Презентация на тему "Учебно-методическое обеспечение теоретического обучения студентов"

Презентация: Учебно-методическое обеспечение теоретического обучения студентов
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Учебно-методическое обеспечение теоретического обучения студентов". Презентация состоит из 21 слайда. Материал добавлен в 2018 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.1 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Учебно-методическое обеспечение теоретического обучения студентов
    Слайд 1

    Учебно-методическое обеспечение теоретического обучения студентов по дисциплине, комплексное применение средств и методов обучения студентов.

    .

  • Слайд 2

    1. Назначение и область применения

    Рабочая программа дисциплины – это совокупность учебно-методических материалов по дисциплине (предмету, курсу, модулю), призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

  • Слайд 3

    Разработка компонентов РПД должна осуществляться на основе следующих дидактических принципов:

    - соответствие ГОС ВПО и ФГОС ВПО (или рабочей программе для вузовского компонента); - четкая структуризация (модульность) учебного материала; - последовательность изложения учебного материала; - полнота и доступность информации; - определение компетенций, которых должен достичь студент; -   соответствие объема учебных материалов объему часов (зачетных единиц), отведенных на изучение дисциплины; - комплексность (теоретические, практические материалы, промежуточная и итоговая аттестация); - мобильность (модернизация компонентов УМК каждые 1–1,5 года); - современность и соответствие научным достижениям в соответствующей сфере; - оптимальность (размещение дидактических единиц на различных носителях информации); - доступность компонентов УМК для студентов и преподавателей. УМКД является частью ООП, определяющей содержание и структуру дисциплины, ее место и значение в системе подготовки специалиста по каждому направлению (специальности).

  • Слайд 4

    Цели и задачи РПД:

    -  оказание помощи студенту в самостоятельном изучении теоретического материала; -  контроль знаний студента (самоконтроль, текущий контроль и промежуточная аттестация); -  тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых разработанных учебных материалов; -  методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик; -  дополнительная информационная поддержка (учебные и информационно-справочные материалы).

  • Слайд 5

    2. Нормативные документы РПД составляется на основе:

    -  инструктивного письма Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов»; -  инструктивного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак «О показателе государственной аккредитации «Методическая работа»; -  приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»; -  п.6 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; -  п.5 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; -  с приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"; -  Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71; -  приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений», в котором говорится, что процент учебных дисциплин образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, должен составлять 100 процентов; -  Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО), п.7.17. (7.18) «Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения...»; -  учебного плана направления (специальности); -  примерной учебной программы, рекомендованной УМО (при ее наличии), по соответствующей дисциплине.

  • Слайд 6

    3. ГлоссарийПри разработке УМКД применяются следующие сокращения.

    ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. ТЗ — тестовое задание. БТЗ — банк тестовых заданий. ДОТ — дистанционные образовательные технологии. ООП – основная образовательная программа. ПК – профессиональные компетенции. ОК – общекультурные компетенции.

  • Слайд 7

    4. Требования к содержанию и порядок разработки учебно-методическогокомплекса дисциплины

    4.1 Автор или авторский коллектив, разрабатывающий УМК дисциплины, является ответственным за качество содержания и актуальность материалов комплекса и его полное соответствие требованиям ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины. Дидактические единицы, перечисленные в Государственном образовательном стандарте, должны содержаться в материалах УМК, логика и порядок их представления могут быть изменены. Название дисциплины должно строго соответствовать учебному плану. 4.2 Содержание УМК должно опираться на современные достижения науки и образовательной практики и может реализовывать авторский подход к объекту изучения. 4.3 Компоненты УМК должны состоять из относительно независимых частей (модулей). Кроме теоретической части, каждый модуль должен содержать элементы самоконтроля или практических заданий, вопросы. В качестве отдельного модуля дисциплины может выступать специальный блок заданий и элементов контроля знаний по всему объему дисциплины. 4.4 Компоненты разработанного УМК по дисциплине проходят процедуру внешнего рецензирования.

  • Слайд 8

    В рецензии на учебные материалы оценивается:

    - соответствие содержания учебного материала Государственному образовательному стандарту и рабочей программе; - логичность, стиль и последовательность изложения материала; - научный и методический уровень материала; -   наличие и качество дидактического аппарата (обобщений, выводов, контрольных вопросов, заданий и т. п.); - качество иллюстративного материала (рисунков, схем, чертежей) и его соответствие изучаемому предмету; - соответствие объема учебного материала количеству учебных часов (зачетных единиц) дисциплины. В рецензии на тестовые материалы промежуточной аттестации по дисциплине отмечается: - соответствие тестовых вопросов кодификатору; -   однозначность и корректность тестовых вопросов; - правильность ответов; - соответствие общего количества вопросов объему учебного материала; -  правомерность использования различных типов вопросов в тесте; - возможность выполнить тест студенту за отведенное время. Каждая рецензия заканчивается выводом о возможности или невозможности использования учебных материалов в образовательном процессе. 4.5 Обновление содержания УМК производится по мере необходимости или в соответствии с установленными данным стандартом сроками модернизации.

  • Слайд 9

    5. Назначение и описание компонентов учебно-методического комплекса по дисциплине

    5.1 Структура РПД Обязательными элементами структуры РПД являются: -  рабочая учебная программа дисциплины; -  методические указания к семинарским или лабораторным занятиям (если они предусмотрены учебным планом); -  руководство по изучению комплекса (методические указания, разбивка на модули, балльно-рейтинговая система, календарный план изучения дисциплины); -  контрольный блок ( проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. д.). -  учебная информация (учебник, учебное пособие или курс лекций) в различных формах (текст, аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа вставки и др.); -  методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, а также по выполнению самостоятельной работы, в том числе курсовых работ (курсовых проектов); -  практикум (лабораторный практикум) по дисциплине, если такой вид деятельности предусмотрен учебным планом; -  глоссарий и иные элементы. -  хрестоматия (электронная библиотека дисциплины); Дополнительно в состав УМК могут быть включены: - коллекция работ студентов (проекты, рефераты и пр.); - часто задаваемые вопросы и ответы;

  • Слайд 10

    5.2 Рабочая учебная программа

    Рабочая учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание, объем, а также последовательность изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Основная часть программы посвящается раскрытию содержания дисциплины с учетом предъявляемых к ней педагогических и методических требований. Рабочая учебная программа разрабатывается на основе примерной (типовой) учебной программы (при ее наличии) или учебного плана специальности (направления). Рабочая программа включает следующие разделы: 5.2.1. Пояснительная записка, которая содержит: -  цели и задачи изучения дисциплины; -  место дисциплины в учебном процессе; - Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. - требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины (указать перечень дисциплин, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины);

  • Слайд 11

    5.2.2. Трудоемкость дисциплины (указать количество часов или количество кредитов (зачетных единиц), отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению (специальности). 5.2.3. Тематический план изучения дисциплины - Для каждой лекции, каждого практического занятия и каждой лабораторной работы приводятся номер, тема, перечень рассматриваемых вопросов, объем в часах и ссылки на рекомендуемую литературу. Соотнесение модулей дисциплины (разделов, тем) и формируемых в них компетенций рекомендуется приводить в виде Карты компетенций дисциплины - Для курсового проекта (курсовой работы) указываются цель и тематика курсового проектирования, содержание и объем пояснительной записки и графической части, объем (в часах) каждой части проекта (работы), ссылки на рекомендуемую литературу. При наличии аудиторных занятий по курсовому проектированию приводятся темы занятий; - Для самостоятельной работы студентов приводятся темы эссе, рефератов, расчетных заданий, перечисляются другие задания, которые студенты должны выполнить самостоятельно во внеаудиторное время, с указанием содержания и объема каждого задания (в часах), а также ссылки на литературу.

  • Слайд 12

    5.2.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

    1. СРС проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе: ·  формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; ·  качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; ·  формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов; ·  развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления; · совершенствования речевых способностей; ·  развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; ·  формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции); · развития научно-исследовательских навыков; · развития навыков межличностных отношений.

  • Слайд 13

    2. Виды самостоятельной работы: - выполнение самостоятельных заданий на семинарских, практических, лабораторных занятиях; -  подготовка к аудиторным занятиям и выполнение заданий разного типа и уровня сложности; подготовка к проблемным лекциям, дискуссионным вопросам, коллоквиумам, «круглым столам», ролевым играм и т. п.: - изучение отдельных тем (вопросов) учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами, составление конспектов; - составление хронологических таблиц, логических и структурных схем и т. п.; - выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, сообщений, рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, резюме, глоссариев и т. д.); - решение задач; выполнение самостоятельных и контрольных работ, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, составление отчётов к лабораторным работам, самостоятельная работа с приборами, сдачи терминов и понятий и др.; - выполнение проектных заданий (разработка проектов, моделей, программ, макетов и т. п.); - выполнение исследовательской работы; - выполнение курсовых работ (проектов); -  индивидуальные консультации; - индивидуальные собеседования; -   подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к текущему контролю успеваемости (в течение семестра), промежуточной аттестации (по окончании семестра), к Федеральному Интернет-экзамену; -   подготовка к итоговой государственной аттестации, в том числе подготовка к государственным экзаменам, выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации); - подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях и семинарах; -   подготовка к участию в работе факультативов, спецсеминаров; - прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий, составление отчетов по итогам практик.

  • Слайд 14

    6. Методические указания к семинарским или лабораторным занятиям

     Методические указания к семинарским занятиям призваны оказывать индивидуальную помощь студентам в изучении основных понятий, идей, теорий и положений дисциплины, способствуют развитию их умений, навыков и профессиональных компетенций и являются одним из способов проверки знаний студентов. Они содержат: а)  пояснительную записку с обоснованием важности и необходимости этого вида учебной деятельности, с определением цели и задачи по формированию у студентов как научного мировоззрения, так и практических навыков и умений в ходе проведения семинарских занятий; б)  темы семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение, и объема аудиторных часов на каждую тему; в)  краткие теоретические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии; г)  список литературы, необходимой для работы студента при подготовке к каждому семинару.

  • Слайд 15

    7. Руководство по изучению комплекса (методические указания, разбивка на модули, балльно-рейтинговая система, календарный план изучения дисциплины).

    Руководство по изучению комплекса включает в себя такие компоненты, как методические указания по изучению дисциплины, разбивка учебного материала на модули, балльно-рейтинговая раскладка, календарный план изучения дисциплины. 7.1. Методические указания по изучению дисциплины В методических указаниях должны быть представлены рекомендации по изучению разделов дисциплины и выполнению контрольных и лабораторных работ, по самостоятельному изучению теоретического материала, выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, рефератов и курсовых работ, указания по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы (при необходимости — примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок).

  • Слайд 16

    8. Контрольный блок ( проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. д.).

    Тестовые задания Тестовые задания — это учебно-методические материалы для самоподготовки, текущего и итогового контроля, которые предназначены для выработки умений и навыков практического применения теоретических знаний (с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок). Реализация тестовых заданий варьируется в зависимости от предметной области (могут быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с пояснениями и ссылками на соответствующие разделы теоретического материала дисциплины). В качестве тестовых заданий используются: - «Кейсы». Задания в виде кейсов требуют от слушателя самостоятельно найти решение какой-либо реальной или смоделированной задачи, проблемы на основе аналитической интерпретации предложенной совокупности фактов и описания сложившейся ситуации; - Упражнения. Данный тип заданий требует проведения количественных расчетов, конкретных задач и т. п. Может разрабатываться на основе как реальных, так и гипотетических данных; -   Тесты. Данный компонент УМК реализует функции контрольного блока для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала по базовым дисциплинам.

  • Слайд 17

    Процедура создания кодификатора: - строится содержание теста — перечень глав, по которым необходимо проконтролировать знания и навыки студентов; -   для каждого раздела (главы) составляется множество дидактических единиц, знание которых необходимо проверить в результате тестирования; - определяется в соответствии со значимостью и объемом дидактических единиц главы или раздела, сколько вопросов из каждой темы теста нужно выбрать; - составляется таблица с описанием тестовых заданий и их соответствия учебному пособию. Формируется список тестовых заданий, разбитых на темы, с указанием того, сколько заданий из каждой темы необходимо выбирать на экзамен (контрольную работу).

  • Слайд 18

    Семинары Учебно-методическое обеспечение семинара включает в себя: -   тему семинара; - аннотацию; - вопросы и задания; -   теоретический материал, список дополнительной литературы. Автор семинара по дисциплине должен определить: -   цель проведения семинара; -  требования к базовым знаниям студента по другим дисциплинам, необходимые для участия в семинаре; -  требования к освоению теоретического материала по дисциплине для эффективного участия студента в дискуссии; -   практические навыки студента по дисциплине, необходимые для эффективного участия в семинаре; - задачи эффективного общения «студент — преподаватель», «студент — студент»; -  знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы семинара; -  возможность углубленного изучения материала студентом по теме семинара в процессе обсуждения; -   возможность контроля полученных студентом знаний в процессе обсуждений по теме семинара.

  • Слайд 19

    Критерии выбора темы семинара: -  актуальность; - значимость (насколько тема важна для углубленного изучения дисциплины); -   приоритетность (насколько 4~ (насколько важнее изучать данную тему в сравнении с другими); -  высокая степень раскрываемости (возможность рассмотрения вопросов по теме в разных направлениях); -   высокая степень заинтересованности студентов; -   многообразие различных вопросов по теме, остро требующих решения с помощью дискуссий; -   динамичность (насколько быстро накапливается, изменяется, появляется новая информация по данной теме, что способствует ее обсуждению); -   наличие источников информации в свободном доступе.

  • Слайд 20

    9. Методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, а также по выполнению самостоятельной работы, в том числе рефератов, курсовых работ (курсовых проектов), выпускных квалификационных работ. Самостоятельная работа студента может быть как аудиторная, так и внеаудиторная. Аудиторная СРС может включать, например, использование специализированных дисплейных классов для выполнения отдельных видов СРС, тестирование и др. Внеаудиторная СРС включает, в частности, следующие виды деятельности студента: -  конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; -  проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе); - изучение тем теоретического курса, запланированных преподавателем для самостоятельного освоения студентом; -   написание рефератов; -  выполнение расчетно-графических домашних заданий; -   решение задач и упражнений; -  подготовка к выполнению и сдаче лабораторных работ; -  подготовка к коллоквиумам, зачетам и экзаменам; -  выполнение курсовых работ (курсовых проектов); -  выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам (тестам); -  выполнение переводов с иностранных языков и др.

  • Слайд 21
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке