Презентация на тему "Массовое сознание: характеристика и структура"

Презентация: Массовое сознание: характеристика и структура
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Массовое сознание: характеристика и структура". Презентация состоит из 29 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 3.05 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Массовое сознание: характеристика и структура
    Слайд 1

    Массовое сознание: характеристика и структура

    «То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств» (Б. Дизраэли)

  • Слайд 2

    Два подхода к толкованию массового сознания:

    1) нечто стихийное, иррациональное, разрушительная сила, не играющая самостоятельной роли в истории – Э Каннети, С. Московичи, Г. Лебон, Г. Тард, З. Фрейд; 2) созидательная сила исторического процесса – К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Толстой, В. Бехтерев, Дж. Локк, Е. Прохоров

  • Слайд 3

    Е. П. Прохоров. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

    подлинная массовость не убивает личностный мир сознания, наоборот, возникает сознательная и активная сплоченность высокоразвитых личностей развитое массовое общество – основа для развития личности информационная политика СМИ должна быть адекватна объективным нуждам массового общества необходимо обозначить и реализовать пути возвышения массового сознания (массовой культуры) в фактор духовного производства

  • Слайд 4

    Массовое сознание

    сознание общества – те идеи, принципы и нормы, настроения и переживания, традиции и привычки, в которых общество осознает и переживает себя, свое бытие, как нечто целостное, единое (В.Н. Садовников) это совокупность духовных образований, подсознательных актов, которые свойственны каждому члену человеческой группы или вообще всем людям, обуславливает мотивы действия и поведения людей (А.К. Уледов)

  • Слайд 5

    Структурамассового сознания

  • Слайд 6

    Взаимозависимостьмассового сознания

  • Слайд 7

    Обыденное сознание

    Сознание здравого смысла, формируется в процессе накопления практического опыта Это массовое сознание, в котором находит свое отражение конкретное общественное бытие, преломленное сквозь призму общественной жизни Включает совокупность привычных представлений, понятий и мнений Источник идеалов, убеждений и ценностных ориентиров Дает человеку ориентировку в жизни, но лишено глубокого понимания действительности

  • Слайд 8

    Общественное сознание

    духовный результат развития общества, выражающий его социальное, экономическое и политическое бытие продукт всей общественной деятельности людей имеет регулятивную функцию Виды и формы: Нравственное Правовое Художественное Научное Политическое Массовое

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Субъекты массового сознания (носители)

    1. Масса – множество, которое активизируется под влиянием внешних событий (П. Винтерхофф-Шпурк) «большие группы», «социальные движения»,«множество» 2. Толпа– крайняя неустойчивая форма массы (понятие количественное и визуальное) 3. Массовый человек – (количественная характеристика переходит в качественную), человек, неотличающийся от других и повторяющийобщий тип, средний, заурядный (Б. А. Грушин)

  • Слайд 11

    «Публика» (Г. Тард)

    Промежуточное звено между индивидом и массой («толпа – это прошлое, а публика – будущее») Обладает общим менталитетом, проявляющимся в самосознании Развивается по пути интеллектуализации Разновидности: 1) собранная публика– скопление людей, интересующихся одним и тем же предметом – сходные ожидания, установки, ориентации = «друг с другом» (люди в кинотеатре ) 2) несобранная публика – публика разрозненная, атмосфера характеризуется ослабленностью эффекта заражения и неполной деиндивидуализацией = «друг около друга» (аудитория СМИ, фанаты)

  • Слайд 12

    Масса: варианты интерпретации

    толпа, характеризующаяся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции гетерогенная аудитория, противостоящая классу и относительно гомогенным группам «сверхорганизованное» «бюрократизированное» общество: тенденция к униформизму людей и их отчуждению, решения принимаются лишь наверху иерархии = низкое качество современной цивилизации (Х. Ортега-и-Гассет) «механизированное» общество – продукт машинной техники, в котором человек является придатком машины, простым элементом технологии «недифферинцированное множество потребителей информации СМИ» – аудитория массовых коммуникаций

  • Слайд 13

    Условия формирования массового человека

    Массовый человек - элементарный продукт эволюции исторического сознания Возникновением больших городов. Основной катализатор - специфические формы массовой культуры, стандарты духовной жизни СМИ обращаются к сторонам психики, общими для всех людей, подавляют индивидуальность Возникает во времена кризиса, в омуте психических эпидемий Х. Ортега-и-Гассет: 1) житейский комфорт, жизнь, лишенная преград; 2) никаких социальных барьеров, все узаконено равны

  • Слайд 14

    Характеристика Массового Сознания

    синкретичность (противоречиво, различно, изменчиво) аморфность, фрагментарность, размытость - неопределенность, разорванность, отсутствие структуры – нет устойчивой культурной системы гетерогенность – неоднородность массы ситуативность – временность существования социально по своей природе (оперирует историческим опытом, архетипами), продукт взаимодействия людей обладает способностью к самопорождению – спонтанному возникновению и изменению непосредственно направлено на практическую деятельность и реализуется в ней селективно (отбирает только то, что соответствует первоначальным представлениям) единая модель – удобная для воздействия

  • Слайд 15

    Хосе Ортега-и-Гассет:

    Массовый человек обречен быть посредственным, не отличающимся от других и повторяющим общий тип. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом чужую… Стихийный рост массы предполагает совпадение целей, мыслей, образа жизни…

  • Слайд 16

    Агломерат и валентность

    Агломерат – социально-психологическое новообразование, возникает в результате слияния деструктивных, утративших свою валентность индивидуальных сознаний Валентность – такие качества личности, которые являются залогом сохранения ее независимости в коммуникационном акте (сильная и слабая = способность сопротивляться воздействию)

  • Слайд 17

    Массовое сознание

    Б. Васильев. На пределе // Известия. 1991. 2 января: Большевики открыли истину, секрет которой заключался в весьма простых посылах: масса требует не идей, а лозунгов, не логики, а обещаний, не призывов к размышлению, а угадывания ее настроения»

  • Слайд 18

    Хосе Ортега-и-Гассет:

    Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотлечимостью

  • Слайд 19

    Карл Густав Юнг:

    Всякая большая компания, составленная из превосходных по отдельности личностей, обладает как таковая моральностью и интеллектом неповоротливого, тупого и агрессивного животного. Чем больше организация, тем неизбежнее ее спутниками выступают безнравственность и не желающая ничего видеть глупость.

  • Слайд 20

    Ж. Бодрийяр Ж. Липовецки

    Место человеческого общения — «тусовка», поверхностность восприятия приводит к неспособности глубоко чувствовать и переживать — развивается «прохладная» культура Каждый живет как бы в бун­кере равнодушия, защищенный от собственных и чужих страстей Положение усугубляют современные СМИ, особенно телевидение, действующее тоже в режиме «холод­ного соблазна»

  • Слайд 21

    Сергей Кара-Мурза:

    Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем, кто же стремиться образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой

  • Слайд 22

    Картина мира Масчеловека

    1) блип-культура – случайные вспышки отражения действительности в сознании («компенсаторный эффект», «наркотизирующий эффект») 2) игровое отношение к реальности жизнь – игра, производное толкование фактов 3) фундаментальная абсурдность - разрушение целостности, фрагментарность, мозаичность,«эффект раздвоенного сознания», «расколотое сознание»

  • Слайд 23

    Логическое мышление (???)

    Научно-техническое мышление чрезвычайно сузило объем термина «понимание» И.Р. Шафаревич Столетиями прославляемый разум является упрямым противником мышления М. Хайдеггер

  • Слайд 24

    Мышление здорового человека

  • Слайд 25

    Иван Александрович Ильин

    Человек, находящийся в состоянии внутреннего раскола, есть несчастный человек… У него не хватает внутреннего органа для того, чтобы быть счастливым. Этот внутренний орган называется гармонией, согласованной тотальностью (т.е. неподкупностью) влечений и способностей, единением инстинкта и духа… Человек, несущий в себе внутренне расщепление, не знает счастья. Его ждет вечное разочарование и томление. Он обречен на вечную и притом безнадежную погоню за новыми удовольствиями… … если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности…Он не способен иметь убеждения (все относительно: добро, зло, справедливость, патриотизм)

  • Слайд 26

    Организация массы

    Человек с подорванной моралью легко манипулируем –отключается «систему навигации» А. Гитлер: «Да, мы варвары и хотим ими быть. Это почетное звание. Мы омолодим мир» Х. Ортега-и-Гассет: «Жажда жизни неизменно оборачивается разрушением самих основ жизни» Метод: «угнетение психики посредством размывания исторического сознания народа» ( Г. Лассуэл) Черта психологической войны – действовать в направлении разрыва уз традиционного социального порядка, разъединение общества, атомизация людей

  • Слайд 27

    ИПВойна

    Массовая культура становится не только средством распространения тех или иных образцов культуры, проводником каких-либо конкретных идей, но и реальным оружием в острейшей политической борьбе на мировой арене ▲ Россия: многообразие культур

  • Слайд 28

    Мераб Мамардашвили:

    «Сомнительно, чтобы без активного личностного начала народ сохранил свою национальность» Так ли это?

  • Слайд 29

    Мотивы обращения аудитории к СМИ

    информационный развлекательный коммуникативный – общение социальная идентификация – поиск референтной группы утилитарный – практические, бытовые потребности самопознание и самоутверждение

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке