Презентация на тему "Игры и упражнения для формирования семантических полей"

Презентация: Игры и упражнения для формирования семантических полей
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Игры и упражнения для формирования семантических полей" по русскому языку. Состоит из 42 слайдов. Размер файла 2.89 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Игры и упражнения для формирования семантических полей
    Слайд 1

    « ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ»

  • Слайд 2

    Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем». (А.Р. Лурия).

  • Слайд 3

    Структура семантического поля выглядит следующим образом:

    ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слова-синонимы; слова-антонимы; словесные логические задачи.

  • Слайд 4

    Ядерноеслово Глаголы Прилагательные Родственные слова Словесные логические задачи Синонимы Антонимы

  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Развитие валентностей (связей) слов.

  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Развитие функций словоизменения и словообразования.

  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19

    ЛЕТИТ СВЕТИТ СТОИТ ИДЕТ

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Нахождение аналогий. Слова многозначные, переносного значения.

  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Упражнение Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу) закрепление родовидовых отношений между словами. Оборудование. Далекие по смыслу предметы (их изображения): роза, ромашка, гвоздика, троллейбус, трамвай, автобус; комплект предметов (картинок) для демонстрации образца выполнения задания: чашка, блюдце, ложка, платье, кофта, шорты. Содержание. Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать предметы (картинки). Сообщается задание: разложить их на две группы. Взрослый показывает образец выполнения задания на материале одного комплекта предметов (картинок): «Чашку, блюдце и ложку я положу вместе, потому что это посуда. Платье, кофту и шорты положу отдельно от посуды, потому что это – одежда». Когда дети поймут задание, взрослый демонстрирует второй набор предметов (картинок, и дети приступают к классификации самостоятельно.

  • Слайд 30

    Упражнение . Цели. Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами. Содержание. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи. Существительные: • семантически далекие (кружка, шапка, стакан); • семантически близкие (малина, банан, рябина). Прилагательные: • семантически далекие (круглый, шершавый, квадратный); • семантически близкие (тонкий, маленький, толстый). Глаголы: • семантически далекие (перескочил, перепрыгнул, выпил); • семантически близкие (зашел, вышел, залетел).

  • Слайд 31

    Упражнение Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу, расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос:  «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?»  Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания. Речевой материал: • тяжелое заболевание (болезнь); • малое дитя (ребенок); • длинный путь (дорога); • спешить в детский сад (торопиться); • бросить мяч (кинуть); • быстро прыгает (скачет); • погасить свет (потушить); • глядеть в окно (смотреть); • смелый человек (храбрый); • грустные глаза (печальные)

  • Слайд 32

    Упражнение Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи. Содержание. Ребенку дается задание придумать предложения с каждым из трех названных слов-синонимов. Речевой материал: • битва – бой – сражение; • событие – происшествие – случай; • состязание – соревнование – конкурс; • боец – воин – солдат; • сообразительный – смышленый – догадливый; • большой – крупный – огромный; • трусливый – пугливый – боязливый; • говорить – беседовать – толковать; • создать – сделать – сочинить.

  • Слайд 33

    Упражнение Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением. Речевой материал: • утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день); • вода в реке (теплая, горячая, холодная); • воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная); • лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким); • деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым); • детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими); • ножи точат, чтобы они становились (тупыми, кривыми, острыми); • батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко); • на празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько).

  • Слайд 34

    Усложнение задание завершить незаконченное предложение самостоятельно, без опоры на предложенные взрослым варианты. Дети подбирают слова с противоположным значением и заканчивают фразу. Речевой материал: • люди уважают правду, а презирают… • помогают друзья, а мешают… • небо огромное, а звезда… • конфета сладкая, а таблетка… • понедельник – первый день недели, а воскресенье… • утром дети приходят в детский сад, а вечером… • утром солнце появляется на небе, а вечером… • черепаха ползает медленно, а заяц скачет… • весной погода становится теплее, а осенью…

  • Слайд 35

    Упражнение 8. Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Оборудование. Игрушки. Содержание. Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т. д.). Детям задается вопрос: «Что я сделал (а?» Дети: «Вы сели». Взрослый: «Сел, а наоборот…Что можно сделать?» Дети называют слово-«неприятель»: «Сел, а наоборот - встал». Взрослый объясняет суть игры: «Я показываю действие, а вам нужно ответить на вопрос: «Что я сделал (а?», назвать слово-«неприятель» и показать действие «наоборот» (сел - встал).»

  • Слайд 36

    Материал игры: • опустить руки – поднять; • закрыть глаза – открыть; • вдохнуть – выдохнуть; • показать левую руку – показать правую руку; • снять обувь – надеть; • завязать бант – развязать; • расстегнуть пуговицы – застегнуть; • спрятать – найти; • смять – разгладить; • построить – сломать; • говорить – молчать; • кричать – шептать; • бросать – ловить; • радоваться – огорчаться; • забирать – давать; • раздеться – одеться; • улетать – прилетать; • мерзнуть – греться.

  • Слайд 37

    Упражнение Цели. Формированиесемантическихполей, расширениесловаряантонимов. Содержание. Взрослыйпроизноситнезаконченноепредложение, предлагаятривариантаокончанияфразы. Ребенокподбираетнужноеслово, выбираяизслов с противоположнымзначением. Речевойматериал: • утрозакончилось, начинается (ночь, вечер, день); • вода в реке (теплая, горячая, холодная); • воду в чайникекипятят, чтобыонастала (теплая, горячая, холодная); • лимонпосыпалисахаром, чтобыонстал (горьким, кислым, сладким); • деревцеполивают, чтобыоновыросло и стало (высоким, низким, прямым); • детейвоспитывают, чтобыонистановились (добрыми, злыми, высокими); • ножиточат, чтобыонистановились (тупыми, кривыми, острыми); • батареи в доменужны, чтобыбыло (холодно, тепло, жарко); • напраздникестараются, чтобыгостямбыло (грустно, весело, горько).

  • Слайд 38

    Усложнениезаданиезавершитьнезаконченноепредложениесамостоятельно, безопорынапредложенныевзрослымварианты. Детиподбираютслова с противоположнымзначением и заканчиваютфразу. Речевойматериал: • людиуважаютправду, а презирают… • помогаютдрузья, а мешают… • небоогромное, а звезда… • конфетасладкая, а таблетка… • понедельник – первыйденьнедели, а воскресенье… • утромдетиприходят в детскийсад, а вечером… • утромсолнцепоявляетсянанебе, а вечером… • черепахаползаетмедленно, а заяцскачет… • веснойпогодастановитсятеплее, а осенью…

  • Слайд 39

    Упражнение Цели. Формированиесемантическихполей, расширениесловаряантонимов. Оборудование. Мяч. Содержание. Детистоят в шеренгелицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произноситслово и бросаетмячодномуизигроков. Поймавшиймячдолженназватьантоним (слово-«неприятель») к заданномуслову и вернутьмячведущему. Еслипарноесловоподобрановерно, ребенокделаетшагвперед. Выигрываеттот, ктобыстрееподойдет к условнойлинии, накоторойнаходитсяведущий. Этотребенокпродолжаетигру, придумываясвоислова. Речевойматериал: Существительные: день - …; утро - …; восход - …; зима - …; весна - …; добро - …; друг - …; герой - …; награда - …; холод - …;веселье - …; расставание - …; Глаголы: надеть - …; согреться - …; давать - …; влететь - …; забыть - …; говорить - …; въехать - …; выиграть - …; встать - …; волновать - …; белеть - …; найти - …; начинять…; Прилагательные: умный - …; добрый - …; здоровый - …; новый - …; быстрый - …; гладкий - …; высокий - …; чистый - …; толстый - …; пустой - …; горячий - …; передний - …; разный - …; Наречия: налево - …; мягко - …; редко - …; случайно - …; громко - …; поздно - …; глубоко - ….; широко - …; ярко - …; полезно - …; трудно - …; тяжело

  • Слайд 40

    Упражнение Цели. Формированиесемантическихполей, расширениесловаряантонимов. Оборудование. Игрушки. Содержание. Взрослыйдемонстрируеткакое-либодействие (сел, опустилруки, подняллевуюруку, выгрузилкубикиизкузовамашинки, развязалбант у куклы и т. д.). Детямзадается вопрос: «Что я сделал (а?» Дети: «Высели».  Взрослый: «Сел, а наоборот…Чтоможносделать?»  Детиназываютслово-«неприятель»: «Сел, а наоборот - встал». Взрослыйобъясняетсуть игры: «Я показываюдействие, а вамнужноответить на вопрос: «Что я сделал (а?», назватьслово-«неприятель» и показатьдействие  «наоборот» (сел - встал).».

  • Слайд 41

    Материалигры: • опуститьруки – поднять; • закрытьглаза – открыть; • вдохнуть – выдохнуть; • показатьлевуюруку – показатьправуюруку; • снятьобувь – надеть; • завязатьбант – развязать; • расстегнутьпуговицы – застегнуть; • спрятать – найти; • смять – разгладить; • построить – сломать; • говорить – молчать; • кричать – шептать; • бросать – ловить; • радоваться – огорчаться; • забирать – давать; • раздеться – одеться; • улетать – прилетать; • мерзнуть – греться

  • Слайд 42

    Упражнение Цель. Актуализация лексическихединиц, развитиелогических операций: анализа, синтеза, умозаключения. Содержание. Ребенкупредлагалосьсказать, вочтопревратитсястулбезспинки, мороженоебезхолодильника, тетрадьбезстраниц, снеговикбезхолода, окнобезстекол, деревобезветок, чайникбезносика, кофтабезрукавов, подушкабезперьев и т. д. Упражнение Цель. Совершенствованиенавыкауместногоупотреблениясловнаматериале русскихнародныхсказок. Содержание. Ребенкупредлагаетсяназвать, ктоизгероевсказокразвалилтеремок; посадилрепку; следил, чтобымедведьнесадилсянапенек; надоумилволкахвостомрыбуловить; убежалотстарика и старухи, зайка, волка, медведя, а вототлисынеушел; чтобыспастисвоихдетоксталапрыгать с волкомчерезяму; путешествовалнапечи и….

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке