Презентация на тему "Лекция 5.Архитектура Казахстана x-xii веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов."

Презентация: Лекция 5.Архитектура Казахстана x-xii веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов.
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Лекция 5.Архитектура Казахстана x-xii веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов.". Презентация состоит из 30 слайдов. Материал добавлен в 2019 году. Средняя оценка: 1.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 13.48 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лекция 5.Архитектура Казахстана x-xii веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов.
    Слайд 1

    Лекция 5.Архитектура Казахстана X-XII веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов.

  • Слайд 2

    Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV веков (по Булатову М.С.).

    Особая роль и значение геометрии в творчестве зодчего отмечались еще в «Классификации наук» Абу Насром Аль-Фараби (880-950 г.г.), крупнейшим ученым, уроженцем города Фараба в Южном Казахстане, которого не случайно называли Аристотелем Востока. Аль-Фараби пишет: «Имеются также многочисленные геометрические искусные приемы, среди них рийаса ал-бина – искусство руководства строительством, составление проектов архитектурных сооружений». Весьма примечательным представляется утверждение Аль-Фараби, что сторона квадрата и части окружности (циркульные кривые), выступающие измерителями в архитектуре, являются аналогиями силлогизма (логическое заключение, сделанное из двух посылок) в логике, строфам в поэзии и стопам в метрике.

  • Слайд 3

    Исследования С.А. Красновой трактата «О совершенном циркуле ...» Аль-Кухи (Хв.) позволили реконструировать циркуль которым пользовались для вычерчивания эллипса и параболы.

  • Слайд 4

    Построение и развертки орнаментов (по Булатову М.С.)

  • Слайд 5

    Основной конструктивной задачей в центрических (симметричных относительно центральной вертикальной оси) и портально-купольных мавзолеях был «переход» от кубического основания к, как правило, 8-гранному барабану (т.е. от четверика к восьмерику), а затем к куполу.

    Ключевыми конструкциями для этого «перехода» являются угловые паруса и тромпы.

  • Слайд 6

    Два основных типа подкупольных конструкций: 1. Парус –консольная конструкция, передает на стены нагрузку равномерно и без распора. 2. Тромп-арочная конструкция, передает нагрузку покрытия на восемь точек четверика, дает распор. (по Ворониной В.Л.).

  • Слайд 7

    Переход от четверика к восьмерику. Мавзолей Саманидов, Бухара (конец IX- начало Х века).

  • Слайд 8

    КАРАХАНИДСКОЕ государстВО (942-1210 гг.)

    В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в X-XII вв. Восточный Туркестан - чигили и ягма. Родоначальником династии Караханидов был - Сатук Богра-хан (915-955), который в 942 г. сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. В состав Караханидского ханства присоединились: • в 990 г. - Тараз, Испиджаб; • в 992 г. - Хотан, Бухара; • в 999 г. - государство Саманидов.  (XI-XII вв.) - Семиречье, Мавераннахр, Кашгар. Столица - Баласагун. В конце 30-х гг. XI в. государство распалось на 2 части: 1. Западное ханство - Мавераннахр. Столица - Бухара, позднееСамарканд. Верховный правитель -Ибрахим Тамгаш Богра хан ; 2. Восточное ханство - Семиречье, Kaшгаp. Города - Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана. Столица - Баласагун Верховныйправитель - АрсланСулейманхан. В XI в. граница между двумя ханствами проходила по р. Сырдарье.

  • Слайд 9

    Общественноеустройство в КараханидскомХанстве

    • Хан - титулправителя. • Илак, тегын - правители уделов. • Отличие от других государств - военное управление было отделено от административного.  • Икта - право сбора налогов, а его обладателя называли - иктадар.  Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовало сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики. В Караханидском ханстве был бурный рост духовной культуры. Появилась мусульманская литература на тюркском языке, представителями которых были -Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари. В X-XII вв получила развитие архитектура -мавзолеи Бабаджи-хатун, Айша-биби, Карахана, Аяккамыр, Сырлытам. Каменный мост на р. Талас, баня в г. Таразе и др. При правлении султана Санжара (1118-1157) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени уже намечается политический упадок Караханидов. В первой половине XII в. многочисленный народ - каракитаи (кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. • Окончательно история могущественного государства Караханидов завершилась в начале XIII в. в борьбе с найманами и хорезмийцами.

  • Слайд 10

    Карта Караханидского ханства (с очертаниями границ современных центральноазиатских государств).

  • Слайд 11

    Мавзолей Бабаджи-хатун, X-XI вв. (с. Айша-биби, Жамбылской обл.)

  • Слайд 12

    Мавзолей Бабаджи-хатун, X-XI вв.

    Три фасада (кроме западного) здания декорированы нишами и медальонами. Главный фасад отличается от боковых только наличием парапета. На парапете главного фасада имеется надпись на арабском языке: «Это гробница называемая Бабаджи хатун… Строитель её…». Переход от стен к восьмиграннику и куполу осуществлен посредством  тромпов. Имеет купол с двойной оболочкой: внутренняя – полусферическая, внешняя – шатровая гофрированная на 16-ти гранном звездчатом барабане. В 1981 году купол был реконструирован по проекту института Казпроектреставрация

  • Слайд 13

    Мавзолей Айша-биби, XII в.

    Расположен рядом с мавзолеем Бабаджи-хатун, восточные фасады находятся на одной линии Основание мавзолея — кубическое. По его четырём углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы.

  • Слайд 14

    Мавзолей представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7,6 х 7,6 м. Вход располагается с восточной стороны. Углы мавзолея были оформлены трёхчетвёртными колоннами. В центре сооружения расположено надгробие (3 х 1,4 м). Стены мавзолея толщиной 80 см состоят из трёх частей: внутренней — выложенной из жжёного кирпича, наружной — из плит с резным узором, а также пространства в середине стены, забутованного глиной и обломками бракованных плиток. В стенах проложены деревянные балки из арчи для прочного соединения стен и колонн[.

  • Слайд 15

    Снаружи стены мавзолея полностью оформлены резными терракотовыми плитками, укреплённых с помощью клиньев, расположенных на тыльной стороне. В орнаментации плиток имеется более 60 разновидностей узоров[. Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. 

  • Слайд 16

    Башня Бурана (г.Токмак, Кыргызстан)

    Этот минарет из жженого кирпича является одним из выдающихся сооружений архитектуры Средней Азии в 10-11 веках. Подобные минареты строили возле соборных мечетей. Минарет имеет фундамент, подиум, цоколь и ствол.  Сохранился на высоту 21,6 м Нижний диаметр – 8,85 м Декорирован гладкими и рельефными поясами (эпиграфико-геометрический орнамент)

  • Слайд 17

    Узгенские мавзолеи, X-XIIвека (Кыргызстан).

    Памятники Узгена считаются классикой караханидской эпохи (X-XII вв.). Узгенский архитектурный комплекс представляет собой группу из трех мавзолеев, пристроенных друг к другу порталами в одну линию. Памятники выполнены из характерных для караханидского времени материалов. В ранних (минарет, Средний мавзолей) орнаментика из жженного кирпича, характерная для XI в. Северный и Южный мавзолеи в терракотовых мемориальных надписях при переводе с хиджры дают даты 1152 и 1187 гг. соответственно.Построенные в XI-XII вв. памятники постепенно разрушились, но антропогенных воздействий не испытывали до XX в., когда был установлен в 1923 г. фонарь над минаретом, в 1927 г. реставрированы мавзолеи, а в 1970-е-83 г. проведена реставрация всего комплекса.

  • Слайд 18

    Бухара. Минарет при мечети Калян.

    Высота 45,6 м, нижний диаметр 9 м Входит в комплекс мечети и медресе Декорирован резными поясами, орнамент которых не повторяется Согласно надписи на одном из орнаментальных поясов, построен Арслан-ханом в 1127 г.

  • Слайд 19

    Мавзолеи Казахстана X-XII вв.

    Башенные (Сараман-коса, Бегим-ана) Центрические, пирамидальные, (Домбаул, Козы Корпеш-Баян Сулу) Портально-купольные (Карахана)

  • Слайд 20

    Мавзолей Сараман-коса, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл.)

    Находится близ древнего г.Джанкента Возведен в комбинированной кладке из сырцового и обожженного кирпича

  • Слайд 21

    Мавзолей Сараман-коса

    Возможно, что Сараман — Коса первоначально представляла собою сигнальную башню при подходе к столичному городу, и превращение ее в мавзолей произошло значительно позже, когда город уже лежал в развалинах.

  • Слайд 22

    Мавзолей Бегим-ана, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл.)

    Объемная структура мавзолея состоит из нижнего восьмигранного тела, лишенного теперь наружной облицовки, и восьмигранной усеченной пирамиды, частично сохранившей облицовку из жженого кирпича. На уровне уступчатого карниза,   разделяющего   нижний объем и пирамиду, устроен проем второго этажа, перекрытый клинчатой аркой со слабо выраженным стрельчатым очертанием.

  • Слайд 23

    Этническую принадлежность этих двух памятников трудно установить, но если учесть, что с IX до середины XI в. г. Джанкент был столицей государства огузов, а с середины XI в. до монгольского нашествия находился в составе владения кипчаков, то, очевидно, они были построены огузо-кипчакскими племенами низовья Сырдарьи в X—XI вв.  Строительные материалы и конструктивные приемы (сочетание сырцового и жженого кирпича, ложные своды) свидетельствуют об одновременности этих башенных мавзолеев.

  • Слайд 24

    Мавзолей Домбаул, VIII-IX вв. (Жезказганский р-н Карагандинской обл.)

    Пирамидальный мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. План внутреннего помещения трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Общая высота конусообразного здания составляет 6м. Толщина стен достигает 2,5м. Размеры в плане по внешнему периметру - 8,5х7,5м.

  • Слайд 25

    Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу (Аягозский р-н, Восточно-Казахстанской обл., X-XI века)

    Мазар связан с именами героев лирико-эпической поэмы, является одним из древнейших памятниковКазахстана дошедших до нашего времени с некоторыми изменениями внешнего вида. Общая высота мазара составляет 11,65 м, толщина стены 1,86 м. Вход мавзолея с востока, имеет маленькие окна размером 0,7×0,5 см

  • Слайд 26

    Мавзолей характерен башенной обьемной композицией и архаичной строительной техникой возведения из камня-плитняка на глиняном растворе.

  • Слайд 27

    Тараз. Мавзолей Карахана, XI в.

    Сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов. Представляет собой квадратное в плане портально-купольное сооружение. В 1906 году мавзолей Карахана был перестроен и при сохранении конструкционного принципа утратил первоначальное архитектурно-декоративное убранство. 

  • Слайд 28

    Одна из реконструкций фасада мавзолея Карахана

  • Слайд 29

    Крепость Ак-Кесене (X-XII вв., Таласский р-н ЮКО)

  • Слайд 30

    Крепость Ак-Кесене. План

    Общие размеры 21 х 22 м Ориентирована внешними стенами по сторонам света Пахсовые стены (толщина до 3 м в основании) сохранились на высоту 2,5 – 3 м. Минарет (пристроен в 17 в.) имел диаметр 11 м, сохранился на высоту 14 м Пахса-утрамбованная глина, материал для глинобитных построек в Передней и Средней Азии.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке