Презентация на тему "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Психологическая подготовка к ЕГЭ" подготовлена для проведения родительского собрания в выпускных классах. Презентация рассказывает о различных психотипах детей, их особенностях, сложностях, с которыми они могут столкнуться при подготовке и сдачи экзамена в силу своих психологических особенностей. Также приведены рекомендации по работе с разными детьми.

Краткое содержание

  • Психологические характеристики, требуемые при сдаче ЕГЭ;
  • Трудности при сдаче экзамена;
  • Дети групп риска и их психологические портреты и рекомендации по работе с ними.

Содержание

  • Слайд 1

    Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену


  • Слайд 2

    ЕГЭ

    • ЕГЭ – новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена.
    • ЕГЭ помогает обеспечить всем выпускникам равные условия при поступлении в ВУЗы и сдаче выпускных экзаменов в школе.
    • ЕГЭ должен проводиться в условиях, максимально обеспечивающих достоверность полученных результатов.

  • Слайд 3

    Как эти идеи реализуются в ЕГЭ?

    • Во-первых, экзамен письменный, и все выпускники пишут похожие варианты.
    • Во-вторых, существенная часть всех заданий требует только нахождения ответа, а не подробной записи решения, то есть устраняется субъективность проверяющего, проверка большинства заданий вообще может производиться (и реально производится) компьютером.
    • В-третьих, в экзамене не участвуют учителя той школы, где учится выпускник

  • Слайд 4

    Значимые психологические характеристики, требуемые при сдаче ЕГЭ

    • Высокая мобильность, переключаемость.
    • Высокий уровень организации деятельности.
    • Высокая и устойчивая работоспособность.
    • Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
    • Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.
    • Сформированность внутреннего плана действий.

  • Слайд 5

    Психологические трудности

    • Когнитивные трудности
    • Личностные трудности
    • Процессуальные трудности

  • Слайд 6

    Когнитивные трудности

    • Особенность переработки информации.
    • Специфика работы с тестовыми заданиями.
    • Выбор оптимальной стратегии

    Стратегия деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять
    Выбор стратегии зависит:

    • от уровня притязаний учащегося
    • особенности планирования и распределения времени.

  • Слайд 7

    Личностные трудности

    Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

    • Ситуация экзамена;
    • Отсутствие полной и четкой информации о процедуре ЕГЭ

    Основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене.
    Преодоление этих трудностей должно быть направлено на снижение тревоги.

  • Слайд 8

    Процессуальные трудности

    • Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
    • Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого;
    • Трудности, связанные с критериями оценивания ответа;
    • Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

  • Слайд 9

    Дети групп риска

    • Правополушарные дети
    • Дети-синтетики
    • Тревожные дети
    • Неуверенные дети
    • Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
    • Перфекционисты и «отличники
    • Астеничные дети
    • Гипертимные дети
    • Застревающие дети
    • Аудиалы и кинестетики

  • Слайд 10

    Правополушарные дети

    Краткая психологическая характеристика.
    Правополушарными называют детей, у которых значительно повышена активность правого полушария.. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

    Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:

    • четко логически мыслить, структурировать.
    • сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

    Стратегии поддержки:

    • На этапе подготовки теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.
    • Во время проведения пробного экзамена пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Возможно, стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора.

  • Слайд 11

    Дети-синтетики

    Краткая психологическая характеристика.
    Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

    Основные трудности.

    • анализ,
    • выделением опорных моментов в информации,
    • делением материала на смысловые блоки.

    Стратегии поддержки:

    • На этапе подготовки. Очень важно развивать аналитические навыки. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием.
    • Во время проведения пробного экзамена ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием.. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделить главное в каждом вопросе.

  • Слайд 12

    Тревожные дети

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением.
    • Каким образом можно распознать тревожного ребенка?
    • Часто они перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, при ответе наблюдают за реакциями взрослого, задают множество уточняющих вопросов.

    Основные трудности - ситуация экзамена – оценочная; отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

    Стратегии поддержки:

    • Ha этапе подготовки
      • важно создать ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе;
      • создать ситуации успеха, поощрения, поддержки.
    • Во время проведения пробного экзамена важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки.

  • Слайд 13

    Неуверенные дети

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей, испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения.. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания.
    • Основные трудности. Ситуация экзамена, поскольку сложно опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.
    Стратегии поддержки:


    • На этапе подготовки получить положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.
    • Во время проведения пробного экзамена поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха.

  • Слайд 14

    Дети, испытывающие недостаток произвольностии самоорганизации

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Это дети с низким уровнем произвольности, у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У них неустойчивая работоспособность.
    • Основные трудности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

    Стратегии поддержки:

    • Ha этane подготовки важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные средства.
    • Во время проведения пробного экзамена. Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Например, ребенок может составить план своей деятельности.

  • Слайд 15

    Перфекционисты и «отличники»

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Дети данной категории отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Для них характерен высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка.

    Основные трудности. Для данной категории детей недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.

    Стратегии поддержки:

    • На этапе подготовки очень важно помочь скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным».
    • Во время проведения пробного экзамена нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.

  • Слайд 16

    Астеничные дети

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

    Основные трудности. ЕГЭ требует высокой работоспособности протяжении достаточно длительного периода времени (3часов). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижениякачества работы, возникновения ощущения усталости.

    Стратегии поддержки:

    • На этane подготовки. Большoe значение имеет выбор оптимального режима подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога.
    • Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются.

  • Слайд 17

    Гипертимные дети

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

    Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой со­бранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями

    Стратегии поддержки:

    • На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности. Необходимо развивать функцию контроля, то есть навыки самопроверки.
    • Но время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

  • Слайд 18

    Застревающие дети

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое.

    Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности : необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может, представлять трудность для застревающих детей.

    Стратегии поддержки:

    • На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
    • Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.

  • Слайд 19

    Аудиалы и кинестетики

    • Краткая психологическая характеристика.
    • Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная, визуальная и кинестетическая. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет с усваивать программу детям всех трех групп.

    Основные трудности. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы, ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.

    Стратегии поддержки:

    • На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
    • Во время проведения пробного экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями. Им также стоит разрешить, какую-то двигательную активность.

  • Слайд 20

     

  • Слайд 21

    Благодарю за внимание!


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд