Презентация на тему "Психологические методики"

Презентация: Психологические методики
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Психологические методики"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 19 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по психологии для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Психологические методики
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза (24, С.122–125). Применяется давно, особенно широко использовалась в школе академика В.М. Бехтерева. Экспериментатор заготавливает из имеющегося набора 8– 10 пар слов, подлежащих сравнению. В монографии Л.С. Павловской (1909) приводятся 100 таких пар; достаточно применять лишь часть этого набора. Обращает на себя внимание, что уже в наборе Л.С. Павловской содержаться понятия разной степени общности, а также несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройств мышления. Больного просят сказать «чем похожи и чем отличаются» приведенные ниже понятия. Записываются все ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы больной обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом –  различие. Если больному не сразу понятна задача, можно пропустить какую– нибудь легкую пару слов

  • Слайд 3

    Предлагая первую несравнимую пару (в данном списке «река – птица»), экспериментатор внимательно наблюдает за мимикой и поведением больного. Если больной выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение: «Встречаются такие пары понятий, которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если больной сразу начинает сравнивать эту пару – его ответ записывают, но затем дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких объяснений больше не дают, а просто регистрируют ответы больного по поводу каждой пары. При оценке ответов больных следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности к конкретному мышлению. В исследовании Т.К. Мелешко (1965) предметом анализа стала не логическая структура процесса сравнения, а состав признаков, которые использовались для сопоставления объектов. По этим данным, больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

  • Слайд 4

    1. РЕКА – ПТИЦА 2. УТРО – ВЕЧЕР 3. КОРОВА – ЛОШАДЬ 4. ЛЕТЧИК – ТАНКИСТ 5. ЛЫЖИ – КОНЬКИ 6. ТРАМВАЙ – АВТОБУС 7. ЧАСЫ – ТЕРМОМЕТР 8. НОС – ГЛАЗА 9. ЭХО – ЗЕРКАЛО 10. ОСЬ – ОСА 11. КАРТИНА – СТИХОТВОРЕHИЕ 12. СЕМЯ – ЯЙЦО 13. ГЕРБ – ЗНАМЯ 14. БОТИНОК– КАРАНДАШ 15. КИТ – ЩУКА 16. ГОЛОД – ЖАЖДА 17. МУРАВЕЙ – ДУБ 18. ВВЕРХУ – ВЗАДИ 19. БЛАГОСЛОВЕНИЕ – ПРОКЛЯТИЕ 20. ПОХВАЛА – НАКАЗАHИЕ

  • Слайд 5

    Сравнение понятий («Поиск общего») входит и в тесты оценки интеллекта Д. Векслера и Р. Амтхауэра. При оценке учитывается, сумел ли испытуемый найти адекватную, общую для обоих понятий классификацию – родовое по отношению к двум приводимым видовым понятие или общий существенный признак. Выполнение заданий этого субтеста характеризует уровень абстрактно-логического вербального мышления испытуемого, связанный с типом и особенностями его мышления, однако при оценке необходимо учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий такого рода требует определенного образовательного минимума. «Субтест «Сходства» имеет высокий коэффициент корреляции с итоговыми оценками IQ, Вербальной и Полной, однако его результаты снижаются при наличии изменений мышления как по органическому, так и по шизофреническому типу, хотя особенности выполнения при этих патологических формах различны, что выявляется при качественном анализе ответов – снижение уровня обобщения в первом и искажение обобщения во втором случае».

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Учебный тест состоит из серии картинок (27, С. 208 –256 – в данной методической разработке представлен только фрагмент большой серии заданий), в каждой из которых допущена ошибка или пропуск (не хватает какой-нибудь детали). Задача испытуемого – найти и назвать, что на картинке пропущено или что нарисовано неправильно. Если в каком-нибудь задании испытуемый вначале дает неправильный ответ, спросите его: «А может быть, что-то еще?». Через минуту переходите к следующему рисунку. Испытуемому предлагается выполнить все задания, независимо от количества ошибочных ответов подряд. По своему характеру данное тестовое задание близко к субтесту «Недостающие детали» из теста оценки интеллекта Д. Векслера (17, С. 18), в котором оценивается не только острота восприятия, но и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от опущенных в рисунке несущественных. (Для сравнения, в тесте Векслера лимит на каждое задание – 20 секунд, и в случае его превышения – ответ не засчитывается.)

  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Соотношение пословиц и фраз. Методика применяется для исследования мышления больных. Выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль в фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений больных (24, С.125-129). Разработана Б.В. Зейгарник. (Прием объяснения смысла пословиц используется психиатрами издавна, но особая экспериментальная методика соотношения пословиц и фраз разработана Б.В. Зейгарник.) Одна часть фраз такова, что их смысл соответствует пословицам, а остальные фразы лишь внешне напоминают пословицы, но ничего общего с ними не имеют по смыслу.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Экспериментатор раскладывает на столе слева от больного пословицы, одну под другой, столбиком. Затем экспериментатор дает больному в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. При этом экспериментатор предупреждает больного, что «не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице». После того как больной выполнил это задание, экспериментатор спрашивает его, в чем он видит сходство фраз и пословиц, в чем их общая идея. Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические суждения больных шизофренией.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке