Презентация на тему " Понятие о глаголе (6 класс)"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, посвященная изучению глагола как части речи и его свойств. Автор приводит практическое задание в процессе выполнения которого ученик должен осваивать и применять свои знания о глаголах.

Краткое содержание

  • Глагол как часть речи
  • Морфологический разбор глагола
  • Морфемный разбор глагола
  • Глагол как основа предложения

Содержание

  • Слайд 1

    Урок русского языка в 6 классе по теме «Понятие о глаголе»

    Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Салехард, ЯНАО

    Ниязбагина Чулпан Валиевна

  • Слайд 2

    Выпишите глаголы, докажите их принадлежность к этой части речи

    Что без меня предметы?Лишь названия.А я приду – Всё в действие придёт.Летит река.Люди строят здания.Цветут сады.И хлеб в полях растёт.

  • Слайд 3

    Выполните морфологический разбор глагола «летит» по схеме:

    Назвать часть речи. Указать грамматическое значение.

    Привести начальную форму (инфинитив).

    2. Морфологические признаки: возвратный и невозвратный, вид, спряжение,

    переходный или непереходный; в какой форме употреблён: наклонение, число,

    время (в изъяв. наклонении), лицо и род.

    - Отметить морфемы, характерные для глаголов.

    3. Синтаксическая роль.

    Возникли ли у вас трудности при выполнении? Чего вы определить не смогли? Почему? Сформулируйте тему урока и запишите.

  • Слайд 4

    Понятие о глаголе

    Цели урока: Повторить……… Узнать……….. Закрепить…….

    Выделите окончания глаголов:

    приду – придёт – летит – строят – цветут – растёт –

    Вывод: для глаголов характерны ……….

  • Слайд 5

    Выполните морфемный разбор

    Приехал рассказать смеётся

    Вывод: морфологические признаки глагола раскрываются в …………..

  • Слайд 6

    Проверьте правильность разбора

    При – ех – а – л

    Рас – сказ – а – ть

    Сме- ёт - ся

    ёт

  • Слайд 7

    Выделите грамматическую основу в предложениях

    Звёзды меркнут и гаснут.

    Белый пар по лугам расстилается.

    Какова синтаксическая

    функция глагола?

  • Слайд 8

    Вставьте подходящие по смыслу глаголы

    Мы …………….. удобное место, ……… … дров,……….. …костёр, ……… из рюкзаков свои припасы и ………..… их под деревом. Потом …………… удочки и ……………….. рыбу.

    Но вот над рекой ………… солнце, и мы …………… от восторга.

  • Слайд 9

    Итоги урока

    Что нового вы узнали о глаголе?

    Какую речевую функцию выполняет глагол?

    По каким признакам можно «узнать» глагол?

    Почему глагол нам необходим в речи?

  • Слайд 10

    Оцените урок, нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению после урока

    Понравилось, всё понятно– Скучно, ничего не узнал(а) -

  • Слайд 11

    Домашняя работа

    П. 71, упр. 281 или составить интеллект-карту «Морфологические признаки глагола».

  • Слайд 12

    Источники:

    Предложения взяты из стихотворения Никитина И. С. «Утро».

    2. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся/М. Т. Баранов, Т. А.

    Костяева, А. В. Прудникова, под ред. Шанского Н. М. – М.:Просвещение, 2006.

    2. УМК: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория. 5-9 классы:Учебник», Бабайцева В.В.Сборник заданий. 6 кл.: учеб. Пособие.

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок русского языка в 6 класс по теме «Понятие о глаголе»

Учитель: Ниязбагина Чулпан Валиевна, учитель МАОУ «Гимназия №1» г. Салехард, ЯНАО.

УМК: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория. 5-9 классы» Учебник, Бабайцева В.В.Сборник заданий. 6 кл.: учеб. пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Пред профильное обучение, Бабайцева В.В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное...

Урок русского языка в 6 класс по теме «Понятие о глаголе»

Учитель: Ниязбагина Чулпан Валиевна, учитель МАОУ «Гимназия №1» г. Салехард, ЯНАО.

УМК: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория. 5-9 классы» Учебник, Бабайцева В.В.Сборник заданий. 6 кл.: учеб. пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Пред профильное обучение, Бабайцева В.В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение.»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация , таблица «Морфологический разбор глагола», таблица “Общее грамматическое значение глаголов".

Цели урока:

1. Повторить и расширить представление о глаголе как о самостоятельной части речи.

2. Узнать, какие морфологические признаки, характерные для глаголов, ещё не были изучены, что предстоит выучить на последующих уроках, какие морфемные признаки характерны для глаголов.

3. Научиться по морфемным признакам определять часть речи – глагол, выполнять морфологический разбор.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Мы приступаем к изучению самой “живой", “динамичной" части речи. Она яркая, эмоциональная, придаёт нашей речи движение, действие. Как называется эта часть речи? (глагол) Правильно, это глагол. А сейчас запомните и назовите слова этой части речи в отрывке стихотворения, который я прочту.

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – Всё в действие придёт. Летит река. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

- Назовите слова, которые вы запомнили, выпишите их. Устно попробуйте доказать, что это глаголы.

III. Постановка учебной проблемы.

Выполните разбор слова «летит» по плану, который вы видите на слайде. (слайд 3)

(выполняют, но сталкиваются с проблемой, по некоторым пунктам не могут дать ответ).

Вы выполнили задание? (выполнили, но не всё) Почему? (не всё ещё знаем, что-то забыли) Так что мы должны сделать? (повторить и узнать новое об этой части речи) Сформулируйте тему урока и запишите. (Понятие о глаголе)

Какие цели мы должны поставить?

IV. Этап усвоения новых знаний

Какие признаки у глагола вы не смогли определить в морфологическом разборе?

Предположите, какие темы мы будем изучать на последующих уроках.

Выделите окончания глаголов, которые вы выписали из стихотворения (слайд 4). О чём вам может рассказать окончание? Какие окончания характерны для глаголов?

Выполните морфемный разбор глаголов по вариантам (1 – приехал, 2- рассказал, 3 – смеётся).

Взаимопроверка работ (слайд 6).

Обменяйтесь работами и проверьте правильность выполнения задания.

Беседа по вопросам, подводящая к выводу.

Вывод: ярким морфемным признаком глагола является окончание, по которому можно определить лицо, время, число, спряжение глагола. Морфологические признаки глагола раскрываются в его морфемном составе.

Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол? (сказуемым) Какова синтаксическая роль глагола?

Сформулируйте выводы по выполненным заданиям: что это за часть речи, какие морфологические признаки характерны, синтаксическая роль.

V. Работа с текстом. Закрепление навыка использования знаний в новой ситуации.

Задания:

озаглавить текст;

вставить наиболее подходящий по смыслу, точный глагол;

обозначить корни с чередованием и условия выбора гласной.

Текст.

Мы … удобное место, … дров, … костёр, … из рюкзаков свои припасы и … их под деревом. Потом … удочки и … … рыбу.

Но вот над рекой … солнце, и мы … от восторга.

Проверка работы. Какую функцию выполняют глаголы?

VI. Работа в группах. Закрепление алгоритма, определение значения глаголов.

Каждой группе раздаются таблицы “Общее грамматическое значение глаголов".

Задание: распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение; определите морфологические признаки глаголов.

Карточка “Общее грамматическое значение глагола"

Трудовая деятельность

Умственная деятельность

Перемещение в пространстве

Состояние человека

Состояние природы

- знобит

- плавает

- учиться

- собираются

- подморозило

- чувствовала

- повторяла

- цементировать

- проговорит

- шагает

- вечереет

- выращивала

- радуется

- мечтать

- путешествовала

- шефствует

Подведём итоги. Как вы справились с заданием?

VII. Итоги урока

Что нового вы узнали о глаголе?

Какую речевую функцию выполняет глагол?

По каким признакам можно «узнать» глагол?

Почему глагол нам необходим в речи?

VIII.Домашняя работа

П. 71, упр. 281 или составить интеллект-карту «Морфологические признаки глагола».

Список используемой литературы:

1.Предложения взяты из стихотворения Никитина И. С. «Утро».

2. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся/М. Т. Баранов, Т. А.

Костяева, А. В. Прудникова, под ред. Шанского Н. М. – М.:Просвещение, 2006.

3. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день:русский язык на уроках в 5 классе.-

М.: ВЛАДОС, 1995.

4. УМК: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория. 5-9 классы» Учебник, Бабайцева В.В.Сборник заданий. 6 кл.: учеб. пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9классы». Пред профильное обучение,

5. Бабайцева В.В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение.»

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд