем интервью.

  • Слайд 59

    Наблюдение

    Наблюдение - метод исследования, целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации исследователем процессов или явлений. Позволяет получить данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информацией, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучить объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью, опорой на определенную педагогическую концепцию.

  • Слайд 60

    Опрос

    Опрос - метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (интервьюирование) или опосредованном (анкетирование) взаимодействии исследователя (интервьюера) с опрашиваемым (респондентом). Опросник - вид психологического теста; предназначен для выявления различных сторон личности испытуемого с помощью набора утверждений, с которыми респондент соглашается либо не соглашается. Анализ ответов позволяет получить профиль личности испытуемого.

  • Слайд 61

    Тест

    Тест (от англ. test - испытание) - короткие стандартизированные задания, по которым проводятся испытания для определения тех или иных сторон личности и ее потенциальных возможностей. Результаты этих испытаний обычно выражаются в количественной форме и подвергаются статистической обработке и последующему комментированию. Наряду с собственно психологическими применяются тесты достижений: испытания школьных знаний, навыков, умений, общей и профессиональной подготовки. Тестирование - метод исследования, использующий тесты. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); 2) проведение тестирования (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

  • Слайд 62

    Эксперимент

    Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод исследования, основанный на вмешательстве в ход явлений, процессов путем создания условий, позволяющих выделить изучаемые связи из всего их многообразия и многократно их воспроизвести. Позволяет искусственным созданием условий вызвать необходимую исследователю связь, воспроизводить ее, изменять условия. Недостаток заключается в том, что естественные условия изучаемой экспериментально связи в "чистом" виде всегда более многообразны - эксперимент всегда содержит в себе элемент упрощения. Эксперимент педагогический - метод исследования, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами) и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы. Сущность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением в ход педагогического процесса принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и его гипотезой. Эксперимент строится на сравнении контрольной и экспериментальных групп, позволяет определить взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными (методами и средствами обучения, например, и его результатами в строго фиксируемых условиях).

  • Слайд 63

    Экстраполяция

    Экстраполяция (от лат. extra - сверх и polire - делать гладким, отделывать) - 1) процедура перенесения свойств, отношений и закономерностей с одной предметной области на другую; 2) метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных при изучении одного предмета, на другой предмет, на основании наличия общих признаков.

  • Слайд 64

    Экспертный метод

    Экспертный метод - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

  • Слайд 65

    Теоретическое исследование

    Теоретическое исследование - вид научного исследования. Выделяется по уровню знания; связано с получением теоретического знания, разработкой общей или специальных теорий. См. также Теория. Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) - высшая форма научного мышления, система понятий, категорий, законов, отражающих существенные свойства, связи и отношения предметов действительности. Теория составляет основной структурный элемент науки, связывая в единое целое факты, проблемы, гипотезы, методы познания и др.; возникает на основе наблюдений, экспериментов, описания, классификации и обобщения фактов. Она предполагает не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение, осмысление их во всей системе данной науки. Сущность теории заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным она находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение.

  • Слайд 66

    Структурно-функциональный анализ

    Структурно-функциональный анализ - метод анализа каких-либо социальных явлений как целостных систем, представляющих собой определенное структурное соединение элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию по отношению к другим элементам и системе в целом. Как метод познания предполагает: 1) выделение относительно устойчивых элементов, 2) их качественный и, по возможности, количественный анализ, 3) выявление их связей, функций внутри системы, 4) количественное определение силы, степени влияния каждого элемента, его воздействия на другие элементы и систему в целом, 5) синтез всего полученного знания в единую целостную картину.

  • Слайд 67

    Синтез

    . Синтез (от греч. synthesis - составление, соединение) - метод исследования; практическое или мысленное соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое. Синтез неразрывно связан с анализом и не существует без него: синтетическое знание об объекте основывается на выделении его составных частей или частных особенностей. Синтез тесно связан также с другими мыслительными процессами; без синтеза невозможны обобщение, систематизация, сравнение, вместе с которыми он составляет логический аппарат мышления.

  • Слайд 68

    Редукция, Элевация

    Редукция (от лат. reductio - возвращение, отодвигание назад) - сведение сложного к простому, объяснение сложных явлений по аналогии с более простыми. См. также Элевация. Элевация (от лат. elevator - поднимающий) - возведение простого к сложному, подход к выявлению тех свойств простейшего взаимодействия, которые делают его потенциальным источником более сложных взаимодействий. См. также Редукция.

  • Слайд 69

    Анализ

    Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - метод исследования, мысленное или практическое разложение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части одного целого. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, свести сложное к простому, расклассифицировать предметы и явления. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. Процедура, обратная анализу, - синтез. 2.04. Анализ базовых понятий - теоретический метод исследования, совокупность гносеологических операций с научными понятиями, в которых отражаются явления, выступающие предметом исследования. Синоним: Терминологический анализ.

  • Слайд 70

    Абстрагирование

    Абстрагирование (от лат. abstrahere - отвлекать) - процесс вычленения какого-либо признака объекта, изучаемой системы, отвлечения от остальных. Посредством абстрагирования формируются обобщенные образы реальности (понятия), позволяющие выделить в ней значимые для деятельности связи и отношения объектов, отграничив их от других. 2.02. Абстракция (от лат. abctractio - отвлечение) - результат мысленного отвлечения (абстрагирования) тех или иных определенных свойств от множества свойств исследуемого конкретного предмета. Под абстракцией понимают не только результат абстрагирования, но также метод научного исследования, основанный на том, что при изучении какого-то явления, процесса не принимаются во внимание его несущественные стороны и признаки. См. также Идеализированный объект.

  • Слайд 71

    Аналогия, Дедукция

    Аналогия (от греч. analogia - сходство, соответствие, соразмерность) - 1) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) общенаучный метод исследования, вид умозаключения, позволяющий выявить свойства одного предмета на основании его сходства с другим. Знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта ("модели"), переносится на другой объект (предмет, явление, процесс), который менее изучен или доступен для исследования. Дедукция (от лат. deductio - выведение) - вид умозаключения и метод познания; переход от общих суждений к частному, от некоторых предложений-посылок к их следствиям; применение установленного общего положения к частному случаю.

  • Слайд 72

    Индукция

    Индукция (от лат. inductio - выведение) - вид умозаключения и метод исследования. В индуктивном рассуждении идут от частных, единичных суждений, фактов, положений к общим выводам. Это форма движения познания от эмпирического к теоретическому уровню. Индуктивное заключение всегда имеет не достоверный, а лишь вероятный или правдоподобный характер. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией.

  • Слайд 73

    Моделирование

    Моделирование - теоретический метод исследования различных явлений, процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных (знаковых, математических) моделей. Посредством моделирования описываются структура объекта (статическая модель); процесс его функционирования и развития (динамическая модель). См. также Модель, Мысленный эксперимент, Идеализация, Идеализированный объект. Модель (от лат. modulus - мера, образец) - 1) схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе; 2) образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. Система материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов, являющаяся подобием объекта исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Является заместителем изучаемого объекта и позволяет получить о нем информацию.

  • Слайд 74

    Проектирование

    Проект (лат. projectus - брошенный вперед) - план, замысел; прообраз (прототип) объекта, явления или процесса [26, 411]. Проектирование - процесс создания проекта посредством специфических методов. Целью проектирования является такое преобразование действительности, когда создаются объекты, явления или процессы, которые отвечали бы желаемым свойствам.

  • Слайд 75

    Системно-структурный анализ

    Системно-структурный анализ - метод, основанный на принципе системного подхода, состоящий из нескольких этапов: уточнение того, какой научный феномен берется для анализа как целое; выявление возможно большего числа элементов целого; группирование элементов в необходимое и достаточное число подструктур с согласованием их с имеющимися научными теориями; установление различных связей и отношений между элементами, подструктурами и целым. Системный подход - исследовательский подход, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы. Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, оценить роль и место данной системы как целостного образования в системе других явлений, выявить отдельные элементы или группы, на которые будет осуществлено преобразующее влияние, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, создать систему с улучшенным функционированием, внедрить полученные результаты в практику.

  • Слайд 76

    План научной работы

    План научной работы (от лат. planus - плоский, ровный) - порядок, последовательность в изложении научного произведения, статьи и т. д. Результат сведeния основного вопроса (заглавия) работы к вспомогательным (первого уровня - названия глав; второго уровня - названия параграфов; третьего - пунктов и т. д.). В процессе сведeния вопроса к подвопросам используется логическая операция деления понятия.

  • Слайд 77

    Заключение

    Заключение научной работы - часть научной работы, в которой показывается, из каких основных предпосылок и каких вспомогательных результатов следует основной результат. Содержит также перечень наиболее интересных и важных выводов, вытекающих из результатов и общего содержания работы. В заключении не следует приводить результаты, которые не были обоснованы в содержании работы, или выводы, не следующие из этого содержания, не надо вдаваться в подробные разъяснения и обоснования каких-либо положений. Заключение должно быть кратким.

  • Слайд 78

    В качестве критериев эффективности эксперимента будут использованы достижения планируемых результатов обучения; сохранение состояния здоровья учащихся; оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты; минимальные негативные социальные последствия.

  • Слайд 79

    Структура программы эксперимента Успех педагогического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознанно то, что собирается осуществить педагог. Будущие учителя, осваивающие исследовательскую деятельность, могут взять за основу общую структуру программы эксперимента, разработанную А. Сиденко *

  • Слайд 80

     разработки способов организации и управления экспериментальной деятельностью и овладения педагогическими технологиями Для эффективного и качественного решения этих вопросов современному руководителю, участвующему в эксперименте, предстоит  поиск путей достижения нового социального заказа и других аспектов жизнедеятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях  определение стратегии развития своего учебного заведения  поиск образцов организации эксперимента проектирование и планирования предстоящей экспериментальной деятельности  поиск образцов организации эксперимента создание необходимых условий способствующих повышению качества образования  поиск путей и способов их совместного решения глубокая теоретическая подготовка и практическая проработанность в вопросах анализа конкретных затруднений 3

  • Слайд 81

    4. Структурные изменения в педагогической системе 2. Новая образовательная среда 3. Новый стиль работы преподавателей Педагогические инновации 1. Новые педагогические методы и приемы

  • Слайд 82

    личности, общества и государства, Для понимания целевых приоритетов развития образования является важным признание интересов личности, поэтому образование в его инновационных формах призвано обеспечить оптимальное сочетание интересов прогнозируя дальнейшее развитие личности как гармоничной, общества- гуманного и основанного на лучших социально-исторических российских традициях, а государства- экономически развитого и политически могущественного

  • Слайд 83

    Один из принципов управления инновационными процессами - последовательность в отборе новаций и эволюционность их реализации 1.В содержании - содержательные 2.В технологии - технологические - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии 3. В экономических механизмах - экономические - новые экономические механизмы Сфера, в которой осуществляется инновация (продолжение) 1.Культурологические 2.Технологические По практической направленности 1.Внешняя (извне) 2.Внутренняя Основа возникновения инновации 3 2 1 Инновации Критерий № п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям

  • Слайд 84

    4.Педагогические - новые методы и приемы преподавания и обучения, новая образовательная среда; новый стиль работы преподавателя; достижение нового качества образования, то есть изменения составляющих образовательного процесса, принципиально влияющих на цели (задачи) образования, характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса на содержание деятельности ученика и педагога, на использование новых технологий (цели, способы, приемы, формы организации образовательного процесса, учебный материал), на сохранение здоровья как физического, так и психического участников образовательного процесса и т.п. (продолжение) Сфера, в которой осуществляется инновация 3 Инновации Критерий № п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям

  • Слайд 85

    1.Системные 2.Модульные 3.Частные (локальные) Масштаб 1. Массовые, глобальные, фундаментальные 2. Частичные, малые, мелкие Широта и глубина охвата 5. В организации - организационные инновации - новые организационные структуры и институциональные формы 6.В системе управления управленческие - новые методы, способы, приемы управления (продолжение) Сфера, в которой осуществляется инновация 5 4 3 Инновации Критерий № п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям

  • Слайд 86

    1.Стихийный, спонтанный, случайный 2.Систематический (плановый) Способ возникновения 1.Модификационные 2.Комбинаторные 3.Радикальные Инновационный потенциал 1.Стихийный 2.Целенаправленный 3.Общественный Способ распространения 8 7 6 Инновации Критерий № п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям Инновацию отличает четко выраженная инициативность субъектов реализующих ее

  • Слайд 87

    Что нужно знать для проектирования экспериментальной и инновационной деятельности и рассмотрение предполагаемых неопределенностей и рисков, анализ которых позволит избежать неудач и даст возможность предпринять компенсационные меры по их преодолению и предотвращению Любой экспериментальный, исследовательский инновационный процесс носит вероятностный характер, и не всегда его последствия могут быть спрогнозированы Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне разработки (проектирования) исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности поможет составление проекта этой деятельности удержание рефлексивной позиции, т.е. осознания хода и результатов эксперимента

  • Слайд 88

    Алгоритм разработки проекта эксперимента -определение цели экспериментального (исследовательского) проекта -постановка задач по реализации цели -выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения, выделение проблемы и соотнесение ее с основными направлениями эксперимента -определение идей (способов) реализации цели и задач, при помощи каких педагогических средств, приемов и способов, организационных форм, учебного материала, иной организации предметно-пространственной среды мы сможем реализовать в деятельности ребенка желаемые результаты. Отвечаем на вопрос "КАК?"

  • Слайд 89

    Алгоритм разработки проекта эксперимента(продолжение) -определение работ необходимых для разработки и запуска проекта или его составляющих -определение участников экспериментальной проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта -прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) -определение допустимых сроков исполнения ?

  • Слайд 90

    Анализа хода и результатов эксперимента педагогического состава представителей управленческого звена определенными мерами самоконтроля руководителя школы Запуск эксперимента, отслеживание его хода, корректировка форм и способов реализации отдельных этапов и направлений должны сопровождаться

  • Слайд 91

    При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы: 1. Какие направления экспериментирования представляют интерес для данного учреждения (все или несколько из предложенных в рамках широкомасштабного или локального)? 3. Какими ресурсами (кадровыми, материальными, информационными) обладает данное образовательное учреждение для эксперимента по изменению форм организации образовательного процесса? 2. Каково состояние практики в избранном для экспериментирования направлении (по педагогической литературе, в передовом отечественном и зарубежном опыте, в опыте данного образовательного учреждения)? Библиотека им. К.Д.Ушинского

  • Слайд 92

    При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы (продолжение): 4. Каковы ожидаемые результаты предпринятых изменений, на что, в первую очередь, они направлены? 5. Какие изменения в системе организации образования могут быть проведены сразу, какие требуют предварительной подготовительной работы (какой именно?), какие этапы экспериментальной работы могут быть намечены? 6. Каким образом будут гарантированы права учащихся и нагрузка учителей, принимающих участие в эксперименте по формам организации образовательного процесса?

  • Слайд 93

    При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы (продолжение) : 7. Как могут быть зафиксированы (описаны, представлены для экспертизы) результаты эксперимента, какие формы документов для этого необходимо разработать и принять? 8. Как могут быть скорректированы объективные и субъективные недостатки поискового эксперимента по изменению организации образовательного процесса? 9. Вызвали ли изменения, связанные с экспериментом, реальный интерес у учащихся и педагогов, не произошло ли отторжение с их стороны или со стороны родительской общественности?

  • Слайд 94

    При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы (продолжение) : 10. Каковы выбранные критерии успешного хода эксперимента и как они сочетаются с существующими формами отчетности и методического контроля? 11.Из каких позиций исходит руководство данного учреждения, принимая решение об участии в эксперименте? Достаточно ли этих позиций для адекватного осуществления на практике его основных идей и принципов?

  • Слайд 95

    Действия руководителя по организации экспериментальной деятельности Предлагается следующий порядок действий при получении рекомендаций об организации эксперимента в школах 3.Директор школы назначает руководителя проведения эксперимента. Эту должность может занять любой член педагогического коллектива школы 6.Программа, план реализации эксперимента утверждаются на педагогическом Совете школы и согласуются с региональным (муниципальным) органом управления образования 2.Проводится общее собрание педагогического коллектива школы, где подробно разъясняется ситуация, связанная с организацией эксперимента 5.Руководители эксперимента вместе с учителями разрабатывают программу и план реализации эксперимента 4.Директор вместе с руководителем проведения эксперимента формирует рабочую группу учителей для его проведения 1.Администрация школы обсуждает материалы эксперимента

  • Слайд 96

    программа подготовки учителей Разрабатывает-ся 3. команда учителей, реализующая программу эксперимента (в первую очередь привлекаются те, кто хочет и способен изменять свою профессиональную деятельность). Определяются исполнители, распределяются обязанности Формируется 2. • этапы реализации программы эксперимента, его промежуточные и конечные результаты; • необходимые для осуществления эксперимента ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и т.д.); • сроки подготовительного и других этапов эксперимента Определяются: 1. План реализации эксперимента

  • Слайд 97

    первый шаг по реализации программы Определяется 7 проект плана и смета эксперимента (рассматривается на методическом совете школы и утверждается) Разрабатывается 6 ответственный за всю программу и ответственные за каждый ее этап Назначается 5 сроки и форма отчетности Устанавливаются 4 План реализации эксперимента (продолжение)

  • Слайд 98

    Необходимо: Оценить эффективность используемых педагогических средств для достижения поставленных целей 4 Проанализировать деятельность детей с позиции внешнего эксперта и определить возможность достижения ими в данной организационной структуре желаемых образовательных результатов, а также соответствие этой структуры возможностям данного ребенка 3 Периодически посещать занятия учителей и определить степень соответствия между декларированными целями и реальными способами их достижения. Проанализировать вместе с учителями работу по организации занятий. Определить "реальные" цели и возможные результаты 2 Периодически проводить с учителями, участвующими в эксперименте, интервью для выявления понимания ими основных целей эксперимента, результатов и способов их достижения в организации образовательного процесса 1 Оперативный анализ хода эксперимента

  • Слайд 99

    Необходимо: Речь идет об организации совместного поиска, который должен приносить удовлетворение всем его участникам Периодически проводить семинары учителей, участвующих в эксперименте с привлечением всех желающих. В первую очередь обсуждать затруднения, проблемы, возникающие по ходу проведения эксперимента 6 По ходу реализации этапов эксперимента фиксировать все положительные и отрицательные последствия проводимых изменений применительно к конкретной ситуации данного образовательного учреждения. Заключение о положительных и отрицательных сторонах эксперимента делают организаторы эксперимента на основе своих наблюдений 5 Организовать посещения учителями занятий своих коллег, включив их в сетку расписания. Обсуждать занятия друг друга на учительских семинарах 7 (продолжение) Оперативный анализ хода эксперимента

  • Слайд 100

    Мониторинг

    Мониторинг (англ. monitoring от лат. monitor - предостерегающий) - непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды (явлений, процессов и т. д.); сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их (явлений, процессов) действительном положении, тенденциях их развития.

  • Слайд 101

    Цель проведения мониторинга

    Цель проведения мониторинга - выявление педагогической эффективности и социальных последствий экспериментальной деятельности школы на разных этапах его реализации. Под педагогической эффективностью эксперимента будем понимать получение планируемых в эксперименте результатов при минимуме негативных последствий или издержек, т.е. степень достижения планируемых результатов, соответствия реальных достигаемых образовательных результатов прилагаемым усилиям, определяемым через затратные показатели (временные, трудовые, материальные, финансовые).

  • Слайд 102

    Основные задачи мониторинга:

    Изучение особенностей сельской общеобразовательной школы на момент начала эксперимента. 2. Сбор информации о направлениях экспериментальной работы в образовательном учреждении. 3. Разработка инструментария - системы показателей и измерителей, на основе которых будет проводиться мониторинг. 4. Проведение систематических обследований одной и той же группы экспериментальной школы, учителей и учащихся с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образования, а также социальных последствий широкомасштабного эксперимента. 5. Проведение систематических обследований развития способностей и личности учащихся, участвующих в эксперименте. 6. Отбор общеобразовательных учреждений с положительной динамикой развития, изучение опыта их работы и выявление технологий организации учебного процесса, способствующих решению актуальных задач модернизации образования. 7.Подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга широкомасштабного эксперимента.

  • Слайд 103

    В качестве критериев эффективности эксперимента

    будут использованы достижения планируемых результатов обучения; сохранение состояния здоровья учащихся; оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты; минимальные негативные социальные последствия. При организации мониторинга экспериментальной деятельности использованы результаты внешнего мониторинга по следующим направлениям: оценка учебных достижений школьников, участвующих в эксперименте; выявление факторов, характеризующих особенности участвующих в эксперименте классов, учителей и учащихся; оценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки учащихся; оценка социальных последствий эксперимента для участвующих в нем учащихся, учителей.

  • Слайд 104

    Как материалы, отражающие опыт школы, ее реальные результаты в инноватике, просматривались следующие документы:

    образовательные программы учебный план программы элективных курсов Социально-образовательные проекты Методические сборники сайт школы пакет локальных актов аналитические отчеты по выполненным проектам программы семинаров, проведенных в школе доклады учителей по инноватике

  • Слайд 105

    Формы рефлексии инновационной деятельности :

    школьные творческие конкурсы учащихся, учителей, родителей; проектная деятельность коллектива школы; участие в грантовых конкурсах; статьи в районные и краевые газеты и журналы; презентация и защита социально-образовательных инициатив; консультирование и экспертиза культурно-образовательных проектов; издательская деятельность; участие в районных, краевых, межрегиональных и международных семинарах, конференциях.

  • Слайд 106

    Выводы

    Результаты социологического мониторинга, проведенного в селе с целью определения состояния сельского сообщества в годы эксперимента школы, показывают, что эксперимент позитивно повлиял не только на результаты обучения школьников, но и на развитие сельского сообщества, повышение активности сельчан, руководителей сельских учреждений, заинтересованность и вовлеченность их в общие дела. Эксперимент изменил уклад жизни села, школы, установил истинно партнерские отношения между школой и селом, между учителями, родителями и учащимися, между властными структурами и школьным руководством.

  • Слайд 107

    Продолжение

    Школа социального партнерства, построенная в сельской местности, в виду отсутствия разных типов и видов других образовательных учреждений, дает детям образование, близкое к полноценному, когда хорошо продуманы и созданы условия интеграции основного общего и дополнительного образования. В свою очередь, такая интеграция как целостное социальное пространство образования, воспитания и развития создает условия построения индивидуального образовательного маршрута ученика.

  • Слайд 108

    В ОУ прошла апробация модели сельской школы социального партнерства, основанной на практико-ориентированном, компетентностном, деятельностном подходе обучения, который приводит к выбору такой формы оценивания качества обучения, как портфолио. Проектная деятельность - обязательная составляющая портфолио. Приобретенный опыт и достижения учащихся, учителей в форме портфолио используется для мониторинга знаний, навыков и отношений, определяет профилирование и отслеживает их развитие.

  • Слайд 109

    В то же время работа педагогического коллектива в режиме эксперимента вскрыла противоречия:

    1. Работа педагогического коллектива в режиме эксперимента позволила повысить качество образования выпускников, обеспечить высокий уровень знаний, широкую общекультурную подготовку. Но в современных социально – экономических условиях необходимо обеспечить конкурентноспособность выпускника на рынке труда с учетом социального заказа общества, выходя за рамки сельского сообщества. 2. Реализация основных направлений эксперимента требует грамотного системного подхода в организации диагностики и мониторинга, исследовательской деятельности педагогов – экспериментаторов, психолого – педагогического сопровождения, анализа и обработки результатов экспериментальной деятельности, а следовательно, грамотного научного руководства экспериментом.

  • Слайд 110

    -вычленение значимых, достаточных показателей, позволяющих оценивать динамику функционирования системы образования, динамику развития качества образования Возможными направлениями мониторинговых исследований чаще всего становится: качество образования, содержание образования, организация образовательного процесса, эффективность управленческих действий субъектов образования Мониторинг осуществляется в соответствии с поставленными целями При организации мониторинга в сфере образования первоочередными становятся следующие проблемы: -системное получение информации по принципу обратной связи на основе единых подходов к показателям, характеризующим систему образования

  • Слайд 111

    Итак мониторинг в сфере образования – это научно обоснованная, целенаправленная прогностическая система отслеживания динамики, анализа, прогнозирования ведущих процессов, как в содержательном, так и в организационном плане на всех уровнях системы образования с участием всех субъектов образования Мониторинг

  • Слайд 112

    1. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2000. 2. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1981. 3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - Тюмень, 1995. 4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Учебное пособие.- Самара, 1994 5. Методы педагогических исследований. Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. 6. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М.: ACADEMIA, 2002.111 с. 7. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. - М.: АCADEMIA, 2002,93 с. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку?//Народное образование.1998, №№7-8. 9. Эксперимент в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ./Под ред.М.М. Поташника, М., 1991 10. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования./Профильное обучение/ Гара Н.Н., М.:Владос, 2001. Рекомендуемая литература

  • Слайд 113

    Желаем удачи

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке