Презентация на тему "Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Презентация: Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС" состоит из 31 слайда: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
    Слайд 1

    Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

  • Слайд 2

    Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи, искать их решение. Совместная деятельность на занятиях способствует формированию личности, учит планировать, распределять обязан-ности, учит общению, создает благоприятные условия для включения в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится организация сотруд-ничествамежду детьми во всех сферах школьной жизни.

  • Слайд 3

    История развития взаимного обучения

    В Древней Спарте отроки, прошедшие обучение должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.

  • Слайд 4

    Начал внедрять практику деления группы учащихся на десятки, во главе каждого десятка наблюдающих, над ними также других наблюдающих, вплоть до самого старшего. Великая дидактика Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, - обучать.Эти три правила дают возможность ученикупобеждать учителя. Я.А. Коменский

  • Слайд 5

    Метод обучения и сотрудничества в малых группах Д. Джонсона и Р. Джонсона «Учимся вместе». Достоинства: - взаимозависимость всех работающих в группе; - личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей; - совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе; - социализация детей при работе в группе; - развитие навыков оценки и самооценки.

  • Слайд 6

    Белл-Ланкастерская система обучения Форма организации учебной работы, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста. При таком способе организации учебной деятельности сначала учитель занимался со старшими учащимися, которые, получив определенные знания, начинали обучать младших учащихся, непосредственно под руководством учителя. Старшие и более успевающие учащиеся назывались мониторами.

  • Слайд 7

    Белл-Ланкастерская система обучения Преимущества: - объяснение младшим ученикам материала давалось на доступном им уровне, так «учителя»-мониторы были не намного старше; - мониторы стремились к самообразованию. Недостатки: - отсутствие у обучающих необходимых педагогических знаний и умений.

  • Слайд 8

    Очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом. Ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками. Организовывать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.

  • Слайд 9

    Взаимное обучение ‒ форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.

  • Слайд 10

    Технология взаимного обучения

    Принципы 1 Приведение в соответствие образного и логического мышления учащихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования. 2 Признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования ‒ организованное взаимодействие. 3 Замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный ‒ параллельно-взаимный.

  • Слайд 11

    Содержание Старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз взаимного обучения: «Помоги другому и поймёшь сам!»

  • Слайд 12

    Взаимное обучение как специальная самостоятельная система не получила широкого распространения, однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах, где каждый обучает каждого. Благодаря такому обучению у ребенка развивается контрольно-оценочная деятельность совместной работы.

  • Слайд 13

    Технология взаимного обучения

    Преимущества каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал; после проработки темы ученик имеет подробный план; в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает умение грамотно и компактно излагать свои мысли; при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами; в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный материал.

  • Слайд 14

    Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы; пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету; повышается активность работы в группе; обеспечивается прочность знаний.

  • Слайд 15

    Этапы реализации взаимного обучения

    Подготовительный этап Перед началом организации работы в парах сменного состава, нужно выделить время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы. Помогает в дальнейшем достичь желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно, комфортно. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 16

    Подготовительный этап Навыки, необходимые для парной работы: - умение ориентироваться в пространстве; - умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит; - умение работать в шумовой среде; - умение находить нужную информацию; - умение использовать листки индивидуального учета; - умение переводить образы в слова и слова в образы. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 17

    Ознакомительный этап усвоение «правил игры»; сообщение целевых установок; определение способа учета результатов учения. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 18

    Начало работы в парах  знакомство учеников с новой темой начинается с диагностики; если обнаружились пробелы в знаниях, то ученик продолжает изучение материала с учителем в традиционной системе; если выполнил работу безошибочно, то двигается дальше. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 19

    Начало работы в парах  Работа на опережение: учитель проводит индивидуальный мини-урок по заранее составленному опорному конспекту нового раздела учебника; учитель помогает выполнять задания на применение нового знания; учащиеся, изучившие тему, объясняют ее своим одноклассникам; в изучение следующей темы включаются все новые и новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников, начавших изучение темы с опережением. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 20

    Контроль обучения Ученик получает программу-вопросник (вопросы и контрольные задания по новой теме). Работа с опросником позволяет: сделать чтение учебника и копирование опорного конспекта содержательным (ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем ответы на вопросы программы – вопросника); систематизировать контроль за знаниями учащихся (каждый ученик, заканчивающий изучение нового параграфа, отвечает на все вопросы опросника учителю-взрослому или сверстнику); лучше организовать преподавание в детских парах (у «учителя» есть план опроса своего «ученика»). (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 21

    Применение знаний на практике ученик, ответивший на вопросы программы-вопросника, выполняет несколько упражнений по новой теме; проверка упражнений и разбор ошибок (можно организовать демонстрацию диалога учащихся при проверке заданий); педагог акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопросы: Как ты получил этот ответ? Докажи, что это так. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 22

    Контрольная работа когда работа над решением задач опросника окончена и были даны правильные ответы учителю-однокласснику, можно приступать к выполнению контрольной работы; контрольную работу может проводить как сам учитель, так и учитель-одноклассник; содержание контрольной работы должно быть типичным, обычным; каждый ученик пишет ее в свое время (когда к ней полностью готов). (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 23

    Творчество работа над олимпиадными, творческими заданиями, заданиями повышенной трудности; допускаются ученики, успешно написавшие контрольную работу и имеющие резерв учебного времени на углубленное изучение материала; занятия могут носить факультативный характер. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 24

    Повторение, подготовка к экзамену и сам экзамен Тема (раздел) или вся программа считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший экзамен, поможет подготовиться к нему кому-либо из своих одноклассников. (по методике А.Г. Ривина)

  • Слайд 25

    Главным отличием технологии взаимного обучения от традиционного обучения, основанного на отношении «ребенок - взрослый», является то, что каждый ученик включается в систематическую работу по обучению. Процессом взаимного обучения управляет педагог, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Главное, следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за результат каждого.

  • Слайд 26

    Преимущества взаимного обучения

    Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

  • Слайд 27

    Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Дети привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.

  • Слайд 28

    Активно включаются в работу ученики с низкими учебными возможностями: в группах они высказываются чаще, чем обычно, не боятся говорить и спрашивать. Способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления; в процессе речевой деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет актуализация предшествующего опыта.

  • Слайд 29

    Каждый ребенок чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

  • Слайд 30

    Недостатки взаимного обучения

    Отсутствие педагогического опыта у обучающего ученика. «Учитель-ребенок» может самоутверждаться за счет «ученика», высмеивая его ошибки, что перерастает в межличностный конфликт. Дети разных социальных слоев по-разному могут воспринимать замечания из уст своих «учителей-одноклассников» (для кого-то это будет толчком к действию, а для кого-то как наказание или вызов). Для некоторых детей в роли учителя ситуация обучения своего одноклассника может вызывать высокую внутреннюю напряженность. Дети, находящиеся в роли «учителя» сталкиваться с трудностями в оценивании знаний своих «учеников».

  • Слайд 31

    До настоящего времени проблема взаимного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке