Презентация на тему "Экспертиза ювелирных товаров"

Презентация: Экспертиза ювелирных товаров
Включить эффекты
1 из 141
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Экспертиза ювелирных товаров" состоит из 141 слайда: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    141
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Экспертиза ювелирных товаров
    Слайд 1

    Экспертиза ювелирных товаров

  • Слайд 2

    1место РФ в мире: по разведанным запасам алмазов; по запасам платины и палладия; 2 место РФ в мире: по добыче алмазов в стоимостном выражении; 5 место РФ в мире: по добыче золота; среди 20 стран мира, занимающихся огранкой.

  • Слайд 3

    Российский рынок ювелирной продукции был основательно подорван во времена преобразований 90-х годов. Теперь же рынок динамично развивается, его прирост составляет 30% в год. За последние 2 года существенно вырос объем официального импорта, а объем «серого», контрабандного импорта составляет порядка 40% от общего числа.

  • Слайд 4

    Рост производства ювелирных изделий отстает от роста импорта в 2-3 раза. Усилия отечественных ювелиров по поднятию престижа своей продукции может подорвать отмена обязательного клеймения золотых ювелирных изделий.

  • Слайд 5

    Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается огромное количество контрабандного ввоза, вывоза и незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями. Для чего же осуществляется контрабанда? Почему люди идут на риск и нарушают закон? Ради получения прибыли.

  • Слайд 6

    Это осуществляется либо благодаря сокрытию ценностей (при этом пошлина не выплачивается вообще), либо при официальном декларировании, но с указанием существенно заниженной цены товара (при этом взимается, соответственно, таможенная пошлина ниже должной). Случается и так, что ювелирное изделие (например, алмаз) осознанно выдают за другое (например, за обычные стразы), так же ради того, чтоб снизить размер таможенной пошлины.

  • Слайд 7

    На настоящий момент Примерно 91% контрабандных украшений ввозится в нашу страну из Турции; 6% - из Объединенных Арабских Эмиратов, 3% - из Армении.   Также нелегально везут ювелирные изделия из Израиля, Китая, Италии и других стран.

  • Слайд 8

    Крупный центр шлифовки драгоценных камней находится в Амстердаме. Европейский торговый ювелирный центр — Париж. Имитации драгоценных камней из разноцветного граненого стекла, изготовляемые некоторыми американскими фирмами, в последние годы получили популярность в мире.

  • Слайд 9

    Это различие основано на строении атома камня. Имея один и тот же химический состав, по сути, камни могут не являться одним и тем же. Может измениться один на миллион атом – а вместе с ним меняется и цвет всего камня. Но такими явлениями можно управлять, изменяя при этом цвет изделия. В этом помогает такой вид обработки камня, как огранка, нацеленный на улучшение эстетических качеств камня, созданный для того, чтоб донести всю его красоту в полном объеме.

  • Слайд 10

    Контрабанда драгоценных металлов

    в настоящее время превратилась в целую отрасль предпринимательства, в которой есть свои методы и порядки, свои группировки и боссы, свои прибыли и риски. Схема контрабанды драгоценных металлов предельно проста и остается неизменной долгое время: «руки» - так называемые наемные курьеры-перевозчики, оплачиваются весьма скромно.

  • Слайд 11

    Эти люди перевозят металлы с территории одного государства, где чаще всего ведется его добыча и курс на них на порядок ниже, на территорию другого государства с более высоким курсом на драгоценные металлы и изделия из них. К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, рутений, иридий, осмий).

  • Слайд 12

    Драгоценные металлы издавна представляли для людей большую ценность. Золото, например, и поныне является всеобщим эквивалентом стоимости вещей, богатство страны часто определяется золотым запасом. Любые наличные деньги являются, по сути, символическим представлением драгоценных металлов. Ведь когда-то люди расплачивались драгоценными металлами, а именно: изделиями из них – монетами. Некоторые подобные предметы платежа дошли и до наших дней. Но в настоящее время являют собой скорее культурные ценности. Более того, со временем монеты так же превратились в предмет искусства.

  • Слайд 13

    Одним из самых распространенных видов изделий из драгоценных металлов являются часы. Они же, как ни печально – один из самых распространенных видов контрабанды. Золотые часы - это элемент имиджа любого успешного человека, как для женщин, так и для мужчин. Одно что смущает даже самого богатого человека это цена, которую приходится платить за престиж, за золотые часы. При себестоимости в несколько тысяч, стоимость отдельных моделей часов может достигать нескольких сотен тысяч долларов.

  • Слайд 14

    Поэтому в последнее время стали популярны копии швейцарских часов известных марок. Копии часов это сборка оригинальных швейцарских часов до малейшей детали дизайна. Отличие их только в механизме и в драгоценных материалах.

  • Слайд 15

    Экспертиза ювелирных товаров.

    Экспертиза ювелирных изделий проводится методами органолептической оценки и лабораторными методами: определение физических свойств, химического состава и экологической безопасности изделий, которые определяют качество ювелирных изделий.

  • Слайд 16

    Экспертиза металлических сплавов

  • Слайд 17

    Количество чистого драгоценного металла в сплаве называют пробой. Метрическая проба –содержание золота в 1000 весовых частях сплава. Для ювелирных изделий применяют 375, 500, 583, 585, 750, 958 пробы. Золотниковая проба (в изделиях, изготовленных до 1927 г.) – содержание золота в 96 золотниках. Каратная проба (некоторые европейские страны) – содержание золота в 24 весовых частях сплава.  

  • Слайд 18

    Соотношение между различными системами проб

  • Слайд 19

    Химический состав золота и сплавов на основе золота

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    * Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: свинец – 0,005; железо – 0,15%; сурьма – 0,005; висмут – 0,005; кислород – 0,007; всего – 0,17. ** Сплав содержит от 0,008 до 0,040% бора. *** Примеси в сплаве не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,08; сурьма – 0,003; висмут – 0,003; кислород – 0,007; всего – 0,10. **** Примеси не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,004; сурьма – 0,001; висмут – 0,002; медь – 0,007; серебро – 0,008; всего – 0,01.

  • Слайд 22

    Химический состав сплавов на основе серебра

  • Слайд 23

    Химический состав сплавов на основе платины

  • Слайд 24

    Химический состав сплавов на основе палладия

  • Слайд 25

    Анализатор рентгенофлуоресцентныйэнергодисперсионный «МАГНИЙ-1» Назначение: предназначен для многоэлементного анализа металлов, сплавов, включая алюминиевые и магниевые, и изделий на их основе, а также идентификации химических элементов, находящихся в твердом, порошкообразном и жидком (неагрессивные жидкости) состоянии.

  • Слайд 26

    Портативный рентгенофлуоресцентный анализатор (ПРФА) «МетЭксперт» Назначение: предназначен для проведения измерения массовой доли химических элементов в металлах, сплавах и изделий на их основе, а также для идентификации химических элементов в веществах, находящихся в твердом, порошкообразном и жидком (неагрессивные жидкости) состояниях.

  • Слайд 27

    Анализатор электрохимический «ДЕЛЬТА-1» Назначение: предназначен для качественной идентификации драгоценных металлов в сплавах и изделиях с определением их процентного содержания и идентификации драгоценных камней.

  • Слайд 28

    Оценка качества ювелирных камней

    Ювелирными камнями в настоящее время принято называть все используемые в ювелирных целях камни.

  • Слайд 29

    Ассортимент ювелирных камней

  • Слайд 30

    Критерии оценки огранённых ювелирных камней

    Масса и размеры; Цвет ювелирного камня, зональность окраски; Дефектность ювелирного камня; Качество обработки; Форма и вид огранки; Облагораживание ювелирных камней.

  • Слайд 31

    Масса драгоценных камней

    Масса драгоценных камней (кроме жемчуга)измеряется в каратах. Один карат равен 200 миллиграммам или 1/5 грамма. Карат, в свою очередь, делится на 100 частей. Масса драгоценных камней измеряется на специальных каратных весах. Масса жемчуга измеряется в каратных гранах, равных ¼ карата. Масса полудрагоценных и поделочных камней измеряется в граммах.

  • Слайд 32

    Вес бриллианта так же можно приблизительно определить по его диаметру.

  • Слайд 33

    Масса и размеры

    Масса и размеры влияют на ценообразование драгоценного камня. Как показывает практика торговли цветными ограненными камнями, чем больше масса драгоценного камня, тем выше цена за карат. Но если камень очень крупный — более 50 карат — то его цена может быть снижена, потому что продать такой камень сложнее из-за очень высокой цены, если только это не редкий драгоценный камень. Нужно учитывать тот факт, что камни одной массы имеют разные размеры, так как удельный вес у них разный. Некоторые драгоценные камни могут чаще иметь крупные размеры (сапфир), для других драгоценных камней масса более 5 карат чрезвычайно редка, поэтому они оцениваются дороже (рубин).

  • Слайд 34

    Цвет ювелирного камня

    Цвет является наиболее весомой частью, определяющей цену камня, — его доля составляет по различным прейскурантам от 40 % до 70 %. Камни очень темные, также как и светлые, имеют пониженную цену. Снижают ценность камня различные оттенки, ухудшающие основной цвет (например, желтизна в изумруде); напротив, изумруд с синеватым оттенком ценится выше. Оценка ювелирного камня по цвету производится путем сравнения с контрольным образцом цвета или с атласом цветов.

  • Слайд 35
  • Слайд 36
  • Слайд 37

    Зональность окраски Распределение цвета, или зональность окраски, имеет важное значение при оценке цвета камня. Большое значение при назначении цены имеет то, насколько часто встречается тот или иной цвет драгоценного камня. Некоторые ювелирные камни, такие как рубины, сапфиры, аметисты, обладают плеохроизмом, то есть, меняют цветовой оттенок в зависимости от их ориентации по отношению к глазу. Если при огранке кристалл был ориентирован неправильно, то плеохроизм в ограненном камне ясно виден, что снижает его цену до 20 %. Зональность (отклонение от однородного распределения окраски вставки по густоте, тону и цвету) классифицируют на следующие виды: 1) неоднородная по цвету и интенсивности окраска, при которой разные области и участки драгоценного камня окрашены с различной интенсивностью или в различные цвета, закономерно распределенные в массе камня. 2) неоднородная по цвету и по интенсивности окраска, неравномерно меняющаяся в драгоценном камне по всему его объему или в отдельных его частях, участках и точках.

  • Слайд 38

    Технология оценки по цвету

    Все ювелирные камни оцениваются по цвету следующим образом: наблюдение камня производится на белом фоне со стороны площадки в отраженном свете (проходящий свет использовать нельзя); в качестве стандартного светового источника принимается естественный свет или искусственный свет флюоресцентных ламп дневного света. Окраску ограненной вставки характеризуют по цвету, соответствующему какой-либо части спектра. Цвет характеризуется тремя основными критериями: тон, оттенок, интенсивность. Тон — мера темноты (в некоторых зарубежных прейскурантах тон выражается в процентах: от 0 % — бесцветный до 100 % — самый темный, непрозрачный; 60-80 % — оптимальный). Оттенок — цветовая комбинация основного цвета камня (желто-зеленый, сине-зеленый и т. п.). Интенсивность — насыщенность (яркость) цвета. Наиболее ценятся ювелирные камни с яркими, насыщенными цветами.

  • Слайд 39

    Псевдохроматизм ювелирных камней

    Астеризм – эффект звездчатости (сапфир, рубин, розовый кварц). Иризация – радужные пятна и многоцветные переливы. Ее разновидности: Кошачий глаз; Опалесценция; Авантюрисценция; Шиллерисценция – лунный камень

  • Слайд 40

    Дефектность ювелирного камня

    Дефектность (чистота) обработанного ювелирного камня является одной из важных характеристик, влияющих на цену. Доля чистоты, как характеристики, в общей цене камня колеблется от 30 % до 50 %. Абсолютно чистые, без внутренних пороков камни, встречаются редко, поэтому их цена высока. Обычно в камнях присутствуют пороки (дефекты) природного или искусственного происхождения в виде трещин, перьев, вуалей, газовых, жидкостных, твердофазных включений, и.т.п. Прозрачность характеризует влияние тех или иных факторов на проходимость света через драгоценный камень. Включения, расположенные близко друг к другу, и включения, имеющие различные контрастности необходимо рассматривать не как отдельные включения; в этом случае рекомендуется мысленно объединить площадь, занятую этими включениями, и оценивать, как комплекс включений. Некоторые природные камни демонстрируют некоторую непрозрачность, которая обусловлена нарушением структурыминерала, люминесценцией и др. Непрозрачность оценивают отдельно, так как она влияет на блеск камня. В процессе оценки степени непрозрачности необходимо иметь эталон, обладающий высокой прозрачностью и соответственно блеском.

  • Слайд 41

    Оценка дефектности

    Оценка дефектности производится с помощью лупы 10 – кратного увеличения или при помощи микроскопа. При определении чистоты драгоценного камня учитывают : размер дефекта; количество присутствующих внутренних дефектов; контрастность включений; положение включения.

  • Слайд 42

    Непрозрачность ограненной вставки определяется по следующим показателям: невидимая; при сравнении явно видна, без сравнения не видна или видна с большим трудом; при сравнении достаточно хорошо видна, без сравнения видна с трудом; при сравнении легко видна, без сравнения легко видна; снижение блеска, легко видна даже без сравнения; резко выраженный матовый эффект, «молочный вид»; резко выраженный тусклый блеск, практическое отсутствие блеска

  • Слайд 43

    Группы качества по дефектности

    Прозрачные камни 1 группа – камни, имеющие очень незначительные дефекты, слегка видимые при 10 кратном увеличении, блеск и «игра» максимальные; 2 группа – камни, имеющие включения, едва различимые невооруженным взглядом , легко различимые при 10-кратном увеличении, расположенные в отдельных зонах, не уменьшающие блеск и «игру»; З группа – камни, имеющие включения, расположенные по всему объему, легко различимые невооруженным взглядом, частично уменьшающие блеск и «игру»;

  • Слайд 44

    4 группа – камни, имеющие большие и многочисленные включения, легко различимые невооруженным взглядом, значительно уменьшающие блеск и «игру»; 5 группа – камни, полностью заполненные включениями, абсолютно уменьшающие блеск и «игру».

  • Слайд 45

    Группы качества по дефектности

    Полупрозрачные и непрозрачные камни 1 группа – камни, на лицевой поверхности которых отсутствуют природные дефекты и/или неровности (волнистость), видимые невооруженным взглядом; 2 группа - камни, лицевая поверхность которых имеет единичные природные дефекты и/или незначительную неровность (волнистость), с трудом видимые невооруженным взглядом, не ухудшающие внешнего вида; 3 группа - камни, лицевая поверхность которых имеет несколько природных дефектов и/или значительную неровность (волнистость), легко видимые невооруженным взглядом, ухудшающие внешний вид;

  • Слайд 46

    Качество обработки

    Качество обработки ювелирного камня, также как и предыдущие характеристики, влияет на его цену, но это влияние менее значительно. Скидка к прейскурантной цене на качество обработки составляет от 5 % до 50 %. Хорошая огранка наилучшим образом может представить цвет камня, тогда как плохая огранка может привести к тому, что драгоценный камень может смотреться слишком темным или слишком светлым. Драгоценные камни хорошего качества могут иметь заметные отклонения в пропорциях, обработке и форме.

  • Слайд 47

    Форма и вид огранки

    Форма и вид огранки драгоценного камня должны обеспечивать его внешнюю красоту, высокую степень игры и блеска. Форма граненого камня, определяемая формой плоскости рундиста (круг, овал, квадрат, прямоугольник и так далее), также влияет на цену камня (только для камней: бриллиантов, изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов). Для этих камней существует базовая (традиционная) форма: для изумруда — изумрудная форма («октагон»), для сапфиров — овальная и так далее. Скидки и надбавки за форму указаны в прейскурантах. У различных форм ограненных камней установились предпочтительные отношения длины и ширины. Необычные или сразу бросающиеся в глаза отношения менее предпочтительны, так как такие камни тяжело закрепить в стандартную оправу и они также могут нести в себе проблемы, связанные с долговечностью камня.

  • Слайд 48

    Облагораживание ювелирных камней

    Ювелирные камни в последнее время подвергаются искусственному изменению с целью улучшения качественных характеристик. Наиболее часто подвергаются обработке следующие ювелирные камни: янтарь, аквамарин, сапфир, рубин, цитрин, аметист, турмалин — термическая обработка; желтый сапфир, топаз,турмалин, кунцит — радиационная обработка; «залечивание трещин» (изумруд, рубин); лазерное сверление (бриллиант); промасливание (изумруд, жадеит, лазурит); нанесение окрашивающего покрытия (сапфир); обесцвечивание и окрашивание (агат, оникс, коралл). Цена обработанного камня ниже, чем сравнимого с ним по качеству неблагороженного камня. Но насколько ниже — это зависит от рыночного спроса, доступности и стоимости обработки сырья.

  • Слайд 49

    Идентификация ювелирных камней

    цвет; прозрачность; блеск; спайность; твердость; плотность; дисперсия света; показатель отражения; светопреломление; люминесценция

  • Слайд 50

    Цвет

    Наиболее важный критерий оценки камней. В зависимости от цвета камни бывают: Бесцветные (ахроматические) – алмаз, горный хрусталь; Цветные (идиохроматические) – имеют в составе хроматофоры – малахит, родонит; Окрашенные (аллохроматические) – окраска появляется вследствие присутствия примесей – сердолик, хризопраз; Кажущаяся окраска (псевдохроматизм) – за счет различных оптических эффектов- опал, авантюрин. Камни одного вида могут иметь разные цвета, что затрудняет их определение

  • Слайд 51

    Псевдохроматизм ювелирных камней

    Астеризм – эффект звездчатости (сапфир, рубин, розовый кварц). Иризация – радужные пятна и многоцветные переливы. Ее разновидности: Кошачий глаз; Опалесценция; Авантюрисценция; Шиллерисценция – лунный камень

  • Слайд 52
  • Слайд 53

    Блеск характеризуется терминами: -металлический -алмазный -стеклянный -жирный -перламутровый -шелковистый -матовый

  • Слайд 54

    Спайность

    Способность кристаллов раскалываться по определенным направлениям. Может быть: Совершенная (топаз), Средняя (андалузит), Несовершенная (изумруд). Камни с совершенной спайностью следует предохранять от случайных ударов и резкого перепада температур.

  • Слайд 55

    Твердость определяется царапанием по шкале Мооса: Использование камней с твердостью менее 6 проблематично.

  • Слайд 56

    Плотность

    Один из основных показателей при диагностике камней. Выражается в г/см3. Определяется суспензионным способом или путем прециозных измерений

  • Слайд 57

    Плотность.

  • Слайд 58

    Дисперсия света

    Изменение направления (преломление) луча света на границе с камнем. Двупреломление – разное преломление в различных направлениях. Важная характеристика для диагностики камней. Высокое преломление определяет «игру» камней (алмаз, фианит).

  • Слайд 59

    Палеохроизм

    Поглощение света разной длины в разных направлениях (изменение интенсивности окраски при осмотре по разным направлениям). Присущ бериллам, турмалинам, гиацинтам)

  • Слайд 60

    Люминесценция

    Свечение под воздействием облучения различными видами энергии: Флюоресценция – быстро исчезающее свечение под невидимым ультрафиолетом. Связано с незначительными примесями специфических элементов в кристаллической структуре.

  • Слайд 61

    Цвет люминесценции ювелирных камней.

  • Слайд 62

    Один и тот же камень может показывать различные цвета. Например, рубин и сапфир имеют тот же самый химический состав, но показывают различные цвета. Даже тот же самый драгоценный камень может представлять много различных цветов: сапфиры показывают  различные оттенки синего и розового цветов, а "декоративные сапфиры" показывают целый диапазон других цветов от желтого до оранжево-розового.

  • Слайд 63

    Это различие основано на строении атома камня. Имея один и тот же химический состав, по сути, камни могут не являться одним и тем же. Может измениться один на миллион атом – а вместе с ним меняется и цвет всего камня. Но такими явлениями можно управлять, изменяя при этом цвет изделия. В этом помогает такой вид обработки камня, как огранка, нацеленный на улучшение эстетических качеств камня, созданный для того, чтоб донести всю его красоту в полном объеме.

  • Слайд 64

    Диагностика камней, закрепленных в ювелирных изделиях осложняется тем. Что выкрепка их из оправы чаще всего невозможна. Кроме того, исключается диагностика такого важного свойства камней как твердость.

  • Слайд 65

    Внутренние особенности ювелирных камней в ограненном виде изучают с помощью стереоскопических микроскопов МБС-1 (-2, -8).

  • Слайд 66

    Синтетические камни

    Ювелирные камни , созданные в лабораторных или заводских условиях, по внешним признакам и физическим свойствам почти неотличимы от природных. Они имеют похожие окраски, одинаковые твердость и плотность, тождественный химический состав и показатели преломления. Различия отражаются на некоторых особенностях их роста и внутреннего строения. Это проявляется в зональности кристаллов и в характере распределения окраски и включений. Синтетические камни выращивают в химически «более чистых» условиях, поэтому единственными посторонними кристаллическими включениями могут быть только соединения, сходные по составу с основным кристаллом (или затравкой).

  • Слайд 67

    Классификация и ассортимент ювелирных товаров.

    Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы: Предметы личных украшений. Предметы туалета. Принадлежности для курения. Предметы для сервировки стола. Письменные принадлежности. Предметы для украшения интерьера. Принадлежности для часов. Сувениры.

  • Слайд 68

    Предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений, выпускают так называемые гарнитуры – наборы, выполненные в одной композиции.

  • Слайд 69

    Кольцаизготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия. Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными. Кольца бывают самых разных форм и фасонов с шинками (ободками) разного сечения – круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др. Для колей установлены размеры, которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером – 0,5 мм.

  • Слайд 70

    Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей. Бывают серьги гладкие, с гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др. Серьги для проколотых ушей прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой. Серьги для непроколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.

  • Слайд 71

    Брошибывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра 800-й пробы. Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком. Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами.

  • Слайд 72

    Браслеты.Различают браслеты для украшения и для закрепления часов на руке. Материалами для изготовления браслетов служат золото, платина или золото в комбинации с платиной, палладий, серебро, латунь, томпак, мельхиор, алюминий, янтарь, кость, пластмассы и др. Художественная отделка браслетов бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др. Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др. Браслеты для украшения подразделяют на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты делают в виде обруча, подковки, витка в несколько оборотов или из двух половинок, соединенных шарнирами и замыкающихся особыми замочками. Мягкие браслеты состоят из отдельных соединенных между собой звеньев различных форм и размеров ( в виде пластин, колец, цепочек, бусин и др.) из закрепляют на руке с помощью замочков разнообразных конструкций. Браслеты для часов вырабатывают в основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде цепочки, плетеные и в оплете.

  • Слайд 73

    Бусы изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические пустотелые – из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки. Бусы из полудрагоценных камней обычно изготавливают гранеными, из поделочных – шлифованными, преимущественно круглой формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря – круглыми и овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде орнаментной резьбы и др. Наиболее распространены круглые (шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут быть одинакового размера или разного – в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с удлиненной ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без замка.

  • Слайд 74

    Колье от бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в зависимости от фасона колье. Изготавливают колье из золота, платины, серебра, сплавов различных цветных металлов с с различного рода вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней, янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.

  • Слайд 75

    Кулоны. Они представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте. Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком. В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.

  • Слайд 76

    Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки. Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью. Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.

  • Слайд 77

    Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др. На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.

  • Слайд 78

    Предметы туалета. К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

  • Слайд 79

    Пудреницы бывают для женских сумок и настольные. Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая – для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из металла, перламутра, янтаря и др. Пудреница настольная представляет собой коробочку или баночку разной емкости с крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют настольные пудреницы из металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и других материалов с различной художественной отделкой поверхности.

  • Слайд 80

    Зеркала.Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета, одинарные и двойные. Ручные зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др. Оправы для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.

  • Слайд 81

    Флаконы для духовбывают для женских сумок и настольные. Флаконы для женских сумок изготавливают из серебра или стекла в металлической ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с корпусом флакона. Настольные флаконы изготавливают из стекла хрустального или обыкновенного бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием, травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит, мрамор.

  • Слайд 82

    Булавки для шляп. Они состоят из металлического заостренного стержня длиной до 10 см, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из серебряной, латунной или стальной проволоки, головку и предохранитель – из металла, янтаря, пластмассы, кости, дерева, стекла. Бывают головки, украшенные вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней различных форм и огранки или эмалью, штампованным, гравированным рисунком и др. Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой, заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.

  • Слайд 83

    Запонки для манжетизготавливают с одной или двумя розетками разных фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок – с одной розеткой. Розетка соединяется с челночком посредством стойки или цепочки. Запонка из двух розеток обычно скрепляется цепочкой или проволочкой, изогнутой в виде восьмерки, либо шарнирной стойкой. Запонки делают из золота, серебра и сплавов цветных металлов, с позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др. гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.

  • Слайд 84

    Зажимы для галстуков. Такие зажимы бывают проволочными и пластинчатыми, с замком или без замка. Их изготавливают из золота, серебра, латуни, мельхиора, томпака, со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, янтаря, стекла и других материалов, а также гладкими со штампованным, гравированным рисунком или эмалью. Зажимы могут быть с цепочкой или подвешенным к ней брелоком и без него. Для скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и запирают замочком-шпрингелем или пластинчатым зажимом. Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых золотом или серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота или серебра.

  • Слайд 85

    Принадлежности для курения. Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.

  • Слайд 86

    Портсигарыизготавливают из золота (редко), серебра с позолотой или без неё; из медных сплавов – посеребренными; из анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота, и других материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня – яшмы, лазурита, малахита, агата и др. Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: с чеканным, гравированным или рельефным штампованным рисунком; оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.

  • Слайд 87

    Сигаретницы от портсигаров отличаются в основном только размером. На сигаретницы идут те же материалы и с такими же видами художественной отделки, что и на портсигары, но изделия меньше по размеру.

  • Слайд 88

    Порттабакислужат для хранения табака и представляют собой коробочки прямоугольной формы. Внешне порттабак сходен с портсигаром, но отличается от него тем, что имеет глубокий корпус, закрывающийся плоской крышкой на шарнире. Порттабаки изготавливают в основном из золота и серебра. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рифованными или с художественной эмалью.

  • Слайд 89

    Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в металлической (серебряной или мельхиоровой посеребренной) оправе или без оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных металлов, с чеканным или гравированным рисунком, с перегородчатой эмалью

  • Слайд 90

    Спичечницы представляют собой футляр для коробки со спичками. Изготавливают спичечницы из серебра, латуни, томпака, мельхиора, анодированного алюминия с различной художественной отделкой поверхности.

  • Слайд 91

    Мундштуки курительные делают из серебра, кости, рога и других материалов. По форме они могут быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими; без оправы и в металлической (серебряной или латунной позолоченной) оправе, которую закрепляют на конце мундштука. Выпускают мундштуки комбинированные, в которых одна часть, образующая прикус, из янтаря, кости или рога, а другая – наконечник, соединенная насадкой или винтовой резьбой, - из серебра, латуни, томпака с позолотой. Наконечник мундштука может быть гладким, с гравировкой, со штампованным рисунком, с чернью, пресс-филигранью или накладной филигранью с эмалью.

  • Слайд 92

    Предметы для сервировки стола. К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.

  • Слайд 93

    Ложки по назначению бывают столовыми, десертными, чайными, кофейными, разливательными, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным оксидированным рисунком на ручке, с чернью, эмалью. Ложки столовые, десертные, чайные, кофейные обычно выпускают яблоком (чепраком) вытянутой и округлой формы, разливательные – полушаровой, круглой, с несколько плоским дном; для соуса – полушаровой со сливом на боковой части черпака; для варенья – округлой; для салата – из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком.

  • Слайд 94

    Вилки.Как и ложки они бывают столовыми, десертными, для рыбы, салата, лимона и др. их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, стали или посеребренных мельхиора и нейзильбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, нейзильбера, фарфора и др., а рожки – из нержавеющей и углеродистой стали; ручки металлические бывают гладкими полированными, с гравированным или штампованным оксидированным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией различной тематики. В отличие от столовых и десертных вилок, имеющих по 4 рожка, рыбная вилка имеет 3 рожка, один из которых (левый) более широкий и служит для разрезания рыбы. Салатная вилка напоминает ложку, оканчивающуюся 3 короткими рожками. Ее изготавливают преимущественно из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком. Вилки для лимона бывают разной длины и имеют 2 рожка.

  • Слайд 95

    Ножи. Различают ножи столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Изготавливают их цельноштампованными и составными. Лезвия ножей могут быть из нержавеющей и углеродистой стали, серебра и неметаллических материалов (кости, рога, пластмассы). Ручки ножей изготавливают из серебра, посеребренного мельхиора и нейзильбера, фарфора и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией.

  • Слайд 96

    Клинки ножей различные – прямые с выемкой, широкие и узкие; ручки – прямые и фигурные, по профилю – овальные, прямоугольные, многогранные и др. У ножа для фруктов клинок остроконечный, для масла – широкий криволинейный, закругленный на конце, для сыра – широкий криволинейный с тремя короткими рожками, образующими вилку на конце, для икры – фасонный с выемкой и фаской на конце обушка. Иногда клинки ножей для масла и икры делают из рога с серебренным или мельхиоровым посеребренным черенком.

  • Слайд 97

    Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора, разных фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью. Внутреннюю поверхность корпуса рюмки золотят, а затем полируют и крацуют. Гравированные рисунки большей частью золотят и оксидируют. Рюмки из серебра выпускают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.

  • Слайд 98

    Бокалыот рюмок отличаются емкостью, которая может быть 100 см3 и более. Стопки. Их изготавливают из серебра, мельхиора и томпака. Они имеют форму правильно усеченного конуса. Различают стопки гладкие, с гравированным рисунком или рисунком чернью, эмалево-филигранные, пресс-филигранные и с перегородчатой эмалью. Стопки из томпака покрывают золотом или серебром, а из серебра – золотят и полируют или крацуют. Наружная поверхность стопок из серебра бывает матовой, с гравированным, оксидированным и позолоченным рисунком. Гравированные стопки могут быть и без позолоты. Стопки из мельхиора серебрят, внутреннюю поверхность их полируют или золотят и полируют, наружную – крацуют.

  • Слайд 99

    Графины для вина. Такие графины бывают различных форм и фасонов, с ручкой и без ручки, емкостью обычно не более 750 см3. Графины из серебра декорируют гравированием, чеканкой, чернением или филигранью в сочетании с цветными эмалями. Выпускают графины, как правило, в составе винных приборов: графин, комплект рюмок или стопок с подносом или без него. Сервизы – это комплект посуды одного назначения, рассчитанный на определенное количество людей. Различают сервизы чайные и кофейные, в которые входят различные предметы, оформленные в одном стиле. Сервизы из серебра бывают гладкими или матовыми крацоваными, со штампованным, гравированным или чеканным рисунком, с чернью, пресс-филигранными и ручной накладной филигранью с художественной эмалью.

  • Слайд 100

    Подстаканники изготовляют серебряные, мельхиоровые, нейзильберовые и томпаковые, из нержавеющей стали и алюминиевые. Серебряные подстаканники могут быть золочеными как снаружи, так и внутри; из мельхиора и нейзильбера – посеребренными снаружи и позолоченными внутри; из томпака – золочеными или обработанными кислотой способом травления под цвет золота; из нержавеющей стали – полированными; из алюминия – анодированными и окрашенными под цвет золота. Подстаканники бывают с рельефным штампованным, оксидированным и полированным (из нержавеющей стали и анодированного алюминия) рисунком, с гравировкой и золочением по рисунку, ажурной филигранной работы, пресс-филигранные с эмалью, эмалево-филигранные (ручной работы), с рисунком чернью.

  • Слайд 101

    Лопатки для пирожного. Их применяют для раскладки пирожных, пирогов и тортов. Материалом для лопаток служат серебро, посеребренный мельхиор и нейзильбер, нержавеющая полированная сталь, хромированная или никелированная латунь. Кольца салфеточные. Такие кольца вырабатывают из серебра, посеребренных нейзильбера и мельхиора, кости, фарфора и других материалов. Серебряные кольца могут быть гладкими полированными, со штампованным, оксидированным рисунком; гравированными, с чернью, эмалево-филигранными; мельхиоровые – полированными или со штампованным и оксидированным рисунком; костяные – гладкими или с художественной резьбой; фарфоровые – с росписью керамическими красками, декалькоманией и др.

  • Слайд 102

    Солонки и перечницы. Их изготавливают из серебра, мельхиора и других материалов. В продажу они поступают в виде штучного товара и в составе комплекта; солонка, перечница, ложечка для соли и поднос. Солонки изготавливают открытыми цельноштампованными вставками из стекла и без них, а также с навинчивающейся перфорированной крышечкой. Наиболее распространенные формы перечниц – яйцевидная и цилиндрическая. Выпускают перечницы и солонки более сложных форм: в виде птиц, рыб и т.д.

  • Слайд 103

    Изделия из хрустального стекла. К ним относят вазы для конфет, варенья, фруктов, цветов; салатники, солонки, графины, кувшины и другие изделия. Как правило, их отделывают серебряной оправой со штампованным оксидированным или чеканным рисунком. Встречаются изделия в серебряной оправе художественной чеканной работы. Изделия из хрустального или обыкновенного стекла с алмазной гранью (вазы для конфет, салатники и др.) могут быть в мельхиоровой посеребренной гладкой оправе, со штампованным оксидированным рисунком.

  • Слайд 104

    Письменные принадлежности. Письменные принадлежности, входящие в ассортимент товаров ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье-маше, кости и др. К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке.

  • Слайд 105

    Письменные приборы. Серебряные письменные приборы декорируют штампованным, гравированным и чеканным рисунком или эмалью и чернью. Приборы и отдельные принадлежности из поделочных камней украшают металлическими обрамлениями и рельефными накладками.

  • Слайд 106

    Ножи для резки бумаги. Такие ножи изготавливают из серебра с ручкой, отделанной гравированным, чеканным, штампованным рисунком или рисунком чернью; из кости с художественными ажурными узорами, из пластмассы с металлической штампованной ажурной оправой. Выпускают ножи с лезвием из металла с художественной гравировкой, позолоченным или никелированным и ручкой из поделочного камня, кости и других материалов. Стаканы для карандашей.Они могут быть из серебра, поделочного камня, кости и папье-маше.

  • Слайд 107

    Настольные блокноты и бювары. Их изготавливают из картона и оклеивают шелком, кожей, бархатом или заменителем кожи – ледерином. Обычно они имеют серебряную пластину с гравированным позолоченным или рельефным штампованным и оксидированным рисунком, бывают художественной чеканной работы. Выпускают также блокноты и бювары с мельхиоровой посеребренной пластиной с рельефным штампованным и оксидированным рисунками.

  • Слайд 108

    Предметы для украшения интерьера. В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье-маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).

  • Слайд 109

    Камнерезные художественные изделия. Эти изделия – вазы, ларцы, фигурки и др. – изготавливают из поделочных камней, иногда в сочетании с полудрагоценными камнями. Их вытачивают из целого куска или вырабатывают из тонких пластин. Некоторые виды камнерезных изделий украшают кусочками цветного камня.

  • Слайд 110

    Мозаичная миниатюра может выполняться из деталей различной формы, вырезанных из камня разных пород. Фон такой мозаики заполняют мастикой из каменной крошки и клея. Иногда композицию мозаики высверливают в монолитной тонкой пластинке камня и в полученные отверстия вставляют детали мозаики из камня другой породы. Значительное место в изготовлении камнерезных изделий занимают мягкие поделочные камни (гипсовый камень и селенит), которые легко распиливаются и обтачиваются на станке. Из этих камней делают различные ларцы в русском стиле, вазы, ковши с фигурными ручками, настольные коробки с ажурными крышками, различные фигурки птиц, зверей и др.

  • Слайд 111

    Художественные изделия из кости и рога. Это кубки, миниатюрная скульптура, изображающая людей, птиц, животных и др. Их изготавливают из бивней слона и мамонта, клыков моржей и трубчатых костей крупных домашних животных. Такие изделия отличаются тонкой художественной резьбой затейливых узоров. Для изготовления изделия используют также рог крупного рогатого скота, иногда в сочетании с костью. Из рога изготавливают главным образом миниатюрную скульптуру.

  • Слайд 112

    Лаковые художественные изделия из папье-маше. К ним относят ларцы, декоративные тарелки и другие предметы, которые приобретают широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом благодаря украшающим их миниатюрам. Тематика миниатюр разнообразна: пейзажи, мотивы, заимствованные из сказок, былин, песен; портреты, натюрморты, орнаментальные рисунки и др. Различают изделия из папье-маше палехские, федоскинские, мастерские и холуйские. Свои названия они получили от тех мест, где возникли эти промыслы мастеров-живописцев.

  • Слайд 113

    Принадлежности для часов. Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки). Шатленки – это украшения к карманным часам, изготавливаемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока)

  • Слайд 114

    Сувениры. Сувенир – это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память о ком-либо, о чем-либо. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д. Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.).

  • Слайд 115

    Клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов

    В соответствии с указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1152 «Положение о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ» и Постановлениями Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 114 и от 15 июня 1994 г. № 684 продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного производства, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм РФ. Все изделия из цветных металлов, выпускаемые в нашей стране для продажи, обязательно должны иметь пробу, которая ставится Инспекцией пробированного надзора Министерства финансов России.

  • Слайд 116

    Государственное пробирное клеймо – специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными инспекциями пробирного контроля. Оно означает, что изделие проверено в государственной инспекции и имеет пробу не ниже указанной в клейме. Государственное пробирное клеймо состоит из знака удостоверения и знака пробы, которые могут проставляться вместе (в одном изображении) или отдельно. С 1958 г. знак удостоверения представлял собой контурное изображение звезды с серпом и молотом для золота и серебра. Этот знак используется и в наше время, хотя с 1994 г. в России установлен знак удостоверения в виде женской головы в кокошнике и в профиль, повернутой направо.

  • Слайд 117

    Именник – оттиск клейма изготовителя, который ставится на всех изделиях, содержит индивидуальные знаки и знаки, указывающие на год клеймения. С 1988 г. и до нашего времени во всех именниках после последней цифры, обозначающей год изготовления, располагается буква, содержащая шифр инспекции, в районе деятельности которой находится предприятие. С 1990 г. и по настоящее время в именниках последняя цифра года указывается с двумя вертикальными точками перед ней и располагается перед шифром предприятия изготовителя.

  • Слайд 118

    Инспекции пробирного надзора клеймят изделия пробирными клеймами установленного образца, в которых имеется шифр, присвоенный каждой инспекции. Пробирные клейма делят на две группы: основные и дополнительные. Основными клеймами являются следующие: Клеймо в виде круга с пятиконечной звездой с изображением серпа и молота – между лучами пятиконечной звезды должен стоять шифр, присвоенный той или иной инспекции пробирного надзора. Это клеймо используют для клеймения зубопротезных дисков, а также золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий в сочетании с одним из дополнительных клейм. Клеймо в виде лопатки – для золотых и платиновых изделий он состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750, 958-й для изделий из золота и 950-й для изделий из платины.

  • Слайд 119

    Клеймо в виде фигуры с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами – для серебряных изделий. Клеймо состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 750, 800, 875, 916 и 960-й. Клеймо усеченно- овальной формы – для палладиевых изделий. Оно состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 500-й и 850-й. Клейма двухсторонние, круглые – для золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов. Эти клейма состоят из двух отдельных частей, т.е. знака удостоверения с шифром инспекции и круглого знака с цифрами одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750 и 958-й; 750, 800, 875, 916 и 960-й; 950-й и 850-й. Клеймо продолговатой формы с закругленными углами – для клеймения книжек с сусальным золотом и серебром. Такое клеймо состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 910, 920, 930, 940, 950, 960, 970, 980, 990 и 1000-й; 750-й.

  • Слайд 120

    Пробирные клейма Для золотых изделий Для серебряных изделий Для платиновых изделий Для палладиевых изделий

  • Слайд 121

    Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имеют и при клеймении изделий из драгоценных металлов их применяют только в сочетании с одним из основных пробирных клейм. Дополнительными клеймами являются следующие: Клеймо квадратной формы с закругленными углами – для разъемных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750 и 958-й; 750, 800, 875, 916 и 960-й; 500-й и 850-й. Клеймо квадратной формы с закругленными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) для изделий после реставрации, оказавшихся ниже низшей установленной пробы. Это клеймо ставят на изделиях в сочетании со знаком удостоверения, а также на изделиях из золота, серебра, платины и палладия, представленных предприятием-изготовителем для клеймения, но не соответствующих заявленной пробе

  • Слайд 122

    Изделия, состоящие из двух половинок (портсигары, серьги, запонки парные и др.), клеймят на обоих частях клеймом. Цепочки различных фасонов клеймят на одном из концевых ушек клеймом, и на другом – знаком-именником предприятия.

  • Слайд 123

    Реквизиты этикетки

    Наименование изделия Предприятие-изготовитель, наименование, юридический адрес, товарный знак Проба Масса Наименование вставки Розничная цена за 1 грамм Нормативный документ Размер Штамп ОТК на обратной стороне

  • Слайд 124

    Требования к качеству ювелирных изделий

    Модель и конструкция изделий должна соответствовать утвержденному образцу, ТУ или ТО (техническое описание), чертежам и технической документации по рисунку, форме и назначению. Вставки из полудрагоценных камней должны иметь равномерно прополированную и блестящую поверхность. Вставки из искусственно выращенного жемчуга должны быть гладкими и не иметь на поверхности царапин

  • Слайд 125

    В отдельных изделиях и вставках из натурального янтаря допускаются включения органического и неорганического происхождения, трещины, пузыри, слоистость, участки с внутренними и внешними окислениями, которые не снижают художественной ценности изделий. В цветных вставках из стекла допускается разнотонность. В изделиях из драгоценных и недрагоценных металлов допускается посадка жемчуга и янтаря одновременно на клей и на штифты с резьбовой нарезкой или насечкой. На поверхности изделий не должно быть следов клея. Закрепка вставок и накладок с помощью стержня, загнутого ушком, и клепки допускаются в изделиях из недрагоценных металлов.

  • Слайд 126

    Изделия из драгоценных металлов не должны иметь раковин, вмятин, заусенцев, шероховатостей, острых кромок, следов работы инструмента, облоя и царапин на лицевой поверхности. На поверхности изделий из золота 958-й пробы допускаются незначительные риски и седы работы инструмента на кромках, не ухудшающие внешний вид изделия. В изделиях из драгоценных металлов, изготовленных методом литья по выплавляемым моделям, не допускается на лицевой поверхности более 5 пор диаметром более 0,4 мм и глубиной более 0,2 мм; при этом расстояние между порами должно быть не менее 5 мм. Изделия из драгоценных металлов не должны иметь отклонения массы более чем на +15% номинальной массы изделия.

  • Слайд 127

    Эмалевые покрытия на изделиях из драгоценных металлов должны быть равномерными, надежными, без заметных невооруженным глазом пропусков, просветов, царапин и пятен. В изделиях из недрагоценных металлов на эмалевом покрытии не допускается более одной трещины длиной свыше 2 мм, либо одного скола эмали площадью свыше 1 мм2, или более 2 пузырьков, или включения в виде точки на 2 мм2 эмалевого покрытия. Наличия в одном изделии трех видов дефектов не допускается. Все детали должны быть хорошо и прочно смонтированы. Декоративное и защитно-декоративное покрытие – равномерное по всей поверхности, ровным слоем соответствующей толщины, без пропусков, подтеков, трещин, пористостей, отслаивания, пятен, царапин, пузырей и посторонних включений. Места пайки в изделиях тщательно заправлены и следы пайки не должны быть заметны невооруженным глазом. Цвет припоя не должен резко отличаться от цвета изделия. Прожоги не допускаются.

  • Слайд 128

    Художественная отделка и форма изделий должны соответствовать их назначению, обеспечивать удобство пользования и соответствовать современным эстетическим требованиям. Форма колец должна быть правильной, края гладко заправлены, касты припаяны без перекосов и строго соответствовать размеру камня, крапаны гладко заправлены и не должны царапать руку. Замки у серег должны быть одинакового размера, плотно припасованы, свободно запираться и отпираться с защелкиванием, отверстие для запора у сложного замка -–строго в центре детали, свободный конец крючка – хорошо заправленным, не иметь острых кромок, камни должны быть парными по размеру, цвету и огранке.

  • Слайд 129

    У брошей булавки должны быть упругими, коны их – заостренными правильным конусом, без заусенцев, следов запиливания, а также должны исключать возможность самооткрывания и не выступать за пределы габаритов изделия. Браслеты для часов должны быть эластичными в изгибе и в пружине, браслеты из звеньев – прочно соединенными, звенья растяжки должны равномерно перемещаться и после растягивания свободно принимать исходное положение, защелка замка должна хорошо пружинить и без усилий защелкиваться. При наличии у браслета предохранителя последний проверяется на прочность. Длина браслетов от 130 до 190 мм должна быть кратной 5 и 7,5.

  • Слайд 130

    Бусины должны быть без сколов, трещин, царапин, затертостей, граней, а отверстия для ниток расположены в центре бусин и не иметь режущих кромок. Детали колье должны быть прочно соединены и обеспечивать свободную подвижность, а замок – прочный запор цепочки и легко открываться, крепление колье и кулона к цепочке надежное. Запонки с челночком должны иметь эластичную пружину, запонки с мягким соединением и запонки без пружин – легко вращаться в заштифтовке шарнира, а челночок – не опускаться без нажима на него.

  • Слайд 131

    У цепочек все детали должны быть прочно соединены между собой, звенья цепочки – подвижные, цепочка должна обладать максимальной гибкостью, текучестью и при отвесе иметь строго вертикальное направление, без угловатостей. Замок цепочки при нажиме должен свободно открываться и закрываться, запор хорошо пружинить.

  • Слайд 132

    У изделий из хрустального стекла края дна и верхней кромки не должны быть острыми. Не допускаются включения в виде шамотного камня, непрозрачные кристаллические образования, выделившиеся в стекломассе, осыпь края и продутость стенок изделия, просвет между корпусом изделия и крышкой. Серебряная или мельхиоровая оправа должна быть тщательно закреплена на корпусе из хрустального или обыкновенного стекла без перекосов и следов гипса и полностью закрывать матовую поверхность корпуса, предназначенную для посадки оправы. детали серебряной или мельхиоровой оправы должны быть прочно соединены между собой, симметрично расположены, не иметь непропаяных мест, следов инструмента и припоя.

  • Слайд 133

    У камнерезных художественных изделий наружная поверхность должна быть тщательно отполированной до зеркального блеска, на лицевой поверхности не допускаются сколы, раковины, царапины и следы обработки, если они ухудшают вид изделий. В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах и приборах предметы должны быть одинаковыми по форме, размерам и расцветке, рисунку, цвету и огранке вставок, а также по виду оправы.

  • Слайд 134

    В скульптурных, рельефных и ажурных изделиях из кости и рога резьба должна быть четкой, чистой и точной по рисунку; в рельефных изделиях – выдержана равномерность распределения высот рельефа в соответствии с общей формой. Изделия из кости и рога должны быть хорошо отполированы, а из кости к тому же хорошо отбелены. Все детали изделия должны быть прочно, без зазоров соединены между собой и свободно сопрягаться по месту разъема.

  • Слайд 135

    Лаковые художественные изделия из папье-маше не должны иметь на внутренней и внешней поверхностях наплывов, засоренности лака, неровностей, царапин, пятен, трещин. Живопись, орнамент или другое декоративное оформление – с ровным красочным слоем, рисунок без искажений и недоработок, поверхность отполирована до зеркального блеска. Коробки, шкатулки и ларцы, крышки для которых крепят на шарнирах, должны иметь хорошую заделку петель и плотно закрываться без перекосов крышки. Не допускается коробление изделий

  • Слайд 136

    Качество ювелирных изделий на предприятиях –изготовителях проверяется поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом, отбирается до 10% изделий от партии, но не менее 10 штук. У отобранных изделий определяют внешний вид, соответствие опломбированному образцу-эталону и НТД (нормативно-технической документации), ТО (технический образец); проверяют правильность оформления этикеток (наличие и правильность заполнения всех реквизитов), соответствие фактического размера браслетов и колец данным маркировки, а также наличие и качество ювелирных камней (размер пор, сколков, трещин, пузырей, зазоров и др.), а также определяют подлинность ювелирных камней.

  • Слайд 137

    При диагностике ювелирных камней одним из свойств, позволяющих получить важную информацию, является люминесценция, наиболее часто возникающая под действием ультрафиолетовых лучей. Цвет определяют в затемненных помещениях. Прочность закрепления ювелирных камней определяют легким нажатием деревянной палочкой или встряхиванием изделия. Прочность пайки и закрепки вставок, правильность шарнирных соединений и замков устанавливают путем осмотра и опробования в действии.

  • Слайд 138

    Массу изделий из драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах 1-го класса, при этом изделия из сплавов золота и металлов платиновой взвешивают с точностью до 0,01 г; изделия из сплавов серебра взвешивают на весах 3-го класса с точностью до 0,1 г.

  • Слайд 139

    В случае несоответствия хотя бы одного из отобранных контрольных образцов требованиям ГОСТа проводят повторную проверку удвоенного количества (до 20%), но не менее 20 образцов. Если и при этой проверке окажется, что одно из изделий не соответствует требованиям ГОСТа и опломбированному образцу-эталону, то вся партия бракуется.

  • Слайд 140

    Упаковка ювелирных товаров Ювелирные изделия упаковывают в индивидуальную, групповую и транспортную тару. Индивидуальная тара выполняется из бумажных пакетов, пакетов из полиэтиленовой пленки, коробок из различных материалов и футляров. Упаковка должна обеспечивать сохранность качества изделий и их количества при транспортировании и хранении. На ящиках с хрупкими изделиями должны быть нанесены предупредительные надписи или значки: «Не бросать», «Верх», рисунок рюмки, что означает: «Осторожно — стекло». В магазинах, где осуществляется продажа изделий из драго­ценных металлов, должны быть весы для проверки посылок и коробочек с изделиями с точностью до ±1 грамма, а каждого изделия — до 0,01 грамм.

  • Слайд 141

    Упаковывают

    ювелирные изделия в пакеты и индивидуальные коробки, хранят предпочтительно в сейфах

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке