Презентация на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога"

Презентация: Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога" по педагогике, включающую в себя 16 слайдов. Скачать файл презентации 1.49 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога
    Слайд 1

    Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога Подготовила Васина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

  • Слайд 2

    Проблемное обучение– это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

  • Слайд 3

    Сущность проблемного обучения заключается:

    в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы; в осознании и принятии этих проблем учащимися; в решении проблем учащимися путём самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения; в овладении учащимися определёнными знаниями и способами решения проблемных задач и проблемных вопросов.

  • Слайд 4

    Главные цели проблемного обучения:

    развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

  • Слайд 5

    Преимущества технологии проблемного обучения:

    Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. Темп передачи информации зависит от самих учащихся. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

  • Слайд 6

    Положительными моментами проблемного обучения являются:

    активизация развивающего потенциала обучения; самостоятельная поисковая деятельность; высокий познавательный уровень; субъект-субъектные отношения; личностная включенность всех участников в процесс обучения; практическая направленность процесса обучения.

  • Слайд 7

    Главные условия успешности проблемного обучения:

    Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного). Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися,  относятся с вниманием и поощрением.

  • Слайд 8

    Элементы проблемного обучения:

    Вопросы проблемного характера Использование наглядности (ярких пятен) Задания проблемного характера Тексты проблемного характера Проблемное изложение материала Поисковая беседа (дискуссия) Создание проблемных ситуаций Поисковое чтение

  • Слайд 9

    Вопросы проблемного характера

    Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Главным признаком проблемного вопроса является возбуждение интереса. Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке с того памятного утра пошла на убыль? (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») В 8 классе на уроках литературы вы познакомились с двумя «недорослями» – Митрофанушкой и Петром Гринёвым. Чем вы можете объяснить иной характер и иную судьбу главного героя «Капитанской дочки»? Почему в окончательный вариант «Евгения Онегина» не вошли такие строки о муже Татьяны Лариной: «Сегодня был я ей представлен; Глядел на мужа полчаса; Он важен, красит волоса И чином от ума избавлен»?

  • Слайд 10

    Задания проблемного характера

    На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, с использованием приёма сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др. С помощью задания такого рода можно поставить учебную проблему перед изучением нового материала с целью возбуждения интереса учащихся или, наоборот, завершить таким заданием изучение произведения. Напишите эссе “Что значат для меня мои родители?» (мысли учащихся лягут в основу урока «Базаров и его родители» Как бы рассказали о дуэли Гринёв и Швабрин? (страница из дневника).

  • Слайд 11

    Использование средств наглядности («ярких пятен»)

    Использование на уроках репродукций живописных полотен, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация фрагментов фильмов или спектаклей (с последующим обсуждением) возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. Сравните трактовку образа старухи Хлёстовой в исполнении Екатерины Васильевой (спектакль «Горе от ума» в постановке Олега Меньшикова) с иллюстрациями художника Н.Кузьмина в вашей книге. Посмотрите сцены чтения городничим письма о приезде ревизора в двух киноверсиях комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (1952 г. и 1996 г.). Какая из них кажется вам более убедительной? Подготовьте презентацию «Лермонтов: личность, судьба, эпоха»

  • Слайд 12

    Работа с текстами проблемного характера

    Тексты проблемного характера можно также охарактеризовать как тексты с неразвёрнутой ситуацией или как тексты с опущенными смысловыми звеньями. Элемент недосказанности требует от детей нестандартного подхода и оригинальных решений. Кроме того, тексты проблемного характера – это уникальная система упражнений, развивающая речь учащихся, обучающая их умению свободно выражать своё отношение к прочитанному и писать сочинения разных жанров на литературные темы. Моделируя реальные речевые ситуации, упражнения вовлекают учащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности.

  • Слайд 13

    Проблемное изложение материала

    В этом случае проблему ставит и решает сам учитель; но он не просто излагает учебный материал, а размышляет, рассматривает возможные пути решения.

  • Слайд 14

    Поисковое (аналитическое) чтение

    К поисковому чтению предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска; ограниченное во времени проведение поиска нужной информации; гарантированное нахождение требуемой информации в тексте. Найдите примеры «обездоленности и бесправия простого человека» в главе «Любани» (по книге Радищева «Путешествие …»)? Какие чувства вызывают у Фамусова «московские тузы»? (чтение явления 1 действия 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

  • Слайд 15

    Поисковая беседа (диспут, дискуссия)

    Это привлечение учащихся к решению проблемы с помощью заранее подготовленной системы вопросов. А.С. Пушкин сказал: «Благородство – отвращение от всего низкого и страх принести несчастье другому». Согласны ли вы с этим утверждением? Как авторская позиция выражается в повести «Капитанская дочка»? Почему Костылин сразу просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло до адресата? Встречали ли вы в газетах (в Интернете) статьи о таких же беспокойных и честных людях наших дней, каким был Чацкий?

  • Слайд 16

    Создание проблемных ситуаций на уроке

    Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, т.е. такое состояние в классе, когда ученики, уяснив учебную проблему, пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силу недостаточности у них знаний, имеющихся на момент икс. В этот момент проблемная ситуация создаёт в классе особую атмосферу – психическое «поле интеллектуального напряжения». Нестандартная постановка темы урока: «Петр Первый – чудо или чудовище?» (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник») Постановка личностно значимых для учащихся проблем: Было ли вам когда-нибудь так же стыдно, как «было нестерпимо стыдно» Алёше перед мастером Григорием Ивановичем? (по повести «Детство»)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке