Презентация на тему "Пути предупреждения орфографических ошибок, роль тестовых заданий"

Презентация: Пути предупреждения орфографических ошибок, роль тестовых заданий
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Пути предупреждения орфографических ошибок, роль тестовых заданий"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 25 слайдов. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Пути предупреждения орфографических ошибок, роль тестовых заданий
    Слайд 1

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»Кафедра гуманитарного образованияКурсовая работа

    Пути предупреждения орфографических ошибок, роль тестовых заданий Подготовила: Касаткина Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Умётская СОШ» Проверила: Приказчикова О.А., старший преподаватель

  • Слайд 2

    Содержание

    Введение Глава I Лингвистические основы обучения орфографии в школе 1.1 Понятие об орфографии и её разделы 1.2 Основные принципы русской орфографии 1.3. Дифференцирующие написания 1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения Глава II Методика работы над формированием орфографических навыков  2.1. Условия формирования орфографических навыков 2.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения 2.3. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков Глава III Роль тестовых заданий 3.1. Тестовые задания и их классификация 3.2. Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка Урок: “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи. 9 класс Заключение Библиография

  • Слайд 3

    Введение

    Формирование грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Реалии современной жизни таковы, что без постоянного обмена информацией, без использования новейших систем коммуникаций прогресс общества становится невозможным. В этих условиях возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной формами речи. Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении. Известно, что общение в письменной форме может быть затруднено, если не соблюдаются орфографические нормы. Как отмечал Л. В. Щерба, « писать грамотно требует социальная порядочность»..

  • Слайд 4

    Актуальность темы заключается в том, что проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применении орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся. Цель работы: выявить наиболее эффективные приёмы по выработке и формированию орфографических навыков.  Задачи:  1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;  2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у обучающихся.

  • Слайд 5

    Глава I Лингвистические основы обучения орфографии в школе1.1 Понятие об орфографии и её разделы

    Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:  1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;  2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;  3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;  4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;  5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.

  • Слайд 6

    1.2 Основные принципы русской орфографии

    Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. Фонетический принцип: каждый звук речи пишется так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. Традиционно-исторический принцип: многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами

  • Слайд 7

    1.3. Дифференцирующие написания.

    Дифференцирующие написания – это такие, в которых одинаково произносятся слова, но на письме обозначаются по-разному. При этом орфография служит для различения: 1) разных значений слов: компания – кампания, бал – балл, копчик – кобчик; 2) разных грамматических классов и грамматических форм (поэтому дифференцирующие написания иногда называются грамматическими): сущ.м.р. и ж.р. тушь – ж.р., туш – м.р., рож – мн.ч.род.п.; рожь – ж.р. 3скл. 3) разных частей речи: ожог – сущ., ожёг – глагол, плач – сущ., плачь – повелительное наклонение глагола; 4) собственных и нарицательных существительных: Орёл (город) – орёл (птица).

  • Слайд 8

    1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения

    В современном русском языке прописные буквы выполняют следующие функции:  1) выделяют имена собственные (личные, астрономические, названия журналов, газет, предприятий, прозвищ)6 Жучок – жучок, Шарик – шарик;  2) указывает на начло текста или нового предложения (после точки);  3) употребляются при написании аббревиатур собственных и нарицательных: АО, МХАТ, КВН. В современном русском языке орфография регулирует правила переноса слов с учётом фонетического и морфологического принципов. Графические сокращения характерны для письменной речи. Они в сокращённом виде не читаются, а переводятся в полный вид. Для грамотного, точного и ясного изложения мыслей на письме важное значение имеют правила и принципы графических сокращений.

  • Слайд 9

    Глава II Методика работы над формированием орфографических навыков 2.1. Условия формирования орфографических навыков

    При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:  1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии.  2. Уровень речевой культуры.  3. Условия языковой среды, окружающей детей.  Успешному обучению правописанию способствует:  а) тщательный отбор дидактического материала;  б) разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти;  в) постепенное усложнений орфографических знаний;  г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как:  а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;  б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;  в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;  г) последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов.

  • Слайд 10

    2.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения

    Орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические, грамматико-орфографические. Объективными причинами возникновения ошибок являются: незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;  опрерирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи;  психофизическая усталость детей к концу письменной работы;  наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

  • Слайд 11

    2.3. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков

    Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила.  В обучении орфографии используются методы:  слово учителя;  беседа;  наблюдение и анализ орфограмм;  самостоятельная работа учащихся. Существует ряд приёмов работ по орфографии: списывание с готового текста или списывание-копирование; орфографический разбор; решение орфографических задач; письмо по памяти; диктант; дидактические игры; упражнения творческого характера и т.д.

  • Слайд 12

    Глава III Роль тестовых заданий3.1. Тестовые задания и их классификация

    Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению процессуальному самоконтролю. Тест по русскому языку – это контрольно – тренировочное задание (или система заданий) в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции тестируемых. Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся. Виды тестов:  По целям:  Тест достижение используется как средство оценки результатов учения. (контрольный тест)  Диагностирующий тест.  Обучающий тест. По характеру деятельности испытуемых: Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в заданиях. Тест на установление истинности (ложности) утверждения. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Комбинированный тест Требования к тестам Валидность (или адекватность целям проверки). Определенность Простота. Однозначность.

  • Слайд 13

    3.2. Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка

    В процессе работы над обучением детей решению тестовых заданий учитель должен непременно вести работу по формированию навыков орфографического самоконтроля. При этом выделяются следующие условия: знание правила является теоретической базой; знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению орфограммы; различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки. Без участия рефлексии процессы постановки и решения орфографических тестовых задач теряют осознанность, осмысленность, доказательность, оценочность, проблемность, наблюдательность, контроль, последовательность, что приводит к ошибкам, их непониманию и неумению решать задачи языкового, орфографического характера. Рефлексия позволяет не только отделить то, что знает и умеет ребенок, от того, чего не знает и не умеет, но и определить причину своего несовершенства, затруднения.

  • Слайд 14

    Примеры из практики:

    Тема урока: “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи. (9 класс)

  • Слайд 15

    “Орфографический лабиринт”

    Сл…гаемое Расст…лается Заг…рели Акац…я Ц…ркуль Ж…сткий Т…ж…лый Ш…в Ране…ый боец Нефт…(н,нн)ая скважина Сушё(н,нн)ая ягода Исти(н,нн)ая правда Рья(н,нн)о взяться за дело ян ци(корень) о - ё ен стил - а о-ё, искл. ён корень+н н-нн ция безуд. гл., о-ё лаг – лож гор - гар

  • Слайд 16

    Правописание Н и НН в именах прилагательных

  • Слайд 17

    Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных

  • Слайд 18

    Правописание Н и НН в причастиях

  • Слайд 19

    ДАНО: Н или НН

    Студе…ый воздух Отвечать зауче…о Дрессирова…ый медведь Пересказать сокраще…о Изложение дли…о Глаже…ое белье Исти…ая правда Серебря…ый меч Уче…ые звери Плавле…ый сыр Расплавле…ый металл Гуси…ое перо Вяле…ая рыба Тучи рассея…ы Люди рассея…ы СтудЕНый воздух Отвечать заучЕННо ДрессироваННый медведь Пересказать сокращЕННо Изложение длиННо ГлажЕНое белье ИстиННая правда СеребрЯНый меч УчеНые звери ПлавлЕНый сыр РасплавлЕННый металл ГусИНое перо ВялЕНая рыба Тучи рассеяНы Люди рассеяННы

  • Слайд 20

    Взаимопроверка.

    нет ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 5 ошибок – «3» 6 и более ошибок – «2»

  • Слайд 21

    “3 лишний”

    Зва…ый обед.Румя…ые щеки. Жела…ый подарок. Берестя…ой короб.Обстреля…ый окоп.Излома…ая линия. Варе…ый картофель.Пече…ое в духовке яблоко.Нечая…ая встреча. Отчая…ый поступок. Укреплё…ый фундамент. Ветре…ый человек Неписа…ые правила. Мудрё…ый ответ. Запута…ые дела.

  • Слайд 22

    ТЕСТПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

    1.Пишется две буквы Н: А. свежемороже…ые овощиБ. груже…ая баржаВ. фарширова…ый перецГ. смышле…ый малыш 2.Пишется одна буква Н: А. варе…ые в кастрюлеБ. организова…ые спонсорамиВ. убра…ые вещиГ. потуше…ые огни 3.Пишется одна буква Н: А. ударил нечая…оБ. обветре…ые рукиВ. потуше..ые ветромГ. недоваре…ый картофель 4.Пишется одна буква Н: А. слома…ая ребенкомБ. искуса…ый комарамиВ. броше…ый каменьГ. вытка…ый ковер 5.Пишется две буквы Н: А. рва…ая курткаБ. собрание прошло организова…оВ. огни потуше…ыГ. купле…ый товар 6.Пишется две буквы Н:А. испуга…о вскрикнулБ. реше…ая задачаВ. давно потуше…ыГ. суше…ые ягоды  

  • Слайд 23

    Дома:

    Составить мини-рассказ “Почему необходимо быть воспитанным человеком?”, включив в каждое предложение слово с Н – НН.

  • Слайд 24

    Заключение

    Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения. Выводы: 1. В работе над формированием орфографических навыков необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д. 2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками. 3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

  • Слайд 25

    Библиография

    Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. –М.: Русский язык, 1987 Архипова, Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е.В. Архипова//Русский язык в школе. – 2003 - №2.- С. 3 – 9.  Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1966 Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.  Иванова В.Ф. Современная русская орфография. –М., 1991  Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. –М., 1982  Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.: Просвещение, 1982. Матвеева, Н.М. Формы экспресс – контроля на уроках русского языка Н.М. Матвеева//Русский язык в школе.- 2002.- №6.-С.37-40.  Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. –М.: Высш.шк. 1991.  Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. _Майкоп, 1996.  Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. –Екатеринбург, 1997.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке