Презентация на тему "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1)"

Презентация: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1)
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1)". Презентация состоит из 45 слайдов. Материал добавлен в 2019 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.7 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    45
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1)
    Слайд 1

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1)

    КАШПУР Наталья Ивановна Гимназия № 261

  • Слайд 2

    Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена:

    - оно выявляет целый ряд ваших общеучебных умений; - требует с опорой на курс лингвистики раскрыть смысл высказывания, доказать его; - вы должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста.

  • Слайд 3

    Обратите внимание!

    Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания лингвиста Г. Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».Если вы в сочинении сразу после тезиса начнёте приводить аргументы из текста, то получите ноль баллов вместо двух за критерий С1К1!

  • Слайд 4

    Давайте вместе порассуждаем над этим высказыванием.

    Итак, любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове. Мысль невозможна без него, потому что именно слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу определённое понятие (стол, мама, бежит, добрый, дерево, радость и т.д.) Познание мира, человеческая деятельность общение – всё происходит с помощью слов.

  • Слайд 5

    Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы хотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, то есть грамматики. Следовательно, что имел в виду лингвист Степанов? Как можно истолковать его высказывание? Наверное, вот так.

  • Слайд 6

    - Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе). -Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль, и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста.

  • Слайд 7

    - В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чём идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке. - Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймём друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке.

  • Слайд 8

    - В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, но связать эти слова в мысли может только грамматика. - Слово показывает образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. И здесь на помощь морфологии и синтаксису приходит грамматика.

  • Слайд 9

    Что должно быть в выводе сочинения? Безусловно, мысль о неразрывной связи лексики и грамматики, их роли в прояснении смысла сказанного. Вот примеры подобных выводов.

    - Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль. - Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.

  • Слайд 10

    Примеры выводов

    Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире.

  • Слайд 11

    Что такое грамматические явления, которые вы должны найти в тексте?

    Это основа языка, без которой не могут быть созданы слова со всеми их формами, словосочетания, предложения и сочетания предложений; это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением. Грамматика помогает понять, при помощи каких именно суффиксов, приставок, окончаний язык образует одни части речи от других, как склоняет существительное, как спрягает глаголы, как связывает все эти части речи в предложении и т.д.

  • Слайд 12

    Грамматика охватывает собою:

    законы и правила образования и изменения слов; законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на основе этих соединений; законы и правила построения предложений; законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические конструкции.

  • Слайд 13

    В грамматике выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.

    Морфология– это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств, правила изменения слов, знание которых необходимо для построения предложения. Одна из основных особенностей грамматического строя русского языка – обязательное изменение формы знаменательных частей речи в словосочетаниях и предложениях. В морфологии определяются и описываются также части речи.

  • Слайд 14

    В морфологии:

    Глаголы изменяются по: лицам (летаю, летаешь, летает), временам (летал, летаю, буду летать), наклонениям (летаю, летай, летал бы), числам (летаю, летал, летаем, летали), родам (летал, летала, летало). Существительные изменяются по: падежам, (школа, школе, школу, школой) числам (школа, школы).

  • Слайд 15

    Прилагательные изменяются по: родам (любимый, любимое, любимая), числам (любимый, любимые), падежам (любимого, любимому). Числительные изменяются только по падежам (пяти, пятью). Наречия являются неизменяемымисловами (поровну, второпях). Принадлежность слова к той или иной части речи является его грамматическим свойством.

  • Слайд 16

    Очевидна связь морфологии с синтаксисом. Морфологию нередко называют «служанкой» синтаксиса, так как формы, изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства. К синтаксису, таким образом, относятся явления: сочетаемости слов; построения предложений и высказываний; их соединения в сложные предложения. В речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего мы понимаем смысл сказанного.

  • Слайд 17

    Морфологический разбор разных частей речи поможет легко справиться с написанием сочинения.

    Имя существительное Слово в тексте (форма слова) – часть речи – начальная форма (у склоняемых существительных). 1. Общее грамматическое значение – предмет, отвечает на вопрос кто? (что?) Пример устного разбора На картине была изображена дама редкой красоты. (На) картине – имя существительное. Его начальная форма – картина. Оно обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

  • Слайд 18

    Имя существительное 2. Морфологические признаки: постоянные – собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение; непостоянные – употреблено в форме… числа…, падежа. Пример устного разбора Это существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Оно употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  • Слайд 19

    Имя существительное 3. Синтаксическая роль в предложении. Пример устного разбора В предложении выполняет роль обстоятельства места (изображена где? – на картине) вместе с предлогом на. Итак, основные грамматические признаки мы назвали, а лексическое значение слова картина – живописное произведение; полотно, холст.

  • Слайд 20

    Фрагмент сочинения

    Например, слово «(на) картине – это неодушевлённое существительное женского рода, 1 склонения, обозначающее живописное произведение (названы грамматические явления и прокомментировано лексическое). Оно употребляется в форме единственного числа, предложного падежа: в его окончании пишется буква е. В предложении это слово выполняет роль обстоятельства места (изображена где? – на картине) вместе с предлогом на (названы и прокомментированы грамматические явления).

  • Слайд 21

    Образец разбора имени существительного

    Например, слово________ в предложении ___ - это существительное _____ рода, обозначающее ________. В его окончании, в котором заключено грамматическое значение, пишется буква __ , потому что слово употреблено в ____ падеже. С помощью падежных окончаний связываются слова в этом предложении и делают его понятным читающему.

  • Слайд 22

    Фрагмент сочинения

    Например, слово «товарищу» в предложении 25 – это существительное мужского рода, обозначающее человека, связанного с кем-либо общими интересами, а потому близкого ему. В окончании слова, в котором заключено грамматическое знамение, пишется буква –у, потому что слово употреблено в дательном падеже. С помощью падежных окончаний связываются и остальные слова в этом предложении и делают его понятным читающему.

  • Слайд 23

    Имя прилагательное Порядок разбора Часть речи – начальная форма (им.п., ед.ч., муж.р.) 1. Общее грамматическое значение – признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? Пример устного разбора Набережная была пустынна. Пустынна – имя прилагательное. Его начальная форма – пустынный. Оно обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?

  • Слайд 24

    Имя прилагательное 2. Морфологические признаки: Постоянные – качественное, относительное или притяжательное; непостоянные – в полной форме, имеет ли степени сравнения, употреблено с существительным …, согласуется с ним в … числе, … роде, … падеже. Пример устного разбора Это прилагательное качественное. Оно употреблено в краткой форме, в единственном числе, женском роде.

  • Слайд 25

    Имя прилагательное 3. Синтаксическая роль в предложении – определение или именная часть составного именного сказуемого. Пример устного разбора В предложении выполняет роль именной части составного именного сказуемого: Набережная (была какова?) была пустынна. Объясняем лексическое значение слова: Пустынна – значит безлюдна.

  • Слайд 26

    Фрагмент сочинения

    Так, слово «пустынна» – это прилагательное. Оно обозначает признак существительного «набережная»: «пустынный» значит безлюдный (лексическое явление прокомментировано). В предложении слово «пустынна» употреблено в краткой форме, в единственном числе, женском роде и выполняет роль именной части составного именного сказуемого (названы и прокомментированы основные грамматические явления).

  • Слайд 27

    Глагол непостоянные признаки: употреблён в форме… наклонения, у глаголов изъявит. наклонения – в форме … времени, … числа, … лица (у глаголов настоящего времени и будущего времени), … рода (у глаголов прошедшего времени в ед. числе), у глаголов повелительного наклонения – в форме … числа, … лица, сослагательного - … числа, … рода (в ед. числе) Пример устного разбора Он употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа.

  • Слайд 28

    Глагол Порядок разбора Слово в тексте – часть речи – начальная форма (инфинитив). 1. Общее грамматическое значение – действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Пример устного разбора Сладко пела скрипка в его руках. Пела – это глагол. Его начальная форма – петь. Он обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать?

  • Слайд 29

    Глагол 2. Морфологические признаки: постоянные – совершенного или несовершенного вида, возвратный или невозвратный, переходный или непереходный, спряжение; Пример устного разбора Постоянные признаки: несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 1 спряжения.

  • Слайд 30

    Глагол 3. Синтаксическая роль в предложении – сказуемое или часть сказуемого. Пример устного разбора В предложении является простым глагольным сказуемым: скрипка (что делала?) пела. Лексическое значение слова «петь» (перен.) – мелодично звучать, издавать певучие звуки.

  • Слайд 31

    Фрагмент сочинения

    Например, слово «пела» - это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени, обозначающий действие скрипки). (грамматические явления названы). Его лексическое значение помогает понять: скрипка издавала певучие звуки, очень мелодично звучала (лексическое явление прокомментировано). Слово «пела» согласуется с подлежащим в роде и числе, поэтому в предложении является простым глагольным сказуемым (названы и прокомментированы основные грамматические явления).

  • Слайд 32

    Рассмотрим, например, простое глагольное сказуемое, в котором действие или состояние предмета-подлежащего выражены в одном глаголе в любом наклонении, грамматически и логически связанном с подлежащим. (3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

  • Слайд 33

    Сочинение

    Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе.

  • Слайд 34

    Аргументация. Вывод.

    Во-первых, простые глагольные сказуемые «выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал» в предложении 3 стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в далёком прошлом. Во-вторых, лексические значения данных глаголов позволяют увидеть, с каким трудом создавалась коллекция марок и сколько сил было отдано повествователем этому занятию. Следовательно, благодаря данным сказуемым читатель может понять, как много значило для рассказчика их общее с сыном увлечение.

  • Слайд 35

    План синтаксического разбора составного глагольного сказуемого

    Так, в составном глагольном сказуемом___ (предложение__) вспомогательный глагол ___ , выражающий грамматическое значение прошедшего времени и изъявительного наклонения, указывает на_____, а инфинитив _____, выражающий лексическое значение, означает __________. Следовательно, употребляя данное составное именное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о____________. Например, в составном глагольном сказуемом «____» (предложение__) вспомогательный глагол «____________» выражает грамматическое значение прошедшего времени (суффикс –л- образует эту форму). В сочетании с инфинитивом «_______», выражающим лексическое значение, он указывает на ___________. Таким образом, оба компонента составного глагольного сказуемого …

  • Слайд 36

    - Я давно хотел тебе сказать…Сочинение

    Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, действиями, событиями в нём передаёт грамматика.

  • Слайд 37

    (продолжение)

    Например, в составном глагольном сказуемом «хотел сказать» (предложение 19) вспомогательный глагол «хотел» выражает грамматическое значение прошедшего времени (суффикс -л- образует эту форму. В сочетании с инфинитивом «сказать», выражающим лексическое значение, он указывает на давно возникшее желание мальчика сообщить отцу о своём поступке. Таким образом, данное сказуемое позволяет увидеть отношения между подлежащим и сказуемым: марки являлись виной, причиной финансовых проблем, возникших у повествователя.

  • Слайд 38

    Образец синтаксического разбора составного именного сказуемого

    Так, составное именное сказуемое __________(предложение____) представляет собой сочетание слов, выполняющих различные функции. Глагол-связка _______ в значении____________ выполняет грамматическую функцию: он указывает на __________ (время, число). Именная же часть сказуемого, в которой заключено лексическое значение, представлена _________, имеющим значение________________. Таким образом, данное сказуемое позволяет увидеть отношения между подлежащим и сказуемым:____________.

  • Слайд 39

    Рассмотрим, например, составное именное сказуемое в предложении 12:И во всём были виноваты марки!

    Глагол быть в этом предложении в форме прошедшего времени, множественного числа – были. Именная же часть – краткое прилагательное виноваты, то есть являющиеся виной, причиной финансовых проблем, возникших у рассказчика. Как эти знания можно использовать в сочинении?

  • Слайд 40

    Сочинение

    Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе. Так, составное именное сказуемое «были виноваты» (предложение 12) представляет собой сочетание слов, выполняющих различные функции. Глагол-связка «были» в значении «являлись» выполняет грамматическую функцию: он указывает на прошедшее время и множественное число.

  • Слайд 41

    (продолжение)

    Именная же часть сказуемого, в которой заключено лексическое значение, представлена кратким прилагательным «виноваты», имеющим значение постоянного признака. Таким образом, данное сказуемое позволяет увидеть отношения между подлежащим и сказуемым: марки являлись виной, причиной финансовых проблем, возникших у повествователя.

  • Слайд 42

    Рассмотрим лексические и грамматические явления на примере словосочетаний «усиливающуюся течь» и «опустился на диван».

    СОЧИНЕНИЕ Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Безусловно, понятие о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что помогает оформить их в мысль? Конечно же, грамматика!

  • Слайд 43

    (продолжение)

    Например, в словосочетании «усиливающуюся течь» причастие обозначает признак предмета по действию, которое совершает сам предмет (течь набирала силу, становилась сильней). Окончание же причастия указывает на форму женского рода, единственного числа, винительного падежа, так как оно согласовано с существительным «течь». Так, словосочетание «опустился на диван» грамматически связано с помощью управления, которое выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «на». Оно называет действие (сел) и его место.

  • Слайд 44

    (продолжение)

    С помощью окончания оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного.

  • Слайд 45

    Презентация составлена на основе методических рекомендаций Г.Т. Егораевой по выполнению заданий части С ГИА. Автор шаблона - Ахметшина Н.Ю. ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке