Презентация на тему "ЛексикаЛексические нормы «Слово – великое оружие жизни» В. О. Ключевский" 11 класс

Презентация: ЛексикаЛексические нормы «Слово – великое оружие жизни» В. О. Ключевский
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "ЛексикаЛексические нормы «Слово – великое оружие жизни» В. О. Ключевский" по русскому языку, включающую в себя 22 слайда. Скачать файл презентации 0.24 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: ЛексикаЛексические нормы «Слово – великое оружие жизни» В. О. Ключевский
    Слайд 1

    ЛексикаЛексические нормы «Слово – великое оружие жизни» В. О. Ключевский

    ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей» Бобрышева Н.И.

  • Слайд 2

    Что такое лексика?

    Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов.  Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.  Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности.   Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Заимствованные слова

    «Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и – что всего обиднее – эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности». Н. С. Лесков

  • Слайд 5

    «Словарик»

    Пресс-секретарь – 1) помощник высокопоставленного лица, пишущий для него тексты выступлений; 2) ответственный секретарь какого-либо печатного издания; 3) представитель высокопоставленного лица или учреждения, информирующий прессу о действиях и намерениях этого лица или учреждения. Тендер – 1) распределение квот; 2) торговая марка; 3) коммерческий конкурс, торги по заранее поданным заявкам. Электорат – 1) круг избирателей, голосующих за определенную кандидатуру или политическую партию; 2) все имеющие избирательное право; 3) народ. Инаугурация – 1) торжественная церемония открытия чего-либо; торжественная церемония вручения наград; 3) торжественная церемония вступления нового президента в должность. Бартер – 1) товарный обмен; 2) товарно-денежный обмен; 3) безналичный расчет. Определите правильное значение следующих слов.

  • Слайд 6

    Ответы

    1.3) 2.3) 3.1) 4.3) 5.2)

  • Слайд 7

    «Словарик»

    Определите правильное значение фразеологических оборотов: темна вода во облацех – 1. пасмурная погода; 2. недостижимые высоты; 3. неясно, непонятно; глас вопиющего в пустыне – 1. очень громкий голос; 2. напрасный призыв к кому-либо, остающийся без ответа; 3. инакомыслие; пошла писать губерния – 1. интенсивное развитие каких либо событий, действий; 2. доносительство; 3. отписки чиновников; кануть в Лету – 1. погибнуть; 2. бесследно исчезнуть; 3. пропасть без вести; танталовы муки – 1. нестерпимая боль; 2. угрызения совести; 3. страдания, вызываемые осознанием близости желаемой цели и невозможности ее достичь.

  • Слайд 8

    Ответы

    1.3) 2.2) 3.3) 4.2) 5.3)

  • Слайд 9

    «Словарик»

    Соедините левую и правую части таблицы. Определите, каким нелитературным элементам соответствуют следующие предложения. Для справки: просторечия, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-паразиты, варваризмы, диалектизмы. __________- «лишние» слова, не несущие никакой информации; __________ - иноязычные слова, употребляемые без необходимости для обозначения названных по-русски предметов и явлений; __________- слово или выражение официально-делового стиля, неуместно употребленное в тексте другого стиля; __________- слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы; __________- слова и выражения, свойственные местным говорам; __________- грубые, сниженный слова из обиходно-бытовой речи.

  • Слайд 10

    Ответы

    1) слова-паразиты 2)заимствованные 3)канцеляризмы 4)жаргоны 5)диалектизмы 6)варваризмы

  • Слайд 11

    Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов:

    1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо. 2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель. 3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни. 4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.

  • Слайд 12

    Правильный вариант

    1.Командир части отправил родителям солдата благодарственное письмо. 2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги надевали чехлы на мебель. 3. Прозаик написал удачное произведение о современной жизни. 4. Я являюсь абонентом сотовой связи Мегафон.

  • Слайд 13

    Какими частями речи является слово «путём» в предложениях?

    А) Почта была доставлена водным путём. Б) Разногласия были устранены путём переговоров. В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

  • Слайд 14

    Укажите предложение с фразеологизмом.

    а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г) В луже сидеть – любимое занятие свиней. Ответ: А), Б)

  • Слайд 15

    Фразеологические загадки:

    1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. 2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. 3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. 4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. Ответы:1) язык; 2) вода; 3) уши; 4) ветер.

  • Слайд 16

    Анализ текста

    (1) И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нем вся она — наша Россия. (3) В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4) Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать. (б) Это язык зрелого самобытного национального характера. (7) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык... (8) Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. (9) Не любить его — значит не любить и не блюсти Родину нашу. (10) А что есть человек без Родины? (11) Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? (12) Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (13) А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути. (14) Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. (15) Ибо тогда, и только тогда он услышит не о ней, а её.

  • Слайд 17

    ЗАДАНИЕ Какова же тема и основная мысль текста ? Выполните тестовые задания. 1. Какая тема не затрагивается в этом тексте? 1) Богатство и могущество русского языка; 2) Значение охраны языка; 3) Отражение ментальное в языке; 4) Язык и речь. 2. Определите стиль и тип речи текста. 1) Научный стиль, описание; 2) Публицистический стиль, рассуждение; 3) Научный стиль, рассуждение; 4) Художественный стиль, описание. 3. Какое из слов употреблено в тексте в прямом значении? 1) Поющий. 2) Познает. 3) В ризах. 4) Парение. 4.  Какое предложение содержит индивидуально-авторский неологизм? Ответ: 1)3; 2)5; 3)8; 4)13 5.  Какие средства выразительности используются в абзаце 1? 1) Синекдоха. 3) Гипербола. 2) Эпитеты. 4) Антитеза. 6. Из предложения 14 выпишите частицы. 7.  Сколько грамматических основ входит в состав предло­жения 12? 8. Какое из предложений является сложным бессоюзным? Ответ: 1)3; 2)7; 3)9; 4)13.

  • Слайд 18

    Задание: определите по дифиниции вид тропа

    1)-------------------------------- 2)-------------------------------- 3)--------------------------------- 4)--------------------------------- 5)---------------------------------- 6)---------------------------------- название части вместо названия целого, частного вместо общего, перенос, основанный на количественном признаке характеристика какого-либо предмета или явления, лица при помощи образного определения, скрытого сравнения замена слова или выражения описательным оборотом употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-нибудь действия, явления, предмета употребление одного слова или выражения вместо другого на основе ассоциаций по смежности

  • Слайд 19

    Ответы

    1) Синекдоха 2) Эпитет 3) Перифраз 4) Метафора 5) Гипербола 6) Метонимия

  • Слайд 20

    Задание: определите по дифиниции вид фигуры речи

    фигуры речи Примеры 1 2. 3. 4. 5. 6. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид А новое так отрицает старое!.. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Сладкая скорбь. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю.

  • Слайд 21

    Ответы

    1.Анафора 2.Антитеза 3.Градация 4.Оксюморон 5.Риторический вопрос 6.Лексический повтор

  • Слайд 22

    « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И. С. Тургенев

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке