Презентация на тему "Словарь педагогических терминов"

Презентация: Словарь педагогических терминов
Включить эффекты
1 из 59
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Словарь педагогических терминов" по педагогике. Презентация состоит из 59 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.41 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    59
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Словарь педагогических терминов
    Слайд 1

    Словарь педагогических терминов по общей и профессиональной педагогике

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Абстрагирование – одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному. Автоматизированная обучающая система – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. Автономность – способность к независимости от внешних воздействий. Авторитарный– основанный на слепом подчинении и власти, навязывающий другим свои взгляды. Адаптивность– приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий. Аккредитация– получение права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

  • Слайд 4

    Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого. Актуализация– переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Актуальность исследования – необходимость и своевременность изучения и решения какой-то проблемы для дальнейшего развития теории и практики. Алгоритмизация– использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантировано и наиболее рационально решать задачи определенного класса. Алгоритмизированное обучение – обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Альтернативные учебные заведения – учебные заведения, действующие параллельно или дополнительно к государственным учебным заведениям и создающие альтернативу государственному образованию.

  • Слайд 5

    Ассоциация – отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом. Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

  • Слайд 6

    Базовое образование – единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего образования более высокого уровня. Бакалавр – первая академическая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению 4-летнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной работы. Бакалавр – первая квалификация в системе ступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению четырехлетнего обучения после успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

  • Слайд 7

    Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива); с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития. Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств. Воспитательная функция педагогического процесса – круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения. Воспитательное мастерство – мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач. Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. В отличие от ощущения восприятие отражает объект целостно.

  • Слайд 8

    Гипертекст– тип интерактивной среды с возможностями переходов по ссылкам, позволяющим выбрать необходимую информацию. Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека. Гуманизм– принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов педагогики в настоящее время. Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

  • Слайд 9

    Дедукция – вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания. Действие – элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые. Демократизация образования – расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием. Децентрализация управления – процесс передачи функций управления местным органам и самим образовательным учреждениям. Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом. Диверсификация(лат. diversicatio – изменение, разнообразие) – в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров.

  • Слайд 10

    Дидактика(от греч. "didaktikos" - поучающий и "didasko" – изучающий) – яв­ляется частью педагогики, разрабатывающей проблемы обучения и образо­вания (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые ре­зультаты). Дидактическая система (от греч. "systema" – целое, составленное из частей, соединение) – это выделенное по определенным критериям целостное обра­зование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, со­держания, форм и методов обучения. Дидактический материал– особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени. Дидактический процесс – совокупность действий преподавателя и познава­тельной деятельности обучаемых. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

  • Слайд 11

    Задача дидактическая – конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся. Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знания– результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений. Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого. Понятие введено Л.В. Выготским.

  • Слайд 12

    Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в специально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Идеал – образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности. Иерархия– определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов. Избирательность – способность выделять объекты, значимые для личности. Имитация(лат. imitation – подражание, идентичность) – воспроизведение, подражание кому-либо или чему-либо, подделка под что-нибудь. Имманентный(лат. immanens – свойственный, присущий) – присущий природе самого предмета, явления; внутренний. Индивидуальный стиль деятельности– совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития. Индукция – вид умозаключения от частных, единичных суждений и фактов к общим; метод познания.

  • Слайд 13

    Инновационная деятельность – деятельность, которая осуществляется с помощью новых средств и направлена на достижение новых результатов. Инновационное образовательное учреждение – учреждение, в котором осуществляются инновационные образовательные процессы. Инновационные процессы в образовании– управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Интеграция образования – процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса. Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники. Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

  • Слайд 14

    Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий с целью создания условий для перестройки учебно-познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся. Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Исследовательские задачи – этапы достижения цели исследования. Исследовательский подход в обучении – совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины; воспроизводящих в обучении научные методы познания.

  • Слайд 15

    Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Профессиональная карьера по вертикали означает продвижение в должности, по горизонтали – продвижение в мастерстве. Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быт образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание; высокая компетентность педагогических работников; новейшие педагогические технологии; материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность; полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях. Качество профессионального образования – степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества. Квалиметрия – наука о количественных методах оценки качества.

  • Слайд 16

    Квалификационная характеристика– эталон квалификации специалиста конкретного профиля, в котором указаны личностные характеристики будущего специалиста, компоненты его трудовой деятельности, уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов. Квалификация – уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация– уровень развития способностей человека, позволяющей ему выполнять профессиональные функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, степенью сформированности профессионально важных качеств. Квалификация – уровень, степень подготовленности человека к какому-либо виду труда. Кибернетика– наука о процессах управления в сложных динамических системах. Коллектив – группа людей (не менее 2 человек), объединенных общественно значимыми идеями, интересами, организованных и обладающих органами управления.

  • Слайд 17

    Коллектив – группа людей, объединенных общими идеями, интересами. Коллективизм – включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т.д.). Компетентность педагогическая – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания. Компетенция– круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения. Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования. Конгруэнтность– равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования содержанию будущей профессиональной деятельности).

  • Слайд 18

    Контроль(от франц. controle – проверка) – составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями. Контроль качества профессионального образования – обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа: входной контроль, промежуточный контроль, выходной контроль. Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. Концепция – система идей с выделением ведущей из них. Координация– согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями. Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии.

  • Слайд 19

    Коэффициент полноты учебного предмета – отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы – отношение к объекту соответствующего учебного предмета в вузе). Креативность – способность к творческой продуктивной деятельности. Креативность– творческая самореализация воспитанника. Культура(лат. cultura – возделывание) – исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Культура поведения– характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

  • Слайд 20

    Лаборатория(лат. labor – труд, работа, трудность) – специально оборудованное помещение, где проводятся лабораторные работы и научные исследования. Лицензирование– процедура проведения государственными органами экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с поданной заявкой. Личностный подход– базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношении с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей. Личность– человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания. Логика исследования – ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования. Локальный – местный, не выходящий за определенные пределы.

  • Слайд 21

    Магистр – (лат. magister – начальник, учитель) – академическая степень в структуре высшего образования, которая следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Присваивается по завершению 6-летнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации. Магистр – академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая о наличии у него знаний, умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. Присваивается по завершению шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации. Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности. Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. Метод(греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

  • Слайд 22

    Метод мозгового штурма– метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Метод обучения– система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение ими средствами самообразования. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимоотношений субъектов обучения. Методика в образовании– совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. Методология– учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности. Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Методы контроля– способы получения информации о результативности процесса обучения.

  • Слайд 23

    Методы организации коллектива – методы воспитания, способствующие формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, т.е. активным участием в управлении делами коллектива. Мировоззрение – система научных, философских, социально-полити-ческих, эстетических взглядов на мир. Модальность – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет, запах, тембр и т.п.). Моделирование воспитания– метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса. Модель– образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр; схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде; тип, марка конструкции. Модель виртуальных миров в обучении – компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.

  • Слайд 24

    Модернизация(фр. moderne – современный, новейший) – в образовании означает его обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса. Мониторинг (англ. monitor - контролировать, проверять) – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образователь-ного процесса; мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Мониторинг(лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг профессионального развития – внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.

  • Слайд 25

    Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но она воспитывается в процессе непосредственной деятельности. Монопрофессиональное обучение – обучение одной профессии в течение одного цикла со сдачей выпускного экзамена. Мышление– высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.

  • Слайд 26

    Навыки– действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения. Направленность личности – это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования. Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обрядах, традициях, играх и т.д. Научная организация труда – осуществление на каждом рабочем месте комплекса научно обоснованных мероприятий, позволяющих повышать эффективность производства, сохранять здоровье человека, превращать труд в жизненную потребность. Она предусматривает целесообразное расчленение трудового процесса на операции, улучшение условий труда, оборудование и оснащение рабочих мест, укрепление дисциплины труда и др. Научная проблема– основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

  • Слайд 27

    Научное воспитание– воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств. Непрерывное образование – образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования. Неформальная организационная структура педагогического коллектива – возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами. Новатор– (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в той или иной области деятельности. Новация – новый, прогрессивный принцип, идея, прием в какой-либо области деятельности.

  • Слайд 28

    Нравственная культура – определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

  • Слайд 29

    Образовательная область – набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы. Образовательная программа – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Образовательные учреждения – учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Обучаемость– индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению. Обученность– результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться).

  • Слайд 30

    Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности образования человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов. Общение – живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество, развивает психику, обогащает сознание. Общественное мнение – метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения челнов коллектива. Общественно-педагогическое движениев России 60-89-х гг. XIX в., было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс. Включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов). Под напором этого движения царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.

  • Слайд 31

    Объект исследования – то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогический процесс, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект проектирования – то, на что направлена проектная деятельность. Оптимальность– достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

  • Слайд 32

    Парадигма– совокупность еретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которым руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе. Педагогика высшей школы – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Педагогика начального профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием. Педагогика послевузовского профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Педагогика среднего профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.

  • Слайд 33

    Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач. Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Педагогическая специальность – вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией. Педагогическая технология– последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

  • Слайд 34

    Педагогическая цель – предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса. Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники. Педагогический процесс– целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Педагогическое призвание – означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое управление – перевод педагогической системы на более высокий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.

  • Слайд 35

    Педология(от греч. pais – дитя, logos – учение) – течение в педагогике и психологии конца XIX – середина XX вв. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», согласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задержало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в нашей стране. Планирование работы образовательного учреждения – принятие управленческого решения, выступающего во множестве форм, различающихся по степени обязательности, продолжительности охватываемых периодов, по тематике, по персональной принадлежности. Наиболее сложной формой управленческого решения является план. Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания. Полипрофессиональное обучение – ступенчатое обучение по основной и смежным профессиям со сдачей экзамена по каждой степени.

  • Слайд 36

    Предмет исследования – часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Преемственность в воспитании – многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества. Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремления выполнять ее и проявления способностей к ней. Деятельность по призванию, помимо внешнего результата, дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности. Принцип воспитания– исходное положение, требование, которым нужно руководствоваться в воспитательной работе. Провайдер– поставщик услуг Internet. Программные средства обучения– это такие средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной степени реализуется психология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

  • Слайд 37

    Проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения. Проект (лат. projectio – бросание вперед) – прототип, идеальной образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование– процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов. Проектирование– процесс создания проекта в виде проектной документации, необходимой для реализации проекта на практике. Проектная деятельность – деятельность по созданию проектов. Проектное обучение – обучение, в котором знания и умения у школьников формируются в процессе выполнения творческих проектов. Производственная педагогика – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве. Производственное обучение – обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.

  • Слайд 38

    Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психо-физическим возможностям человека. Профессионал– лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями. Профессионал – человек, получивший профессиональное образование и овладевший основными профессиональными компетенциями. Профессионализация– термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования. Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Профессионализм– уровень профессионального развития личности.

  • Слайд 39

    Профессиональная адаптация – приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности. Профессиональная готовность –субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить. Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально-полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда. Профессиональная компетентность– интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию. Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств. Профессиональная мобильность –способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств.

  • Слайд 40

    Профессиональная модель специалиста – конкретизация Государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также в недостаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам. Профессиональная направленность– направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию. Профессиональная подготовка – система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной готовности. Профессиональная пригодность – психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и условий профессиональной деятельности. Профессиональная честь – предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслуживает со стороны всех участников педагогического процесса – взрослых и детей.

  • Слайд 41

    Профессиональное развитие– процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Профессиональное развитие– процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности посредством профессионального обучения и воспитания; тесно связано с профессиональным самоопределением. Профессиональное становление – это процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самореализацию и реализацию себя в труде. Профессиональное творчество – деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов. Профессионально-педагогическая квалификация – уровень обученности, подготовленности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

  • Слайд 42

    Профессионально-педагогическая культура –мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Профессионально-педагогическое образование – процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях. Профессиональные образовательные учреждения – государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Профессиональный педагогический долг – это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему. Профессия – род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

  • Слайд 43

    Профессия – это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки. Процесс – последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Процесс– ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо. Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. Психомоторика – основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах.

  • Слайд 44

    Рабочая учебно-программная документация – учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности в обучении – духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования. Ремесло– древний, узкий вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготавливались орудия труда, оружие, предметы быта и украшения. Рынок труда – сложившиеся текущие и перспективные потребности конкретного региона в кадрах.

  • Слайд 45

    Самоактуализация– стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности. Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей. Самоорганизация– это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования. Самосознание– одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»), осознание себя человеком. Система– целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности. Система профессионально-педагогического образования – совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке профессионально-педагогических кадров. Системность – объективное свойство всех сложных объектов, которые имеют место в реальной действительности.

  • Слайд 46

    Системный подход в образовании – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение образования как системы. Ситуационная производственная задача – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности: на основе анализа описанной производственной ситуации учащиеся выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием). Ситуация– положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства. Содержание внутриучилищного контроля – включает следующие направления: решение организационно-педагогических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние преподавания учебных дисциплин, практик; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений. Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности.

  • Слайд 47

    Содержание образования– это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной деятельности, т.е. результату, достигнутому к моменту окончания учебного заведения. Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга. Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на формирование личности. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социальный заказ – совокупность задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. Социальный заказ в системе образования состоит из совокупности социальных потребностей, которые он призван удовлетворить. Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.

  • Слайд 48

    Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности. Специальность – конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков. Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда, которые используются людьми в процессе производства товаров и услуг. Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования. Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих реальные возможности личности и системы образования. Стандарт образования– система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

  • Слайд 49

    Стандартизация образования – разработка и использование стандартов, являющихся объективно необходимой деятельностью по упорядочению образовательной практики. Стиль– совокупность приемов деятельности и поведения, характерных признаков художественного произведения, языковых приемов. Субординация – система строгого подчинения людей, отношений между ними. Субъектность– качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.

  • Слайд 50

    Творческое мышление (в обучении) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса. Телекоммуникационная сеть – сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и информационных ресурсов. Тема (учебная)– составная часть учебного курса. Тема занятия обычно определяется в соответствии с учебной программой, планом. Теория – форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др. Технологический процесс – совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь. Технология – наука, о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.

  • Слайд 51

    Технология производства – строго определенная система производственных операций с использованием совокупности средств и приспособлений. Типовое положение об образовательном учреждении – свод нормативно-правовых оснований, регламентирующих учебно-воспитательную, организационно-хозяйственную и управленческую деятельность субъектов образовательного процесса, их права и обязанности. Тренажер– это техническое средство обучения, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе. Тренировочные упражнения– вид упражнений, проводимых в целях первоначальной отработки трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ. Трудовые приемы – совокупность законченных трудовых операций, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Тьютор– преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

  • Слайд 52

    Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения– подготовленность человека к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей. Управление образовательным учреждением – сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совершенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогического коллектива. Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

  • Слайд 53

    Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения. Уровни освоения навыков и умений– показатели качества освоения учащимися профессиональной практической деятельности в процессе производственного обучения. Уровни трудового процесса – это сложность выполнения трудовых процессов, которые можно систематизировать. Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий. Устав – свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива. Учебная программа – документ, определяющий основное содержание обучения по данному учебному предмету (курсу). В учебной программе формируются цели и задачи обучения, определяются особенности организации занятий и методики их проведения.

  • Слайд 54

    Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему. Учебная программа – это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения. Учебно-методический комплекс – это подсистема учебно-методичес-кого обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся и значительно облегчающая труд преподавателя, что способствует интенсификации обучения. Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года. Учебный план– нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся, основные формы организации обучения.

  • Слайд 55

    Учебный цикл– совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных этапов учения. Учебный элемент – это предмет (или объект), процесс (или явление), а также методы или способы деятельности, характерные для профессии и внесенные в программу учебного предмета. Учение– систематическая и сознательная деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей. Учреждения дополнительного образования – образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ.

  • Слайд 56

    Фасилитация(англ. fasility – благоприятные условия) – усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей. Феномен(греч. phainomenon – являющееся) – выдающееся явление, исключительная, неповторимая личность. Формальная структура коллектива – обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил. Функции управления – законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла. Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

  • Слайд 57

    Цель исследования – конечный результат решения проблемы. Цель управленческой деятельности – воздействие на коллектив, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении генеральной цели деятельности образовательного учреждения необходимо ее представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Централизация управления – процесс передачи основных функций управления центральным органам.

  • Слайд 58

    Эгоцентризм – свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего Я. Электронная библиотека – средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Электронная почта – передача данных на конкретный электронный адрес с соблюдением конфиденциальности. Этап (фр. etape) – момент, стадия развития какого-либо процесса; отдельная часть пути.

  • Слайд 59

    Я-концепция– осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми. Я–концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке