Презентация на тему "Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО"

Презентация: Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО" по русскому языку, включающую в себя 28 слайдов. Скачать файл презентации 1.01 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО
    Слайд 1

    Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО Выполнила: Шабанова Елена Владимировна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 7 «Светлячок» имени П. С. Гапоненко

  • Слайд 2

     Актуальность темы Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.Усовременных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д. дети не могут соединить несколько предложений (составить описательный рассказ из нескольких предложений) Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» - детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания.Целью такой работы будет выступать повышение уровня развития монологической, описательной речи детей посредством метода составление описательного рассказа… Справедливо полагать, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.

  • Слайд 3

    Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Согласно определению А. М. Бородич - "Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей". Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи коммуникативная формы диалог монолог

  • Слайд 4

    Виды монологической речи пересказ рассказ описательный повествовательный творческий Формы рассказывания… описательная сюжетная сравнительный объяснительный

  • Слайд 5

    что можно описывать… предмет игрушку одежду профессию время года животных растения  Описание - это тип речи, в котором словами изображается (описывается), рисуется какой - то   объект.   Цель описания - перечислить характерные особенности, свойства,качества объекта.

  • Слайд 6

    Виды рассказывания по картине Описание предметных картин Описание сюжетной картины Рассказ по последовательной сюжетной серии картин Описание пейзажной картины и натюрморта Творческий рассказ

  • Слайд 7

    Этапы обучения. 1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать предметы, картины и отвечать на вопросы по их содержанию. 2 этап - (средний возраст) - учит рассказывать и описывать предметы, картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу. 3 этап - (старший возраст) - дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают предметы, картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины; рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет. Программным содержанием (то есть целью) по составлению описательного рассказа будет следующие: учить ребенка описывать предмет, изображение на картине и т. д.; активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами; закреплять грамматический строй речи

  • Слайд 8

    В процессе обучения описательным рассказам дети овладевают умениями правильно подбирать слова, характеризующие особенности изображения; с помощью взрослого находить выразительные средства, устанавливать взаимосвязи цвета и оттенков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения); в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. пытаются самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни. вбеседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания.

  • Слайд 9

    Структура занятия: Часть –вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить (мотивация) детей к восприятию. 2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы. 3. Часть –итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка. Рефлексия.

  • Слайд 10

    Мотивация речевой деятельности – мотивационные установки игровая коммуникативная (социальные мотивы) младший и средний дошкольный возраст старший дошкольный возраст

  • Слайд 11

    Методическиеприемы обучения: рассматривание (тактильное обследование) беседа по содержанию картины (проблемные вопросы) план рассказа (коллективное обсуждение плана будущего рассказа) образец рассказа воспитателя составление рассказа по частям коллективное составление рассказа (…подгруппами) совместное рассказывание  сравнительный рассказ рассказ сильного ребенка  рассказывание по материализованным схемам, моделям (пиктограммы - условное обозначение);

  • Слайд 12

    алгоритм - cтрогая последовательность этапов действий, занятия. ассоциативные цепочки (или метод «чепухи»). мнемотехника опорные сигналы - кодировка текста с помощью ключевых слов, букв-сигналов, предметных образов, чертежей. Основана на зрительной памяти. вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения); указания (например, "говори выразительно") подсказ нужных слов исправление ошибок оценка детских монологов обсуждение последовательности повествования творческие задания.

  • Слайд 13

    Этапы обучения… Младший возраст.

  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Подбор игрушек, предлагаемых для описания дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду(большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Критерии отбора игрушек не должны быть мелкими; должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать; близки к естественному виду; должны быть безопасны. Составление описательного рассказа об игрушке

  • Слайд 19

    Этапы… Младший дошкольный возраст по фразовое параллельное описание сопряженное описание коллективное описание Средний дошкольный возраст параллельное описание пофразовое параллельное описание описание по схеме описание по плану Старший дошкольный возраст обучение художественному описанию описание пейзажной картины описание по плану прием сравнения

  • Слайд 20

    Младший возраст (3-4 года)   При описании игрушки используется следующий алгоритм: внесение игрушки в группу до начала занятия.  рассматривание и исследование игрушки; тактильное восприятие; беседа с детьми; совместный рассказ. При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы: рассматривание; сравнение; беседа с детьми; совместное рассказывание; вопросы педагога; образец рассказа; игра с этим предметом; художественное слово;

  • Слайд 21

    Средний возраст (4-5 лет) Методика обучению рассказу – описанию детей 1. Рассматривание игрушки; 2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею. 3. Образец рассказа воспитателя; 4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя; Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный воспитателем. Теперь методика обучения выглядит так: 1. Рассматривание игрушки; 2. Вопросы воспитателя; 3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке; 4. Образец рассказа воспитателя по плану; 5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя; Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты, предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры: 1. Сначала игрушка называется, 2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки. 3. Также перечисляются действия, характерные для игрушки или при обращении с ней.

  • Слайд 22

    В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов Методика обучению рассказу – описанию детей старшего возраста: лексико- грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание объекта описания; вопросывоспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; схемы описания. рассказ сильного ребенка; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;) рассказы 4 – 5 детей об объекте; сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и» (такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.) при составлении загадок образец почти не применяется. В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках).

  • Слайд 23

    В подготовительной группе дети сами составляют рассказ по плану.Особенностью работы в этой группе является то, что дети учатся анализироватьрассказы друзей.Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют. Таким образом, используя различные методы обучения, дошкольники учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы.

  • Слайд 24

    Приемы эстетического аспекта (рассматривания пейзажных картин) использование поэтических произведений рассматривание всопровождении музыки   использование вопросов одновременное рассматривание двух картин сравнение пейзажа накартине с личными наблюдениями. прием возможных следствий специфические вопросы игровые приемы рассказ-образец воспитателя рассказ ребенка Составление описаний по картине — метод обучения детей описательной речи на основе восприятия.Описать картину значит перечислить ее признаки.

  • Слайд 25

    Приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам: узнаваниеребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»); соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»); оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?») сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению

  • Слайд 26

    Игровые приемы: использование элементов фольклора: стихов, песенок, потешек, загадок и пр. «Угадайка» дидактические игры («Волшебный мешочек», «Потерялся ребенок») сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ателье» организация различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов (сюжетно-дидактическиеигры «Фотовыставка», «Музей посуды» и др. ) игры-путешествия драматизация игра «С подзорной трубой» игра «Кто в кружочке живет?» разговор «от обратного» совместное рассказывание «Я начну, а ты закончи..» метод ассоциативных цепочек (метод «Чепухи»)

  • Слайд 27

    Речь детей будет развиваться и совершенствоваться быстрее и лучше, если родители будут активноинтересоваться жизнью ребенка, слушать советы воспитателей и консультироваться со специалистами в оказании посильной помощи ребенку если он в ней нуждается.

  • Слайд 28

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке